Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №105571

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы121
Год сдачи2020
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
233
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы жизненных перспектив личности и особенности их становления в юношеском возрасте 11
1.1 Жизненная перспектива личности как научная проблема в
отечественной и зарубежной литературе 11
1.2 Структура и содержание жизненных перспектив в
личностном пространстве человека 17
1.3 Психологические особенности личности в юношеском возрасте и специфика жизненных перспектив в этом возрастном периоде жизни 24
1.4 Психологическая помощь при работе с жизненными
перспективами в юношеском возрасте: цели и методы 34
Глава 2 Экспериментальное исследование возможностей психологической помощи при планировании жизненных перспектив в юношеском возрасте
2.1 Организация и методы исследования 49
2.2 Эмпирическое изучение особенностей жизненных
перспектив личности юношеского возраста 55
2.3 Разработка и апробация программы психологической
помощи при планировании жизненных перспектив в юношеском возрасте 70
2.4 Анализ динамики планирования жизненных перспектив в
юношеском возрасте и рекомендации по организации жизни с ориентацией на будущее 89
Заключение 104
Список используемой литературы 110
Приложение А Психологические рекомендации

Жизненные перспективы, как научная проблема, имеют в современной психологии пока еще не очень длинную историю. Несмотря на это, активность и насыщенность проведенных исследований этого феномена демонстрируют его актуальность и значимость для решения прикладных и практико-ориентированных задач различных отраслей психологической науки.
Жизненные перспективы сегодня изучаются в аспекте жизненного поля личности. По мнению М.Р. Гинзбурга, именно жизненные перспективы как образ будущего в сознании человека, наполняют мотивационно-ценностным содержанием жизнь личности, направляют ее активность в желаемое пространство самореализации и делают осмысленным все преодоления и напряжение сил на всех этапах жизненного пути.
На современном этапе проблема перспектив жизни изучается в разных аспектах и определяется в разных терминах - «временная перспектива», «психологическая перспектива», «личностная перспектива», временная перспектива будущего, «личное будущее» и т.д. [66]. Не смотря на такую многоплановость, жизненная перспектива исследуется, как правило, в целях углубления понимания такого сложного явления как детерминанты жизненного пути человека и факторы, определяющие его содержание и направленность. Также, большое внимание в исследованиях уделяется анализу связи активности человека на пути своей жизни, его действий и поведения, относительно своих жизненных перспектив и желательных картин будущего.
В отечественной психологии эта проблема была поднята С.Л. Рубинштейном, который говоря о самоосуществлении человеком жизненного плана, заложенного в детстве, расширил понимание его детерминированности до социальной обусловленности и возрастной динамики в купе с новообразованиями личности [68]. Эта же проблема, но с несколько другой стороны, была рассмотрена Б.Г. Ананьевым. А уже в 70-80¬3
х гг. 20 в. накопленные в исследованиях результаты обозначили новое поле в психологии.
Большое значение исследованию жизненных перспектив уделено в концепции жизненного пути личности К.А. Абульхановой-Славской, в исследованиях временного будущего В.И. Ковалева, К.К. Платонова, изучающего перспективы как «образ желаемого и достижимого будущего», Н.Н. Толстых, рассматривающей мотивационный компонент временной перспективы будущего, А.И. Епифанцевой, изучающей жизненную перспективу с позиций деятельностного подхода и лр.
В зарубежной психологии проблема жизненных перспектив изучалась с позиций временной перспективы жизни. Большой вклад в эти исследования внес К. Левин, объясняющий временную перспективу, как «.. .общность взглядов индивида на психологическое будущее.» [38]. Дальнейшее развитие исследования временной перспективы получили в работах французского психолога Поля Фресса. Большое значение для понимания этого феномена имели исследования Жозефа Р. Нюттена, выразившиеся в его теории временной перспективы личности, как поведенческого будущего, представленного в настоящем объектами-целями, существующими во внутреннем плане личности. Большой вклад в исследование временной перспективы сделал также и Филип Зимбардо.
Таким образом, исследования жизненных перспектив личности ведутся с разных позиций и точек зрения. Все их можно определенным образом систематизировать и выделить типологический (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалев и др.), прогностический (Н.А. Бернштейн, Л.А. Регуш, П.К. Анохин и др.), событийный (Д.А. Леонтьев, Н.Н. Толстых и др.), мотивационный (Л. Франк, Ж. Нюттен и др.) и образовательный (И.В. Дубровина, М.Р. Гинзбург) и др. подходы.
