Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДАЧ И УДАРОВ ПО ВОРОТАМ В ФУТБОЛЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 6
1.1 Особенности обучения техническим приёмам в футболе детей с нарушением слуха 6
1.2 Организация учебно-тренировочного процесса по футболу детей с нарушением слуха 12
1.3 Особенности обучения технике передач и ударов по воротам в футболе детей с нарушением слуха 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Методы исследования 21
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 23
3.1 Особенности экспериментальной методики обучения технике передач и ударов по воротам в футболе мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха 23
3.2 Результаты физической подготовленности мальчиков в ходе педагогического эксперимента 29
3.3 Результаты точности передач и ударов по воротам в ходе педагогического эксперимента 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Актуальность исследования. Особую роль с потерей слуховых ощущений у детей с нарушением слуха приобретают зрительные ощущения и восприятия, зрительный анализатор является ведущим в познании окружающего мира. Как отмечает в своих работах Блонский П.П..: «методика развития целевой точности ударов в спортивных играх часто основана на использовании различных типов мишеней, представляющих собой конкретную ограниченную зону для поражения при многократных повторениях разучиваемого технического приема и обладающих срочной информацией о качестве выполнения двигательного действия. Для развития целевой точности движений в различных условиях игровой деятельности (ограничения во времени, в пространстве и т.д.) специалистами разрабатываются и экспериментально обосновываются тренажерные устройства и приспособления» [4]. Решение по формированию двигательных умений и навыков в работе с детьми с нарушением слуха предполагает, прежде всего, помощь естественному процессу формирования возрастных моторных функций.
Цель исследования: совершенствование процесса обучения технике передач и ударов по воротам в футболе мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что совершенствуя процесс обучения технике передач и ударов по воротам мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха, улучшиться их техническая подготовка в ходе занятий, они будут развиваться физически, укрепляя своё здоровья и воспитывая физические качества.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по футболу мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха.
Предмет исследования: методика обучения технике передач и ударов по воротам мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха в ходе учебно-тренировочного процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности обучения технике передач и ударов по воротам мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха.
2. Совершенствовать методику обучения технике передач и ударов по воротам мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха в ходе учебно-тренировочного процесса в ГБОУ школа-интернат № 5 г.о. Тольятти.
3. Оценить влияние разработанной методики на техническую подготовку и физическое развитие мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха.
Новизна работы: разработанная методика обучения технике передач и ударов по воротам мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха повысила технические умения занимающихся, вырос результат выступлений экспериментальной группы на соревнованиях за счёт более точных ударов по воротам в ходе игры.
Практическая значимость заключается в том, что совершенствуя процесс обучения технике передач и ударов по воротам мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха, повышается техническое мастерство мальчиков во время соревнований. В практической деятельности можно применять результаты внедрения данной методики обучения технике передач и ударов по воротам мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха в секциях по футболу.
В заключение исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. Во время игры в футбол детям с нарушением слуха важно хорошо ориентироваться в игровой обстановке, для этого необходимо в ходе учебно - тренировочного процесса совершенствовать свои технико-тактические умения и взаимодействовать с игроками команды. Нами была внедрена методика занятий футболом с мальчиками, имеющими нарушения слуха, которая может разрушить барьеры, препятствующие им достойно адаптироваться в социальном обществе и физически развиваться. Каждый ребенок, занимающийся в секции по футболу, позволит в дальнейшем свободно общаться со своими сверстниками, к тому же они будут развиваться физически, укрепляя своё здоровья и воспитывая физические качества.
2. Процесс тренировки по обучению технике движения в футболе, необходимые для ведения игры, её совершенствования - это техническая подготовка. Спортивные навыки в футболе необходимы для развития физических качеств и умения применить их в ходе соревнований. Тело благодаря тренировкам становится более крепким и выносливым. Программа тренировок должна быть регулярной, должна включать в себя разнообразные упражнения на силу и гибкость, различные тренировочные комплексы на все группы мышц, любая тренировка должна проходить только в сопровождении тренера. Развитие физических качеств у детей с нарушением слуха является немаловажной задачей и напрямую зависит от подбора средств и методик педагогического воздействия. Техника в футболе должна совершенствоваться, тренировочный процесс должен включать в себя разнообразные средства, направленные на укрепление мышц, участвующих в реализации скоростных движений, т.е. единства скоростных и силовых качеств и соответственно скоростной выносливости.
