Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Проблемы психологических особенностей копинг-стратегий и учебного стресса в отечественных и зарубежных теориях 4
1.1 Теоретический анализ «стресса» и «стрессовых состояний» 7
1.2 Психологические особенности учебного стресса студентов ВУЗа 11
1.3 Психологические особенности совладающего поведения в юношеском возрасте 19
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование копинг-стратегий студентов гуманитариев в состоянии учебного стресса 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования копинг-стратегий студентов в состоянии учебного стресса 24
2.3 Рекомендации для студентов по преодолению тревожности и стресса 43
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Приложение 56
В студенческие годы, с одной стороны учащиеся находятся в различных сообществах, общаются с интересными и умными людьми, веселятся на мероприятиях, а с другой испытывают серьёзные испытания.
Учебная деятельность для молодых студентов характеризуется новыми требованиями, учащиеся должны быть самостоятельны, ответственны, самоорганизованны, так как им приходится решать многочисленные проблемы и задачи, к сожалению, не все к этому готовы. Поэтому в процессе учебной деятельности многие студенты испытывают стрессовое состояние.
Проблемой стресса и совладающего поведения занимались многие учёные, такие как, Г. Селье, Р. Лазарус, Й. Шульц, Д. Майерс, Ю.В. Щербатых, У. Кэннон, Л.А. Китаев-Смык, Ю.И. Александров и др.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что учебно-профессиональная деятельность в юношеском возрасте является ведущей.
Учащимся нужно уметь совладать с трудными ситуациями и приобретать новые роли и корректировать предыдущие, для того, чтобы адаптироваться к новой учебной ситуации.
Многие исследователи отмечают, что студенты находятся в состоянии постоянного стресса (хронического). И указывают на основные причины такого состояния: материальные проблемы, жилищные, и др. Стресс у учащихся может выражаться в процессе обучения, и мешать академической успеваемости. А сложности в обучении в свою очередь создают тревожные состояния и вследствие этого стресс нарастает.
Таким образом, важно осваивать новое поведение в стрессе и преодолевать это состояние конструктивно.
Цель исследования: изучить копинг-стратегии у студентов-гуманитариев в состоянии учебного стресса.
Объект исследования: учебный стресс.
Предмет исследования: копинг-стратегии студентов гуманитариев в совладании с учебным стрессом.
Гипотеза исследования: у студентов-гуманитариев первых и четвёртых курсов будут наблюдаться различия в проявлениях копинг- стратегий: большем уровне выраженности и преобладании продуктивных копинг-стратегий у студентов- старшекурсников.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психологическую литературу по теме исследования.
2) Выявить причины, проявления и способы преодоления стрессового состояния.
3) Проанализировать полученные результаты.
4) Составить рекомендации по преодолению тревожности и стресса у студентов ВУЗа.
Методологическая основа исследования:
1. Принцип детерминизма, выбор копинг-стратегий поведения оказывает влияние на состояние учебного стресса студентов.
2. Принцип единства сознания и деятельности в нашем исследовании опирается на положение о том, что когнитивные способности проявляются в учебной деятельности и влияют на выбор копинг-стратегий поведения.
3. Когнитивный подход: Р. Лазаруса, С. Фолкман «Когнитивная теория стресса», «Теория стресса и копинг-процессов»; В.А. Бодров «Информационный стресс».
4. Системный подход: Б.Ф. Ломов «Системный подход в определении стресса», Л.А. Китаев-Смык «Психология стресса. Психологическая антропология»; Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции».
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа, систематизации, обобщения научных источников по теме.
2. Психодиагностические методы:
• методика «Тест на учебный стресс» (Ю.В. Щербатых);
• опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман, стандартизированная в НИПНИ им. Бехтерева под руководством Л. И. Вассермана).
3. Методы обработки данных:
а) качественный метод;
б) количественный метод;
в) метод математической статистики.
Практическая значимость исследования, заключается в том, что полученные данные об учебном стрессе помогут психологу создать рекомендации для студентов, по продуктивному преодолению учебного стресса и экзаменационной тревожности.
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 40 студентов гуманитарных специальностей ТГУ.
Эмпирическая база: Тольяттинский государственный университет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Понятие стресс возникло благодаря Г. Селье канадскому врачу и биологу.
Учёные, которые рассматривали проблему стресса и копинг-стратегий поведения Г. Селье, Р. Лазарус, Й. Шульц, Д. Майерс, Ю.В. Щербатых, У. Кэннон, Л.А. Китаев-Смык, Ю.И. Александров и др. Изначально понятие «копинг-поведение» применялось в психологии стресса, и означало совокупность когнитивных и поведенческих усилий, которые затрачивает личность для преодоления стресса.
