Преступления в сфере Интернет
|
Введение 4
Глава 1 Понятие и общая характеристика преступности в сфере Интернет (киберпреступности) 7
1.1 Понятие преступности в сфере Интернет (киберпреступности) 7
1.2 Классификация преступлений в сфере Интернет (киберпреступлений) по
УК РФ 12
1.3 Состояние и тенденции преступности в сфере Интернет
(киберпреступности) 18
Глава 2 Анализ проблем квалификации преступлений в сфере Интернет (киберпреступлений) 26
2.1 Проблемы квалификации отдельных преступлений, совершаемых в сфере
Интернет (киберпреступлений) 26
2.2 Предложения, направленные на совершенствование нормативного
регулирования противодействия преступности в сфере Интернет (киберпреступности) уголовно-правовыми средствами 35
Глава 3 Анализ проблем противодействия преступности в сфере Интернет (киберпреступности) 45
3.1 Основные причины и условия преступности в сфере Интернет
(кибепреступности) 45
3.2 Меры, направленные на противодействие преступности в сфере Интернет
(киберпреступности) 50
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 71
Глава 1 Понятие и общая характеристика преступности в сфере Интернет (киберпреступности) 7
1.1 Понятие преступности в сфере Интернет (киберпреступности) 7
1.2 Классификация преступлений в сфере Интернет (киберпреступлений) по
УК РФ 12
1.3 Состояние и тенденции преступности в сфере Интернет
(киберпреступности) 18
Глава 2 Анализ проблем квалификации преступлений в сфере Интернет (киберпреступлений) 26
2.1 Проблемы квалификации отдельных преступлений, совершаемых в сфере
Интернет (киберпреступлений) 26
2.2 Предложения, направленные на совершенствование нормативного
регулирования противодействия преступности в сфере Интернет (киберпреступности) уголовно-правовыми средствами 35
Глава 3 Анализ проблем противодействия преступности в сфере Интернет (киберпреступности) 45
3.1 Основные причины и условия преступности в сфере Интернет
(кибепреступности) 45
3.2 Меры, направленные на противодействие преступности в сфере Интернет
(киберпреступности) 50
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 71
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что современное социально-экономическое и технологическое развитие мирового сообщества, включая российское государство, проходит активный этап внедрения высоких технологий фактически во все сферы жизнедеятельности - как на уровне корпораций, так и на уровне рядовых граждан.
Не случайно в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, отмечается, что «информационные системы, социальные сети стали частью повседневной жизни россиян. Пользователями сети «Интернет» в России в 2016 году стали более 80 млн. человек» [45].
Сейчас мало кто может представить современную жизнь без использования компьютерных технологий, а также глобальной сети Интернет, которые используются не только для развлечения, как это было в середине 90¬х годов XX столетия, а для реализации повседневных нужд, коммуникативного взаимодействия и оперативного решения самого широкого спектра вопросов.
Электронный документооборот активно внедряется в деловую практику, взаимодействие в гражданско-правовом обороте всё больше строится дистанционно, с проведением всех финансовых операций посредством Интернет-технологий. Кроме того, сами отечественные государственные органы активно стимулируют организацию сетевого взаимодействия с гражданами, организуя получение госуслуг через специальный Интернет- портал, дающий возможность оптимизировать, ускорить и сделать максимально «прозрачным» такой процесс.
Информационное развитие отечественной цифровой индустрии и Интернет-пространства во многом позволило в настоящий момент сохранить доступность самого широкого спектра услуг и товаров в связи с вынужденными ограничениями, введёнными в России в связи с пандемией коронавирусной инфекции в 2020 г., а также позволило многим и многим организациям от мелкого до крупного бизнеса сохранить своё участие в гражданско-правовом обороте и минимизировать потенциальный ущерб экономике страны в данном контексте. Достоинства происходящих процессов цифровизации всех сфер общественной жизни очевидны, но параллельно с положительными аспектами данных процессов происходит активное внедрение новейших технологий в практику противоправных посягательств на разные объекты уголовно-правовой охраны, установленные нормами действующего Уголовного кодекса Российской Федерации [43] (УК РФ).
«Ущерб от киберпреступлений оценивается в 2018 году свыше 400 млрд. рублей, а ущерб мировой экономике от подобных деяний по прогнозам за 2020 г. может возрасти до 3 трлн. долларов США» [24] - отмечается в прессе.
