Введение
Глава 1. Проблема формированием у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий посредством интегрированного подхода в психолого-педагогических исследованиях
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий
1.2 Потенциальные возможности интегрированного подхода как средства формирования у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий посредством интегрированного подхода
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий
2.2 Организация работы по формированию у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий посредством интегрированного подхода
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Процесс глобализации все больше обостряет противоречия между такими подходами к образованию и воспитанию человека как, технократический и гуманистический, между интегративно-целостным подходом к обучению и воспитанием гуманного человека. Качественно новые образовательные системы - это объективная потребность современного российского общества.
Дошкольный возраст - уникальный период жизни человека, так как именно в этот период интенсивно развивается личность ребенка, формируется его представление об окружающем мире. Поэтому решение задач и функций дошкольной образовательной организации являются основополагающими в проблеме гуманизации дошкольного образования [10, с. 16]
В соответствии с этим, законодательные акты и нормативные документы, также как и научно-исследовательские программы, в тех или иных аспектах, отражают особое внимание к проблемам педагогической деятельности, к проблемам дошкольного образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013), Национальный проект «Образование»).
В Концепции Федеральной программы развития образования до 2020 года особое внимание уделено важности и значимости развития целостной личности ребенка.
Процесс, представляющий собой объединение ранее разрозненных частей и элементов системы в единое целое на основе их взаимного дополнения и взаимной зависимости - называется интеграцией (от лат. integratio - соединение, восстановление). Проблема интеграции воспитательных воздействий на ребёнка рассмотрена в работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского. В исследованиях С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец особое место отводится интеграции в организации обучения.
В связи с тем, что современные дошкольники испытывают достаточные затруднения, переходя на другой (начальный общий) уровень образования, можно констатировать, что проблема интегрированного подхода к формированию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий - актуальна.
Анализируя состояние разработанности проблемы интегрированного подхода к формированию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий, можно сделать вывод, что данная проблема в психолого-педагогической и методической литературе разработана недостаточно.
Возникает противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий и возможностями интегрированного подхода в этом процессе, с одной стороны, и недостаточным использованием педагогами этих возможностей, с другой стороны.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности интегрированного подхода в формировании у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий?
Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования интегрированного подхода в формировании у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий посредством интегрированного подхода.
Гипотеза: мы предполагаем, что процесс формирования у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий будет эффективнее, если:
- реализован интегрированный подход к содержанию непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет;
- обеспечено интегрированное взаимодействие взрослых и детей в ходе образовательной деятельности в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей 6-7 лет посредством реализации интегрированного подхода.
2. Выявить уровень сформированности предпосылок универсальной учебной деятельности у детей 6-7 лет.
3. Обосновать и экспериментально проверить эффективность процесса формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей 6-7 лет посредством реализации интегрированного подхода.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий.
Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования - беседа, наблюдение, анализ литературы психолого-педагогической; эмпирические методы исследования - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретическая основа исследования:
- теоретические положения о взаимосвязи обучения и развития Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В.Запорожца и др.;
- теоретические положения В. Головнева, А. Католикова, О.И. Мальчиной об использовании интеграции в образовании.
Новизна исследования состоит в обосновании потенциальных возможностей интегрированного подхода в формировании у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности предпосылок универсальных учебных действий у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования: состоит в возможности использования педагогами дошкольных образовательных организаций предложенного содержания непрерывной образовательной деятельности, разработанного на основе интегрированного подхода с целью формирования у детей 6-7 лет предпосылок универсальных учебных действий.
Экспериментальная база: ДОУ детский еад № 47 «Мальвина» г. Сызрани. В эксперименте участвовало 25 детей подготовительной к школе группы.
Структура бакалаврской работы. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников), 5 приложений. Работа содержит 3 рисунка, 17 таблиц.
Для решения проблемы обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования и выделить предпосылки УУД, которые должны быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста.
В Федеральных требованиях определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОО.
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка и формировать предпосылки универсальных учебных действий.
На основе универсальных учебных действий для младших школьников, а также интегративных качеств, разработанных по различным образовательным областям нам удалось определить предпосылки УУД у дошкольников, а также определить уровни их сформированности.
Нами установлено и экспериментально проверено, что управление формированием у детей 6-7 лет предпосылок УУД посредством интегрированного подхода возможно, если:
- реализован интегрированный подход к содержанию непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- обеспечена система интегрированных взаимодействий взрослых и детей.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности у детей 6-7 лет предпосылок УУД в экспериментальной группе по всем выделенным показателям. В экспериментальной группе: (32%) - восемь детей показали высокий уровень, а после проведенной работы (60%). Дети могут правильно оценить мотивы поступков при решении моральной дилеммы, обстоятельно и верно (с моральной точки зрения) оценивают поступки. У них сформирована внутренняя позиция школьника, преобладают учебные мотивы, достаточно развиты регулятивные действия - волевая саморегуляция, личностные и динамические характеристики работоспособности. Дети правильно осуществляют действия замещения, выполнению которых предшествует тщательный анализ, соотнесение выполняемой работы с образцом осуществляется на протяжении выполнения всего задания. Дети быстро понимают инструкцию, действуют адекватно. У них развиты предпосылки коммуникативных УУД.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265). // Режим доступа:
http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html.
