ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ 7
1.1. Физическая подготовка юных волейболистов и методика развития
специальных качеств 7
1.2. Подвижные игры, как средство развития физических способностей юных
волейболистов 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследований 16
2.2. Организация исследований 19
2.3. Программа исследования констатирующего эксперимента действий
волейболистов 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ 25
3.1. Констатирующий эксперимент физических способностей юных
волейболистов 14-16 лет 25
3.2. Обоснование развивающих средств на примере координационных
способностей, совершенствующих физический потенциал юных волейболистов 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность исследования. Спорт и физическая культура представляют собой многофункциональный механизм самореализации, оздоровления и развития личности, являющийся неотъемлемой частью культуры общества и каждого человека. В последнее время в системе ценностей человека и современной культуры место физкультуры и спорта резко увеличилось.
В связи с апгрейдом современного производства и условий жизни снизилась двигательная активность человека. На здоровье человека отрицательно сказывается дефицит движений. Нейтрализовать недостаточную двигательную активность помогут регулярные занятия спортом, физическими нагрузками. Занятия физической культурой, спортом ведут к укреплению здоровья, повышению жизнедеятельности и работоспособности, развивают физические способности и возможности человека, благоприятным образом сказываются на всех системах и органах человеческого организма. В этой связи роль преподавателей физического воспитания приобретает особую важность, так как от него в немалой степени зависит каким будет подрастающее поколение и юные спортсмены.
Физическая подготовка, воспитание физических качеств, выражающихся в двигательных способностях спортсмена, обязательных в спорте, являются ключевой стороной спортивной тренировки. Развитие физических способностей - главная составляющая физической подготовки.
К поиску нестандартных средств и методов тренировки, существенно ускоряющих процесс подготовки волейболистов на разных ступенях формирования его мастерства, побуждает уровень развития волейбола в наши дни.
Давая характеристику современным тенденциям развития волейбола, следует отметить динамичность игры, универсализацию игроков, большой объем прыжков, высокую скорость перемещения - все это ведет к требованию от спортсменов прыжковой выносливости, гибкости, высокой координации, скоростно-силовой подготовленности. Возросли требования, предъявляемые к спортивной подготовке на ранних этапах, в этот период осваиваются основы техники в волейболе и важна многоплановая физическая подготовка.
В настоящее время актуальность приобретает проблема повышения качества подготовки в волейболе. Основной путь её повышения - развитие физических способностей, физическая подготовка, которая является основой для обучения и совершенствования техники и тактики игры. Поэтому повышение уровня физической подготовленности юных волейболистов — одна из главнейших задач, которую каждый день пытаются решить на тренировочных занятиях детские тренеры.
Развитие физических способностей и качеств отличается последовательностью, этапностью их формирования.
При проведении этой работы, а именно развитие физических способностей (скоростно-силовые качества) юных спортсменов, имеет весомое значение в ходе качественной подготовки волейболиста [2, 5, 6].
Выносливость и сила в волейболе играю важную роль. Развитие такого специального качества как - сила, способствует успешному физическому и духовному совершенствованию юных волейболистов, решает проблемы построения тренировочного процесса в целом [7, 10].
Цель исследования - разработка и обоснование программы развития физических способностей, совершенствующих физические качества юных волейболистов.
Объект исследования - система подготовки волейболистов (физическая подготовленность волейболистов).
Предмет исследования: Физическое развитие и совершенствование специальных способностей юных волейболистов.
Задачи данного исследования:
1. Провести анализ теоретико-методологической базы развития физических качеств в волейболе.
2. Подобрать оптимальные методики, направленные на развитие скоростно-силовых качеств юных волейболистов.
3. Разработать программу развития физических способностей юных волейболистов.
4. Обосновать систему развивающих средств физического потенциала личности юного игрока в учебно-тренировочной системе и апробировать ее в опытно-экспериментальной деятельности.
Гипотеза исследования. Исследование строилось на предположении, что комплексное применение эффективных средств и методов тренировочного процесса волейболистов 14-16 лет, направленных на развитие физических способностей, силовых качеств может принести положительные результаты, а также будет способствовать физическому и духовному развитию юных игроков.
