Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности 9
1.1 Проблема формирования культуры поведения у младших школьников в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Условия формирования культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности 17
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности 27
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры поведения у младших школьников 27
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий во внеурочной деятельности для повышения уровня сформированности культуры поведения у младших школьников 37
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 48
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования 64
Приложение Б Результаты контрольного этапа исследования 66
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена значимостью культуры поведения для жизнедеятельности человека в современном мире, где имеют место такие проявления, как бездуховность, неуважение, отсутствие привычек культурного поведения и бережного отношения друг к другу- Низкий уровень культурно-нравственного развития современного общества вызывает необходимость внедрения новых педагогических подходов совершенствования культуры и норм поведения личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ определяют становление духовно-нравственной личности обучающихся как задачи первостепенной важности. Это предполагает формирование активной жизненной позиции, осознанного отношения к обязанностям перед Родиной, обществом, недопустимости в отклонении нравственно-этических норм и принципов. Целью нравственного развития младшего школьника является выработка и совершенствование нравственных привычек, которые способствуют формированию культуры поведения и личностных качеств, накопление опыта поведения. Кроме того, ФГОС НОО выдвигает на первый план формирование личностных универсальных учебных действий (УУД), которые определяют ценностно-смысловую ориентацию младших школьников, заключающуюся в умении согласовывать поступки с морально-этическими принципами и нормами, знании общепринятых моральных норм.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и требования ФГОС НОО отмечают особую роль нравственного воспитания детей в начальной школе. Именно младший школьный возраст имеет наиболее благоприятный характер для становления жизненной позиции, эффективного формирования и усвоения моральных ценностей, нравственных норм и принципов культурного поведения и осознание его мотивов. Успешность этого процесса находится в прямой зависимости от нравственного воспитания ребенка младшего школьного возраста, его социализации в обществе и системе межличностных отношений.
Культура поведения входит в такое понятие, как «нравственная культура», и имеет с ним тесную взаимосвязь. Нравственное воспитание рассматривается как процесс целостного формирования и развития личности ребенка и направлено на становление отношений к Родине, обществу, воспитанию патриотизма, глубокого уважения к людям, труду, собственным обязанностям и к самому себе. В качестве результата нравственного воспитания выступает формирование нравственной культуры - показатель степени восприятия личностью нравственного сознания и культуры общества. Об уровне сформированности нравственной культуры свидетельствует поведение, соответствующее убеждениям личности и интересам общества, способность осознанно соблюдать требования моральных норм.
Теоретическим изучением проблемы формирования культуры поведения младших школьников занимались В.А. Сластенин, Л.Б. Волченко, Д.Б. Эльконин и др. В своих трудах авторы отразили особенности, содержание и основные компоненты культуры поведения, сформулировали ее принципы, цели, охарактеризовали условия формирования, а также формы и методы.
Особенности культуры поведения младших школьников были раскрыты многими учеными, такими как И.Ф. Харламов, А.С. Лаптенок, Л.И. Божович, Н.Е. Щуркова и др. Авторы придерживались точки зрения, что культура поведения является характеристикой духовных качеств, которая охватывает практически все компоненты личностного мира человека.
Важнейшая роль в формировании культуры поведения личности младших школьников принадлежит внеурочной деятельности, использование которой сопровождается интересом обучающихся и стремлением реализовать себя, а также обеспечивает духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста в тесном взаимодействии с урочной и внешкольной деятельностью.
В процессе анализа педагогического опыта по проблеме формирования культуры поведения у младших школьников, возникли следующие существенные противоречия:
• между необходимостью формирования культуры поведения у младших школьников (в соответствии с программой духовно- нравственного развития ФГОС НОО) и недостаточным вниманием со стороны педагогов к рассматриваемой проблеме;
• между современными педагогическими подходами к процессу формирования культуры поведения у младших школьников и ограниченным методическим оснащением для реализации их в воспитательно-образовательном процессе.
Вышесказанное обоснование актуальности и выявленные противоречия послужили основой для выбора темы бакалаврской работы: «Формирование культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности».
Основываясь на выделенных противоречиях, была выдвинута проблема исследования: каковы педагогические условия, эффективно влияющие на формирование культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности?
Цель: разработать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность психолого-педагогических условий в процессе формирования культуры поведения у младших школьников.
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников.
Предмет исследования - условия формирования культуры поведения в процессе внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности будет протекать эффективно, если соблюдать следующие условия:
1) разработать и внедрить комплекс внеурочных занятий, направленный на формирование культуры поведения у младших школьников;
2) включать учащихся в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку;
3) учитывать индивидуально-личностные особенности каждого младшего школьника.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, были определены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты проблемы формирования культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности;
2) исследовать уровень сформированности культуры поведения у младших школьников;
3) разработать и внедрить комплекс занятий во внеурочной деятельности, направленный формирование культуры поведения у младших школьников;
4) проанализировать и обобщить выявленные результаты исследования, доказать эффективность разработанного комплекса занятий во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования культуры поведения у младших школьников, обобщение;
• эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Новизна исследования заключается в разработке и внедрении комплекса занятий во внеурочной деятельности, направленный на формирование культуры поведения у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс занятий во внеурочной деятельности могут использовать как учителя начальных классов в образовательновоспитательном процессе, так и педагогические работники дополнительного образования с целью формирования культуры поведения у младших школьников.