2. Алебастрова, А.А. Справочник заведующего дошкольным образовательным учреждением [Текст] / А.А. Алебастрова. - М. : Вако, 2008. -208 с.
3. Алябьева, Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. [Текст] / Е.А. Алябьева. - М., 2009. -96 с.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. -151 с.
5. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / Ю.А. Афонькина. - Волгоград. : Учитель, 2012. -36 с.
6. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 2002. -110 с.
7. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие [Текст]/ К.Ю. Белая. - М. : ТЦ «Сфера», 2005. -46 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 2008. -398 с.
9. Буре, Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности [Текст] / Р.С. Буре // Дошкольная педагогика. - СПб., 2007. - №8. С. 9-11.
10. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Р.С. Буре - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 80 с.
11. Волчкова, В.Н. конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж. : ТЦ «Учитель», 2008. -111 с.
12. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]/ В.В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. -50 с.
13. Давидчук, А.Н. Обучение и игра [Текст] / А.Н. Давидчук. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. -88 с.
14. Диагностика готовности ребёнка к школе [Текст] / Под. ред. Н.Е Вераксы. - М. : Мозаика-синтез, 2009. -13 с.
15. Диагностика направленности ребёнка на мир семьи [Текст] / Под. ред. О.В. Дыбиной. - М. : Центр педагогического образования, 2009. -64 с.
16. Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы [Текст]/ О.В. Дыбина. - М.: «Сфера», 2011. -128 с.
17. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной среды дошкольников [Текст] / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - М. : Озон, 2011. -336 с.
18. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В Давыдова [Текст] / В.П. Зинченко. - М., 2002. - 432 с.
19. Иванова, Н. В. Формирование социального пространства отношений ребёнка в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие [Текст] / Н.В. Иванова. - Череповец. : ЧГУ, 2008. -150 с.
20. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка. Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М. : Академия, 2004. -220 с.
21. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности [Текст] / В.Е. Клочко. - Томск, 2005. -189 с.
22. Комарова, Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / Под. ред. Т.С. Комаровой, О.А.Соломенниковой. - М: Издательство «Мозаика - Синтез», 2011. -96 с.
23. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей [Текст] / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. - М., 2005. -143с.
24. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст]/ Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М., 2008. -178 с.
25. Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1-2. . С. 2-9.
26. Кузьмин, С.В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования [Текст] / С.В. Кузьмин. - М. : Обруч, 2010. -288 с.
27. Лазарева, М.В. Интегрированное обучение в детском саду [Текст]: монография / М.В. Лазарева. - М. : АНО ВПО, ЦС РФ, «Российский университет кооперации», 2012. - 80 с.
28. Лазарева, М.В. Интегрированное обучение в современной школе: Учебное пособие [Текст] / М.В. Лазарева. - Липецк. : ЛГПУ, 2009. - 497 с.
29. Маланов, С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: теоретические методические материалы [Текст] / С.В. Маланов. - М. : МПСИ; Воронеж: НМО «Модек», 2001. - 125 с.
30. Мезенцева, В.Н. Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Подготовительная группа [Текст] / В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2012. - 295 с.
31. Найн, А.Я. Инновации в образовании [Текст] / А.Я. Найн. - Челябинск, 2008. - 352 с.
32. Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. [Текст] / Е. В. Полозова. - ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. - 2011. - 128 с.
33. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ [Текст] / Под. ред. Н.В. Микляевой. М. : Сфера, 2012. - 88 с.
34. Сидина, Т.А. Комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса как условие реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / Т.А. Сидина // Дошкольная педагогика. - 2001. - № 3. С. 5-9.
35. Скоролупова, О.А. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании [Текст]/ О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5. С. 12-14.
36. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. [Текст]/ Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М., 2005. - 119 с.
37. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста: методическое пособие [Текст] / О.В. Солодянкина. - М. : Аркти, 2006. - 88 с.
38. Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.
39. Фильдштейн, Д.И., Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] / Д.И. Фильдштейн. - М. : МПСИ, 2012. - 120 с.
40. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М., 2010. - 210 с.
41. Шипицина, Л.М. Основы коммуникации [Текст] / Л.М. Шипицинна, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. - СПб. : Питер, 2005. - 176 с.
42. Шустова, Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению [Текст] / Л.А. Шустова // Вопросы психологии - 1990 - № 2. - С. 62-63.