Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПРИЯТИЕ РЕБЕНКОМ СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Работа №105589

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретический анализ проблемы становления личности ребенка и влияния на это детско-родительских отношений и семейной ситуации 10
1.1 Проблема становления личности ребенка в семье в отечественной и зарубежной психологии 10
1.2 Теоретический анализ проблемы семейного воспитания и типа детско-родительских отношений 18
1.3 Тип детско-родительских отношений как фактор восприятия семьи ребенком и формирования особенностей его личности 25
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей восприятия ребенком семьи и типа детско-родительских отношений отца и матери 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Эмпирическое изучение специфики восприятия ребенком семьи и типа детско-родительских отношений отца и матери 40
2.3. Сопоставительный анализ восприятия ребенком семьи и реализуемого родителями типа детско-родительских отношений 60
Заключение 70
Список используемой литературы 74

Актуальность исследования. Становление личности человека, формирование его индивидуальности, не смотря на давнюю историю изучения в психологии, не теряет свою актуальность и сегодня. В современном мире, где от человека требуется высокая мобильность и продуктивность, активно изучается вопрос условий и факторов, способствующих формированию личностных качеств, способных обеспечить человеку тенденцию постоянного роста, развития и саморазвития, что позволит ему конструктивно и продуктивно реализовывать себя в различных сферах социума.
Особое внимание в науке традиционно уделяется детским периодам становления личности, формированию у ребенка психологических компонентов и качеств личности, что обусловлено значимостью формирования базовых структур личности и характерологических черт для все последующей жизни человека.
Детские периоды развития довольно-таки хорошо изучены в детской и возрастной психологии, в психологии развития человека. Выделены закономерные периоды развития психики и личности ребенка, определены основные новообразования, нормативные трудности и кризисы возраста. Этими проблемами занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина, В.В. Давыдов и многие другие. В западной психологии большой вклад в изучение закономерностей и особенностей развития внесли Ж. Пиаже, Э. Клапаред, С. Холл, Гетчинсон, В. Штерн,З. Фрейд, Э. Эриксон, М. Кляйн и др.
Особое внимание в исследованиях уделялось изучению условий и факторов, воздействующих на психологическое развитие ребенка, на становление всех его личностных сфер. Здесь можно выделить, помимо вышеуказанных, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисину, В.С. Мухину, Л.В. Обухову, Ю.Б. Гиппенрейтер, Д.И. Фельдштейна, А. Фрейд, М. Мид, Дж. Брунера, Дж. Боулби и пр.
Все они подчеркивают значимость культуры, традиций, особенностей связей и отношений в макро- и микросоциуме и непосредственно, в первую очередь, семьи со своей спецификой взаимодействия, межличностных отношений, характера общения и воспитания на личность ребенка, на формирование его индивидуальности со своими особенностями характера и спецификой всех личностных сфер.
Значимость семьи со своими стилями воспитания и типами детско- родительских отношений, подчеркиваемая в детской психологии, обусловила проблему нашего исследования, заключающуюся в необходимости изучения особенностей восприятия ребенком семьи, семейной ситуации и отношений в семье в аспекте того типа детско-родительских отношений, который реализуется при воспитании отцом и матерью.
Противоречия:
• не смотря на полноту исследований роли семьи для личностного становления детей дошкольного возраста и влияния того или иного типа детско-родительских отношений на ребенка, его переживания, эмоциональную и личностную сферу, его самооценку и самоотношение все еще остается недостаточно проясненным вопрос дифференцированного влияния типа взаимодействия, реализуемым отдельно матерью и отцом;
• не смотря на сложившееся в науке понимание об эмоционально- чувственном восприятии ребенком семьи и о влиянии на это определённых внутрисемейных факторов и условий воспитания, все еще требует дополнительного изучения вопрос детерминации благоприятного целостного восприятия ребенком семьи конструктивным типом детско-родительских отношений, реализуемых только матерью или отцом, или же обязательно реализуемым обоими родителями.