Более того, со всей очевидностью можно утверждать, что «преступления такого рода обладают высокой степенью латентности» [40, с. 15], на что обращают внимание специалисты.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с преступлениями в сети Интернет, являются предметом исследований многих авторов в последние годы. Следует выделить в данном контексте работы таких авторов как: Дремлюга Р.И., Ефремова М.А., Иванова Л.В., Осипенко А.Л., Тропина Т.Л. и других авторов.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в связи с противодействием преступлениям в сети Интернет (киберпреступлениям).
Предмет исследования - нормы российского права, а также материалы правоприменительной практики, касающиеся вопросов противодействия преступлениям в сфере Интернет (киберпреступлениям).
Цель исследования - комплексный анализ вопросов противодействия преступлениям в сфере Интернет в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- сформулировать понятие преступности в сфере Интернет (киберпреступности);
- определить подход к классификации преступлений в сфере Интернет (киберпреступлений) по УК РФ;
- рассмотреть состояние и тенденции преступности в сфере Интернет (киберпреступности);
- обозначить проблемы квалификации отдельных киберпреступлений;
- сформулировать предложения, направленные на совершенствование нормативного регулирования противодействия преступности в сфере Интернет (киберпреступности) уголовно-правовыми средствами;
- проанализировать проблемы предупреждения киберпреступности.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке соответствующих научных категорий, связанных с противодействием преступлениям в сфере Интернет (киберпреступлениям).
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью совершенствования нормативно-правовой регламентации положений, касающихся противодействия (в том числе уголовно-правовыми средствами) преступлениям в сфере Интернет (киберпреступлениям), поскольку это может способствовать снижению показателей киберпреступности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на отдельные параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Не случайно в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, отмечается, что «информационные системы, социальные сети стали частью повседневной жизни россиян. Пользователями сети «Интернет» в России в 2016 году стали более 80 млн. человек» [45].
Сейчас мало кто может представить современную жизнь без использования компьютерных технологий, а также глобальной сети Интернет, которые используются не только для развлечения, как это было в середине 90¬х годов XX столетия, а для реализации повседневных нужд, коммуникативного взаимодействия и оперативного решения самого широкого спектра вопросов.
Электронный документооборот активно внедряется в деловую практику, взаимодействие в гражданско-правовом обороте всё больше строится дистанционно, с проведением всех финансовых операций посредством Интернет-технологий. Кроме того, сами отечественные государственные органы активно стимулируют организацию сетевого взаимодействия с гражданами, организуя получение госуслуг через специальный Интернет- портал, дающий возможность оптимизировать, ускорить и сделать максимально «прозрачным» такой процесс.
Информационное развитие отечественной цифровой индустрии и Интернет-пространства во многом позволило в настоящий момент сохранить доступность самого широкого спектра услуг и товаров в связи с вынужденными ограничениями, введёнными в России в связи с пандемией коронавирусной инфекции в 2020 г., а также позволило многим и многим организациям от мелкого до крупного бизнеса сохранить своё участие в гражданско-правовом обороте и минимизировать потенциальный ущерб экономике страны в данном контексте. Достоинства происходящих процессов цифровизации всех сфер общественной жизни очевидны, но параллельно с положительными аспектами данных процессов происходит активное внедрение новейших технологий в практику противоправных посягательств на разные объекты уголовно-правовой охраны, установленные нормами действующего Уголовного кодекса Российской Федерации [43] (УК РФ).
«Ущерб от киберпреступлений оценивается в 2018 году свыше 400 млрд. рублей, а ущерб мировой экономике от подобных деяний по прогнозам за 2020 г. может возрасти до 3 трлн. долларов США» [24] - отмечается в прессе.
Более того, со всей очевидностью можно утверждать, что «преступления такого рода обладают высокой степенью латентности» [40, с. 15], на что обращают внимание специалисты.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с преступлениями в сети Интернет, являются предметом исследований многих авторов в последние годы. Следует выделить в данном контексте работы таких авторов как: Дремлюга Р.И., Ефремова М.А., Иванова Л.В., Осипенко А.Л., Тропина Т.Л. и других авторов.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в связи с противодействием преступлениям в сети Интернет (киберпреступлениям).