Научная новизна выполненных исследований характеризуется разработкой программы, позволяющей юным волейболистам в короткий срок существенно повысить уровень развития физических способностей, скоростно-силовых качеств и дающей возможность их реализации в соревновательной деятельности, повысить ее результативность.
Практическая значимость. Полученные в ходе опытно-экспериментальной деятельности результаты исследования помогут более качественно и эффективнее осуществлять тренировочный процесс у юных волейболистов. Также наработанные результаты в дальнейшем можно будет использовать в педагогическом и тренировочном процессе средних общеобразовательных, специализированных школ, ДЮСШ, дворовых команд и т.д.
Методы исследования:
Изучение методической, педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогическое наблюдение, анализ данных, математическая обработка результатов исследований.
Взяв за основу цели и задачи, поставленные в работе, мы проанализировали литературные источники, организовали эксперимент, подобрали оптимальные методики, направленные на развитие силовых качеств юных волейболистов. Сделаны следующие выводы:
- Эффективность процесса обучения юных волейболистов, развитие физических способностей в основном находится в зависимости от методов и средств тренировки (разминка, развивающие игры, специальные упражнения и т.д.), точно и рационально подобранных, а также от роли тренера в этом процессе.
- Малый процент (31-33 %) эффективности индивидуальных атак юных волейболистов в позиционном нападении объясняется диссонансом, расхождением между растущими требованиями современного волейбола и уровнем их технического и тактического мастерства.
- Осуществляя подготовку волейболистов необходимо принимать во внимание, что продолжительность сохранения равновесия тела изменялась в границах 1,6±29,0 сек., в среднем составляя Х±67,6±6,85 сек.
- По итогам эксперимента получен положительный результат. К нему привели специальные упражнения на развитие силовых качеств, примененные нами, а также разминки, развивающие игры и методы.
Результаты исследования свидетельствуют о прогрессировании показателей в экспериментальной группе к завершению эксперимента в сравнении с контрольной группой. Регистрировалось увеличение скоростно-силовых показателей на 14,58%, координационных на 33,7%, роста на 2,4 см, 4 %; массы тела на 2,5 кг, 6 %, рост показателей силы правой и левой кисти (динамометрия) на 10 кг, 5 %. Показатели динамометрии кисти правой левой руки достоверно увеличивались, что свидетельствует об увеличении мышечной силы и физических данных у детей.
Улучшение, а именно увеличение, перечисленных показателей подчеркивает эффективность развития силовых качеств, координационных, выносливости, технико-тактического мастерства у юных волейболистов 14-16 лет.
Разработанная программа интенсивного развития физических способностей, оказала значительное положительное влияние на юных волейболистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной, что повысило эффективность соревновательной деятельности. Цели и задачи исследования достигнуты, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.
1. Айриянц А.Г. Волейбол: учебник для вузов. - М.: Академия, 2006. - 325 с.
2. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. - Киев: Наукова думка, 1995. - 304 с.
3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М.: Прогресс, 2000. - 528 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
5. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры. - М.: Физкультура, образование, наука, 2000. - 368 с.
6. Бердников И.Г. Педагогическое мастерство учителя: учеб. пособие. - Тольятти: МГУС ПТИС, 2001. - 239 с.
7. Бирюк Е.В. Исследование функции равновесия тела и пути ее совершенствования при занятиях художественной гимнастикой. - М.: ВЕЧЕ, 1973. - 56 с.
8. Волейбол: теория и практика [Электронный ресурс]: учеб. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 456 с. URL: https:ZZe.lanbook.com/book/97427 (дата обращения: 16.05.2018).
9. Волейбол: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]: учеб. - метод. пособие. - Орел: МАБИВ, 2016. - 44 с. URL: https:ZZe.lanbook.com/book/97718 (дата обращения 16.05.2018).
10. Габибов А.Б. Комплексная тренировка связующего игрока: учеб. пособие. П. Персиановский: Дон ГАУ, 2015. - 32 с.