Большую роль жизненные перспективы занимают в аспекте возрастного становления и самореализации личности. Особую значимость этот феномен имеет в юношеских периодах развития человека. Юношеский возраст - это этап становления самосознания и Я-концепции личности, этап самопознания и исследования внутреннего мира, этап принятия свобод и ответственности. Об этих доминирующих особенностях и новообразованиях возраста говорится в исследованиях И.С. Кона [27], Л.И. Божович [10], В.А. Крутецкого [1], Н.С. Лейтеса и многих других [76].
Личность в юношеский период развития формирует зрелую внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям и миру в целом. Жизненные перспективы в этом возрасте имеют свои особенности. Особенно это касается восприятия времени жизни, жизненных перспектив и соотношения будущего и временного восприятия континуума «настоящее- будущее».
В этом возрасте, по мнению ученых, уже проявлена реалистичность восприятия будущего и конкретизированы целевые ориентиры в аспекте личного будущего. При этом, в юности, как периоде самоопределения, происходят изменения в сфере жизненных ориентаций в аспекте восприятия перспектив жизни. В силу возрастной незрелости сконструированное личностью будущее все еще нестабильно, а зачастую больше похоже на комплекс желаний, чем на план. Жизненная программа все еще слабо продумана и мало аргументирована, а перспективы бывают недостаточно увязаны с настоящим и прошлым человека.
Такие особенности и противоречия подтверждают актуальность для личности построения жизненных планов и структурирование жизненных перспектив, включающих все их варианты - социальные, профессиональные, карьерные и пр. Именно такой подход к осознанию и организации жизненных перспектив сделает возможным зрелое, самостоятельное и ответственное самоопределение человека, как личностное, так и профессиональное.
Актуальность исследования. Сложность конструктивного решения задач эффективного самоопределения в юношеском возрасте в согласованности с индивидуальными жизненными перспективами личности зачастую определяет необходимость в психологическом сопровождении человека на этих этапах развития. Своевременная и целенаправленная психологическая помощь способна обеспечить не только становление личности и развитие всех личностных новообразований в этом возрастном периоде, но и создать условия для объективизации жизненных программ и конструирования жизненных перспектив.
Проблема нашего исследования обусловлена обозначенной актуальностью и представлена анализом возможностей и поиском эффективных способов организации психологической помощи при конструировании жизненных перспектив в юношеском возрасте.
Актуальность этой проблемы обусловлена также выявленными нами противоречиями:
- не смотря на изученность проблемы жизненных перспектив личности и ее роли в направленности и самоопределении личности, все еще остается недостаточно изученным аспект условий и факторов, существенным образом влияющих на содержание и ценностность жизненных перспектив;
- не смотря на высокую практическую значимость для самореализации личности наличия реалистичных и конструктивных жизненных перспектив, недостаточно изученными все еще остаются практико-ориентированные подходы и возможности психологического сопровождения и помощи личности в критических периодах самоопределения, где необходима согласованность ценностно-смысловых и активно-деятельностных сфер личности, способных обеспечить ей эффективную самореализацию.
Эти противоречия обусловили цель нашего исследования - изучение возможностей психологической помощи личности при планировании жизненных перспектив в юношеском возрасте.
Объект - жизненные перспективы личности в юношеские периоды развития.
Предмет - организация психологической помощи при планировании жизненных перспектив в юношеском возрасте.
Гипотеза: мы предполагаем, что специально организованная программа, направленная на выявление и осознание личного будущего, содержащая методы и приемы конструирования и трансформации жизненных перспектив, позволит обеспечить целенаправленную психологическую помощь личности при планировании ориентированной на будущее активности и будет способствовать становлению зрелой позиции в самоопределении и самостоятельности жизненных выборов в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы жизненных перспектив личности и ее особенностей в юношеском возрасте, а также изучить стратегии и методы психологической помощи при проблемах личности в сфере жизненных перспектив.
2. Провести эмпирическое исследование сформированности ценностно-смысловой организации временного будущего личности в юношеском возрасте.
3. Разработать и апробировать программу психологической помощи при планировании жизненных перспектив в юношеском возрасте.
