Развитие физических способностей юных волейболистов 14-16 лет
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ 7
1.1. Физическая подготовка юных волейболистов и методика развития
специальных качеств 7
1.2. Подвижные игры, как средство развития физических способностей юных
волейболистов 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследований 16
2.2. Организация исследований 19
2.3. Программа исследования констатирующего эксперимента действий
волейболистов 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ 25
3.1. Констатирующий эксперимент физических способностей юных
волейболистов 14-16 лет 25
3.2. Обоснование развивающих средств на примере координационных
способностей, совершенствующих физический потенциал юных волейболистов 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ 7
1.1. Физическая подготовка юных волейболистов и методика развития
специальных качеств 7
1.2. Подвижные игры, как средство развития физических способностей юных
волейболистов 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследований 16
2.2. Организация исследований 19
2.3. Программа исследования констатирующего эксперимента действий
волейболистов 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ 25
3.1. Констатирующий эксперимент физических способностей юных
волейболистов 14-16 лет 25
3.2. Обоснование развивающих средств на примере координационных
способностей, совершенствующих физический потенциал юных волейболистов 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность исследования. Спорт и физическая культура представляют собой многофункциональный механизм самореализации, оздоровления и развития личности, являющийся неотъемлемой частью культуры общества и каждого человека. В последнее время в системе ценностей человека и современной культуры место физкультуры и спорта резко увеличилось.
В связи с апгрейдом современного производства и условий жизни снизилась двигательная активность человека. На здоровье человека отрицательно сказывается дефицит движений. Нейтрализовать недостаточную двигательную активность помогут регулярные занятия спортом, физическими нагрузками. Занятия физической культурой, спортом ведут к укреплению здоровья, повышению жизнедеятельности и работоспособности, развивают физические способности и возможности человека, благоприятным образом сказываются на всех системах и органах человеческого организма. В этой связи роль преподавателей физического воспитания приобретает особую важность, так как от него в немалой степени зависит каким будет подрастающее поколение и юные спортсмены.
Физическая подготовка, воспитание физических качеств, выражающихся в двигательных способностях спортсмена, обязательных в спорте, являются ключевой стороной спортивной тренировки. Развитие физических способностей - главная составляющая физической подготовки.
К поиску нестандартных средств и методов тренировки, существенно ускоряющих процесс подготовки волейболистов на разных ступенях формирования его мастерства, побуждает уровень развития волейбола в наши дни.
Давая характеристику современным тенденциям развития волейбола, следует отметить динамичность игры, универсализацию игроков, большой объем прыжков, высокую скорость перемещения - все это ведет к требованию от спортсменов прыжковой выносливости, гибкости, высокой координации, скоростно-силовой подготовленности. Возросли требования, предъявляемые к спортивной подготовке на ранних этапах, в этот период осваиваются основы техники в волейболе и важна многоплановая физическая подготовка.
В настоящее время актуальность приобретает проблема повышения качества подготовки в волейболе. Основной путь её повышения - развитие физических способностей, физическая подготовка, которая является основой для обучения и совершенствования техники и тактики игры. Поэтому повышение уровня физической подготовленности юных волейболистов — одна из главнейших задач, которую каждый день пытаются решить на тренировочных занятиях детские тренеры.
Развитие физических способностей и качеств отличается последовательностью, этапностью их формирования.
При проведении этой работы, а именно развитие физических способностей (скоростно-силовые качества) юных спортсменов, имеет весомое значение в ходе качественной подготовки волейболиста [2, 5, 6].
Выносливость и сила в волейболе играю важную роль. Развитие такого специального качества как - сила, способствует успешному физическому и духовному совершенствованию юных волейболистов, решает проблемы построения тренировочного процесса в целом [7, 10].
Цель исследования - разработка и обоснование программы развития физических способностей, совершенствующих физические качества юных волейболистов.
Объект исследования - система подготовки волейболистов (физическая подготовленность волейболистов).
Предмет исследования: Физическое развитие и совершенствование специальных способностей юных волейболистов.
Задачи данного исследования:
1. Провести анализ теоретико-методологической базы развития физических качеств в волейболе.
2. Подобрать оптимальные методики, направленные на развитие скоростно-силовых качеств юных волейболистов.
3. Разработать программу развития физических способностей юных волейболистов.
4. Обосновать систему развивающих средств физического потенциала личности юного игрока в учебно-тренировочной системе и апробировать ее в опытно-экспериментальной деятельности.
Гипотеза исследования. Исследование строилось на предположении, что комплексное применение эффективных средств и методов тренировочного процесса волейболистов 14-16 лет, направленных на развитие физических способностей, силовых качеств может принести положительные результаты, а также будет способствовать физическому и духовному развитию юных игроков.