Цель исследования: выявление особенностей восприятия ребенком семьи в аспекте детско-родительских отношений, реализуемых отцом и матерью.
Объект: становление личности ребенка в семье.
Предмет: восприятие ребенком семьи в аспекте детско-родительских отношений.
Гипотеза: мы предполагаем, что восприятие ребенком семьи и семейной ситуации обусловлено типом детско-родительских отношений, реализуемых матерью и отцом, где более благоприятное восприятие может обеспечиваться реализацией кооперации, сотрудничества и высоким уровнем принятия ребенка хотя бы одним из родителей (матерью или отцом).
Задачи:
• провести теоретический анализ научных психологических исследований по проблемам становления личности ребенка в семье и особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений;
• изучить особенности восприятия семьи ребенком и тип детско- родительских отношений отца и матери;
• провести анализ полученных эмпирических данных и выявить особенности восприятия семьи ребенком и тип детско-родительских отношений отца и матери;
• сопоставить результаты исследования и сделать выводы о специфике восприятия семьи ребенком и реализуемым отцом, и матерью типом детско- родительских отношений.
Методы и методики исследования:
• метод теоретического анализа;
• методы психодиагностики (проективная рисуночная методика «Рисунок семьи»; тест-опросник родительского отношения, авторы А.Я. Варга, В.В. Столин);
• метод количественного и качественного анализа;
• математико-статистический метод обработки данных.
Методологическая основа исследования. Методологическим основанием исследования выступили работы Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Л.В. Обуховой, Ю.Б. Гиппенрейтер, З. Фрейда, Э. Эриксона, М. Кляйн, А. Фрейд, Дж. Боулби.
Теоретическая значимость исследования представлена систематизацией взглядов на проблему становления личности ребенка в семье и под влиянием семейной ситуации, стиля воспитания и типа детско-родительских отношений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования рисуночных методик и данных, получаемых при их помощи, для организации просвещенческих программ для родителей детей раннего и дошкольного возрасте, а также для пар на этапах подготовки к родительству. Также это позволит организовывать обучение родителей реализации задач конструктивного родительства и формировать у них необходимые навыки, включающие осознанность, коммуникативную компетентность, понимание норм и задач каждого из периодов развития детей. Также это необходимо для повышения общей психолого-педагогической компетентности родителей.
Новизна исследования выражена в сопоставлении восприятия ребенком семьи в аспекте типа детско-родительских отношений, реализуемых отдельно отцом и матерью, где особенности восприятия ребенка изучались посредство проективной рисуночной методики «моя семья», отражающей впечатление ребенком семейной ситуации, семейные диспозиции и эмоциональную близость, значимость или отгороженность ребенка и других членов семьи (с точки зрения ребенка).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения г. о. Тольятти. Участниками экспериментального исследования выступили 10 семей с одним ребенком. Всего исследовались 29 человек, из которых 18 - отцы и матери детей, 1 - мать (неполная семья), а 10 - сами дети. Возраст родителей от 24-х до 36-ти лет; возраст детей - от 4-х до 5,5 лет.
Положения, выносимые на защиту:
• влияние семьи, семейной ситуации и типа детско-родительских отношений на становление ребёнка и формирование у него личностных качеств и характерологических особенностей в дошкольные периоды детства играет главенствующую роль в рамках общей социализации детей;
• тип детско-родительских отношений во многом определяет восприятие ребенком семьи и влияет на его миропонимание, отношение к другим людям и к себе самому;
• восприятие ребенком семьи и семейной ситуации обусловлено типом детско-родительских отношений, реализуемых матерью и отцом, а более благоприятное восприятие может обеспечиваться реализацией кооперации, сотрудничества и высоким уровнем принятия ребенка хотя бы одним из родителей (матерью или отцом).
