Аннотация 2
Введение 4
1. Общая характеристика определения порядка воспитания и общения с ребенком 6
1.1. Понятие и основные определения порядка воспитания и общения с ребенком 6
1.2. Правовой статус родителей при определении порядка воспитания и общения с ребенком 13
1.3. Роль государственных органов при определении порядка воспитания и общения с ребенком 17
Глава 2. Правовое регулирование исполнения решений суда по делам, связанным с порядком воспитания и общения с ребенком 22
2.1. Категории дел с обязательным определением порядка воспитания и общения с ребенком 22
2.2. Особенности рассмотрения судом дел, связанных с порядком воспитания и общения с ребенком 27
2.3. Особенности исполнения решений суда по делам, связанным с порядком воспитания и общения с ребенком 36
Глава 3. Проблемы исполнений решений суда об определении порядка воспитания и общения с ребенком 42
3.1. Проблемы невозможности исполнения решений суда об определении порядка воспитания и общения с ребенком 42
3.2. Проблемы исполнений решений суда об определении порядка воспитания и общения с ребенком в отношения родителя, проживающего за рубежом 47
3.3. Проблемы исполнений решений суда об определении порядка воспитания и общения с ребенком в отношения родителя, отбывающего наказание, связанное с лишением свободы 51
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Рассматриваемая тема связана с проблемами исполнения решений суда по делам определения порядка воспитания и общения с ребенком.
Значимость этих вопросов в Российской Федерации определяются действиями государства в интересах детей, например, одной из целей в государственной политике поставлено улучшение положения детей. В настоящее время в качестве приоритета в государстве провозглашается право ребенка на особую заботу и помощь.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с разрешением противоречий по поводу порядка воспитания и общения с ребенком, недостаточной изученностью данного вопроса, а также его практической значимостью, насущностью и значимостью в связи с большим количеством проблем при исполнении решений судов в Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе разрешения споров, связанных с воспитанием и общением с ребенком.
Предметом исследования являются проблемы, возникающие при исполнении решений суда по делам, связанным с порядком воспитания и общения с ребенком.
В рамках объекта и предмета исследования в работе рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения в рамках разрешения споров, связанных с воспитанием и порядком общения с ребенком, регулирующие правовые отношения и процедуры в реализации прав, а также правоприменительная и судебная практика по исследуемой тематике.
Цель исследования - изучить и проанализировать специфику проблем, возникающих при исполнении решений суда по делам, связанным с порядком воспитания и общения с ребенком для определения возможности их разрешения.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
• изучить общую характеристику определения порядка воспитания и общения с ребенком;
• провести анализ правового регулирования исполнения решений суда по делам, связанным с порядком воспитания и общения с ребенком;
• раскрыть проблемы исполнения решений суда об определении порядка воспитания и общения с ребенком.
Методологическую базу исследования составляют логический метод, аналитический, сравнительно-правовой, статистический, прогностический, документальный и др. методы познания.
Нормативной базой выпускной квалификационной работы явились нормы ряда международных актов: Декларации прав ребенка 1959 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г. и др., а также нормы действующего российского законодательства: Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и др.
Для написания выпускной квалификационной работы были изучены теоретические источники. Основу исследования составили работы И.Р. Сорокиной, И.Л. Корнеевой, Г.Ф. Биктагировой, Е.В. Ерохиной, О.М. Никулиной и др.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
В рамках выпускной квалификационной работы изучались проблемы исполнений решений суда по делам, связанным с порядком воспитания и общения с ребенком. В итоге сформировалась совокупность выводов.
