Введение
1Теоретические основы стимулирования продаж на предприятии
1.1Сущность, цели и задачи стимулирования продаж
1.2Методы стимулирования продаж в торговле
2Анализ факторов, влияющих на объемы продаж ООО «Политрейд»
2.1Организационно-экономическая характеристика ООО «Политрейд»
2.2Анализ факторов, влияющих на объемы продаж предприятия
3Мероприятия по совершенствованию методов стимулирования продаж в ООО «Политрейд»
3.1Разработка мероприятий по совершенствованию методов стимулирования продаж предприятия
3.2Оценка эффективности разработанных мероприятий
Заключение
Список используемых источников
Приложение А
Функционирование предприятий на современном этапе развития экономики в качестве основного условия эффективной деятельности в течение долгосрочного периода определяет реализацию маркетинговой деятельности, приобретающей значение основы для организации и планирования производства и сбыта выпускаемой продукции. Кроме того, управление маркетингом становится важным элементом общей системы управления предприятиями.
Кроме того, на сегодняшний день, при ужесточении конкурентной борьбы за рынки сбыта, производителям товаров и услуг в состав важнейших элементов конкурентных стратегий целесообразно включать систему стимулирования продаж, направленную на мотивацию покупателей к совершению повторных покупок и, соответственно, увеличение объема реализации предприятия. Таким образом, существенное значение и необходимость стимулирования продаж для обеспечения успешного развития современных предприятий в долгосрочной перспективе обусловливает актуальность выбранной темы бакалаврской работы.
Сущности стимулирования продаж на предприятии, определению целей и задач данного процесса посвящены труды отечественных исследователей В.В. Веснина, А.Г. Головой, С.А. Каплиной, Л.В. Осиповой, О.В. Памбухчиянц и т.д. Вопрос специфики методических подходов к стимулированию продаж нашел отражение в работах С.Б. Алексиной, Е.В, Голубина, Ю.А. Дайновского и др. В число зарубежных исследователей стимулирования продаж вошли Г. Дж. Болт, Д. Джоббер, Т. Хопкинс, А. Будак и т. д.
Целью данной бакалаврской работы является совершенствование методов стимулирования продаж в ООО «Политрейд».
Для достижения обозначенной цели определен ряд задач, требующих решения в процессе подготовки работы, в частности:
определить сущность, цели и задачи стимулирования продаж; охарактеризовать наиболее часто применяющиеся методы стимулирования продаж в торговле;
-представить организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Политрейд»;
-проанализировать факторы, влияющие на объемы продаж предприятия;
-разработать мероприятий по совершенствованию методов стимулирования продаж в ООО «Политрейд»;
-оценить экономический эффект от разработанных мероприятий.
Объект исследования - ООО «Политрейд», основным видом деятельности которого является производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах.
Предмет исследования - процесс стимулирования продаж в ООО «Политрейд».
Практическая значимость работы заключена в возможности внедрения предлагаемых мероприятий в деятельность по стимулированию продаж ООО «Политрейд» и использованием отдельных её положений (п.п. 2.2 и 3.1) специалистами компании в практической деятельности.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка литературы из 22 источников и 1 приложения. Общий объем работы, без приложений, 53 страницы машинописного текста, в том числе таблиц - 8, рисунков - 19.
Процессы глобализации экономики, значительной динамики развития рыночных отношений, ужесточение конкурентной борьбы за рынки сбыта определило для современных предприятий необходимость внедрения в деятельность эффективных инструментов маркетинга, применение которых направлено на обеспечение успешного функционирования компании в долгосрочной перспективе. Одним из подобных действенных способов повышения результативности функционирования является разработка системы стимулирования продаж, направленной на мотивацию покупателей к совершению повторных покупок и, соответственно, увеличение объема реализации предприятия. Данный факт обусловливает актуальность выбранной темы бакалаврской работы.
В рамках первого раздела бакалаврской работы определены сущность (совокупность мер, применяемых при движения продукта от производителя до потребителя и направленных на увеличение сбыта посредством формирования определенных выгод для покупателя), цели (устанавливаются в зависимости от объекта и периода стимулирования) и задачи стимулирования продаж (увеличение показателей сбыта продукции; повышение лояльности имеющихся потребителей и привлечение новых клиентов; сохранение (и последующее расширение) доли рынка; улучшение репутации, создание положительного имиджа предприятия), а также выявлены наиболее часто применяющиеся методы стимулирования продаж в торговле (рекламные кампании, личные продажи, пропаганда, технологии отсроченного снижения цен и т.д.).
Во втором разделе бакалаврской работы представлена организационно- экономическая характеристика ООО «Политрейд», а также приведены результаты анализа основных показателей его деятельности.
Так, в 2016 г. по отношению к 2015 г. отмечен значительный рост показателя выручки - на 74,54% (с 24618 тыс. руб. до 42969 тыс. руб.), в 2017 г. произошло его снижение на 4,71% (с 42969 тыс. руб. до 40945 тыс. руб.). Однако в целом за исследуемый период сумма выручка увеличилась на 66,32% (с 24618 до 40945 тыс. руб.).
Аналогичной тенденцией изменения характеризуется показатель себестоимости продаж, в 2015 г. имеющий значение 22884 тыс. руб., в 2016 г.
-42681 тыс. руб., в 2017 г. - 37071 тыс. руб.