4. Проанализировать динамику ценностно-смысловой организации и личностных качеств у испытуемых.
5. Проанализировать результаты и сделать выводы о возможностях целенаправленной психологической помощи при планировании жизненных перспектив в юношеском возрасте.
Научная новизна исследования заключается в выделении рассогласованности ценностного образа личного будущего в юношеском возрасте и активностью и направленностью личности в ее актуальном настоящем. Также, новизна исследования определяется разработкой модели и методов психологической помощи при планировании жизненных перспектив в юношеском возрасте.
Для достижения цели и решения задач нами использовались следующие научные методы исследования и анализа данных:
1. метод теоретического анализа данных;
2. психодиагностические методы:
- тест «Оценка жизненных и временных перспектив личности» в адаптации Н.И. Никольской [81];
- тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева [39];
- методика определения самооценки, автор Л.Д. Столяренко [70].
3. метод количественного и качественного анализа экспериментальных данных.
Методологическим основанием нашего исследования явился типологический подход К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Ковалева и др., а также событийный подход в изучении жизненных перспектив личности Д.А. Леонтьева, Н.Н. Толстых и др.
Теоретической значимостью нашего исследования является систематизация научных взглядов и концепций о временном будущем и жизненных перспективах личности, а также анализе существующих подходов в организации психологической помощи при проблемах и затруднениях личности в построении образа будущего и структурировании жизненных перспектив.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы психологической помощи личности при планировании ею жизненных перспектив в юношеском возрасте, а достигнутые результаты при ее апробации позволяют предполагать возможность широкого применения разработанного подхода практическими психологами для обеспечения психологического сопровождения личности при возрастном становлении в юношестве.
Научность и достоверность результатов исследования обеспечивалась методологически обоснованным отбором научных методов как для теоретического анализа, так и для решения экспериментальных задач и сбора эмпирических данных. Достоверность и корректность экспериментального исследования обеспечивалась организацией его на основании существующих в науке требований к организации и проведению экспериментальных исследований в психологии, а также за счет научности методов и применения валидных и надежных методик сбора эмпирических данных.
Апробация результатов научного исследования, выполненного в рамках выпускной квалификационной работы, проводилась в ходе участия в научно-практических конференциях и отразилась в научных статьях, опубликованных в научных сборниках и материалах научных и научно-практических конференций.
Экспериментальная база. Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ №7 г. Жигулевска Самарской обл. с учащимися 11-го класса. Исследование было реализовано в ходе констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Личный вклад автора заключается в полном и целесообразном обзоре научно-теоретической и научно-практической зарубежной и отечественной литературы по проблеме жизненных перспектив личности, особенностей построения будущего и перспектив жизни в юношеском возрасте, а также в выделении малой осознанности и аргументированности жизненного плана в юности, как проблеме личности этого возраста. Также, участие автора выразилось в планировании и организации экспериментального исследования и разработке программы психологической помощи личности при планировании жизненных перспектив в юношеском возрасте.
Положения, выносимые на защиту:
- жизненная перспектива как одна из детерминант жизненного пути человека, является фактором, определяющим его содержание и направленность, а также организует активность и поведение человека в аспекте их согласованности с желаемым будущим;
- в юношеский период возрастного развития, жизненные перспективы характеризуются нестабильностью, малой аргументированностью и несогласованностью с настоящим и прошлым личности;
- неконструктивность жизненных перспектив имеет негативное влияние на самоопределение, актуальное для личности в юношеском возрасте, что требует целенаправленного психологического сопровождения личности, способствующего созданию условий для эффективного определения перспектив своей жизни и ее планировании в согласованности с индивидуальными способностями, ценностями, смыслами и предпочтениями;
- своевременная психологическая помощь в виде специально - разработанных и целенаправленных программ способна обеспечить не только становление личности и развитие всех личностных новообразований в этом возрастном периоде, но и создать условия для объективизации жизненных программ и конструирования жизненных перспектив в юношеском возрасте.
Структура магистерской диссертации.
Магистерская диссертация содержит введение, две главы, выводы, заключение, список используемой литературы (89), 10 таблиц, 13 рисунков и одно приложение. В первой главе представлен теоретический анализ изучаемой проблемы, во второй главе представлены результаты экспериментального исследования проблемы, организованного и проведенного в соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы, было посвящено изучению проблемы жизненных перспектив личности и их особенностей на этапах становления в юношеские периоды развития. Основной целью исследования являлась необходимость поиска возможностей для обеспечения условий эффективности личности при решении возрастных задач становления, а также принятии конструктивных решений в самоопределении и самореализации в юношеских периодах развития.