11. Габибов А.Б. Психологическая подготовка в волейболе (Стресс и стрессовые ситуации, контроль эмоций): учеб. пособие. П. Персиановский: Дон ГАУ, 2015. - 28 с.
12. Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьника. - Челябинск: Южноуральское книжное издательство, 1980. - 102 с.
13. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.:
Физкультура и спорт. 1981. - 67 с.
14. Екимова А.В., Марчук С.А., Степина Т.Ю. Тестирование физической подготовленности студентов. Методич. рекомендации для студентов вузов по дисциплине «Физическая культура». - Екатеринбург: УрГУПС, 2015. - 32 с.
15. Есембаев М.К. Основы обучения в современном волейболе: учеб. пособие для студентов, тренеров и учителей. - Усть-Каменогорск: ВКГУ им.
С. Аманжолова, 2004. - 92 с.
16. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: учеб. пособие для тренеров ДЮСШ. - М.: ФИС, 1987. - 208 с.
17. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: учеб. пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 128 с.
18. Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: учебник для ИФК. - М.: ФИС, 1991. - 239 с.
19. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: учеб. пособие для тренеров. - М.: ФиС, 1988. - 192 с.
20. Железняк Ю. Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. Волейбол. Программа: учеб. издание. - М.: Советский спорт, 2003. - 112 с.
21. Завалишина Д.Н. Оперативное мышление и принятие решения: сб. / Проблемы принятия решения. - М.: Наука, 2003. - С. 105- 111.
22. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.
23. Золотухин А.А., Паевский В.В. Теоретические и методологические основы психологической подготовки волейболистов // Спортивные игры. 2016. №2. - C. 7-10.
24. Иванин А.Г. Рекомендации по планированию тактической подготовки / Пути совершенствования спортивного мастерства. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - С.122-132.
25. Иванова Л.М. Развитие тактического мышления студентов-волейболистов при выполнении нападающих действий: тез. докл. научно-практ. конф. / Психологические технологии в физическом воспитании и спорте. - Омск: Сибгуфк, 2004. - С. 109-112.
26. Ильинича В.И. Физическая культура студента: учебник. - М.: Гардарики, 2002. - 448 с.
27. Коротаева Е.Ю. Развитие физических качеств и функциональных возможностей средствами волейбола: учеб. пособие для высшей школы / М-во образования и науки РФ, МГЮУ им. О. Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Проспект, 2017. - 49 с.
28. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов. - М.: Советский спорт, 2010. - 463 с.
29. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М.: Просвещение, 1994. - 53 с.
30. Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. 2000. №4. - С. 6-13. №5. - С.3-10.
31. Матвеев Л.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М.: Просвещение, 1999. - 212 с.
32. Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. - М.:
Физкультура и спорт, 1999. - 224 с.
33. Названов Н.Т. Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов: методич. рекомендации. - Самара: СамГу, 1999. - 16 с.
34. Организация педагогического эксперимента в образовательных учреждениях: методич. рекомендации / сост. В.А. Беликов. - Магнитогорск: МГПИ, Управление образования, 1998. - 23 с.
35. Сидорова Т. Н. Тесты и нормативы. Спорт в школе №46. - 1996. - С. 8-11.
36. Тагангаев Н.А., Смирных Т.И., Сункуева Г.Б. Методика проведения учебно-тренировочных занятий по волейболу: учеб. пособие для преподавателей вузов. - Улан-Удэ: БГСХА им. В.З. Филиппова, 2009. - 75с.
37. Тиссен П.П., Коровин С.С., Пустовалов В.М. Программа физического
развития учащихся 5-9 классов с валеологической направленностью. - Оренбург: ОГПУ, 1997. - 70 с.
38. Щербак А.П. Характеристика методов исследования: учеб. пособие для студентов специальности «Физическая культура». - Ярославль: ЯГПУ, 2007. - 42 с.
39. Якимов К.В. Методика обучения и совершенствования техники игры в
волейбол: учеб. -методич. пособие. - Иркутск: ООО «Мегапринт», 2012. - 83 с.
40. Яхонтов Е. Школа Сэндса // Спортивные игры. № 5. - 1987 - С.32.