Динамика показателей выручки и себестоимости определяет характер изменений прибыли ООО «Политрейд». Согласно приведенным данным, в целом в исследуемом периоде показатели прибыли ООО «Политрейд» характеризуются тенденцией роста: валовая прибыль с 1734 тыс. руб. в 2015 г. до 3874 тыс. руб. в 2017 г.; прибыль от продаж с 136 тыс. руб. в 2015 г. до 335 тыс. руб. в 2017 г.; чистая прибыль с 97 тыс. руб. в 2017 г. до 239 тыс. руб. в 2017 г.
Позитивной динамикой характеризуются также показатели фонда оплаты труда (в 2015 г. - 3438,6 тыс. руб.; в 2016 г. - 6094,8 тыс. руб., в 2017 г. - 6285,6 тыс. руб.) и среднегодовой заработной платы персонала (в 2015 г.
-312,6 тыс. руб., в 2016 г. - 338,6 тыс. руб., в 2017 г. - 349,2 тыс. руб.), однако неустойчивостью характеризуется показатель производительности труда работников.
Рентабельность продаж в 2015 г. составила 0,55%, в 2016 г. - 0,61%, в 2017 г. - 0,82%. При этом показатель рентабельности производства в 2016 г. снизился по отношению к 2015 г. на 0,11%, а в 2017 г. по сравнению с 2017 г.
-увеличился на 0,3% .
Затраты на рубль выручки в ООО «Политрейд» в течение исследуемого периода изменялись следующим образом: в 2015 г. данный показатель имел значение 99,45 коп., в 2106 г. он снизился на 0,06 коп. и составил 99,39 коп., а в 2017 г. - 99,18 коп., что свидетельствует о рентабельности производства.
Для производственного предприятия также достаточно значимым является показатель фондоотдачи, характеризующий уровень эффективности использования основных производственных фондов. В 2015 г. в ООО «Политрейд» показатель фондоотдачи составил 3,37 руб., в 2016 г. - 3,39 руб., в 2017 г. - 3,14 руб.
Фактором, оказывающим существенное влияние на результаты деятельности производственного предприятия, также является уровень оборотных активов и коэффициент их оборачиваемости. В период 2015-2017 гг. отмечается значительный рост суммы оборотных активов: с 8830 тыс. руб. 2015 г. до 18819 тыс. руб. в 2017 г. При этом темпы роста данного показателя превышают темпы роста выручки предприятия, что обусловливает общее снижение коэффициента оборачиваемости: с 2,79 в 2015 г. до 2,18 в 2017 г.
Следовательно, в результате проведенного анализа основных организационно-экономических выявлено существенное снижение коэффициента оборачиваемости активов, при оценке структуры которых установлена значительная доля запасов, что свидетельствует о наличии факторов, негативно влияющих на объемы продаж предприятия.
Применение методов диаграммы Исикавы и диаграммы Парето обеспечили возможность определения в качестве особо значимого фактора, оказывающего негативное влияние на объемы продаж ООО «Политрейд», внутренней среды компании, в частности, риска неэффективности маркетинговой деятельности в сфере стимулирования продаж.
С целью устранения выявленных проблем в деятельности ООО «Политрейд» к числу способов, направленных на эффективное стимулирование продаж предприятия, на наш взгляд, возможно отнести следующие:
-стимулирование услугой (разработка и запуск интернет-магазина; организация бесплатной доставки товара или предоставления скидки на нее);
-внедрение дисконтных программ (посредством выдачи дисконтных карт).
Расчеты ожидаемой экономической эффективности разработанных мероприятий обосновывают их целесообразность. Следовательно, цель работы достигнута за счет решения поставленных задач.
1.«Об акционерных обществах» [Электронный ресурс] : федер.
закон от 26 дек. 1995 г. № 208-ФЗ : (с изм. и доп. от 23.04.2018 г.) //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019.
2.Акулич И.Л. Маркетинг : учебник / И.Л. Акулич. - 6-е изд., испр. - Мн.: 2015. - 511 с.
3.Алексина С. Б. Методы стимулирования продаж в торговле / С.Б. Алексина и др. - М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 304 с.
4.Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Г.Дж. Болт. - М.: Экономика 2015. - 272 с.
5.Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник для вузов / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
6.Голова, А.Г. Управление продажами: Учебник / А.Г. Голова. - М.: Дашков и К, 2015. - 280 с.
7.Голубин Е.В. Дистрибуция. Формирование и оптимизация каналов сбыта / Е.В. Голубин. - М.: Вершина 2015. - 135 с.
8.Горшкова Е. Г., Бухаркова О. В. Управление продажами /Е.Г. Горшкова, О.В. Бухаркова. - Речь - Москва, 2015. - 336 с.
9.Дайновский Ю. А. 505 приемов бизнеса: маркетинг, менеджмент, реклама, торговля, производство, налоги, стимулирование труда / Ю.А. Дайновский. - М.: А.С.К., 2016. - 272 с.
10.Джоббер Д. Продажи и управление продажами / Д. Джоббер, Дж. Ланкастер. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 622 с.
11.Каплина, С.А. Организация коммерческой деятельности: учебное пособие / С.А. Каплина - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 415с.
12.Котлер Ф., Триас де Без Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей / Пер. с англ. - СПб.: Издательский Дом "Нева", 2014. - 192 с.
13.Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е.Б., Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Л. Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, Б.А. Райзберг. - М.: Инфра-М, 2015 г. - 452 с.
14.Лукич, Р. Управление продажами / Р. Лукич. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 212 с.
15.Минько Э.В. Маркетинг: учеб. пособие / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 415 с.