Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения насилия над женщиной 9
1.1 Понятие и сущность насилия 9
1.2 Концепции факторов насилия над женщинами 15
Глава 2 Эмпирические данные исследования насилия над женщинами 35
2.1 Социологический анализ факторов насилия над женщинами 35
2.2 Домашнее насилие в музыкальном творчестве: результаты контент-анализа 46
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 58
Приложение А Рабочая программа социологического исследования (анкетирование) 65
Приложение Б Инструментарий социологического исследования (анкета) 69
Приложение В Таблицы распределений данных по результатам анкетирования 76
Приложение Г Материалы инфографики 92
Приложение Д Рабочая программа социологического исследования (контент- анализ) 94
Приложение Е Таблицы данных по результатам контент-анализа 103
Актуальность темы исследования. Насилие неизменно относится к числу наиболее опасных антиобщественных явлений, которые характеризуются повышенной, чрезмерной деструктивностью и необратимыми последствиями.
Несмотря на тот факт, что насилие является гендерно-нейтральным явлением (распространяется как на женщин, так и на мужчин), тем не менее насилие по отношению к женщинам имеет свои характерные черты и особенности.
Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме.
Последствия домашнего насилия могут приводить к физическим, эмоциональным, а также к психическим последствиям, таким как депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, фобии, тревога, панические расстройства.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения примерно каждая третья женщина (30%) в мире на протяжении своей жизни подвергается физическому и/или сексуальному насилию со стороны интимного партнера либо сексуальному насилию со стороны другого лица.
В статье «Реальный масштаб домашнего насилия в России. 20 чисел» приведены следующие результаты опроса для международного русскоязычного издания «Медуза» (23 апреля 2021 года «Meduza» признали иностранным агентом): данные на январь 2020 года показали, что 75% пострадавших от домашнего насилия в России - женщины. 35% опрошенных женщин хотя бы раз в жизни сталкивались с физическим насилием (со стороны партнера) или сексуальным насилием. 79% российских женщин, осужденных за убийство, убили тех, кто применял к ним домашнее насилие; 83% российских женщин, осужденных за превышение самообороны, защищались от своих партнеров [46].
«Привыкание к насилию» со стороны жертвы, возведение его в культурную норму, является главным фактором, способствующим долговременному насилию.
В России до сих пор нет закона, который мог бы защитить жертв бытового насилия, и нет адекватной политики, регулирующей предотвращение бытового насилия. Нет статистических данных, отражающих фактические масштабы насилия в семье.
Невозможность по каким-то причинам привлечь виновных к ответственности не только создает основания для новых преступлений, но и служит сигналом для общественности о том, что насилие против женщин является явлением, не подлежащим наказанию.
Степень научной разработанности темы. Анализируя степень разработанности данной проблемы, стоит упомянуть ученых, с которых началось изучение насилия и агрессии, а также власти: Дж. Милль, К. Вильсон, Дж. Лоуренс, Ч. Бренер, Л. Берковиц, А. Басс, Т Парсонс, Х. Нибург, Г. Маркузе, Ф. Энгельс, П. Блау, С. Льюкс, М. Вебер, Р Бэрон, Р Фельсон, Л. Козер, Р Дарендорф, З. Фрейд.
Обращались к проблеме сексуального насилия С. Н. Ениколопов и Е. С. Хвостова. Рассматривала проблему физического насилия П. В. Руменцева. Изучали психологическое насилие Н. Ю. Волосова, Я. А. Овсянникова, А. Б. Орлов. Рассматривала экономическое насилие В. Н. Солнцева. Тему репродуктивного насилия раскрыли Е. Здравомыслова и А. Тёмкина.
В рамках психологической парадигмы изучали проблему насилия, следующие ученые: И. Д. Горшкова, И. И. Шурыгина, В. П. Шейнов, Е. Н. Ильяшенко.
Теории ученых, рассматривающие агрессию и преступное поведение с социально-психологической стороны: безмотивационная концепция А. Басса, концепция ассоциативной сети Л. Берковица, теория социального научения А. Бандура, теория аномии Э. Дюркгейма. теория «дифференциальная ассоциация» Э. Сатерленда.
