Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогическое сопровождение формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков

Работа №105362

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков 9
1.1 Особенности формирования культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте 9
1.2 Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка 17
1.3 Задачи педагогического сопровождения формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков 23
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации педагогического сопровождения формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков 30
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков 30
2.2 Содержание и организация педагогического сопровождения формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков 39
2.3 Определение динамики уровня сформированности у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков 47
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 59
Приложение Б Первичные результаты диагностики 60
Приложение В Программа формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков 61
Приложение Г Результаты вторичной диагностики 64

Актуальность темы исследования. Анализ результатов научных исследований позволяет прийти к выводу, что своеобразие развития культурно-гигиенических навыков, их недостаточная сформированность, становятся причинами социальной дезадаптации и дезориентации в окружающей среде, зависимости от помощи взрослого (В. Андриенко, А. Гаврилушкина, Г. Мерсиянова, Н. Соколова, С. Федоренко, А. Хохлина, О. Чеботарева и другие). Авторы подчеркивают значение формирования культурно-гигиенических навыков именно в дошкольном детстве, поскольку этот возрастной период отличается высоким интересом ребенка к труду взрослых и стремлением, желанием самому включаться в совместные действия со взрослыми. Это отражает общую стратегию развития дошкольника, в то время как культурно-гигиенические навыки выступают инструментарием, от которого зависит интеграция ребенка в образовательную среду.
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения и компонент здорового образа жизни. Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, и особое значение в этом процессе приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Наиболее благоприятными для формирования культурно-гигиенических навыков признаны периоды раннего, младшего и среднего дошкольного возраста. В старшем возрасте на их основе строится развитие других функций и качеств личности ребенка.
Проблеме формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков посвящены работы Л.Г. Нисканен, С.В. Петериной, В.И. Теленчи, Н. Чулковой и других. Разработаны содержание и методика гигиенического воспитания детей. Так, Л.Г. Нисканен предложила методику формирования у детей навыка мытья рук. С.В. Петерина рассматривает культурно-гигиенические навыки как компонент культуры поведения, предлагает формы и методы формирования культурно-гигиенических навыков в системе общей работы по воспитанию культуры поведения дошкольников в разных возрастных группах [27]. Н. Чулкова разработала занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков [34]. Таким образом, в методике представлены условия, методы, приемы и средства формирования у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков. При этом большинство исследований касается формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста недостаточно представлено.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
• важностью проблемы формирования у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков;
• недостатком научно-методических разработок, рассматривающих педагогическое сопровождение формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков.
Наряду с пониманием актуальности можно выделить и противоречие между признанным в науке значением среднего дошкольного возраста в формировании культурно-гигиенических навыков и преобладанием стихийного подхода в решении данной задачи в образовательной деятельности с детьми 4-5 лет в дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каким должно быть содержание педагогического сопровождения формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогическое сопровождение формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию педагогического сопровождения формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков.
Предмет исследования: педагогическое сопровождение формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков.
Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков возможно благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению, включающему:
• осуществление педагогической диагностики уровней сформированности у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков и учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения;
• определение методов, приемов и средств поэтапного формирования культурно-гигиенических навыков: игровых заданий и упражнений, мультфильмов, поговорок, загадок, потешек, стихотворений и произведений по тематике формируемых навыков;
• оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий для закрепления формируемых культурно-гигиенических навыков в самостоятельной деятельности детей.
Согласно цели определены основные задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет.
2. Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков.
3. Определить и апробировать содержание и организацию педагогического сопровождения формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков.
4. Определить динамику уровня сформированности у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественный и количественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти. В исследование приняли участие 18 детей 4-5 лет (воспитанники средней группы).
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• положения теории И.П. Павлова о формировании динамического стереотипа как физиологическом механизме становления навыка;
• подход Л.И. Каплан, В.И. Теленчи к выделению условий формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников;
• теоретические положения и методический подход С.В. Петериной к организации процесса формирования у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
Новизна исследования заключается в том, что в нем определены возможности целенаправленного педагогического сопровождения в формировании у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены составляющие педагогического сопровождения формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков: осуществление педагогической диагностики уровней сформированности у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков и учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения; определение методов, приемов и средств поэтапного формирования культурно-гигиенических навыков: игровых заданий и упражнений, мультфильмов, поговорок, загадок, потешек, стихотворений и произведений по тематике формируемых навыков; оптимизация развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий для закрепления формируемых культурно- гигиенических навыков в самостоятельной деятельности детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированное содержание и организация педагогического сопровождения формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков могут быть использованы педагогами в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников). Текст работы содержит 12 рисунков, 4 приложения. Основной текст работы изложен на 58 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


От уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и степени самостоятельности их выполнения в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие и становление навыков личной гигиены и навыков культурного поведения личности. По этой причине важно профессиональное педагогическое сопровождение процесса формирования у детей культурно-гигиенических навыков. Необходимо применять разнообразные приемы и методы для развития навыков личной гигиены и навыков культурного поведения, соответствующие возрастным особенностям дошкольников.
Наша работа была ориентирована на формирование у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков. С целью изучения теоретических и методических основ данной темы были реализованы аналитическое и исследовательское направления работы. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности формирования культурно-гигиенических навыков, а также задачи педагогического сопровождения формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков.
Исследовательский этап работы включал в себя проведение педагогического эксперимента, в результате которого было выявлено следующее. На констатирующем этапе исследования диагностировано, что в контрольной группе по 44% воспитанников имеют высокий и средний уровни сформированности культурно-гигиенических навыков, и всего 12% - низкий уровень, а в экспериментальной группе у 44% дошкольников преобладает низкий уровень сформированности данных навыков, у трети - средний и у 23% - высокий.
Выявленные на констатирующем этапе особенности культурно-гигиенических навыков у дошкольников экспериментальной группы определили необходимость проведения формирующего эксперимента, в ходе которого осуществлялась проверка положений гипотезы. Формирование у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков осуществлялось в процессе целенаправленного педагогического сопровождения, включающего:
• осуществление педагогической диагностики уровней сформированности у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков и учет ее результатов при планировании педагогического сопровождения;
• определение методов, приемов и средств поэтапного формирования культурно-гигиенических навыков: игровых заданий и упражнений, мультфильмов, поговорок, загадок, потешек, стихотворений и произведений по тематике формируемых навыков;
• оптимизацию развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения условий для закрепления формируемых культурно-гигиенических навыков в самостоятельной деятельности детей.
На контрольном этапе исследования диагностировано, что в два раза возросла доля детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков - до 44%, на 11% увеличилась доля воспитанников со средним уровнем, а доля детей с низким уровнем - сократилась в четыре раза. Результаты повторной диагностики показали эффективность проведенной работы, а значит, гипотеза исследования о том, что формирование у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков возможно благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению, нашла свое подтверждение.
Апробированное содержание и организация педагогического сопровождения формирования у детей 4-5 лет культурно-гигиенических навыков могут быть использованы педагогами в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.


1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Логос, 2013. 256 с.
2. Андреева Н. А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. С. 12-17.
3. Анисимова Л. А. Ступеньки здоровья // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. С. 263-264.
4. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т Ф. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. М. : Просвещение, 1991.
5. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. М. : Просвещение, 1987. 95 с.
6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М. : «Проспект», 2000. 584 с.
7. Гальперин П. Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления. М. : Издательство Институт практической психологии, Воронеж : НПО Модек, 1998. 441 с.
8. Гарифуллина А. Ж., Тельнова Ж. Н. Гигиеническое обучение и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях // Украшський стоматолоычний альманах. 2016. С. 79-83.
9. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет : кн. для работников дошк. учреждений / сост. В. И. Теленчи. М. : Просвещение, 1987.
10. Гимадиева Н. И., Васильева М. И. Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе режимных моментов // E-Scio. 2021. С. 298-303.
11. Запорожец А. В. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2009. 162 с.
12. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. М. : Сфера, 2011. 250 с.
13. Каплан, Л.И. Посеешь привычку - пожнешь характер. М. : Просвещение, 1980. 95 с.
14. Климон Н. Л. Влияние семьи на формирование социально-бытовых навыков у дошкольников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2020. С. 78-88.
15. Козлова Я. Г. Культурно-гигиенические навыки младших дошкольников и специфика их воспитания // Интерактивная наука. 2021. №7(62). С. 18-19.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