Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поддержка малого предпринимательства в российской практике (на примере ООО «АЛАРИС»)

Работа №105426

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
1 Государственная поддержка малого предпринимательства 8
1.1 Понятие и особенности малого предпринимательства 8
1.2 Государственная поддержка малого предпринимательства 16
2 Поддержка малого предпринимательства в Санкт-Петербурге 27
2.1 Малое предпринимательство в Санкт-Петербурге 27
2.2 Программы поддержки малого бизнеса в Санкт-Петербурге 46
3 Рекомендации по применению государственной поддержки малого предпринимательства 59
3.1 Выбор программы поддержки 59
3.2 Применение программы поддержки 66
Заключение 70
Список используемой литературы 74
Приложения 82

В свете текущего экономического кризиса, продолжающегося в России, проблема малого бизнеса созрела как никогда остро. Учитывая небольшое количество работников, занятых на предприятиях малого бизнеса, которые быстро мобилизуются к изменениям на рынке, малое предпринимательство может стать проводником и катализатором позитивных изменений в экономике.
Процесс импортозамещения, актуальный в связи с международными экономическими санкциями в отношении России, продолжающимися уже не один год, ставит перед страной и бизнесом новые экономические задачи и малый бизнес может взять на себя решение многих из них.
Целесообразно учесть и еще ряд преимуществ этого бизнеса, а именно:
• низкую капиталоемкость и потому легкий доступ населения,
• большое количество предприятий, что позволяет в короткий срок наладить производство различных товаров и услуг,
• мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует быстрому развитию НТП,
• способность быстро нанимать дополнительную рабочую силу,
• отсутствие бюрократизма в управлении,
• незначительное негативное экологическое влияние на окружающую среду.
Трудно переоценить роль малого бизнеса играет в решении экономических задач и общественных проблем. Малый бизнес создает новые рабочие места, повышает эффективность производства, развивает конкуренцию, выводит на рынок новые товары и услуги. Благодаря малому бизнесу, государство пополняет бюджет налогами. Так же, малое предпринимательство является существенной поддержкой специализации и кооперации в различных отраслях.
Существует мнение, что «предпринимательство - краеугольный камень российской государственности» [47], с этой позиции малый бизнес приобретает институциональные качества как системообразующая часть российской экономики, общества и государства.
«В майском 2018 года Указе №204 Президента РФ В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024» года наличествует раздел о создании приоритетного национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В Указе в качестве основного критерия реализации этого раздела намечено увеличение к 2024 году численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек» [8, с. 16].
Санкт-Петербург является мегаполисом, в котором сконцентрировано 12% российских предприятий малого бизнеса [14], многим из которых необходима государственная поддержка.
Актуальность темы обусловливается необходимостью изучения проблем развития малого предпринимательства, повышения эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), оказания государственной поддержи малым предприятиям.
Исторически, малое предпринимательство не является новацией для России. Интерес экономистов (Д. Журавский, Е. Слуцкий, П. Струве, М. Туган-Барановский и др.) к вопросам, касающихся функционирования малого бизнеса и, в частности, семейного, достигает XIX в.
Во времена СССР мелкий бизнес исследовали в основном с позиций индивидуальной трудовой деятельности (Б. Ичитовкин, Г. Шмелев и др.). Мелкий бизнес советского периода не является приемником малого предпринимательства досоветского периода и сильно отличается, как от малого российского бизнеса XIX - начала XX в.в., так и от современного.
Начало современного российского малого предпринимательства берет свое начало в эпоху «перестройки», это конец 80-х - начало 90-х годов XX столетия. Современное оформление малый бизнес получил в «нулевых» годах XXI столетия.
В исследование деятельности малых предприятий внесли свой вклад российские ученые А. Аганбегян, Л. Абалкин, Е. Гайдар, В. Гальперин, А. Лившиц, А. Попов, И. Разумнова и др., и зарубежные специалисты К. Веспер, Д. Гелбрэйт, П. Друкер, А. Маршалл, Ж-Б. Сэй, Й. Шумпетер и др.
В современной экономической литературе функционирование малого бизнеса изучали А. В. Виленский, М. Г. Лапуста, Ю. М. Осипов, В. В. Радаев, Ф. И. Шамхалов и др.
Однако еще много теоретических и практических аспектов использования потенциала мелких хозяйств остаются не решенными.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение государственной поддержки малого предпринимательства в российской практике.
