Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы коррупции 8
1.1 Понятие, признаки и сущность коррупции 8
1.2 Коррупция - проблема финансовой безопасности государства (международный опыт) 20
Глава 2 Административно-правовые инструменты противодействия коррупции в Российской Федерации 30
2.1 Современное состояние противодействия коррупции 30
2.2 Административно-правовые средства противодействия коррупции в Российской Федерации 38
Глава 3 Анализ рисков и угроз развития коррупции 53
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 66
Нормальное функционирование государственного аппарата и всех его управленческих структур зависит от множества факторов. Однако их также можно расставить в порядке приоритетности. Одной из приоритетных задач эффективной управленческой деятельности является борьба с коррупцией. Коррупция, помимо всего прочего, также представляет особую угрозу для национальной безопасности.
Что же такое коррупция? У данного термина существует множество пониманий, но у них есть одно неоспоримое общее понятие, а именно его правовая природа. Иными словами, коррупция всегда будет являться противоправным деянием.
Коррупция является одним из самых распространенных противоправных явлений. В рамках Стратегии национальной безопасности, именно данное явление признано основной угрозой для государственной и общественной безопасности.
Таким образом, актуальность темы настоящей работы обусловлена практической и теоретической значимостью. Практическая значимость заключается в том, что глобализация экономики и сопутствующий ей рост транснациональной, экономической и коррупционной преступности вынуждает государства искать универсальные механизмы противодействия криминальным угрозам посредством разработки общих нормативных стандартов и единой правоприменительной практики.
Также, следует заметить, что, по данным приведенным представителем Следственного комитета Российской Федерации наибольшее количество уголовных дел, возбужденных за коррупционные преступления в 2018 году приходится именно на Самарскую область (308 уголовных дел) [29].
Борьба с коррупцией, провозглашенная на самом высоком уровне, принимает форму государственной программы. Коррупция представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к государственной власти, органам местного самоуправления, и существенно замедляет экономическое развитие Российской Федерации.
В то же время, существует ряд теоретических вопросов, решение которых способствует правильной квалификации анализируемого рода правонарушения и улучшения эффективности административно-правовых механизмов противодействия коррупции. На основании вышеизложенного, считаем, настоящую тему актуальной.
Теоретическая разработанность темы исследования достаточная. Сегодня в административно-правовой плоскости и отраслевого государственно-правового регулирования вопросы противодействия коррупции являются довольно популярными. В частности, предметом исследования отдельных работ является неэффективность функционирования инструментов административно-правового характера. Это, помимо того, что обуславливает актуальность темы исследования, также и подтверждает постоянный мониторинг современных проблем. И это позволяет их пресечь еще до пика их функционирования. Таким образом, можем выделить некоторые труды ученых, например, М.И. Левин и Г.А. Сатаров в отечественной науке проводят большое исследование об исторических аспектах коррупции. Начиная с 2002 года на заседании семинара ЦЭИ они доказали необходимость исследования коррупции в историческом аспекте и уже по настоящее время они этим занимаются [24, с. 300].
В.Е. Севрюгин, В.К. Дуюнов, С.Ю. Барсукова, А.И. Гуров, А.В. Дахин и др. рассматривают коррупцию с различных точек зрения: уголовно-правовой, административно-правовой, социологической, государственно-управленческой, отраслевой, межотраслевой и т.д. Анализ указанных работ позволил нам выявить сущность, определить понятие и выявить причины возникновения коррупции на современном этапе. Кроме того, эти исследования позволили нам разработать соответствующую стратегию по профилактики деятельности государства и разработки административно- правовых механизмов противодействия коррупции [26, с. 43].
Нормативно-правовой базой исследования выступали международные договоры, нормы российского законодательства, отдельные положения подзаконных актов (таких как Указы Президента, некоторые Постановления Правительства и приказы, распоряжения высших органов исполнительной власти и т.д.), судебная практика.
Важное место в рамках настоящей исследовательской работы занимают и данные, полученные из статистических источников. Их анализ необходим для полноценного исследования проблем, которые являются следствием такого явления как коррупция. Кроме того, полученные в ходе исследования данные, а также их анализ позволил нам выявить некоторые особенности в профилактике и противодействии коррупции в России.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией государственной политики и отдельных административных действий в рамках устранения, предупреждения административных правонарушений, исходящих из группы коррупционных.