Предмет исследования - нормы российского права, а также материалы правоприменительной практики, касающиеся вопросов противодействия преступлениям в сфере Интернет (киберпреступлениям).
Цель исследования - комплексный анализ вопросов противодействия преступлениям в сфере Интернет в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- сформулировать понятие преступности в сфере Интернет (киберпреступности);
- определить подход к классификации преступлений в сфере Интернет (киберпреступлений) по УК РФ;
- рассмотреть состояние и тенденции преступности в сфере Интернет (киберпреступности);
- обозначить проблемы квалификации отдельных киберпреступлений;
- сформулировать предложения, направленные на совершенствование нормативного регулирования противодействия преступности в сфере Интернет (киберпреступности) уголовно-правовыми средствами;
- проанализировать проблемы предупреждения киберпреступности.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке соответствующих научных категорий, связанных с противодействием преступлениям в сфере Интернет (киберпреступлениям).
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью совершенствования нормативно-правовой регламентации положений, касающихся противодействия (в том числе уголовно-правовыми средствами) преступлениям в сфере Интернет (киберпреступлениям), поскольку это может способствовать снижению показателей киберпреступности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на отдельные параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В заключении проведённой работы сформулируем основные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства и правоприменения в анализируемой сфере.
В плане терминологии в науке и правоприменительной практике используются самые разные обороты с разным смысловым содержанием. Однако, наибольшую популярность обретает использование таких взаимосвязанных категорий, как «киберпреступность» и «киберпреступления». Российский законодатель и правоприменитель, как правило, говоря о преступлениях, связанных с высокими технологиями используют категории «цифровой», «информационный» и т.д.
Тем не менее, категории «киберпреступление» и «киберпреступность» содержательно шире смежных понятий, таких как, например, «компьютерные преступления», или «преступления, с использованием компьютерных технологий».
Исходя из отмеченных выше признаков, можно сформулировать следующие определения киберпреступления и киберпреступности.
Киберпреступление - это умышленное общественно опасное деяние, предусмотренное УК РФ, совершенное с использование виновным компьютерных (а также иных цифровых) технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, посягающее на общественные отношения в сфере безопасности обращения компьютерной информации в качестве основного, либо дополнительного объекта посягательства.
При таком понимании категории «киберпреступление», понятие «киберпреступность» следует понимать следующим образом.
Киберпреступность - это совокупность преступлений, совершаемых с использованием виновным компьютерных (а также иных цифровых) технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, посягающих на общественные отношения в сфере безопасности обращения компьютерной информации в качестве основного, либо дополнительного объекта посягательства.
Киберпреступность, как отмечается в современных публикациях, является одной из глобальных угроз развитого «цифрового» общества. При этом, сам уровень технологического развития на современном этапе, во многом, предопределяет её, поскольку киберпреступность - закономерное следствие глобализации информационно-коммуникационных технологий.
С учётом развития Интернет-индустрии, данный сегмент преступности является наиболее быстрорастущим, так как в настоящее время продолжается неуклонный рост числа Интернет-пользователей, а также параллельный рост профессионализма лиц, совершающих преступления данного рода.
В ходе анализа отдельных проблем квалификации отдельных разновидностей преступлений, совершаемых в сфере Интернет (киберпреступлений) и нормативного регулирования ответственности за них, были выдвинут ряд предложений, направленных на совершенствование норм действующего законодательства.
Относительно рассмотренных проблем, связанных с нормативной регламентацией составов, связанных с доведением до самоубийства, а также склонением или содействием в совершении такового, что как правило, учитывая современное развитие технологий и существующие тенденции, совершается с использованием сети «Интернет», представляется необходимым скорректировать текст ст. 110 и 110.1 УК РФ.
В качестве рекомендуемых изменений:
- объединение склонения и содействия, в качестве альтернативных деяний, в рамках ч. 1 ст. 110.1 УК РФ с установлением наказания за такое деяние, имеющееся в настоящее время в ч. 2 ст. 110.1 УК РФ;
- корректировка способов совершения склонения к самоубийству, а также содействия в совершении самоубийства, указанных в ст. 110.1 УК РФ;
- указание на «заведомость» несовершеннолетия потерпевшего для виновного при формулировании п. «а» ч. 2 ст. 110 УК РФ и ч. 3 ст. 110.1 УК РФ;
- включение в текст ч. 2 ст. 110 УК РФ и ч. 2 предлагаемой редакции ст. 110.1 УК РФ п. «а.1», содержащего в качестве квалифицирующего признака совершение преступления родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.
