Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Работа №105467

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы индивидуально-типологических предпосылок конфликтного поведения 8
1.1 Современные психологические представления о конфликте 8
1.2 Психологическое содержание индивидуально-типологических
особенностей личности в контексте конфликтного поведения 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей со стилем поведения в конфликтной ситуации 31
2.1 Методы исследования и особенности выборки испытуемых 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных эмпирических результатов 34
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложение

Актуальность темы представленного исследования состоит в том, что в современных социально-экономических условиях личное и профессиональное благополучие личности связано со способностью адаптации в социальной и профессиональной среде. В мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества, и большой интерес представляет проблематика социальных конфликтов. В связи с вышесказанным для психологического анализа крайне важным и принципиальным является вопрос о том, какие социально-психологические условия, индивидуально-типологические и социально сформированные свойства личности в совокупности обуславливают высокую или низкую конфликтность личности.
Конфликты неизбежны в социальной среде, поскольку они являются еще и важным условием проявления противоречий и общественного развития. Любой человек стремится добиться поставленной цели и удовлетворить свои потребности. В ряде случаев это происходит без должного внимания к обстоятельствам других людей, что порождает соперничество, неудовлетворенность и напряженность в отношениях. В нашем исследовании акцент делается на индивидуальные предпосылки конфликтного поведения, к проблеме поиска возможностей профилактики конфликтов с позиции ценности человеческой личности, ее саморазвития, самоконтроля и самовоспитания.
В отечественной психологии традиционно решается задача изучения системного взаимодействия различных свойств личности, проявляющихся и развивающихся на протяжении жизни в социальной деятельности. Важнейшей подструктурой личности признается темперамент - совокупность природно-обусловленных индивидуально-типологических свойств человека, центральное образование психодинамической организации сложного поведения личности.
Изучаемые в данном исследовании индивидуально-типологические свойства личности наиболее устойчивы и являются относительно постоянными в сравнении с другими личностными особенностями. В связи с этим можно предположить, что их наличие будет оказывать влияние на социальную активность и особенности социального поведения. Однако данные качества могут быть скорректированы другими личностными особенностями путем сознательного регулирования и формирования стилей поведения и общения. Таким образом, развитие корректирующих личностных свойств позволит избежать неадаптивных и девиантных форм поведения, в том числе, способствовать выбору конструктивных стилей поведения в конфликте.
Объектом исследования являются стили поведения личности в конфликтной ситуации.
Предмет исследования - индивидуально-типологические особенности, связанные со стилями поведения в конфликте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей со стилями поведения в конфликте.
Гипотеза исследования: стратегии поведения в конфликте связанны с такими индивидуально-типологическими особенностями, как природно- обусловленные свойства темперамента, а также личностные черты, способность к коммуникативному самоконтролю и уровень агрессивности в общении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) провести теоретический анализ научной литературы;
2) подобрать методики для исследования, соответствующие предмету и объекту;
3) выявить индивидуально-типологические особенности и стили поведения в конфликте;
4) определить характер и взаимосвязи изучаемых переменных с применением методов статистического анализа.
Методологическая основа данного исследования представлена работами А.В. Петровского, Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, Ю.М. Жукова, Л.А., Петровской, О.В. Соловьевой, Р.Л. Кричевского, Д. Десслера, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоуи, Ш. Ричи, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Ананьева, А.А. Леонтьева, Е.И. Рогова, Климова Е.А. и других ученых.
Методы исследования:
1) Методы анализа психологической литературы по исследуемой проблеме.
2) Метод констатирующего эксперимента с применением следующих методик:
- методика диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера;
- тест оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера;
- методика выявления индивидуально-типологических свойств В.М. Русалова;
- тест оценки стратегии поведения в конфликте К. Томаса.
3) Математические методы обработки и анализа данных.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применять выявленные закономерности для создания благоприятных социально-психологических условий в личном и профессиональном общении. Решение задач профилактики конфликтов требует знания природы и средств регулирования конфликта, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях участников взаимодействия. Главная задача изучения конфликтов в трудовой деятельности - это поиск таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые обеспечивали бы правильный подбор и расстановку кадров с учетом не только профессиональных, но и психологических качеств. Конфликтная ситуация возникает в тех случаях, когда, по мнению работника, руководителем создается обстановка, в которой не могут быть удовлетворены конкретные потребности и стремления подчиненного, а также в условиях несовместимости способностей, мотивов и целей деятельности отдельных работников. От индивидуального подхода к личности зависит психологическая атмосфера в коллективе, которая, в свою очередь, создает условия для повышенной или пониженной конфликтогенности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках проведенного исследования в теоретической части работы были проанализированы литературные источники по проблемам изучения индивидуально-типологических детерминант поведения личности в общении и стилей поведения в конфликте.
