Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования навыков сотрудничества у младших школьников на уроках русского языка 7
1.1 Современные научные представления о навыках сотрудничества у
детей младшего школьного возраста 7
1.2 Педагогические условия формирования навыков сотрудничества у
младших школьников на уроках русского языка 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков сотрудничества у младших школьников на уроках русского языка 25
2.1 Диагностика уровня сформированности навыков сотрудничества у
детей младшего школьного возраста 25
2.2 Реализация педагогических условий формирования навыков
сотрудничества у младших школьников на уроках русского языка 38
2.3 Анализ результатов исследования 45
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Материалы для диагностической методики Бурменской Г.В. «Совместная сортировка» 57
Приложение Б Приложение Б Материалы для диагностической методики
Овчаровой Р.В. «Ковер» 58
Приложение В Приложение В Материалы для диагностической методики Цукернам Г.А. «Дорога к дому» 59
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает необходимость становления и развития у младших школьников навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, однако практика школ показывает, что большинство обучающихся не умеют выстраивать коммуникацию для эффективного решения различных учебных и внеучебных задач.
Актуальность исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка рассмотреть опыт начальной школы в формировании системы предметных знаний и умений у младших школьников через призму технологий сотрудничества.
Методику формирования навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста рассматривали в своих трудах Айдарова Л.И., Матис Т.А., Лийметс Х.И., Рубцова В.В. Степень влияния совместной деятельности на индивидуальные психические и учебные новообразования младших школьников описана в работах Цукерман Г.А., Ломпшер Й., Давыдова В.В., Марковой А.К., Ляудис В.Я. Значение индивидуальных особенностей личности участника группы в достижении коллективного результата описано в работах Вербицкого А.А., Кольцовой В.А., Костюк Г.С.
Уроки русского языка создают условия для расширения личностного потенциала младшего школьника и развития его интересов и способностей. Несмотря на это, недостаточно изучены ресурсные возможности уроков русского языка в формировании навыков сотрудничества у младшего школьника.
Исходя из противоречия, возникающего между значительным развивающим потенциалом технологий и форм совместной учебной деятельности при организации сотрудничества и недостаточной разработанностью методики их применения на уроках русского языка в начальной школе, нами была сформулирована тема исследования:
«Формирование навыков сотрудничества у младших школьников на уроках русского языка».
Объект исследования - процесс формирования навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования навыков сотрудничества у младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования - на основании теоретического анализа научной педагогической и методической литературы определить педагогические условия формирования навыков сотрудничества у младших школьников и оценить эффективность их реализации на уроках русского языка.
Задачи:
5. Раскрыть содержание и структуру понятий «сотрудничество», «навыки сотрудничества у младших школьников».
6. Выявить педагогические условия формирования навыков сотрудничества у обучающихся на уроках русского языка;
7. Изучить актуальный уровень развития навыков сотрудничества у обучающихся 4 класса;
8. Разработать и оценить эффективность реализации педагогических условий формирования навыков сотрудничества у младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования - формирование навыков сотрудничества у младших школьников на уроках русского языка будет более эффективно, если при организации уроков:
- учитываются педагогические условия формирования навыков сотрудничества у обучающихся младшего школьного возраста;
- реализуется система методов и приемов формирования навыков сотрудничества у младших школьников.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем конкретизированы научные представления о навыках сотрудничества младших школьников; определены педагогические условия формирования навыков сотрудничества у младших школьников на уроках русского языка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлены педагогические условия формирования навыков сотрудничества у младшего школьника и описаны результаты их реализации на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, систематизация, обобщение; эксперимент, наблюдение; статистический метод обработки данных.
База исследования: АНОО СОШ «Сота» г.о. Тольятти.
Структура исследования включает в себя введение, теоретическую и практическую главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Согласно исследованиям теоретиков общей и педагогической психологии Давыдова В.В., Леонтьева А.Н., Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Амонашвили Ш.А., а также практиков традиционной школы Макаренко А.С., Сухомлинского А.В., сотрудничество есть одна из определяющих основ современного образования. Вопрос становления и развития навыков сотрудничества у младших школьников в процессе учебной деятельности становится приоритетным для целого ряда отраслей психо лого- педагогического направления в свете принятых ФГОС НОО.
В рамках настоящего исследования мы достигали постеленной цели путем решения ряда задач.
Решая первую задачу, на основании научных трудов мы раскрыли содержание и структуру понятий «сотрудничество», «навыки сотрудничества у младших школьников».
Учебное сотрудничество - это совместная учебная деятельность обучающихся и педагога, направленная на достижение совместного учебного результата, в ходе которого происходит всестороннее развитие каждого участника и образование межличностных связей внутри учебной группы (Гузеев В.В.) [3].