Научная новизна выполненных исследований характеризуется разработкой программы, позволяющей юным волейболистам в короткий срок существенно повысить уровень развития физических способностей, скоростно-силовых качеств и дающей возможность их реализации в соревновательной деятельности, повысить ее результативность.
Практическая значимость. Полученные в ходе опытно-экспериментальной деятельности результаты исследования помогут более качественно и эффективнее осуществлять тренировочный процесс у юных волейболистов. Также наработанные результаты в дальнейшем можно будет использовать в педагогическом и тренировочном процессе средних общеобразовательных, специализированных школ, ДЮСШ, дворовых команд и т.д.
Методы исследования:
Изучение методической, педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогическое наблюдение, анализ данных, математическая обработка результатов исследований.
В связи с апгрейдом современного производства и условий жизни снизилась двигательная активность человека. На здоровье человека отрицательно сказывается дефицит движений. Нейтрализовать недостаточную двигательную активность помогут регулярные занятия спортом, физическими нагрузками. Занятия физической культурой, спортом ведут к укреплению здоровья, повышению жизнедеятельности и работоспособности, развивают физические способности и возможности человека, благоприятным образом сказываются на всех системах и органах человеческого организма. В этой связи роль преподавателей физического воспитания приобретает особую важность, так как от него в немалой степени зависит каким будет подрастающее поколение и юные спортсмены.
Физическая подготовка, воспитание физических качеств, выражающихся в двигательных способностях спортсмена, обязательных в спорте, являются ключевой стороной спортивной тренировки. Развитие физических способностей - главная составляющая физической подготовки.
К поиску нестандартных средств и методов тренировки, существенно ускоряющих процесс подготовки волейболистов на разных ступенях формирования его мастерства, побуждает уровень развития волейбола в наши дни.
Давая характеристику современным тенденциям развития волейбола, следует отметить динамичность игры, универсализацию игроков, большой объем прыжков, высокую скорость перемещения - все это ведет к требованию от спортсменов прыжковой выносливости, гибкости, высокой координации, скоростно-силовой подготовленности. Возросли требования, предъявляемые к спортивной подготовке на ранних этапах, в этот период осваиваются основы техники в волейболе и важна многоплановая физическая подготовка.
В настоящее время актуальность приобретает проблема повышения качества подготовки в волейболе. Основной путь её повышения - развитие физических способностей, физическая подготовка, которая является основой для обучения и совершенствования техники и тактики игры. Поэтому повышение уровня физической подготовленности юных волейболистов — одна из главнейших задач, которую каждый день пытаются решить на тренировочных занятиях детские тренеры.
Развитие физических способностей и качеств отличается последовательностью, этапностью их формирования.
При проведении этой работы, а именно развитие физических способностей (скоростно-силовые качества) юных спортсменов, имеет весомое значение в ходе качественной подготовки волейболиста [2, 5, 6].
Выносливость и сила в волейболе играю важную роль. Развитие такого специального качества как - сила, способствует успешному физическому и духовному совершенствованию юных волейболистов, решает проблемы построения тренировочного процесса в целом [7, 10].
Цель исследования - разработка и обоснование программы развития физических способностей, совершенствующих физические качества юных волейболистов.
Объект исследования - система подготовки волейболистов (физическая подготовленность волейболистов).
Предмет исследования: Физическое развитие и совершенствование специальных способностей юных волейболистов.
Задачи данного исследования:
1. Провести анализ теоретико-методологической базы развития физических качеств в волейболе.
2. Подобрать оптимальные методики, направленные на развитие скоростно-силовых качеств юных волейболистов.
3. Разработать программу развития физических способностей юных волейболистов.
4. Обосновать систему развивающих средств физического потенциала личности юного игрока в учебно-тренировочной системе и апробировать ее в опытно-экспериментальной деятельности.
Гипотеза исследования. Исследование строилось на предположении, что комплексное применение эффективных средств и методов тренировочного процесса волейболистов 14-16 лет, направленных на развитие физических способностей, силовых качеств может принести положительные результаты, а также будет способствовать физическому и духовному развитию юных игроков.
Научная новизна выполненных исследований характеризуется разработкой программы, позволяющей юным волейболистам в короткий срок существенно повысить уровень развития физических способностей, скоростно-силовых качеств и дающей возможность их реализации в соревновательной деятельности, повысить ее результативность.