Проведенный анализ теоретических источников подтвердил актуальность выбранной темы. Доброжелательные социально-психологические отношения в коллективе являются предпосылкой удовлетворенности работников трудом, своим коллективом и личностными особенностями других работников. Формирование и совершенствование благополучного социально-психологического климата и низкой конфликтности - это постоянная практическая задача руководителя любого ранга. Создание благоприятных социально-психологических условий требует от руководителей и психологов понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, специфики отношений друг с другом.
По результатам проведенного эмпирического исследования нами был сделан вывод о том, что большая часть испытуемых по показателям конфликтности находится ниже средних значений. В целом можно отметить ситуацию как благоприятную - конфликтных личностей в коллективе немного в целом.
В эмпирической части исследования были полученные данные, которые свидетельствуют о том, что более агрессивно проявляющиеся и более конфликтные испытуемые обладают в качестве предпосылок возможностью к быстрому реагированию и готовности к непосредственному проявлению эмоций в социальном взаимодействии.
Взаимосвязь между уровнем выраженности тенденции к стратегии соперничества в конфликте и уровнем социальной пластичности в качестве индивидуально-типологического качества оказалась статистически значима и при этом отрицательна. Кроме того, выявлена значимая отрицательная взаимосвязь между степенью выраженности агрессивности в общении, и степенью выраженности таких индивидуально-типологических характеристик, как темп/скорость и социальная эмоциональность. Таким образом, имеет место обратная взаимозависимость данных характеристик.
В исследовании обнаружена статистически значимая и положительная взаимосвязь между уровнем коммуникативного контроля и степенью выраженности индивидуально-типологической особенности личности, называемой социальная пластичность. Чем выше выраженность социальной пластичности, тем вероятнее высокая выраженность коммуникативного контроля.
Коммуникативный контроль, как нам представляется, играет роль механизма взаимо приспособления индивидуально-типологических особенностей и проявлений различных стилей коммуникативного и конфликтного поведения. Со степенью коммуникативного контроля имеет
Взаимосвязь социальной эмоциональности выявлена со стратегией поведения в конфликте сотрудничество, что объяснимо следующим образом. Способность различать эмоции других людей, чувствовать настроение, предвидеть реакции делает возможной более эффективное взаимодействие и облегчает выбор этой стратегии, поскольку такое поведение не представляется личности сложным.
Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: профилактические меры по предупреждению конфликтных ситуаций должны состоять в оценке предрасположенности индивида к агрессивному поведению и его потенциальной способности самоконтроля коммуникативной деятельности. Благодаря этой работе возможно
обеспечение правильной расстановки кадров, создание атмосферы корпоративного духа, благоприятного социально-психологического климата.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что диагностика индивидуально-типологических особенности в соотношении со сформированной способностью к коммуникативному самоконтролю может использоваться для прогнозирования конфликтов и учитываться в обеспечении совместимости рабочих групп.
Задачи, поставленные в исследовании, были решены, гипотеза о том, что стратегии поведения в конфликте связанны с такими индивидуально-типологическими особенностями, как природно-обусловленные свойства темперамента, способностью к коммуникативному самоконтролю и уровнем агрессивности в общении доказана.



1. Аверьянов, Л.Я. Организационная культура управления современных
предпринимательских структур /Л.Я. Аверьянов.- [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.big.spb.ru- дата обращения 21.11.2017.
2. Андреева, И.В. Организационное поведение [Текст] / И.В. Андреева, В.А. Спивак. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. - 224 с.
3. Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности: Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Г.М. Андреева,
Я. Яноушек. - М.: МГУ, 2007. - 238 с.
4. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 448 с.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: 2007. - 367 с.
6. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М., 1995. - 412с.
7. Браун, Р. Межгрупповые отношения [Текст] / Перспективы социальной психологии / Р. Браун. - М., 2001. -578 с.
8. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст] / Л.Ф. Бурлачук.- СПб.: Питер, 2005. - 351 с.
9. Волков, Б.С. Конфликтология [Текст] /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2005. - 522 с.
10. Голубева, Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению
индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным
исследованиям [Текст] / Э. А. Голубева // Психологический журнал. - 1995. - №1. - С. 64-74.
11. Гришина, Н.В. Социально-психологические конфликты и
совершенствование взаимоотношений в коллективе [Текст] /
Н.В. Гришина// Социально-психологические проблемы
производственного коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 1983.