Учитывая высказанные критические замечания по поводу конструкции данных составов преступлений, представляется целесообразным изменить действующие редакции ст.ст. 110 и 110.1 УК РФ.
Говоря о выявленных проблемах нормативного регулирования преступлений, совершаемых в сфере Интернет (киберпреступлений) в общем и целом, прослеживается определённая непоследовательность в выделении соответствующих составов - отсутствие единой концепции таких законодательных корректировок, что является недостатком существующего регулирования вопросов ответственности за данного рода деяния.
По какому именно принципу федеральный законодатель вводит указанный признак в уголовно-правовую норму не до конца ясно.
Представляется, что в данном вопросе законодателю следует проявлять последовательность и вносить данный признак в нормы особенной части УК РФ системно.
Однако, «снабжать» отдельные составы преступлений, совершение которых может быть сопряжено с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», соответствующим квалифицирующим признаком - не единственное возможное решение. Тем более, что системное внесение такого квалифицирующего признака требует глубокой проработки.
Простой и доступный, не требующий глубокого анализа составов преступлений, обозначенных в действующем УК РФ способ противодействия уголовно-правовыми средствами совершению противоправных посягательств с использованием сети «Интернет» - это включение в ст. 63 УК РФ нового отягчающего обстоятельства в виде совершения умышленного преступления с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Такое нормативное изменение позволит учесть данный аспект реализации преступного умысла в тех случаях, когда ни в конструкции состава преступления, ни в квалифицирующих признаках нет указания на данный способ совершения преступления и, таким образом, дифференцировать наказание.
Что касается противодействия совершению преступлений в сфере Интернет (киберпреступлений) то представляется, что предпринимаемые со стороны государства меры, направленные, в первую очередь, на предупреждение киберпреступлений, должны носить системный характер, должны объединяться едиными задачами. В противном случае разрозненные, противоречивые меры не будут эффективными.
В этой связи, следует поддержать идею о принятии Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации и продолжить работу над её созданием. Данный документ мог бы стать необходимым и даже ключевым демократическим по своей сути элементом системы противодействия преступлениям, совершаемым в сфере Интернет (киберпреступлениям).
За рубежом активное взаимодействие между органами власти и коммерческим сектором, а также институтами гражданского общества, постепенно выходит на передний план в качестве потенциально эффективного фактора повышения качественного уровня решения актуальных проблем общества. Один из путей налаживания подобного взаимодействия - это, так называемое, государственно-частное партнерство, активно развиваемое в настоящее время, в том числе, в нашей стране.
В этой связи представляется необходимым развивать государственно-частное партнёрство в направлении противодействия киберпреступности. В виде глобальной цели такого партнёрства выступает создание отлаженной и максимально эффективной системы противодействия киберпреступности.
Для государства, в лице правоохранительных структур, важно повысить эффективность выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере Интернет, а также повысить уровень подготовленности кадровых сотрудников правоохранительных органов.
Соответственно, государство может привлекать высококвалифицированных специалистов IT-организаций России и сами организации к сотрудничеству на основе взаимовыгодного партнёрства в следующих вариантах:
- сотрудничество, связанное с привлечением IT-специалистов для участия в выявлении и расследовании киберпреступлений как на этапе проверки сообщения о преступлении, так и на этапе предварительного расследования (при производстве следственных действий) в процессуальном качестве специалиста;
- сотрудничество, связанное с привлечением IT-специалистов в качестве консультантов на непроцессуальной основе для оказания помощи следователю в выдвижении следственных версий, а также помощи в формулировании вопросов, которые надлежит поставить перед судебным экспертом при назначении судебной экспертизы по соответствующей категории уголовных дел;
- сотрудничество, связанное с организацией и проведением «мониторинга сетевых информационных ресурсов» в целях предупреждения совершения киберпреступлений;
- сотрудничество по организации совместной работы по созданию
развёрнутых обоснованных рекомендаций по различным вопросам противодействия преступности в сфере Интернет (киберпреступности);
- сотрудничество по организации повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов по конкретным направлениям противодействия киберпреступности.