В ходе исследования нами был проведен теоретический анализ научных работ по изучаемой проблеме. Так, было выявлено, что под жизненными перспективами можно понимать сложно организованную систему целей и ценностей личности, которую человек намерен реализовать в собственной жизни в согласовании с такими индивидуальными критериями как личная эффективность, смысл жизни и качество жизни.
Исследования жизненных перспектив личности проводятся в рамках типологического, прогностического, событийного, мотивационного, образовательного и некоторых других подходов.
Было установлено, что жизненные перспективы, являясь продуктом сознания человека, представляют собой некий комплекс представлений и образов содержательных характеристик будущего. Структура жизненных перспектив представлена двумя базовыми компонентами - линией «прошлое- настоящее» и линией «будущее», которые образуют устойчивость структуры, ее взаимосвязанность и постоянство целостности. Психологическим смыслом этих структурных параметров является факт обусловленности представлений человека переживаниями событий своей жизни и установлением между ними причинно-следственных связей, т.е., как настоящее, так и будущее в сознании человека «детерминировано прошлым и, одновременно, будущим».
Жизненная перспектива включает в себя содержание мотивационно- потребностной и ценностно-смысловой сферы личности (мотивы, смыслы, 104
ценностные ориентации), эмоциональной сферы личности (ожидания, желания, надежды) и действенно-практической сферы личности (цели, планы (проекты), способы достижения целей и реализации планов).
В юношеском возрасте, где базовым новообразованием личности является формирование самосознания, концепция будущего также имеет большое значение. Самосознание является сложноорганизованной структурой, представленной когнитивной, эмоциональной и волевой сторонами, которые обеспечивают Я человека возможностями самопознания, саморазвития и самоопределения. Эти процессы обусловлены в юношеском возрасте сформированной зрелостью личности и одновременно жизненной необходимостью этого познания, обусловленного вхождением юноши в социум на позиции равного, зрелого и «делающего личные выборы» человека.
Юношеский период является первым этапом самоопределения, где уже у человека существует достаточно сформированная жизненная позиция в совокупности с жизненными перспективами, целями жизни и планами их реализации. Также, на этапе ранней юности должна произойти синхронизация содержания мировоззрения и деятельностно-поведенческих маршрутов и особенностей деятельности, результатом которой явится осознанное самоопределение с узнаваемыми (в соответствии с самоидентичностью личности) путями и способами своей самореализации.
В юношеском периоде самоопределения происходят изменения и в сфере жизненных ориентаций в аспекте восприятия временных перспектив будущего. Более масштабное видение жизни позволяет осознанно воспринимать личное будущее в дифференцированном варианте, выделяя временные промежутки и этапы жизни. Это обуславливает актуальность в этом возрасте задачи построения жизненных планов и структурирования жизненных перспектив, включающих социальные, профессиональные, карьерные перспективы и пр. Именно такие возрастные изменения определяют возможность личностного и профессионального самоопределения человека, которое должно быть максимально зрелым, ответственным, реалистичным и самостоятельным.
Противоречием здесь выступает тот факт, что не смотря на возрастные новообразования, имеющаяся в этом возрасте жизненная программа все еще слабо продумана и малоаргументирована, а перспективы недостаточно увязаны с настоящим и прошлым юношества.
Это противоречие и закономерный кризис идентичности определяет необходимость психологического сопровождения личности, где на передний план выступает задача объективизации ее жизненных программ и перспектив. Основными мишенями для психолога при работе с лицами юношеского возраста является весь спектр новообразований - помощь, направленная на становление зрелой самостоятельности, на осознание смысла ответственности, на структурирование самоопределения, как профессионального, так и личностного. Содержательными элементами психологического сопровождения является помощь при анализе самооценки личности и степени ее самопринятия, обеспечение для личности условий самопознания и осознанного структурирования своего настоящего и будущего, организация помощи в осознании, конструировании или трансформации жизненных перспектив.