Под навыками учебного сотрудничества мы понимаем доведенные до автоматизма умения определить свои возможности и максимально продуктивно реализовать их в совместной деятельности с одноклассниками и педагогом (Дьяченко В.К.) [4].
Решая вторую задачу, мы на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявили педагогические условия формирования навыков сотрудничества у обучающихся на уроках русского языка: планирование урока с использованием технологии сотрудничества; организация взаимодействия обучающихся в различных формах (коллективное, парное, групповое); использование в процессе обучения 52
разнообразных методов и приемов формирования навыков сотрудничества у младших школьников.
Решая третью задачу исследования, мы изучили актуальный уровень развития навыков сотрудничества у обучающихся 4 класса. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами было проведено диагностическое исследование, позволяющее установить актуальный уровень сформированности навыков сотрудничества у четвероклассников. Полученные результаты свидетельствуют о схожем уровне развития диагностируемых навыков у обоих исследуемых групп.
Решая четвертую задачу исследования, мы разработали и оценили эффективность реализации педагогических условий формирования навыков сотрудничества у младших школьников на уроках русского языка. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была проведена работа по реализации педагогических условий формирования навыков сотрудничества младших школьников. В ходе данного этапа исследования мы наблюдали, как возрос интерес обучающихся к учебной деятельности и учебному сотрудничеству.
Целью контрольного этапа опытно-экспериментальной работы было оценить эффективность внедрения в практику начальной школы педагогических условий формирования навыков сотрудничества у четвероклассников. Количественная и качественная динамика результатов диагностического исследования свидетельствует об эффективности реализации данной системы.
Таким образом, формирование навыков сотрудничества у младших школьников на уроках русского языка будет более эффективно, если при организации уроков учитываются педагогические условия формирования навыков сотрудничества у обучающихся младшего школьного возраста и реализуется система методов и приемов формирования навыков сотрудничества у младших школьников, что подтверждает гипотезу исследования.
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Просвещение, 2018. 283 с.
2. Гузеев В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе // Педагогические технологии. 2019. №6. С.3-32.
3. Джонсон Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. СПб.: Экономическая школа, 2021. 256 с.
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 2013. 192 с.
5. Журавлев А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: Наука, 2018. С. 19-36.
6. Загорский В. М. Эффективный урок // Педагогическая техника. 2019. №2. С.88-92.
7. Земленская Е. А. Обучение в сотрудничестве: групповая работа учащихся и учителя // Лучшие страницы педагогической прессы. 2017. №1. С.1-3.
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Университетская книга, Логос, 2018. 384 с.
9. Золотухина А.Г. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика. Газета Изд. дома "Первое сентября". 2010. №4. С.3-5.
10. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 2016. 203 с.
11. Климанова Г.Н. Технология сотрудничества. Тамбов, 2020. 340с.
12. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средний педагогических заведений. М.: АСАБЕМХА, 2021. 174 с.
13. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий: теория и практики: учебное пособие. Екатеринбург: СВ-96, 2021. 170 с.
14. Коротаева Е. В. Развитие отношений сотрудничества у учащихся начальной школы // Педагогическое образование в России. 2012. №4. С. 169-172.
15. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. Рязань, 2017. 161 с.
16. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие для преподавателей. М.: ЭКСМО, 2021. 173с.
17. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. 2018. №4. С. 102-112.
18. Левин Э. Метод индивидуально-группового обучения // Директор школы. 2019. №9. С. 58- 64.
19. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
20. Панюшкин В. П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. Наук. М.: Просвещение, 2014. 59 с.
21. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве //Профессиональное образование. 2014. №4. С.10-11.
22. Посталюк Н. Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань, 2012. 104 с.
23. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: 2020. 237 с.
24. Самошкина Е. Ю. организация учебного сотрудничества - среда формирования коммуникативных учебных действий младших школьников // Педагогическое образование в России. 2012. №3. С. 281-285.
25. Скаткин М.Н. Требования к современному уроку // Народное образование. 2016. №7. С. 15-18.
26. Сластенин, В.А. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 567 с.
27. Уидзенкова А.К. Русский с увлечением. Екатеринбург, 2019. 180 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
29. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2019. 210 с.
30. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. М., ЭКСМО, 2019. 224-228 с.
31. Черняк В. Д. «Мы все учились понемногу...»: речевая культура и культурная грамотность. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2019. 101 с.
32. Шишкина Т.В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи // Начальная школа. 2018. №9. С. 44-47.
33. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. 4-е изд. М.: Психология, 2018. 222 с.