Структура и объем работы. Работа содержит введение, две главы (теоретическую и экспериментальную), заключение и список используемой литературы (65 источников). В работе содержится 18 таблиц, 4 рисунка. Общий объем работы содержит 79 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы бакалавра психологии, посвящено изучению связи восприятия ребенком семьи с типами родительского отношения у отца и матери.
Проблема исследования была обусловлена доказанной значимостью семьи для развития и становления личности ребенка, для его психического и психологического развития.
Первичной средой социализации для каждого является семья. Она задает базовые параметры и характеристики личности ребенку, формируемые через систему существующих межличностных отношений и отношений взрослых к нему. На этапах дошкольного детства в семье у ребенка формируется осознание себя и отношение к себе, закладываются базовые основы самооценки, уверенности (или неуверенности).
Семья является первичной микросредой, отражающей социо-культурные составляющие актуального мира и воспроизводящей их внутри созданной супругами системы, которая для ребенка становится и условиями его жизнедеятельности, и факторами, при воздействии которых формируется его характер, Я-концепция, сознание и самосознание, т. е., личность и индивидуальность.
Ребенок, находясь под воздействием стилей семейного воспитания, образа жизни, создаваемого родителями, транслирующимися ими ценностями, нормами и установками, присваивает это, что находит свое отражение в психике и личности ребенка, в результате чего у него формируется целостный образ мира, частью которого становится и его отношение не только к нему, но и к себе, другим людям и отношениям.
Стиль и тип отношений родителей с ребенком играет решающее значение для становления личности ребенка. Именно в процессе общения формируется характер, закладываются основы его Я-концепции, приобретаются комплексы и установки, моральные нормы и суждения, устанавливаются специфические регуляторные механизмы и пр. Все личностные характеристики, содержание сознания и самосознания имеют свои качественные особенности, что в совокупности может быть благоприятным для будущей самоактуализации и самореализации детей, а может быть и сдерживающим, ограничивающим его активность и направленность.
Самыми благоприятными условиями для развития и становления положительных и ресурсных качеств личности является сотрудничество с ребенком, которое создает чувство единства и справедливости. Сравнивая сотрудничество с другими стилями воспитания и взаимодействия в семье, можно выделить неконструктивность либерально-попустительских взаимоотношений и авторитаризма, где на передний план выходит гипо- или гиперопека, при которых роль ребенка минимальна, а воспитательная и руководящая роль родителей либо преувеличена, либо практически отсутствует.
Те или иные типы детско-родительских отношений позволяют четко увидеть последствия их реализации для ребенка. Все диспозиции, чувства, поведение и способ коммуникации с ним отражаются в его чувственном восприятии и перерабатывается им когнитивно в меру своих возрастных возможностей, порождая у него образ семьи, формируя картину взаимоотношений с людьми. Восприятие ребенком семьи и всех ее членов во многом отражает психологический климат, существующий в семейной системе, а также специфику привязанности, контроля, доверия или недоверия, диспозиции межличностного взаимодействия, приоритеты, используемые в семье. Именно эти впечатления продолжают свое существование в рамках целой жизни человека и влияют на систему отношений с людьми в будущем.
Экспериментальное исследование в работе было направлено на выявление особенностей восприятия ребенком семьи в аспекте детско- родительских отношений, реализуемых отцом и матерью при выполнении ими воспитательных функций.
Анализ детских рисунков показал, что 40 % детей имеют благоприятное восприятие семьи, 40 % - частично благоприятное, а 20 % - неблагоприятное восприятие семьи.
Изучение типа родительского отношения показало, что практически во всех семьях проявились благополучные или с тенденцией к благополучию отношения. Лишь 20 % семей показали неконструктивные стили взаимодействия с детьми. Большинству семей присущ в отношениях с детьми демократизм, но лишь в одном случае проявляется общность в реализации стиля и отцом и матерью. В остальных случаях в семьях отмечаются различия в типе отношений у отца и матери.
