Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты организационной культуры на предприятии 6
1.1 Подходы к определению сущности организационной культуры на предприятии 6
1.2 Основные компоненты и признаки организационной культуры на предприятии 11
1.3 Методы развития организационной культуры на предприятии 17
2 Анализ организационной культуры ООО «Феникс» 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Феникс» 22
2.2 Управления персоналом ООО «Феникс» 28
2.3 Оценка организационной культуры ООО «Феникс» 38
3 Разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры ООО «Феникс» 44
3.1 Основные направления развития организационной культуры ООО «Феникс» 44
3.2 Оценка социально-экономического эффекта от предложенных мероприятий 51
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложения 59
Актуальность работы заключается в том, что сегодня, в условиях жесткой конкуренции в той или иной отрасли, а также в условиях глобализации и интеграции руководители все чаще обращают свое внимание на внутренние процессы предприятия. Все организации, независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и осуществляют свою деятельность в определенной среде, носящей название - культура.
В свою очередь, корпоративная культура оказывает достаточное влияние на определение смысла существования, действуя как извне, так и внутри организации. Отсюда одним из факторов повышения эффективности и производительности труда является совершенствование организационной культуры на предприятии - ценностей, норм и отношений, которые принимаются и разделяются большинством сотрудников.
Зарубежными учеными давно уже замечено, что успешные и процветающие компании характеризуются высоким уровнем организационной культуры. Она оказывает влияние как на потенциал одного работника, так и всего предприятия в целом. Но не все так просто, нестабильность, сложность и взаимосвязанность факторов внешней среды, оказывающих сильное влияние на все внутренние параметры организации, в том числе, и на корпоративную культуру. Исходя из этого, корпоративная культура является одним из движущих звеньев в реализации стратегических планов, поставленных перед организацией. По мнению многих ученых именно корпоративная культура, наряду с персоналом, - это самое значимое преимущество организации перед конкурентами.
Целью данного исследования является разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры на предприятии ООО «Феникс».
Исходя из цели исследования, автором ставятся и решаются следующие основные задачи:
• изучить теоретические аспекты организационной культуры на предприятии;
• провести оценку организационной культуры ООО «Феникс»;
• осуществить разработку мероприятий по совершенствованию организационной культуры ООО «Феникс».
Объектом исследования ООО «Феникс», основным видом деятельности которого является деятельность по розничной торговле большим товарным ассортиментом с преобладанием продовольственных товаров в неспециализированных магазинах.
Предметом исследования является организационная культура ООО «Феникс».
Методологическую основу работы составили различные общенаучные и специальные методы. А именно: сравнительный, социологический, абстрактно-логический, экономико-статистический, системного анализа, метод экспертных оценок.
Информационную базу исследования составили материалы специализированных печатных изданий, данные управленческой отчетности и иных документов предприятия ООО «Феникс». Так, теоретической основой являются труды отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента. В процессе работы были изучены следующие авторы: Суслова О.В., Чаплина А.Н., Вашко Т.А., Фатхутдинов Р.А., Виханский О.С., Коротков Э.М., Ким С. Камерон и другие. Приложения помогают раскрыть сущность корпоративной культуры предприятия «Феникс», а также содержат материалы необходимые для обоснованного сформулированных выводов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В результате проведённого исследования, были сделаны следующие выводы:
Организационная культура включает систему ценностей, убеждений, верований, представлений, ожиданий, символов, а также деловых принципов, норм поведения, традиций, ритуалов и т.п., которые сложились в организации или ее подразделениях за время работы и которые разделяются большинством сотрудников.
Организационная культура стимулирует работников создавать положительный имидж корпорации, направляет ежедневную деятельность на достижение не только материальных, но и духовных целей, которые необходимы для функционирования во внешнем окружении.
Создание организационной культуры важно не только для поддержки командного духа - от нее во многом зависит будущее компании, и ее успех. Отношения между культурой и результатами работы организации зависят во многом от содержания ценностей. Поэтому важно, чтобы ценности компании и человека совпадали.
Результаты проведенного анализа организационной культуры показало, что:
1) ООО «Феникс» характеризуется жестким иерархическим стилем управления, что отметило в своих ответах большинство респондентов;
2) на предприятии отмечается низкая сплоченность коллектива, недостаточно развита взаимовыручка, климат в коллективе не отличается дружелюбностью;
3) несмотря на то, что предприятие имеет факторы явно выраженной рыночной культуры, респонденты считают нужным усилить эту сторону корпоративной культуры, что вероятно указывает на необходимость улучшения методов персональной оценки эффективности сотрудников;
4) на предприятии не хватает динамики и новаторства в процессе осуществления деятельности, о чем свидетельствуют низкие показатели адхократичности существующей корпоративной культуры и тот факт, что респонденты отметили необходимость улучшения этой стороны корпоративной культуры.
Для устранения данных недостатков, было предложено:
1) создание электронной газеты;
2) внедрение коучинга;
3) пути повышения мотивации.
При умелом использовании корпоративной культуры можно добиться успеха, процветания и стабильности, а также экономического эффекта в виде прироста производительности труда на 13,92%. Для этого необходимо изучать корпоративную культуру, следить за ее формированием, совершенствовать и регулировать ее изменения.
1. Андреева И.В. Корпоративная культура: учебное пособие / И.В. Андреева, О.Б. Бетина. - СПб.: СПбГИЭУ, 2015. - 258 с.
2. Ахмадеев А.А., Рабцевич А.А. Профессиональное развитие персонала на примере Запада // Научный обозреватель. - 2015. - № 1. - С. 32-33.
3. Блинов О.А. Совершенствование системы управления персоналом. // Управление персонала / О.А. Блинов. - М.: Академия, 2014. - 302 с.
4. Буева И.И., Кирьякова А.В. Формирование корпоративной культуры образовательных сообществ: теория и методология: монография. - М.: издательство «Дом педагогики», 2013. - 378 с.
5. Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий / В.П. Галенко, О.А. Страхова, С.И Файбушевич. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 213 с.
6. Дмитриев М.Н. Управление персоналом: учебное пособие / М.Н. Дмитриев. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. - 159 с.
7. Замедлина Е.А. Организационная культура / Е.А. Замедлина. - М.: РИОР, 2017. - 265 с.
8. Козинец, А. А. Проблемы и перспективы управления персоналом на современном предприятии / А. Кознец // Менедж-мент: теория и практика. - 2014. - № 3. - С. 83-86.
9. Компетентностный подход в управлении персоналом: теория, методология, практика / Под ред. д. э. н. Резниковой О. С. - Симферо-поль : ИТ «АРИАЛ», 2018. - 296 с.
10. Мациевский С.В. Копоративная культура. Игры. / С.В. Мациевский. - М.: Академия, 2017. - 807 с.
11. Метаева В.А. Имидж корпорации / В.А. Метаева // Имиджелогия. Как нравиться людям / под ред. В.М. Шепель. М., 2013. - 354 с.
12. Мизелева Г.С., Балакина И.В., Эйдельман Я.Л. Корпоративная культура: взгляд изнутри // Справочник по управлению персоналом. - 2013. - № 3. - С. 14-32.
13. Рогожин М. Ю. Управление персоналом : практическое пособие / М. Ю. Рогожин. - М.; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 309 с. : ил
14. Сабетова Т.В. Развитие компетенций и система вознаграждения за труд / Т.В. Сабетова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2016. - № 1 (67).
15. Сагитдинов М.П. Оценка эффективности работы персонала // Вопросы экономики - 2016. - №6. - с.27-33.
...