12. Донцов, А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: Учебное пособие [Текст] / А.И. Донцов. - М.: Изд-во МГУ, 1984.- 206с.
13. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.
14.Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт [Текст] / Ю.Г. Запрудский. - Ростов нД: Феникс, 2012. - 188 с.
15.Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта[Текст] /
А.Г. Здравомыслов. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
16.Зиммель, Г. Конфликт современной культуры [Текст] /
Г. Здравомыслов // Избранное. Т. 1. Философия культуры. -М.:
Юристъ, 1996. - 462 с.
17. Ковалев, А.Г. Руководителю о работнике: практический аспект изучения личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - М.: Экономика, 2008.- 292 с.
18. Козер, Л. Функции социального конфликта[Текст] /Л. Козер. - М.: Идея-пресс, 2000. - 174 с.
19. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию [Текст] /Г.И. Козырев. - М. ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. - 176 с.
20. Кричевский, Р.Л.Социальная психология малой группы [Текст] / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская.- М.: Аспект-Пресс, 2001.
21. Лавриненко, В.Н. Социальная психология и этика делового общения: учебно-методическое пособие [Текст] / В.Н. Лавриненко. - М.: - Омск: Издательство НОУ ВПО Омский гуманитарный институт, 2007. - 268с.
22. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов [Текст] / К. Левин. - СПб.: Речь, 2000. - 195 с.
23. Леонтьев, А.Н. Общение как объект психологического исследования / Методологические проблемы социальной психологии [Текст] /
A. Н. Леонтьев. - М., 1975. - 438 с.
24. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. Общение и социальная регуляция поведения индивида [Текст] / Б.Ф. Ломов //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - 475 с.
25. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. - М., 1986. - 286 с.
26. Муталимова, А.М. Взаимосвязь свойств темперамента и особенностей межличностных отношений в студенческой группе педагогического вуза [Текст] /А.М. Муталимова. - Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 : М., 1998. - 141 с.
27. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: Академия, 2001.- 312 с.
28. Немов, Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива[Текст] / Р.С. Немов. - М.: Знание, 1982. - 64 с.
29. Панкратов, В.Н. Психология успешного взаимодействия [Текст] /
B. Н. Панкратов. - М.: Академия, 2009. - 291 с.
30. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально¬
психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. - М., 1989. - 451 с.
31. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека:
дифференциально-психофизиологические и психологические
исследования [Текст] /В.М. Русалов. - М.: ИП РАН, 2012. - 528 с.
32. Русалов, В.М. Темперамент и характер человека: поиск природных предпосылок [Текст] / В.М. Русалов // Психология. Современные направления междисциплинарных исследований. - М.: ИП РАН, 2003. C. 391 - 400.
33. Самоукина, Н. Конфликт: понимать - значит управлять [Текст] / Н. Самоукина // Кадровое дело. - № 5. - 2003. - С. 8-19.
34. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность. [Текст] / П.В. Симонов, П.М. Ершов. - М.: Наука, 1984. - 160 с.
35. Скворцов, М.М. Способы разрешения конфликтов [Текст] / М.М. Скворцов. - М., 1986.
36. Социальная психология: учеб. пособие [Текст] / под ред. А.Н. Сухов,
A. А. Бодалев, В.Н. Казанцев. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 600 с.
37. Теплов, Б.М. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий[Текст] /
Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын // Вопросы психологии. - 1963. - № 5. -
С. 38-47.
38. Уткин, Э.А. Конфликтология [Текст] / Э.А.Уткин. - М., Тандем, 2000.
39. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта[Текст] /
Б.И. Хасан. - М.: НОТА-М, 2005. - 248 с.
40. Холл, К. Теории личности [Текст] / К. Холл, Г. Линдсей; пер. с англ. И.Б. Гриншпун. - М.: Психотерапия, 2008. - 672 с.
41. Хорни, К. Наши внутренние конфликты [Текст] / К. Хорни // Психоанализ и культура. - М., 1995.
42.Черкасова, Т.В. Социальные конфликты в молодежной среде [Текст] / Т.В. Черкасова: автореферат дис. ... кандидата социол. наук: 22.00.04 / Башкирский гос. ун-т. - Уфа, 1997. - 29 с.
43. Шакуров, Р.С. Социально-психологические основы управления:
руководитель и коллектив [Текст] / Р.С. Шакуров. - М.: Просвещение, 1990. - С. 93.
44. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение [Текст] /
B. П. Шейнов. - Мн., 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