Предметом исследования являются нормы административно-правового законодательства, предусматривающие административную ответственность за коррупционные правонарушения, а также судебные разъяснения по вопросам применения соответствующих норм, отдельные стратегии государственной политики в области противодействия коррупции, некоторые научные и специальные источники, в которых проведены исследования по некоторым проблемным вопросам правовой природы коррупции.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в комплексном исследовании административно-правовых механизмов противодействия коррупции.
Задачи исследовательской работы:
- провести комплексное исследование сущности, причин и отдельных элементов такого явления как коррупция;
• рассмотреть международный опыт антикоррупционной деятельности;
• проанализировать состояние антикоррупционной деятельности в Российской Федерации;
• выявить особенности реализации административно-правовых средств по противодействию коррупции;
• проанализировать угрозы и риски коррупции в Российско Федерации;
• разработать профилактику выявленных угроз.
Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования явились диалектико-материалистический метод познания, принципы изучения социальных явлений в теоретической взаимосвязи и взаимообусловленности, системный, сравнительный, формально-логический, программно-целевой методы, а также общетеоретические и частно - научные методы, такие как анализ, обобщение, толкование, классификация, индукция, дедукция.
Обусловленная целями и задачами, а также обоснованная актуальностью, настоящая работа состоит из введения, 3 глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Коррупция привносит в жизнь государства множество проблем. Для устранения практически все проблем, достаточно организовать эффективную борьбу с коррупционными правонарушениями, что позволит повысить уровень доверия к государству, закону и Конституции. В этой связи в системе государственного аппарата функционируют довольно большое количество различных надзорных инстанций, механизм правоохранительных органов и т.д. Однако на фоне развития взяточничества указанные инструменты борьбы имеют малую эффективность, что и отражается на мнении общества, что «все продажные». Это можно подтвердить тем, что каждый в России знает, например, где или у кого можно купить удостоверение водителя, разрешение на оружие и т.д. Подтверждая это можно провести опрос, который покажет, что больше 80-90% опрошенных согласятся с предложенным мнением. Поэтому в данном ключе взяточничество в жизнедеятельности общества выступает не только как преступление, но также и как некая реальность в функционировании государства.
Вышесказанное подтверждается уведомлением Министерства Юстиции о внесении изменений в антикоррупционное законодательство введение такого термина, как «вынужденная коррупция». Соответствующий проект находится на стадии общественного обсуждения. Этот термин многие прокомментировали по-разному. Некоторые считают, что это легализация коррупции или индульгенция госслужащих. Другие наоборот признают эту поправку принимают с положительной стороны, утверждая, что чиновники безнаказанно нарушать закон не будут, а к вынужденной коррупции отнесут жизненно сложные ситуации [1]. По нашему мнению, внесение таких поправок прямо нарушает основные принципы Конституции, государственного управления демократического государства, а также социальную справедливость. Стоит заострить внимание на социальной справедливости, поскольку могут возникать различные случаи, а данное общественное явление выступает опорой гражданского общества и правового государства, к которым и стремится РФ. Такое нарушение может выражаться, например, в ситуации, когда гражданину необходимо получить дорогостоящую операцию, которую финансируют по государственной программе и проводится по очереди, что справедливо, однако он дал взятку и тем самым стал в очереди выше назначенного места, что уже нарушает принцип социальной справедливости. Иными словами, такой закон приведет к регрессу, а именно к классовому делению - на нищих и людей с достатком, что уже не признается демократизмом.
Таким образом, значение общественной опасности анализируемого рода правонарушений, заключается в более глобальных проблемах и считается, что именно такого рода правонарушения порождают и другие проблемы развития правового государства и гражданского общества в России.
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что коррупция становится нормой в жизни общества. Правоохранительные органы, также пораженные данным явлением, не имеют возможности эффективно бороться с данной проблемой.
Коррупция превратилась в один из самых серьезных сдерживающих факторов социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности. Истоки коррупции коренятся в деформациях политической системы, вовлеченности государственных структур, политической элиты и чиновничества в отношения собственности, распределения капиталов и товарно-денежных потоков.