Экспериментальное исследование возможностей организации психологической помощи при планировании жизненных перспектив личности в юношеском возрасте проводилась в три этапа, где на первом проводился сбор эмпирических данных (констатирующий этап), на втором разрабатываюсь и апробировалась программа психологической помощи (формирующий этап), и на третьем (контрольном) нами были изучены целевые ориентации личности для определения динамики в сфере жизненных перспектив личности в результате участия в программе психологической помощи.
Экспериментальное исследование строилось на основании проведенного теоретического анализа изучаемой проблемы, а также сформулированных цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, где нами было высказано предположение о том, что специально организованная программа, направленная на выявление личных стратегий ориентаций личности на будущее, их осознание, сопровождаемая методами и приемами конструирования и трансформации жизненных перспектив, позволит сформировать зрелую личностную позицию в самоопределении и обеспечить самостоятельность жизненных выборов.
Проведенный на первом этапе исследования сбор данных о жизненных перспективах личности и ее особенностях позволил получить представление о ценностно-смысловой сфере личности, ее содержании и специфики целей и ценностей. Испытуемым свойственна недифференцированность личного будущего, отсутствие этапности в желаемом будущем и последовательности в его осуществлении, недостаточная индивидуализированность и аргументированность жизненных планов и выборов, несогласованность индивидуальных способностей, интересов и возможностей с содержанием жизненных перспектив.
Следующим этапом нашего исследования стал этап экспериментального изучения возможностей целенаправленной психологической помощи при построении жизненных перспектив личности в юношеском возрасте.
Программа была построена с учетом возрастных особенностей личности в юношеских периодах развития и необходимости создания условий, благоприятных для самоанализа, выявления деструктивных компонентов в жизненных перспективах личности испытуемых и их последующей необходимой реконструкции. Условиями эффективности программы также явились безоценочное принятие, конструктивная обратная связь, психотехнологическое оснащение программы, отбор методов и средств, целесообразных поставленным задачам, практико-ориентированность и актуальность всех поставленных в программе задач для испытуемых.
В программе были интегрированы такие виды деятельности как психодиагностика, психологическое просвещение и психопрофилактика, реализуемые посредством постановки развивающих задач и применения стратегий стимулирования развития. Занятия были построены с использованием интерактивных технологий, активных методов социально-психологического обучения личности, специальных задач и упражнений, в ходе которых у участников решались задачи самопознания, рефлексии и саморазвития. Методы и приемы, используемые в программе, были адаптированы к возрастным особенностям, доступны, целесообразны и эффективны. Также важным критерием отбора явился фактор применимости методов в реальной практике жизни участников.
По ходу работы испытуемых в программе проводилось наблюдение за ходом их поведения и деятельности и их анализ на каждом этапе занятий, который показал вовлеченность в работу, высокий интерес, активность и готовность испытуемых к самоанализу. Также наблюдался проявленный ими достаточный уровень гибкости, позволивший им выдерживать напряжение и принимать обратную связь и рекомендации, а также использовать их для повышения качества продуктов своей деятельности в повседневной жизни.
На следующем этапе нами было проведено повторное изучение значимых для исследования качеств и свойств личности. Совокупные показатели позволили сделать вывод о повышении уровня конкурентоспособности личности, отражающей сформированность способности и готовности личности осуществлять свои цели и планы, а также саму себя даже в жестких и не всегда благоприятных условиях высокой конкурентности, присущей современной ситуации.
Показали положительный рост такие качества, как четкость целей, творческость при решении задач, автономность, наличие лидерских качеств, решительность и способность рисковать, направленность на непрерывное саморазвитие, требовательность к результату своей деятельности. Также гармонизировалась и стала более реалистичной самооценка испытуемых, являющаяся во-многом условием для эффективной самореализации и самоопределения личности на этапах взросления.
Выявленные нами особенности деятельности и поведения участников в ходе работы в программе, а также установленная положительная динамика качеств личности и содержания сфер, обеспечивающих самоопределение в сфере жизненных перспектив у испытуемых, свидетельствуют о положительном влиянии специально организованной психологической помощи лицам юношеского возраста на этапах самоопределения и проектирования жизненных перспектив относительно своего желаемого и ценностного будущего.
Все это позволяет считать разработанную программу психологической помощи при планировании личностью жизненных перспектив эффективным способом обеспечения психологического сопровождения и помощи личности на этапе ее становления в юношеском возрасте.