55,5 % отцам присущ демократизм без излишнего контроля и гиперопекающих тенденций, а для женщин характерно примешивание к этому типу отношений тенденций к высокому контролю и стиранию границ (70 % матерей). Лишь у двух женщин (20 %) высокое принятие ребенка сбалансировано и у них не отмечаются тенденции излишне контролировать ребенка и гиперопекать его. Хотя, у одной матери выявлен гиперопекающий авторитаризм с недостаточным принятием, высоким уровнем контроля, но близостью. Авторитаризм характерен для одного отца. Также выявлен и попустительский тип отношений к ребенку, присущий отцу в семье 5.
Нами были соотнесены детское восприятие семьи с особенностями поддержки, кооперации, стилей и способов контроля и регулирования активностью детей в семьях.
В результате было выявлено, что прямое соответствие типа отношений и восприятия ребенком семьи обнаружено в 60 % семей - семьи 1, 5, 6, 7, 8, 9.
У семей 1, 6, 7, 8, 9 конструктивного или частично конструктивного стиля выделено и благополучие восприятия семьи детьми, а семья 5 с неконструктивным типом отношений порождает и неблагоприятное восприятие.
Остальные 40 % семей имеют некоторые расхождения в реализуемом родителями типе отношений и восприятием ребенком семьи. Так, в семье 4 со смешанным типом отношений восприятие ребенка частично благоприятно. В семье 3 мать реализует вполне конструктивный тип отношений, но с более высоким уровнем контроля и симбиоза. Отца в этой семье нет. И восприятие семьи ребенком неблагоприятное.
Расхождение в семьях 2 и 10 менее выражено. Здесь у родителей определяется частично конструктивный стиль, но восприятие детьми семьи полностью благоприятно.
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что гипотеза о том, что восприятие ребенком семьи и семейной ситуации обусловлено типом детско- родительских отношений, реализуемых матерью и отцом, где более благоприятное восприятие может обеспечиваться реализацией кооперации, сотрудничества и высоким уровнем принятия ребенка хотя бы одним из родителей (матерью или отцом), подтвердилась.
Полученная информация в ходе исследования позволяет дополнить факторы, которые могут детерминировать восприятие семьи ребенком - можно отнести к ним тип семьи (полная / неполная) и возраст самого ребенка.


1. Авдеева Н. Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери [Электронный ресурс]// СДО. 2013. №2 (34). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-rebenka-k-doshkolnomu- uchrezhdeniyu-vliyanie-materi
2. Андриади И. П., Темина С. Ю. Педагогический словарь. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. 224 с.
3. Беляева Н. И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка [Электронный ресурс]// IN SITU. 2016. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stilya-semeynogo-vospitaniya-na- formirovanie-lichnosti-rebenka
4. Бернс Р. С., Кауфман С. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, 2003. 146 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПБ.: Питер, 2009. 400 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: АСТ, 2009. 816 с.
7. Брокгауз Ф., Ефрон И. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2019. 960 с.
8. Бутина-Гречаная С. В. Теоретические подходы к анализу детско- родительских отношений [Электронный ресурс]// Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/teoreticheskie-podhody-k-analizu-detsko-roditelskih-otnosheniy
9. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-Центр, 2017. 182 с.
10. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 2006. 239 с.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2020. 224 с.
12. Галушко И. Г., Бичанина Т. В., Крамаренко А. С. Нравственное воспитание и социально-личностное развитие ребенка [Электронный ресурс]// Педагогика: история, перспективы. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nravstvennoe-vospitanie-i-sotsialno-lichnostnoe-razvitie-rebenka
13. Гольберт Е. В. Изучение представлений старших дошкольников о семейных отношениях [Электронный ресурс]// Сибирский педагогический журнал. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-predstavleniy- starshih-doshkolnikov-o-semeynyh-otnosheniyah
14. Гурова Е. Д. Современная семья глазами ребенка [Электронный ресурс]// Проблемы Науки. 2015. №7 (37). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennaya-semya-glazami-rebenka
15. Гусейнов А. А., Солодухин Ю. Н. Философский словарь. М.: Наука, 2021. 942 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