Практическая значимость. Полученные в ходе опытно-экспериментальной деятельности результаты исследования помогут более качественно и эффективнее осуществлять тренировочный процесс у юных волейболистов. Также наработанные результаты в дальнейшем можно будет использовать в педагогическом и тренировочном процессе средних общеобразовательных, специализированных школ, ДЮСШ, дворовых команд и т.д.
Методы исследования:
Изучение методической, педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогическое наблюдение, анализ данных, математическая обработка результатов исследований.
Взяв за основу цели и задачи, поставленные в работе, мы проанализировали литературные источники, организовали эксперимент, подобрали оптимальные методики, направленные на развитие силовых качеств юных волейболистов. Сделаны следующие выводы:
- Эффективность процесса обучения юных волейболистов, развитие физических способностей в основном находится в зависимости от методов и средств тренировки (разминка, развивающие игры, специальные упражнения и т.д.), точно и рационально подобранных, а также от роли тренера в этом процессе.
- Малый процент (31-33 %) эффективности индивидуальных атак юных волейболистов в позиционном нападении объясняется диссонансом, расхождением между растущими требованиями современного волейбола и уровнем их технического и тактического мастерства.
- Осуществляя подготовку волейболистов необходимо принимать во внимание, что продолжительность сохранения равновесия тела изменялась в границах 1,6±29,0 сек., в среднем составляя Х±67,6±6,85 сек.
- По итогам эксперимента получен положительный результат. К нему привели специальные упражнения на развитие силовых качеств, примененные нами, а также разминки, развивающие игры и методы.
Результаты исследования свидетельствуют о прогрессировании показателей в экспериментальной группе к завершению эксперимента в сравнении с контрольной группой. Регистрировалось увеличение скоростно-силовых показателей на 14,58%, координационных на 33,7%, роста на 2,4 см, 4 %; массы тела на 2,5 кг, 6 %, рост показателей силы правой и левой кисти (динамометрия) на 10 кг, 5 %. Показатели динамометрии кисти правой левой руки достоверно увеличивались, что свидетельствует об увеличении мышечной силы и физических данных у детей.
Улучшение, а именно увеличение, перечисленных показателей подчеркивает эффективность развития силовых качеств, координационных, выносливости, технико-тактического мастерства у юных волейболистов 14-16 лет.
Разработанная программа интенсивного развития физических способностей, оказала значительное положительное влияние на юных волейболистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной, что повысило эффективность соревновательной деятельности. Цели и задачи исследования достигнуты, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.
- Эффективность процесса обучения юных волейболистов, развитие физических способностей в основном находится в зависимости от методов и средств тренировки (разминка, развивающие игры, специальные упражнения и т.д.), точно и рационально подобранных, а также от роли тренера в этом процессе.
- Малый процент (31-33 %) эффективности индивидуальных атак юных волейболистов в позиционном нападении объясняется диссонансом, расхождением между растущими требованиями современного волейбола и уровнем их технического и тактического мастерства.
- Осуществляя подготовку волейболистов необходимо принимать во внимание, что продолжительность сохранения равновесия тела изменялась в границах 1,6±29,0 сек., в среднем составляя Х±67,6±6,85 сек.
- По итогам эксперимента получен положительный результат. К нему привели специальные упражнения на развитие силовых качеств, примененные нами, а также разминки, развивающие игры и методы.
Результаты исследования свидетельствуют о прогрессировании показателей в экспериментальной группе к завершению эксперимента в сравнении с контрольной группой. Регистрировалось увеличение скоростно-силовых показателей на 14,58%, координационных на 33,7%, роста на 2,4 см, 4 %; массы тела на 2,5 кг, 6 %, рост показателей силы правой и левой кисти (динамометрия) на 10 кг, 5 %. Показатели динамометрии кисти правой левой руки достоверно увеличивались, что свидетельствует об увеличении мышечной силы и физических данных у детей.
Улучшение, а именно увеличение, перечисленных показателей подчеркивает эффективность развития силовых качеств, координационных, выносливости, технико-тактического мастерства у юных волейболистов 14-16 лет.
Разработанная программа интенсивного развития физических способностей, оказала значительное положительное влияние на юных волейболистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной, что повысило эффективность соревновательной деятельности. Цели и задачи исследования достигнуты, что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- Развитие силовых способностей у волейболистов 14-15 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие силовых способностей у волейболистов 14-15 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Развитие скоростно-силовых способностей у волейболистов 12-16 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие координационных способностей у юношей 15-16 лет на секционных занятиях по волейбол
Курсовые работы, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - СТРУКТУРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - АТЛЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 15 - 16 ЛЕТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ 14-15
ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