Экспериментальная база исследования: диагностическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения «Школа №88» города Тольятти Самарской области. В эмпирическом исследовании приняли участие 25 учащихся 3 «А» класса (контрольная группа) и 25 учащихся 3 «Б» класса (экспериментальная группа) в возрасте от 9 до 10 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
В результате изучения и анализа теоретической части бакалаврской работы был сделан вывод о том, что именно младший школьный возраст имеет наиболее благоприятный характер для эффективного усвоения моральных ценностей и принципов, формирования нравственных норм и его мотивов. Становление жизненной позиции и сформированность культуры поведения личности находится в прямой зависимости от нравственного воспитания младшего школьника и его социализации в обществе и системе межличностных отношений. Для достижения наибольшей эффективности при осуществлении воспитательной работы по формированию и совершенствованию культуры поведения необходим тщательный отбор форм и методов, которые будут использоваться в сочетании с повседневной жизнью и деятельностью обучающихся. Поэтому одним из основных условий данного процесса выступает внеурочная деятельность, которая позволяет расширить и углубить этические знания обучающихся и, основываясь на них, формирует соответствующие нравственные чувства и взгляды, необходимые для овладения культурой поведения.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа и была реализована на базе муниципального бюджетного учреждения «Школа №88» г.о. Тольятти, где выборка составила 50 человек, где 25 учащихся 3 «А» класса (контрольная группа) и 25 учащихся 3 «Б» класса (экспериментальная группа) в возрасте от 9 до 10 лет. Констатирующий этап включал в себя подбор комплекса диагностических методик и осуществление диагностики в экспериментальной и контрольной группах с целью выявления уровня сформированности нравственных норм и правил культурного поведения у учащихся. Анализ полученных данных позволил сделать вывод: большинство учащихся младшего школьного возраста находятся на среднем и низком уровнях сформированности культуры поведения, что вызвало необходимость проведения формирующего этапа эксперимента.
На формирующем этапе осуществлялась разработка и внедрение комплекса внеурочных занятий, цель которого - формирование и совершенствование культуры поведения у младших школьников. На данном этапе были проведены 10 внеурочных занятий нравственно -этической направленности с учащимися экспериментальной группы.
После реализации комплекса занятий был проведен контрольный этап, который включал в себя повторное диагностическое исследование экспериментальной и контрольной групп. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов выявил положительную динамику и доказал эффективность проведенной работы, так как уровень сформированности нравственных норм и правил культурного поведения у младших школьников в экспериментальной группе значительно повысился, что показали и количественные, и качественные показатели. Так, в экспериментальной группе количество учащихся с низким уровнем стало меньше на 14%, со средним уровнем - больше на 2%, с высоким уровнем - больше на 12%. Учащиеся стали чаще употреблять вежливые слова по отношению к одноклассникам и взрослым, соблюдать нравственные нормы и правила поведения, сопоставлять поступки с нравственными качествами и давать им оценку, проявлять активную взаимопомощь и уважение друг к другу. В то время, как контрольная группа показала следующие результаты: показатели низкого уровня уменьшились всего на 6%, среднего уровня - увеличились на 4%, высокого уровня - увеличилось только на 2%.
Обобщив и проанализировав результаты опытно -экспериментальной работы, мы выявили эффективность разработанного и реализованного на формирующем этапе комплекса внеурочных занятий нравственно-этической направленности.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель бакалаврской работы достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Аристова А. Е. Формирование нравственной культуры младших школьников // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2017. № 3-4(12). С. 4-5.
2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М. : Изд-во «Мысль», 1984. 832 с.
3. Балданова Ж. Б., Санжаева Р. Д. Базовые компоненты, критерии и уровни нравственной культуры младших школьников // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. №5.
4. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей. М. : Просвещение, 1975. 254 с.
5. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. М. : Просвещение, 1979. 345 с.
6. Бородина А. Н. Формирование нравственной культуры личности младших школьников // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 16-2. С. 56-58.
7. Волченко Л. Б. Нравственность и этикет. М. : Знание, 2012. 336 с.
8. Воспитание школьников во внеучебное время : сб. метод. материалов в помощь организаторам внеклас. и внешкол. воспитат. работы с учащимися ; под ред. Л. К. Балясной. М. : Просвещение, 1980. 189 с.
9. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. М. : Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
10. Гуссейнов А. А. Словарь по этике. М. : Политиздат, 1989. 447 с.
11. Давлетшина Е. В. Технология воспитания морального выбора в формировании основ культуры поведения младших школьников // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 - 2. С. 73-77
12. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. : Русский язык - Медиа, 2003. 866 с.
13. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников. М. : Педагогика. 2008. № 9. С. 63-88.
14. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб. : Речь, 2002. С. 35-36.
15. Дмитриев В. В. Основы философии. М. : Издательство Юрайт, 2018. 281 с.
...