Ученые, исследующие насилие в рамках гендерного подхода: М. Арутюнян, И. Д. Горшкова, О. М. Здравомыслова, Е. А. Темкина, И. И. Шурыгина, А. Роткирх, А. В. Выгодская, Т де Лауретис, С. Бэм.
Изучали насилие в рамках виктимологического подхода следующие ученые: Б. Мендельсон, Г. Элленбергер, Г. Шульц, Р. Гассер, Г. Шнайдер, Л. В. Франк, Д. В. Ривман, В. И. Полубинский, Л. Уокер, Ланденбергер, М. Дулут, И. Г. Малкина-Пых, В. Н. Кудрявцев, Н. С. Лейкина, М. Е. Вольфганг, Г. фон Гентиг.
Модели, объясняющие динамику развития взаимоотношений насилия: цикл насилия Л. Уокера; процесс насилия Ланденбергера; власть и управление М. Дулута.
В тоже время, несмотря на значительный объем научных разработок в данной области, в достаточной степени не изучены меры профилактики насилия над женщиной.
Целью работы является изучение проблемы насилия над женщиной как современного социального феномена.
Объект исследования - насилие над женщиной как социальный феномен.
Предмет исследования - причины и следствия, меры профилактики насилия над женщиной.
Задачи работы:
- Изучить понятие и сущность насилия.
• Выделить концепции факторов насилия над женщинами.
• Проанализировать факторы насилия над женщинами.
• Рассмотреть причины и последствия насилия над женщиной
• Определить направления профилактики насилия над женщиной.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы. Существует немало разновидностей подходов, которые рассматривают насилие. Можно выделить самые основные и часто используемые подходы, применяемые для изучения данной проблемы.
Введя понятие аномии в научный оборот в качестве явления, связанного с кризисом ценностей, их рассогласованностью, Э. Дюркгейм исследовал свойственные переходным периодам процессы социальной дезорганизации, результатом которых становится социальная деструкция, различные формы девиантного и делинквентного поведения.
Теория социального научения подчеркивает, что поведение агрессора формируется путем усвоения навыков агрессивного поведения в ходе социализации с помощью наблюдений через различные образы действий и социальных подкреплений. Основатель данный теории Альберт Бандура.
В виктимологическом подходе изучаются характеристики жертв различных форм насилия. «Теория трех фаз» Ленор Уокер раскрывает цикличность инцидентов домашнего насилия. В теории «Власть и контроль» Дулута насилие является частью модели поведения агрессора.
Методы исследования. Анкетный опрос, контент-анализ.
Эмпирическая база исследования. С целью получения социологической информации, отражающей взгляды девушек и женщин на проблему насилия в российском обществе, было проведено исследование с использованием метода анкетирования. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 294 человека.
Для получения социологической информации по теме исследования проведен контент-анализ музыкальный клипов по теме насилия над женщинами в браке.
Апробация работы: Лыско А.С. Эмоциональная направленность гендерных стереотипов в социологической интерпретации // «Студенческие Дни науки ТГУ»: научно-практическая конференция (Тольятти, 2020 год). Тольятти. Изд-во ТГУ, 2020 (в печати).
Доклад на Самарской научной конференции 2022 года с темой «Насилие над женщиной в современном российском обществе: результаты социологического опроса».
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы источников, приложений.
Одной из наиболее распространенных деструктивных форм взаимодействия между людьми является насилие. С позиции прав человека, насилие в отношении женщин представляет собой любое нарушение прав женщин, любую дискриминацию по признаку пола и является структурной частью социального насилия. Поэтому в исследовании была продемонстрирована актуальность предложенной тематики и ее значимость для научной дисциплины.
В первом параграфе теоретической части данной работы рассмотрены понятие и сущность насилия, а также его разновидности (физическое, сексуальное, психологическое, экономическое).
Во втором параграфе первой главы представлены концепции факторов насилия над женщиной с выяснением причин возникновения в человеке агрессии. Были рассмотрены следующие теории и концепции по проблеме преступного поведения: безмотивационная концепция А. Басса, концепция ассоциативной сети Л. Берковица, теория социального научения А. Бандура, теория аномии Э. Дюркгейма. теория «дифференциальная ассоциация» Э. Сатерленда.
