Формирование положительного отношения старшеклассников к здоровому образу жизни
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Образ жизни как социально - педагогическая категория 6
1.2. Сущность, содержание, структура, критерии и уровни здорового образа жизни старшеклассников 8
1.3. Образ жизни как основа долголетия 11
1.4. Классификация биологических и социальных биоритмов 16
1.5. Теория проблемы адаптации 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 23
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1. Формирование положительного отношения старшеклассников к здоровому образу жизни 26
3.2. Проблемы образования по ЗОЖ школьников и студентов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Образ жизни как социально - педагогическая категория 6
1.2. Сущность, содержание, структура, критерии и уровни здорового образа жизни старшеклассников 8
1.3. Образ жизни как основа долголетия 11
1.4. Классификация биологических и социальных биоритмов 16
1.5. Теория проблемы адаптации 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 23
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1. Формирование положительного отношения старшеклассников к здоровому образу жизни 26
3.2. Проблемы образования по ЗОЖ школьников и студентов 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Актуальность исследования. В условиях духовного возрождения общества происходит смена ценностей и приоритетов в общественном и личном сознании, интенсифицируется поиск путей и средств, создаваемых реальные и наиболее полные возможности для свободного развития всех резервов духовного и физического развития личности.
Однако анализ образовательно-воспитательной практики в общеобразовательных школах свидетельствует о существенном ограничении возможностей физической культуры в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) школьников.
Вместе с тем, изучение рассматриваемой проблемы не обеспечило в достаточной мере повышение целостной сущности и критериальных характеристик рассматриваемого социально-психологического феномена, функционирующего в средней школе; познание механизмов его возникновения и развития в специфической социокультурной среде; педагогических условий, обеспечивающих его формирование у старшеклассников в процессе физического воспитания. Это не позволяет разрешить противоречий между неуклонно растущими требованиями общества к личности старшеклассника и его самоопределении в здоровом, культурном стиле жизнедеятельности; между функциональными возможностями физической культуры в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и реальной учебно-воспитательной практикой по их реализации.
Объект исследования - факторы здоровья.
Предмет исследования. Здоровый образ жизни старшеклассника.
Гипотеза. Предполагаем, что процесс формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у старшеклассников должен носить выраженную образовательно-воспитательную направленность и рассматриваться не только как средство повышения работоспособности и укрепления здоровья, но и как процесс общекультурного и гармоничного становления его личности.
Цель исследования. Формирование положительного отношения старшеклассников к здоровому образу жизни.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом решались следующие задачи:
1. Изучить ценностного отношения старшеклассников к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
2. Выявить и экспериментально обосновать основные факторы, формирующие здоровый образ жизни (ЗОЖ) у старшеклассников в процессе освоение физических упражнений.
3. Апробировать на практике разработанную научно - практическую рекомендацию по самоопределению старшеклассников к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Новизна. Для понимания реальной включенности старшеклассников в ЗОЖ, требуется особое внимание уделять развитию мотивационно-ценностной сферы их деятельности, целенаправленно и адресно используя средства массовой информации и пропаганды, физкультурно-оздоровительные мероприятия, отвечающие индивидуальным и групповым запросам и интересам старшеклассников по ЗОЖ.
Практическая значимость работы. В процессе физической культуры широко использовать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий исходный уровень сформированности ЗОЖ и социально-психологические особенности старшеклассников.
Однако анализ образовательно-воспитательной практики в общеобразовательных школах свидетельствует о существенном ограничении возможностей физической культуры в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) школьников.
Вместе с тем, изучение рассматриваемой проблемы не обеспечило в достаточной мере повышение целостной сущности и критериальных характеристик рассматриваемого социально-психологического феномена, функционирующего в средней школе; познание механизмов его возникновения и развития в специфической социокультурной среде; педагогических условий, обеспечивающих его формирование у старшеклассников в процессе физического воспитания. Это не позволяет разрешить противоречий между неуклонно растущими требованиями общества к личности старшеклассника и его самоопределении в здоровом, культурном стиле жизнедеятельности; между функциональными возможностями физической культуры в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и реальной учебно-воспитательной практикой по их реализации.
Объект исследования - факторы здоровья.
Предмет исследования. Здоровый образ жизни старшеклассника.
Гипотеза. Предполагаем, что процесс формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у старшеклассников должен носить выраженную образовательно-воспитательную направленность и рассматриваться не только как средство повышения работоспособности и укрепления здоровья, но и как процесс общекультурного и гармоничного становления его личности.
Цель исследования. Формирование положительного отношения старшеклассников к здоровому образу жизни.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом решались следующие задачи:
1. Изучить ценностного отношения старшеклассников к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
2. Выявить и экспериментально обосновать основные факторы, формирующие здоровый образ жизни (ЗОЖ) у старшеклассников в процессе освоение физических упражнений.
3. Апробировать на практике разработанную научно - практическую рекомендацию по самоопределению старшеклассников к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Новизна. Для понимания реальной включенности старшеклассников в ЗОЖ, требуется особое внимание уделять развитию мотивационно-ценностной сферы их деятельности, целенаправленно и адресно используя средства массовой информации и пропаганды, физкультурно-оздоровительные мероприятия, отвечающие индивидуальным и групповым запросам и интересам старшеклассников по ЗОЖ.
Практическая значимость работы. В процессе физической культуры широко использовать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий исходный уровень сформированности ЗОЖ и социально-психологические особенности старшеклассников.