3. Оздоровительно-восстановительная, образовательная и особенностям занимающихся, это позволяет обеспечить их всестороннее и гармоническое развитие. Подбор упражнений должен соответствовать целям и задачам занятия, а также возрасту и подготовленности занимающихся. При постоянных занятиях футболом в организме налаживается активное кровоснабжение не только мышц, но и органов, включая головной мозг. Что в свою очередь сказывается на повышении тонуса организма и улучшении мыслительной деятельности. Правильная техника позволяет меньше уставать, соответственно быстрее будет расти результат. Точность выполнения движения в футболе зависит от количества повторений и, естественно, от способности игрока эффективно, точно, экономично, быстро и надежно вести игру.
Учебно-тренировочный процесс мальчиков 9-10 лет с нарушением слуха необходимо выстраивать таким образом, чтобы закладывать фундамент для развития всех необходимых качеств и специальной физической подготовки. При отборе каждого упражнения необходимо учитывать возможности занимающихся с нарушением слуха, уровень его подготовки, введение трудных элементов (повышенная или недостаточная нагрузка), соотношение с другими двигательными качествами. Совершенствование отдельных технических качеств и действий необходимо проводить в отдельности или в комбинациях параллельно с усвоением тактических требований к игрокам (прием и отбор мяча, удар ногой или головой, ложное движение, дриблинг, специфические действия вратарей). Метод повторения применяется для эффективного усвоения таких упражнений, которые можно с успехом использовать и в ходе игры. Постоянное применение игр и соревновательных упражнений стимулирует игроков, такие упражнения должны занимать значительное место в тренировочных методиках.
1. Баранцев, С.А. Возрастная биомеханика основных видов движений школьников: монография - Москва: Советский спорт, 2014. - 304 с.
2. Беженцева, Л.М. Основы методики физического воспитания: Учебное пособие: учеб. пособие / Л.М. Беженцева, Л.И. Беженцева. Томск: ТГУ, 2009. - 160 с.
3. Бишопс, К. Единоборство в футболе / К. Бишопс, Х.-. Герард. -Москва: 2003. - 168 с.
4. Блонский, П.П. Развитие мышления школьника [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. - 93 с.
5. Брискин, Ю.А. Адаптивный спорт: учеб. пособие, Москва: Советский спорт, 2010. - 316 с.
6. Вайн, Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для молодых. - Москва: 2004. - 244 с.
7. Водовозов, В.И. Беседы и наглядное обучение - Санкт-Петербург: Лань, 2017. - 22 с.
8. Гордон, С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие: науч.-метод. пособие - Москва: Физическая культура, 2008. - 256 с.
9. Григорьева, И.И. Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса / И.И. Григорьева, Д.Н. Черноног. - Москва, 2016. - 296 с.
10. Губа, В.П. Теория и методика футбола: учебник [Электронный ресурс]: учеб. / В.П. Губа, А.В. Лексаков. - Электрон. дан. - Москва: Советский спорт, 2013. - 536 с.
11. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: учеб. пособие / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. Москва: Советский спорт, 2010. - 246 с.
12. Золотарев, А.П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва: научно-метод. пособие / А.П. Золотарев, А.В. Лексаков, С.А. Российский. - Москва: Физическая культура, 2007. - 160 с.
13. Ильина, Н.Л. Психология тренера: учеб. пособие: Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016. - 109 с.
14. Калинина, И.Ф. Проведение профилактических мероприятий и оказание первой помощи на занятиях физической культуры: учеб. пособие. Москва: Научный консультант, 2016. - 88 с.
15. Королева, И.В. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов [Электронный ресурс] / И.В. Королева, П.А. Янн. - Электрон. дан. Лань - Санкт-Петербург: КАРО, 2011. - 240 с.
...