Гендерный (М. Арутюнян, О. М. Здравомыслова, Е. А. Темкина, А. Роткирх, А. В. Выгодская, Т де Лауретис, С. Бэм) и виктимологический (Л. В. Франк, Д. В. Ривман, В. И. Полубинский, Л. Уокер, Ланденбергер, М. Дулут, И. Г. Малкина-Пых) подходы вместе с психологической парадигмой (И. Д. Горшкова, И. И. Шурыгина, В. П. Шейнов, Е. Н. Ушакова, А. Б. Орлов, К. Бартола) помогли раскрыть причины применения насильственных действий и предложить профилактику по предотвращению насилия над женщинами.
В первом параграфе второй главы бакалаврской работы представлены результаты проведенных эмпирических исследований. Результаты анкетирования показали, что в современном российском обществе каждая девушка и женщина сталкивается с различными проявлениями насилия в обществе. Чтобы решить проблему применения насилия необходимо разработать действенный механизм, применяя правовые нормы, который способен противостоять насилию и повлиять на его исчезновение.
Во втором параграфе второй главы мы представили результаты контент-анализа. В нем были проанализированы музыкальные клипы по проблеме домашнего насилия. Контент-анализ показал нам, что с 2019 года в русско-поющей музыкальной сфере проблема насилия над женщинами стала открыто показа через клипы и тексты песен. Преимущественно в кадрах видео показаны сцены физического насилия.
В ходе выполнения бакалаврской работы, мы увидели, что на сегодняшний день актуально направление по профилактике насилия над женщинами.
Функциональный компонент механизма противодействия криминальному насилию включает: мировоззренческие факторы, юридические факторы, криминологическая практика. Мировоззренческие факторы заключаются в распространении и постоянном поддержании на должном уровне ценностей, которые ориентируются на уголовно-предупредительную деятельность субъектов и широкой общественности с целью сближения и унификации общего движения против насилия. Юридические факторы - правовая целостность законов, направленных на достижение целей противодействия криминальному насилию. Криминологическая практика включает в себя непосредственную деятельность субъектов, направленную на противодействие насильственной преступности.
В целях виктимологической профилактики криминального насилия необходима криминологическая информированность населения о состоянии криминального насилия в обществе, факторах его детерминации, особенностях личности насильственного преступника и его жертв и т. д.
Возможны следующие стратегии виктимологической профилактики, имеющие потенциал снижения насилия в отношении женщин в обществе: создание безопасных и стабильных отношений между детьми и их родителями (опекунами); снижение доступности алкоголя и его употребления; поощрение гендерного равенства мужчин и женщин для предотвращения насилия в отношении женщин; выявление потерпевших, их реабилитация и поддержка; юридическое представительство в уголовных судах и получение компенсации от государства за вред, причиненный преступлением.
Реабилитация и психологическая работа с жертвами насилия помимо работы с травмой должна быть направлена именно на развенчивание мифов и стереотипов о насилии, а также на поддержание достоинства личности: «Насилие - это не нормально», «Насилие нельзя спровоцировать», «В преступлении виноват преступник».
Учитывая психологические и нравственные особенности личности и принимая во внимание причины совершения насилия и возникновения условий, которые им способствовали, можно успешно совершить профилактику насилия.
Государство напрямую вовлечено в гендерные отношения, воплощая определенный «гендерный режим», который поддерживает или преследует преступное насилие в отношении женщин.
Необходимо разработать правое понятие семейного (домашнего) насилия, создать эффективную систему профилактических мер и единую программу противодействия семейному (домашнему) насилию. Жертвы в
России нуждаются в федеральном законе прямого действия о профилактике семейного насилия и помощи пострадавшим от него.
Жертвы насилия по всей России могут получить бесплатную психологическую помощь и консультацию от следующих организаций:
• Экстренная психологическая помощь МЧС России:
• Горячая линия Психологической помощи МЧС России: 8 (800) 333-44-34.
• Чат психологической помощи для подростков и молодежи (до 23 лет):
• Чат психологической помощи для подростков до 18 лет:
• Единый телефон доверия для детей, подростков и родителей: 8-800-2000-122.