По окончании исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Учебно-воспитательный процесс в средней школе по отношению к формированию ЗОЖ у старшеклассников не имеет определенной системы и научного обоснования. Мероприятия, направленные на его формирование, несет спонтанный, эпизодический, ситуативный характер. Обязательно учебные занятия по физической культуре, не ориентируют старшеклассников на самоопределение в ЗОЖ, цели занятий часто не осознаются старшеклассниками, мотивация на регулярные физкультурно-оздоровительные мероприятия практически отсутствует. В образовательно-воспитательной работе вопросы взаимосвязи ЗОЖ с профессиональной дальнейшей деятельностью не рассматриваются и не решаются. У двух трети опрошенных старшеклассников отмечается практически полное отсутствие системы теоретических знаний и практических умений в области ЗОЖ.
2. Содержание внеучебной физкультурно-спортивной деятельности старшеклассников не соответствует коллективным и индивидуальным интересам и запросам старшеклассников, в должной мере не учитывается их социально-психологические и типологические особенности. Участие старшеклассников во многих спортивно-массовых общешкольных мероприятиях нередко носит принудительный характер, что также не способствует повышению мотивации у старшеклассников к культуре физической.
3. Процесс формирования ЗОЖ у старшеклассников должен носить выраженную образовательно-воспитательную направленность и рассматриваться не только как средство повышения работоспособности и укрепления здоровья, но и как процесс общекультурного и гармоничного становления его личности.
4. Для понимания реальной включенности старшеклассников в ЗОЖ, требуется особое внимание уделять развитию мотивационно - ценностной сферы их деятельности, целенаправленно и адресно используя средств массовой информации и пропаганды, физкультурно-оздоровительные мероприятия, отвечающие индивидуальным и групповым запросам и интересам старшеклассников по ЗОЖ.
5. В целях углубления образовательной подготовки и расширения познавательной активности старшеклассников, включить в процесс физической культуры специальный лекционно-методический курс по вопросам ЗОЖ с профессиональной ориентацией.
6. В процессе физической культуры широко использовать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий исходный уровень сформированности ЗОЖ и социально-психологические особенности старшеклассников.
7. Успешность методическую, образовательную и воспитательную стороны практических занятий по физической культуре, для чего широко использовать междисциплинарные связи, проблемный метод обучения, индивидуальные и групповые педагогические задания для старшеклассников.
8. Обеспечить преемственную взаимосвязь и единство процессов учебно-воспитательного, внеучебного и физического самовоспитания, являющихся необходимым условием формирования здорового образа жизни у старшеклассников и всех школьников в целом.
1. Учебно-воспитательный процесс в средней школе по отношению к формированию ЗОЖ у старшеклассников не имеет определенной системы и научного обоснования. Мероприятия, направленные на его формирование, несет спонтанный, эпизодический, ситуативный характер. Обязательно учебные занятия по физической культуре, не ориентируют старшеклассников на самоопределение в ЗОЖ, цели занятий часто не осознаются старшеклассниками, мотивация на регулярные физкультурно-оздоровительные мероприятия практически отсутствует. В образовательно-воспитательной работе вопросы взаимосвязи ЗОЖ с профессиональной дальнейшей деятельностью не рассматриваются и не решаются. У двух трети опрошенных старшеклассников отмечается практически полное отсутствие системы теоретических знаний и практических умений в области ЗОЖ.
2. Содержание внеучебной физкультурно-спортивной деятельности старшеклассников не соответствует коллективным и индивидуальным интересам и запросам старшеклассников, в должной мере не учитывается их социально-психологические и типологические особенности. Участие старшеклассников во многих спортивно-массовых общешкольных мероприятиях нередко носит принудительный характер, что также не способствует повышению мотивации у старшеклассников к культуре физической.
3. Процесс формирования ЗОЖ у старшеклассников должен носить выраженную образовательно-воспитательную направленность и рассматриваться не только как средство повышения работоспособности и укрепления здоровья, но и как процесс общекультурного и гармоничного становления его личности.
4. Для понимания реальной включенности старшеклассников в ЗОЖ, требуется особое внимание уделять развитию мотивационно - ценностной сферы их деятельности, целенаправленно и адресно используя средств массовой информации и пропаганды, физкультурно-оздоровительные мероприятия, отвечающие индивидуальным и групповым запросам и интересам старшеклассников по ЗОЖ.
5. В целях углубления образовательной подготовки и расширения познавательной активности старшеклассников, включить в процесс физической культуры специальный лекционно-методический курс по вопросам ЗОЖ с профессиональной ориентацией.
6. В процессе физической культуры широко использовать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий исходный уровень сформированности ЗОЖ и социально-психологические особенности старшеклассников.
7. Успешность методическую, образовательную и воспитательную стороны практических занятий по физической культуре, для чего широко использовать междисциплинарные связи, проблемный метод обучения, индивидуальные и групповые педагогические задания для старшеклассников.
8. Обеспечить преемственную взаимосвязь и единство процессов учебно-воспитательного, внеучебного и физического самовоспитания, являющихся необходимым условием формирования здорового образа жизни у старшеклассников и всех школьников в целом.
Подобные работы
- Формирование ценностей здорового образа жизни у старшеклассников на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Формирование ценностной ориентации старших подростков на здоровый образ жизни в процессе общего и дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у студентов грамотности в области здоровья через организацию клуба здорового образа жизни
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Отношение студентов ИППС к здоровому образу жизни
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Диссертация , физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - Формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД средствами физической культуры и спорта
Диссертации (РГБ), физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2016 - Формирование здорового образа жизни у студентов вузов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021