Таким образом, обеспечив комплексный подход в противодействии киберпреступности, можно рассчитывать на постепенное достижение значимых результатов в данном направлении.
Важно при этом осуществлять как совершенствование действующих уголовно-правовых норм, так и осуществлять предупреждение совершения рассматриваемых преступлений, путём разработки и реализации Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации и расширения государственно-частного партнёрства в указанном направлении.
В плане терминологии в науке и правоприменительной практике используются самые разные обороты с разным смысловым содержанием. Однако, наибольшую популярность обретает использование таких взаимосвязанных категорий, как «киберпреступность» и «киберпреступления». Российский законодатель и правоприменитель, как правило, говоря о преступлениях, связанных с высокими технологиями используют категории «цифровой», «информационный» и т.д.
Тем не менее, категории «киберпреступление» и «киберпреступность» содержательно шире смежных понятий, таких как, например, «компьютерные преступления», или «преступления, с использованием компьютерных технологий».
Исходя из отмеченных выше признаков, можно сформулировать следующие определения киберпреступления и киберпреступности.
Киберпреступление - это умышленное общественно опасное деяние, предусмотренное УК РФ, совершенное с использование виновным компьютерных (а также иных цифровых) технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, посягающее на общественные отношения в сфере безопасности обращения компьютерной информации в качестве основного, либо дополнительного объекта посягательства.
При таком понимании категории «киберпреступление», понятие «киберпреступность» следует понимать следующим образом.
Киберпреступность - это совокупность преступлений, совершаемых с использованием виновным компьютерных (а также иных цифровых) технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, посягающих на общественные отношения в сфере безопасности обращения компьютерной информации в качестве основного, либо дополнительного объекта посягательства.
Киберпреступность, как отмечается в современных публикациях, является одной из глобальных угроз развитого «цифрового» общества. При этом, сам уровень технологического развития на современном этапе, во многом, предопределяет её, поскольку киберпреступность - закономерное следствие глобализации информационно-коммуникационных технологий.
С учётом развития Интернет-индустрии, данный сегмент преступности является наиболее быстрорастущим, так как в настоящее время продолжается неуклонный рост числа Интернет-пользователей, а также параллельный рост профессионализма лиц, совершающих преступления данного рода.
В ходе анализа отдельных проблем квалификации отдельных разновидностей преступлений, совершаемых в сфере Интернет (киберпреступлений) и нормативного регулирования ответственности за них, были выдвинут ряд предложений, направленных на совершенствование норм действующего законодательства.
Относительно рассмотренных проблем, связанных с нормативной регламентацией составов, связанных с доведением до самоубийства, а также склонением или содействием в совершении такового, что как правило, учитывая современное развитие технологий и существующие тенденции, совершается с использованием сети «Интернет», представляется необходимым скорректировать текст ст. 110 и 110.1 УК РФ.
В качестве рекомендуемых изменений:
- объединение склонения и содействия, в качестве альтернативных деяний, в рамках ч. 1 ст. 110.1 УК РФ с установлением наказания за такое деяние, имеющееся в настоящее время в ч. 2 ст. 110.1 УК РФ;
- корректировка способов совершения склонения к самоубийству, а также содействия в совершении самоубийства, указанных в ст. 110.1 УК РФ;
- указание на «заведомость» несовершеннолетия потерпевшего для виновного при формулировании п. «а» ч. 2 ст. 110 УК РФ и ч. 3 ст. 110.1 УК РФ;
- включение в текст ч. 2 ст. 110 УК РФ и ч. 2 предлагаемой редакции ст. 110.1 УК РФ п. «а.1», содержащего в качестве квалифицирующего признака совершение преступления родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.
Учитывая высказанные критические замечания по поводу конструкции данных составов преступлений, представляется целесообразным изменить действующие редакции ст.ст. 110 и 110.1 УК РФ.
Говоря о выявленных проблемах нормативного регулирования преступлений, совершаемых в сфере Интернет (киберпреступлений) в общем и целом, прослеживается определённая непоследовательность в выделении соответствующих составов - отсутствие единой концепции таких законодательных корректировок, что является недостатком существующего регулирования вопросов ответственности за данного рода деяния.
По какому именно принципу федеральный законодатель вводит указанный признак в уголовно-правовую норму не до конца ясно.