• Юридическая помощь от «Центр защиты пострадавших от домашнего насилия»: https://wcons.net/uridicheskaya-pomochs/.
• Всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье: 8 800 700 06 00.
• На сайте АннаЦентр можно найти организации по России, которые оказывают помощь местным жертвам насилия: https://www.anna-center.ru/.
Жертвы насилия в городе Тольятти могут обратиться за бесплатной помощью в следующие организации:
• Центр АНО «Открытая Альтернатива». Веб-сайт: открытаяальтернитива.рф. Фактический адрес: ул. Индустриальная 4, литер - А1. Тел.: (8482) 26-23-03, +7 905 306 1618. Виды помощи: бесплатная юридическая и психологическая помощь женщинам (жертвам домашнего Василия, женщинам без регистрации, бездомным, бывшим осужденным); правовое просвещение женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию.
• Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин» (с кризисным отделением для беременных женщин и женщин с грудными детьми). Веб-сайт: www.deti-tlt.ru/. Фактический адрес: ул. Маршала Жукова 20. Тел.: +7 (8482) 34-79-12. Виды помощи: предоставление временного проживания, оказание правовой, социальной и медико-психологической помощи детям, беременным женщинам и женщинам с грудными детьми.
• «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального округа». Веб-сайт: https://semija-tlt.ru/. Фактический адрес: несколько отделений по районам города. Тел.: в зависимости от района города определенный номер телефона. Виды помощи: оказание бытовых, экономических, психологических, правовых и иных социальных услуг детям и отдельным членам их семей.
1. Абакумова О. Н. Система виктимологической защиты женщин - жертв криминального насилия в России / О. Н. Абакумова // Вестник владимирского юридического института. - 2020. - № 2(55). - С. 27-32.
2. Аблятипова Н. А. Соотношение законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» с принципами семейного права / Н. А. Аблятипова, Д. И. Рюхтина // Крымский научный вестник. - 2021. - № 1(30). - С. 42-50.
3. Аверин Ю. П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. / Ю. П. Аверин. - М., 2009. - 440 с.
4. Аристова М. В. Асимметрия социальных отношений (насилие по гендерному принципу) / М. В. Аристова. // Труд и социальные отношения. - 2005. - № 3. - С. 66-76.
5. Арсентьева В. Р Анализ особенностей психологии женщины-жертвы домашнего насилия / В. Р. Арсентьева // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-19. - С. 5-7.
6. Бандура А., Уолтерс Р Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999.
7. Бандура О. О. Особенности самоотношения женщин, переживших насилие в детском возрасте / О. О. Бандура, А. В. Усова // Ученые записи Санкт-Петербурского государственного института психологии и социальной работы. - 2020. - № 1. - С.7-18.
8. Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках // Thesis, 1994, Вып. 6. С. 12-36.
9. Березкин А. В. Социологическая интерпретация феномена интернет- зависимости в контексте теории аномии Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона / А. В. Березкин // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - № 3 (47). - С. 107-111.
10. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. СПб.: Нева, 2001. - 512 с.
11. Бурханова Ф. Б. Брак с позиций гендерного теоретико-методологического подхода / Ф. Б. Бурханова. // Вестник башкирского университета. - 2009. - № 3-1. - С. 1222-1230.
12. Бухалова Н. А. Синергический подход к исследованию трансформации семьи / Н. А. Бухалова. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 3(16). - С. 336-339.
13. Быховец Ю. В. Опыт эмоционального насилия и особенности личностной сферы у людей раннего и среднего взрослого возраста / Ю. В. Быховец, Н. Н. Казымова. // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 6. - С. 55.
14. Вайсберг А. С. Пределы свободы в либеральной политической теории: принцип непричинения вреда Дж. Ст. Милля и категорический императив И. Канта / А. С. Вайсберг // Научные записи молодых исследователей. - 2020. - № 1. - С. 32-40.
15. Винокурова А. В. Трансформация института семьи: функциональный подход / А. В. Винокурова. // Труды Дальневосточного государственного технического университета. - 2006. - № 142. - С. 28-37.
...