Для достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• описать понятие малого предпринимательства;
• выделить роль малого предпринимательства в экономике;
• описать необходимость поддержки малого бизнеса ;
• раскрыть сущность государственной поддержки малого бизнеса;
• описать опыт зарубежных стран в поддержке малого и среднего предпринимательства;
• проанализировать малый бизнес в Санкт-Петербурге;
• выделить виды и особенности программ поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге;
• предложить применение программ поддержки малого бизнеса в конкретном предприятии.
Предметом исследования - методы и программы государственной поддержки малого предпринимательства в России и Санкт-Петербурге.
Объектом настоящего исследования является хозяйствующий субъект малого бизнеса ООО «АЛАРИС».
В процессе написания выпускной квалификационной работы использованы методы сравнения, обобщения, систематизации, табличного и графического построения.
В процессе работы использовались нормативно-правовые документы Российской Федерации, такие как законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы федеральных и региональных Программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Изучались данные официальной статистики, использовалась информация, опубликованная в Интернете.
Выпускная квалификационная работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение спроса рынка товарами или услугами и получение прибыли как результата своей деятельности.
В процессе своего развития малый бизнес эволюционировал в нечто большее, чем совокупность хозяйствующих субъектов, объединенных общими организационно-экономическими признаками и коммерческими целями. Малый бизнес стал институциональной частью экономики России, имеющей важное значение, как для экономики, так и для общества в целом. Малый бизнес оказывал и оказывает влияние на формирование среднего класса, и, следовательно, на изменение общества в целом.
В работе было изучено само понятие малого бизнеса, история его развития, сильные и слабые стороны малого предпринимательства, важность малого предпринимательства для потребителей и рынка, зависимость от доступа к ресурсам, крупного бизнеса, административного регулирования и государства в целом.
Слабые стороны малого предпринимательства определяют необходимость поддержки субъектов малого бизнеса со стороны государства. Была исследована история развития поддержки малого предпринимательства государством с периода перестройки по настоящее время.
Были рассмотрены вопросы поддержки малого бизнеса за рубежом. Зарубежные страны, включая такие крупные экономики мира, как США и ЕС уделяют большое внимание поддержке малого предпринимательства, что не случайно, поскольку малый бизнес вносит значительный вклад в экономику зарубежных стран.
Россия отстает по показателям вклада малого предпринимательства в экономику: доля занятых составляет 26%, доля в ВВП -21,9%, по сравнению с ЕС, где доля малых предприятий составляет 95% всех фирм. Для наращивания вклада малых предприятий в экономику, рынок труда и общество, правительство РФ должно увеличить как объем поддержки малого бизнес, так и ее качество: улучшить ее доступность, применимость к разным видам бизнеса, снизить бюрократические барьеры и административное давление на малый бизнес.
Государство должно понять, что предприятие малого бизнеса - это не просто «магазин сосисок», а часть общественно-экономической структуры, выполняющая важную роль в обеспечении рынка и потребителей товарами и услугами, обеспечивающая занятость населения и, следовательно, улучшение их уровня жизни, а также источник финансовых поступлений для государства.
Адаптивность, мобильность, антимонопольность, ориентация на потребителя, чуткое реагирование на требования рынка, «человеческое лицо» во взаимоотношениях с покупателями, поставщиками и другими контрагентами делает малое предпринимательство уникальной формой ведения бизнеса.
Социальная ориентированность и полезность малого бизнеса делают его незаменимым для трудоустройства «сложных» социальных категорий работников, поскольку малый бизнес «видит» в каждом сотруднике человека, а не винтик в машине для получения прибыли, не галочку в финансовом отчете.
Индивидуальный характер построения взаимоотношений, как во внешней среде, так и во внутрифирменных отношениях - еще одна уникальная черта малого бизнеса.
В работе показано, что формально государство поддерживает малый бизнес, как на федеральном, так и на региональных уровнях. Региональный уровень изучался на примере Санкт-Петербурга и отдельного хозяйствующего субъекта малого предпринимательства - ООО «АЛАРИС».
Изучалось состояние и развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге в целом и особенности функционирования объекта исследования, его экономические показатели, необходимость их улучшения и возможность использования государственных программ поддержки малого предпринимательства.
На региональном уровне выявлены те же трудности, что и на федеральном: административное давление, как на региональном, так и на федеральном уровнях, сложность доступа к ресурсам, монополизация рынков крупными компаниями, использующими административный ресурс в своих целях. Несмотря на некоторую положительную динамику по Санкт- Петербургу в целом, применительно к объекту исследования показано ухудшения положения на рынках сбыта в связи с их захватом крупным бизнесом и, как следствие, потери заказчиков, так и с введением рестриктивного регионального законодательства. Данные факторы заставляют находить новые пути ведения бизнеса, что выражается в изменении ассортимента и объема продукции и услуг фирмы.