Представляется, что в данном вопросе законодателю следует проявлять последовательность и вносить данный признак в нормы особенной части УК РФ системно.
Однако, «снабжать» отдельные составы преступлений, совершение которых может быть сопряжено с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», соответствующим квалифицирующим признаком - не единственное возможное решение. Тем более, что системное внесение такого квалифицирующего признака требует глубокой проработки.
Простой и доступный, не требующий глубокого анализа составов преступлений, обозначенных в действующем УК РФ способ противодействия уголовно-правовыми средствами совершению противоправных посягательств с использованием сети «Интернет» - это включение в ст. 63 УК РФ нового отягчающего обстоятельства в виде совершения умышленного преступления с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Такое нормативное изменение позволит учесть данный аспект реализации преступного умысла в тех случаях, когда ни в конструкции состава преступления, ни в квалифицирующих признаках нет указания на данный способ совершения преступления и, таким образом, дифференцировать наказание.
Что касается противодействия совершению преступлений в сфере Интернет (киберпреступлений) то представляется, что предпринимаемые со стороны государства меры, направленные, в первую очередь, на предупреждение киберпреступлений, должны носить системный характер, должны объединяться едиными задачами. В противном случае разрозненные, противоречивые меры не будут эффективными.
В этой связи, следует поддержать идею о принятии Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации и продолжить работу над её созданием. Данный документ мог бы стать необходимым и даже ключевым демократическим по своей сути элементом системы противодействия преступлениям, совершаемым в сфере Интернет (киберпреступлениям).
За рубежом активное взаимодействие между органами власти и коммерческим сектором, а также институтами гражданского общества, постепенно выходит на передний план в качестве потенциально эффективного фактора повышения качественного уровня решения актуальных проблем общества. Один из путей налаживания подобного взаимодействия - это, так называемое, государственно-частное партнерство, активно развиваемое в настоящее время, в том числе, в нашей стране.
В этой связи представляется необходимым развивать государственно-частное партнёрство в направлении противодействия киберпреступности. В виде глобальной цели такого партнёрства выступает создание отлаженной и максимально эффективной системы противодействия киберпреступности.
Для государства, в лице правоохранительных структур, важно повысить эффективность выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере Интернет, а также повысить уровень подготовленности кадровых сотрудников правоохранительных органов.
Соответственно, государство может привлекать высококвалифицированных специалистов IT-организаций России и сами организации к сотрудничеству на основе взаимовыгодного партнёрства в следующих вариантах:
- сотрудничество, связанное с привлечением IT-специалистов для участия в выявлении и расследовании киберпреступлений как на этапе проверки сообщения о преступлении, так и на этапе предварительного расследования (при производстве следственных действий) в процессуальном качестве специалиста;
- сотрудничество, связанное с привлечением IT-специалистов в качестве консультантов на непроцессуальной основе для оказания помощи следователю в выдвижении следственных версий, а также помощи в формулировании вопросов, которые надлежит поставить перед судебным экспертом при назначении судебной экспертизы по соответствующей категории уголовных дел;
- сотрудничество, связанное с организацией и проведением «мониторинга сетевых информационных ресурсов» в целях предупреждения совершения киберпреступлений;
- сотрудничество по организации совместной работы по созданию
развёрнутых обоснованных рекомендаций по различным вопросам противодействия преступности в сфере Интернет (киберпреступности);
- сотрудничество по организации повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов по конкретным направлениям противодействия киберпреступности.
Таким образом, обеспечив комплексный подход в противодействии киберпреступности, можно рассчитывать на постепенное достижение значимых результатов в данном направлении.
Важно при этом осуществлять как совершенствование действующих уголовно-правовых норм, так и осуществлять предупреждение совершения рассматриваемых преступлений, путём разработки и реализации Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации и расширения государственно-частного партнёрства в указанном направлении.
Подобные работы
- Преступления в сфере Интернет
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Способы совершения преступлений в сфере компьютерной информации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Способы совершения преступлений в сфере компьютерной информации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Проблемы отграничения мошенничества в сфере предпринимательской деятельности от преступлений в сфере экономической деятельности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - КОНТРАБАНДА И ИНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Методика расследования преступлений совершенных с использованием коммуникативных сетей
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Актуальные проблемы уголовного права, связанные с квалификацией преступлений в сфере экономической деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020