Борьба с коррупцией должна начинаться с изменения менталитета граждан, повышения правовой культуры, доверия граждан к государственной власти и правоохранительным органам и одновременно необходимо ужесточить санкции за коррупционные преступления и обеспечить неотвратимость наказания всех без исключения коррупционеров, включая высокопоставленных чиновников.
Для того чтобы уровень коррупции в нашей стране начал хотя бы маленькими шагами снижаться, надо действовать систематически и прогрессивно:
Во-первых, необходимо тщательное проведение антикоррупционной экспертизы для выявления «пробелов в законодательстве»;
Во-вторых, необходимо обеспечить всеобщий доступ к данным об имуществе высокопоставленных чиновников и должностных лиц для увеличения риска обнаружения фактов коррупции;
В-третьих, необходим запрет представителям крупного бизнеса и их ближайшим родственникам занимать государственные должности во избежание злоупотребления должностными полномочиями для личного обогащения;
В-четвертых, требуется предусмотреть гарантии субъектам общественного контроля, расширить перечень субъектов для осуществления бескорыстного и добровольного контроля;
В-пятых, требуется реформирование системы государственных закупок для более честного и бескорыстного проведения конкурсов;
В-шестых, необходимо предусмотреть систему защиты и поощрений лицам, сообщившим сведения и коррупционных проявления;
И, наконец, в-седьмых, система провокации взяток, увеличивающая риск обнаружения для коррупционеров, станет эффективным сдерживающим фактором для многих чиновников.
Таким образом, коррупция, несомненно, является негативным фактором, поражающим финансовую систему государства, а также экономическую систему в целом. Искоренить коррупцию полностью не представляется возможным, однако грамотно разработанный комплекс мер и их эффективная реализация способствуют минимизации коррупционных явлений в стране.
1. Анализ общественного мнения проведено Интернет-газетой «Знак» // URL: https://www.znak.com/ (дата обращения 01.01.2021);
2. Барсукова С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность // Общественные науки и современность. 2008. № 5 - 40 с.;
3. Бочарников И. В. Зарубежный опыт противодействия коррупции.2014 - 502 с.;
4. Вазюлин С. А. Международное сотрудничество России по борьбе с коррупцией: стратегические ориентиры // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. №1 - 47 с.;
5. Голубых Н.В., Лепизин М.О. Совершенствование уголовного законодательства в области борьбы с коррупцией // Актуальные проблемы российского права. 2019.№2 (99) - 8 с.;
6. Государственная служба статистики // [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/gos_sl/itog17.html (дата обращения 01.01.2021);
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
8. Гуров А.И. Коррупция угрожает национальным интересам России. Борьба с коррупцией: актуальные проблемы законодательного обеспечения. Сборник статей и документов. - М.: Издание Государственной Думы РФ, 2002. - 123 с.;
9. Дахин А. В. Коррупция: элементы социологической модели // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество: Сборник статей/ Под редакцией П. Н. Панченко, А. Ю. Чупровой, А. И. Мизерия. Н. Новгород. 2001. - с.874;
10. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам (подписан в г. Москве 17.06.1999) // [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122174/ (дата обращения 01.01.2021);
11. Дуюнов В.К. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, профессора В.К. Дуюнова. 6-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 784 с.;
12. Дуюнов В.К., Хлебушкин А.Г. Квалификация преступлений: законодательство, теория, судебная практика: монография 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2019 - 431 с.;
13. Захаров А. В рамках конференции «Бизнес в России: безопасность (не) гарантируется!» по вопросам безопасности ведения бизнеса в России принимал участие вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Александр Захаров // [Электронный ресурс] http://korrossia.ru (дата обращения 01.01.2021);
14. Интернет-интервью с А.П. Тенишевым, начальником управления по борьбе с картелями ФАС РФ: «Практика ФАС России по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях» // [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/law/interview/tenishev2/ (дата обращения 10.02.2021);
15. Коваль А.В. «Мздоимство» и «лихоимство» как критерии дифференциации ответственности за взяточничество // Актуальные проблемы российского права. 2019. №2(99) февраль - 11 с.;
...