1. Абрамова Г. С. Практикум-хрестоматия по возрастной психологии. СПб.: Прометей, 2018. 384 с.
2. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 298 с.
4. Алипханова Ф. Н. Профессиональная подготовка педагога-психолога по осуществлению психологического просвещения родителей. М.: Директ- Медиа, 2018. 196 с.
5. Альперович В. Д. Кризис аутентичности: социально¬
психологический аспект [Электронный ресурс] // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/krizis-autentichnosti-sotsialno-psihologicheskiy-aspekt
6. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. Проблемы возрастной и дифференциальной психологии. СПб.: Директ- Медиа, 2008. 209 с.
7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Изд-во: Питер, 2016. 288 с.
8. Белановская О. В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве [Электронный ресурс] // Проблемы социальной психологии личности. URL: https:// psyjournals.ru/sgu socialpsyZ issue/30275 full. shtml
9. Бирюлин С. Стратегия жизни. Как спланировать будущее, наполненное смыслом и счастьем. М.: Бомбора, 2020. 208 с.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
11. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. 17000 слов / сост. А. Е. Гришина. М.: Астрель, 2016. 957 с.
12. Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. М.: Изд-во: Никея, 2019. 912 с.
13. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
14. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психологические теории подросткового возраста: хрестоматия / Сост. К. Павлова. Москва : АНО ПЭБ, 2008. С. 52-61.
15. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора [Электронный ресурс] // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева и др. М.: Смысл, 1997. С. 284-315. URL: http://psychlib.ru /inc/absid.php?absid=73634
16. Венцель К. Н. Теория свободного воспитания. Идеальный детский сад. Челябинск: Изд-во: Амрита, 2020. 252 с.
17. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.13. - Москва, 1996. - 285 с. URL:http://childpsy.ru/dissertations/id/18248.php
18. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М.: НПФ «Смысл», 2008. 380 с.
19. Головаха Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности [Электронный ресурс] // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Л. В. Куликов: 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 464 с. С. 262-276. URL:https://docplayer.ru/57641233-Kulikov-l-v-k90-psihologiya-lichnosti-v-trudah-otechestvennyh-psihologov-hrestomatiya-2-e-izd-spb-piter-s-il-seriya-hrestomatiya.html
20. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. Минск: Книжный дом, 2003. 1280 с.
21. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Функциональные особенности
взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта: контекст
самоорганизации жизненных перспектив личности [Электронный ресурс] // СПЖ. 2010. №38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnye-osobennosti-vzaimosvyazi-sotsialnogo-i-emotsionalnogo-intellekta-kontekst-samoorganizatsii-zhiznennyh-perspektiv
22. Жигинас Н. В., Сухачёва Н. И. Экзистенциальные кризисы
развивающейся личности: постановка проблемы [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. 2014. №7 (148). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnye-krizisy-razvivayuscheysya-lichnosti-postanovka-problemy
23. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / пер. с англ. О. Гатановой. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
24. Карандышев В. Н. Режимы психологического времени и саморегуляция личности // Психология личности и время жизни человека: Сб. науч. докл. по материалам Всесоюз. науч. конф. Черновцы: ЧГУ, 1991. 155 с. С. 43-54.
25. Кемеров В. Е., Керимов Т. Х. Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2015. 823 с.
26. Ковалев В. И. Психологические особенности личностной организации времени жизни : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук : (19.00.01). Москва : [б. и.], 1979. 25 с.
27. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
28. Копытин А. И., Свистовская И. И. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2017. 197 с.
29. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2010. 464 с.
30. Кроник А. А. Психовозрастная коррекция и биографический тренинг // Актуальные вопросы психологии личности. М.: ИП РАН, 1988. С. 229-241.
31. Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции : Автореф. дис.на соиск.учен.степ.д-ра психол. наук в форме науч. докл.: 19.00.01 / Ин-т психологии Рос.АН. Москва : [б. и.], 1994. 71 с.
32. Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 272 с.
33. Крыжановская Л. М. Методы психологической коррекции личности. Учебник для вузов. СПб: Владос, 2015. 239 с.