На федеральном уровне предпринята попытка уничтожения целой отрасли малого бизнеса. Речь идет о «законе Хованской», запрещающей размещение хостелов в жилых домах, что, безусловно, затронет и Санкт- Петербург. Подобные ситуации вызывают недоумение и раздражение, как у потребителей, так и у представителей малого бизнеса. В случае запретов малый бизнес, скорее всего, уйдет «в тень», а государство потеряет налоговые поступления.
Именно по причине подобных действий, многие представители уже работающего малого бизнеса не верят в поддержку государства и просят «просто не мешать работать» [8, с. 25].
Необходимо совершенствование антимонопольного законодательства и эффективности работы антимонопольной службы, поскольку слишком большой процент присутствия торговых сетей на продуктовом рынке Санкт- Петербурга хороший пример их неэффективности.
Была изучена инфраструктура и инструментарий поддержки малого предпринимательства на региональном уровне и применительно к фирме. В Санкт-Петербурге существует достаточно развитая инфраструктура поддержки малого бизнеса, тем не менее, подбор подходящей программы поддержки для уже работающей фирмы показал, что найти нужную программу сложно. В итоге, была выбрана программа «Социальное предпринимательство».
Рассмотренный в работе метод поддержки является наиболее эффективным и наиболее безопасным для уже работающего бизнеса. Возмещению подлежат уже понесенные затраты, поэтому отсутствует угроза финансовых потерь в будущих периодах, как при кредитах. В случае отказа от выдачи субсидии предприятие не несет убытков в связи с нереализованными проектами. Метод не несет угрозы потери (кражи) интеллектуальной собственности, как при инвестировании стартапов или новых проектов.
В работе подробно описан механизм получения субсидии и данная информация имеет практическую ценность. Если предприятие малого бизнеса соответствует критериям программы и готово принять на себя требуемые обязательства, описанный метод поддержки может применяться хозяйствующим субъектом.


1. 17 торговых сетей занимают 90,8% петербургского рынка розничной торговли продуктами питания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novostimb.ru/news/2016/10/07/17-torgovyx-setej -zanimayut-908- peterburgskogo-rynka-roznichnoj -torgovli-produktami-pitaniya. html
2. Алексей Третьяков предлагает бойкотировать торговые сети
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://novostimb.ru/news/2015/02/26/aleksej-tretyakov-predlagaet-bojkotirovat- torgovye-seti. html
3. Алуян В.С. Малый бизнес как фактор развития национальной экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76066. htm
4. Андрей Кутепов: Закон о хостелах не должен стать губительным для бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //novo stimb .ru/news/2019/03/26/andrej -kutepov-zakon-o-xo stelax-ne- dolzhen-stat-gubitelnym-dlya-biznesa.html
5. Бондаренко И.А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-malogo-i- srednego-predprinimatelstva-v-rossii-v-kontekste-kontseptsii-dolgosrochnogo- sotsialno-ekonomicheskogo
6. Величина МРОТ в 2013 - 2019 годах в России (таблица)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nalog-
nalog.ru/posobiya/posobie_po_vremennoj_netrudosposobnosti_bolnichnyj/velichi na-mrot-v-rossii-tablica/
7. Виталий Милонов о хостелах: Региональный парламент промолчал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novostimb.ru/news/2019/05/17/vitalij-milonov-o-xostelax-regionalnyj- parlament-promolchal .html
8. Виленский А.В. Воздействие некрупного предпринимательства на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации. Доклад / А.В. Виленский, И.Н. Домнина, Л.И. Маевская. - М.: Институт экономики РАН, 2018. 39 c.
9. Врио губернатора дает реальные планы — Елена Церетели
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //novo stimb .ru/news/2019/05/16/vrio-gubernatora-daet-realnye-plany-elena- cereteli.html
10. Высоцкий А. Малый бизнес. Большая игра / А.А. Высоцкий. - М.: Высоцкий консалтинг, 2018. 240 с.
11. Глава МЕТРО: развитие малого бизнеса в России тормозит бюрократическая волокита [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finance.rambler.ru/economics/37034570-glava-metro-razvitie-malogo- biznesa-v-rossii-tormozit-byurokraticheskaya-volokita
12. Гражданский Кодекс Российской Федерации N 146 - ФЗ от 26.11.2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru
13. Дубков О.Д. Меры государственной поддержки малому и среднему бизнесу // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 5 (21). С. 724-730.
14. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://rmsp.nalog.ru/
15. Единый центр предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://crpp.ru/
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