Важнейшей составляющей полноценного воспитания и гармоничного развития личности ребенка является участие в этом процессе его родителей, как матери, так и отца одновременно, в атмосфере уважения и взаимопонимания. Однако в случаях разрыва семейных отношений участие в воспитании ребенка обоих родителей становится затруднительным, а зачастую и невозможным. Известно немало случаев, когда один из родителей, с которым остается проживать ребенок после разрыва отношений, желая досадить бывшему супругу, начинает препятствовать ему в общении с ребенком - всячески ограничивать их контакты, не позволять им видеться, использует все возможности против «неугодного» родителя. Кроме этого законные права в части общения с ребенком помимо родителей могут быть нарушены в отношении близких родственников - бабушки, дедушки, брата, сестры и др., нарушение этих прав с точки зрения законодательства недопустимо. Но очень часто родители или близкие родственники после разрыва отношений не могут прейти к согласию по вопросу общения с ребенком. В таком случае за защитой своих прав они могут обратиться в государственные органы. Так, если речь идет непосредственно о родителях, то спор разрешается в судебном порядке. Если к мирному урегулированию конфликта в части общения с ребенком не пришли иные близкие родственники - дедушки, бабушки, братья, сестры и пр., им можно обратиться в орган опеки и попечительства, который может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Если же решение органа опеки и попечительства не исполняется, этот орган или близкие родственники ребенка могут подать в суд иск об устранении препятствий к общению с ним. К сожалению, не всегда получение судебного решения о порядке общения с ребенком решает проблему взаимопонимания между бывшими членами семьи или родственниками. Зачастую родитель, с которым остается проживать ребенок, уклоняется от исполнения судебного решения. В этом случае можно обратиться в суд. По заявлению суд вынесет решение с выдачей исполнительного листа, он предъявляется в службу судебных приставов, где принудительным исполнением решения суда занимается пристав-исполнитель. К сожалению, бывают случаи, когда все попытки специалистов и приставов тщетны, и родители не идут на контакт, тем самым лишая своего ребенка радости свободного общения с одним из родителей. Если же трудности с принудительным исполнением судебного решения связаны исключительно с тем, что родитель, с которым проживает ребенок, своими действиями препятствует общению, то в этом случае он несет административную ответственность. Более того, согласно семейному законодательству, воспрепятствование общению ребенка с проживающим отдельно родителем (если порядок общения определен судом) может привести к передаче ребенка последнему по решению суда, безусловно, исходя из интересов и с учетом мнения ребенка. Подобная мера, несомненно, имеет влияние, но и это порой не гарантирует защиту интересов другого родителя, особенно, если он находится за рубежом или отбывает наказание, связанное с лишением свободы. Результаты исследования показали, что исполнение решений суда по делам, связанным с порядком воспитания и общения с ребенком вызывает много сложностей на практике. Так как принудить родителя к исполнению решения суда, если он сам того не хочет, очень сложно, если не создан эффективный правовой механизм. В этой связи предложено законодательство привести в соответствие с международными нормами и стандартами права, привести в соответствие взаимосвязанные положения, обозначенные в семейном, гражданском, административном, уголовном, уголовно-исполнительном и исполнительном законодательстве для обеспечения реализации права детей и их родителей на воспитание и общение в любом месте совместного и раздельного проживания.
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Г енеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014)//Собрание законодательства Российской Федерации.2014 N9. Ст.851.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017). [Электронный ресурс] - режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017). [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018). [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons_doc_LAW_34661/
7. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118- ФЗ (ред. 29.12.2017). [Электронный ресурс] - режим доступа: http: //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_LAW_15281/
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. 18.04.18). [Электронный ресурс] - режим доступа:
http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
9. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. 07.06.17). [Электронный ресурс] - режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23 509/
10. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118- ФЗ (ред. 29.12.2017). [Электронный ресурс] - режим доступа: http: //www.consultant .ru/do cument/cons_doc_LAW_15281/
11. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. 07.03.2018). [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 26.12.2017) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18980/
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав». [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.vsrf.ru/files/24385/
14. Биктагирова Г.Ф. Семейная педагогика. - Казань, 2014. - 164 с.
15. Гомола А. И. Семейное право: учебник / А.И.Гомола, И.А.Гомола. - 9-е изд.. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.
...