34. Кузьмин М. Ю. Динамика кризиса идентичности у испытуемых
подросткового и юношеского возраста [Электронный ресурс] // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. №. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/dinamika-krizisa-identichnosti-u-
ispytuemyh-podrostkovogo-i-yunosheskogo-vozrasta
35. Кузьмин М. Ю., Миронова Е. И., Токтарева А. В., Петров И. О. Связь идентичности и субъективной картины жизненного пути личности у подростков и юношей [Электронный ресурс] ZZ Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №12 (68). URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/svyaz-identichnosti-i-subektivnoy-kartiny-zhiznennogo-puti-lichnosti-u-podrostkov-i-yunoshey
36. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2009. 464 с.
37. Курпатов А. В., Аверьянов Г. Г. Руководство по системной поведенческой психотерапии. М.: Феникс, 2013. 571 с.
38. Левин К. Теория поля в социальных науках. М.: Академический проект, 2019. 314 с.
39. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО): 3-е изд. М.: Смысл, 2006. 22 с.
40. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.
41. Ломов Б. Ф. Психическая регуляция деятельности: Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2006. 624 с.
42. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: 3-е изд. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2011. 424 с.
43. Лысенко Е. М., Молодиченко Т. А. Групповое психологическое консультирование. М.: Владос, 2006. 159 с.
44. Макарова Л. В. Целеполагание и управление по целям: методическое пособие. Самара: Самара, 2017. 152 с.
45. МакКей М., Фаннинг П. Самооценка. Проверенная программа когнитивных техник для улучшения вашего самоуважения. М.: ИГ «Весь», 2019. 928 с.
46. Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. М: Эксмо, 2010. 848 с.
47. Миронов А. В. Идентичность как психологическая категория:
определение и структура [Электронный ресурс] // МНКО. 2017. №1 (62). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ identichnost-kak-psihologicheskaya-
kategoriya-opredelenie-i-struktura
48. Михальский А. В. Психология конструирования будущего. М.: Изд- во МГППУ, 2010. 290 с.
49. Молчанова С. В. Психология подросткового и юношеского возраста. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 351 с.
50. Нешумаев М. В. Психолого-педагогические условия формирования
автономности личности школьников: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. 2016. №6 (24). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-avtonomnosti-lichnosti-shkolnikov-teoreticheskiy-aspekt
51. Нешумаев М. В., Рахмангулова О. А. Анализ развития
автономности личности, реализуемой в стратегии субъективизации учебно - профессиональной деятельности, в контексте кризиса 17 лет [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. 2019. №8 (62). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-avtonomnosti-lichnosti-realizuemoy-v-strategii-subektivizatsii-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti-v-kontekste
52. Новая философская энциклопедия в 4-х томах / научно.-ред. совет: В. С. Стёпин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов: 2-е изд., испр. и допол. - М.: Изд-во: Мысль, 2010. Т. 1-4. 2816 с.
53. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.
54. Овчарова Р. Г. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.
55. Осухова Н. Профилактика профессионального выгорания // Школьный психолог. 2016. № 16. С. 16-32.
56. Панкова А. А. Теоретико-методологические основания
исследования проблемы жизненной перспективы в отечественной и зарубежной психологии и педагогике [Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. 2015. №1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-issledovaniya-problemy-zhiznennoy-perspektivy-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii-i
57. Петрова Е. А. Феномен психотравмы: теоретический аспект
[Электронный ресурс] // Вестник НовГУ. 2013. №74. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-psihotravmy-teoreticheskiy-aspekt
58. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер,
2009. 464 с.
59. Практикум по психологии жизненных ситуаций. Учебное пособие / Под ред. Е. Ю. Коржовой. СПб.: Фирма «Стикс», 2016. 268 с.
60. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Academia, 2008. 320 с.
61. Психология самосознания: Фрейд, Хорни, Кон. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2020. 672 с.
62. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2017. 672 с.
63. Ральникова И. А. Методы изучения и коррекции жизненных перспектив личности. Учебное пособие / под общ. ред. О. С. Гуровой. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. 185 с.
64. Ральникова И. А. Психологическое здоровье и жизненные
перспективы личности [Электронный ресурс] // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. №4 (15). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskoe-zdorovie-i-zhiznennye-perspektivy-lichnosti
65. Ральникова И. А. Трансформационные процессы перспективы
личности в контексте переломных событий жизненного пути [Электронный ресурс] // МНКО. 2010. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/transformatsionnye-protsessy-perspektivy-lichnosti-v-kontekste-perelomnyh-sobytiy-zhiznennogo-puti
66. Ральникова И. А. Жизненные перспективы личности в научной
парадигме психологического знания [Электронный ресурс] // Известия АлтГУ. 2011. №2-1. URL: https: ZZcyberleninka.ru/articleZn/zhiznennye-
perspektivy-lichnosti-v-nauchnoy-paradigme-psihologicheskogo-znaniya
67. Ральникова И. А. Рефлексивно-личностная детерминация
становления жизненных перспектив на переломных этапах жизненного пути [Электронный ресурс] // МНКО. 2009. №5. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/refleksivno-lichnostnaya-determinatsiya-stanovleniya-zhiznennyh-perspektiv-na-perelomnyh-etapah-zhiznennogo-puti
68. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: под ред.: К. А. Абульхановой- Славской. СПб.: Питер, 2017. 288 с.
69. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019. 713 с.
70. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. РнД.: Феникс, 2016. 426 с. С. 275-284.
71. Толстых Н. Н. Бухарина А. Ю. Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 36-48. URL: https: //psyj ournals.ru/j mfp/2019/n2/Bukharina T olstykh. shtml
72. Толстых Н. Н., Дубов И. Г. Связь жизненных целей людей и их активности // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 37-51.
73. Урунтаева Г. А. Детская практическая психология. Учебник. М.: Академия, 2015. 256 с.
74. Харрис Дж. Коучинг: личностный рост и успех. СПб: Речь, 2003. 112 с.
75. Холл М., Боденхамер Б. Полный курс НЛП. М.: АСТ, 2016. 640 с.
76. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д. И.
Фельдштейна: 4-е изд., стереотип. М.: МОДЭК, 2010. 400 с.
77. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2014. 272 с.
78. Чижкова М. Б. Исследование качеств личности старших школьников в период кризиса идентичности [Электронный ресурс] // СПЖ.
2010. №35. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-kachestv-lichnosti-starshih-shkolnikov-v-period-krizisa-identichnosti
79. Шашмурина Ю. Ф. Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2020. № 10 (300). С. 217-220. - URL: https:// moluch.ru/archive/300/67902/
80. Шмелев А. Г., Портнова Д. С. Опыт психометрического
исследования полихронности и монохронности как компонентов временной компетентности личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования (электронный журнал). 2015. Т. 8, №41. С. 5-7. URL:
https://istina.msu.ru/ publications/article/ 10613419/
81. Энциклопедия психодиагностики. Том 2. Психодиагностика взрослых / сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРАХ-М, 2009. 704 с.
82. Яничев П. И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2016. С. 50-60.
83. Body Dysmorphic Disorder [Электронный ресурс] // Body Dysmorphic Disorder. URL:https://adaa.org/understanding-anxiety/related-illnesses/other-relatedconditions/ body-dysmorphic-disorder-bdd
84. Crumbaugh J. C., & Maholick L. T. A guide of instructions for a purpose in life experience. Abilene, Texas: Victor Frankl Logotherapy Institute. 1969. р. 182.
85. Fraisse P. Psychologie du temps. [Электронный ресурс] / Paris, Publications universitaires de France, 1967, 2e ed. 327 p. URL: https://play.google.com/
store/books/details/Psychologie du rythme?id=CT9YDwAAQBAJ&hl=ru
86. Melges Frederick Towne. The Magical Moments of Change: How Psychotherapy TURNS A Fool // WW Norton & Company: New York, 2008.
87. Neugarten B. L. The Meanings of Age: selected papers of Bernice L.
Neugarten [Электронный ресурс] / Bernice L. Neugarten. Chicago: The University of Chicago Press, 1996. 446 р. URL:
https://press.uchicago.edu/ucp/books/book/chicago/ M/bo36166 29.html
88. Nuttin J., Lens W. Future time perspective and motivation: theory and research method. Leuven [Электронный ресурс]: Leuven University Press, 1985. 235 c. URL:http://newisbn.ru/Future-time-perspective-and-motivation--theory-and-research-method-Joseph-Nuttin--with-the-collaboration-of-Willy-Lens/10/daedag
89. Zimbardo P. G. A New Perspective on Psychological Time: Theory,
Research and Assessment of Individual Differences in Temporal Perspective [Электронный ресурс] // Mucciarelli G., Brigati R. Psychology of Time. Part 2. Special Issues, Theory & Modeli. 1998. №3 URL:
https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-07368-2


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