Можно сказать, что основной причиной стресса у студентов ВУЗов является работа с большим потоком информации и отсутствие последовательной работы в учебном процессе. У студентов можно наблюдать эмоциональное напряжение за 3-5 дней до начала экзаменов и зачётов, и такое состояние сохраняется и в выходные дни пока не закончится сессия. Стресс не всегда вреден и разрушителен для человека, бывает и полезный, такой стресс прибавляет энергии и стимулирует активность личности.
Исследовательская часть работы проводилась на базе Тольяттинского государственного университета. В исследовании участвовали студенты гуманитарных специальностей, в количестве 40 человек, юноши и девушки от 18 до 21 года. В нашем исследовании были выявлены, основные причины стресса у студентов гуманитариев, это большая информационная нагрузка, что приводит к возникновению информационного стресса. А также большинство учащихся указывают на причину — неумение организовывать своё время продуктивно, что приводит к постоянной спешке, нехватке свободного времени и повышенной отвлекаемости, что является результатом плохой концентрации внимания, а также у учащихся высокий показатель страха и тревоги.
Основным способом снятия стресса для студентов гуманитариев является общение с друзьями и еда (используют 70% опрошенных студентов). Способы совладания со стрессом учащиеся выбирают чаще всего положительную переоценку ситуации, они переосмысливают трудную ситуацию и находят в ней положительные стороны. При частом использовании данной стратегии в учебной деятельности студенты могут недооценить проблемную ситуацию и не применить всевозможные способы для ее своевременного разрешения. А также учащиеся часто применяют непродуктивный способ поведения — избегание. Наблюдается тенденция к отрицанию проблем, фантазирование, отвлечение и т.п. Пассивное поведение, нетерпеливость, раздражительность, погружение в фантазии, чрезмерное употребление пищи и алкоголя, с целью снижения сильного эмоционального напряжения. Выраженное использование в поведении самоконтроль, студенты преодолевают трудные состояния и ситуации, с помощью целенаправленного подавления и минимизация влияния эмоций на анализ ситуации, выбор стратегии преодоления. Поведение учащихся стремится к самообладанию, что отлично помогает справиться с учебным стрессом, так как избегание эмоциональных импульсов, приводит к рациональному подходу в выборе стратегии поведения. Характерен способ совладания с помощью поиска социальной поддержки, когда студенты для преодоления стрессовых ситуаций привлекают внешние ресурсы, осуществляют поиск информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Но возможна тенденция к формированию зависимой позиции от окружающих. Стратегию дистанцирования студенты первых курсов применяют умеренно, а вот студенты четвёртых курсов применяют выраженно, что говорит о том, что они снижают степень значимости проблемной ситуации и стараются эмоционально не вовлекаться в проблему. Данный способ совладания помогает предотвратить интенсивное воздействие стресс фактора в трудноразрешимой ситуации при использовании интеллектуальных приёмов, рационализации, отстранения, переключение внимания, юмора, а также снижение значимости трудностей и их последствий. Последнее может негативно сказываться на проблемной ситуации, ведь обесценивание собственных переживаний не решит проблему, а наоборот, усугубит её.
Стратегию принятие ответственности учащиеся применяют умеренно, анализируют свое поведение и ищут причины актуальных трудностей в собственных недостатках и ошибках. Мы выявили значимые различия по этому копингу в средних значениях с помощью критерия ПМанна-Уитни. Принятие ответственности студенты четвёртых курсов, применяют чаще, это говорит о росте продуктивного поведения в стрессовой ситуации.
А так же чуть выше среднего показатель конфронтационного копинга, что говорит об умеренном использовании его в учебной деятельности. Студенты умеют отстаивать своё мнение и интересы, справляться с тревожными состояниями в стрессогенных условиях. Негативная сторона конфронтации, заключается в том, что является не целенаправленной и недостаточно рационально-обоснованной в поведении стратегией.
На основе полученных данных мы разработали программу рекомендаций по снижению эмоционального напряжения в учебной деятельности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проспект: Альма-Матер, 2009. - 702 с.
2. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1999. - С. 3-8.
3. Андреева, Д. А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Человек и общество [Текст]: Уч. записки XIII. - Л.: ЛГУ, 2000. - 69 с.
4. Анциферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анциферова // Психологический журнал. - 2004. - №1. - С. 3-18.
5. Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст] / В.А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2004. - 382 с.
6. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] — М.: ПЕР СЭ, 2008. - 528 с.
7. Бурханов, А.И., Носова, Л.И. Адаптация студентов к обучению в вузе [Текст] / А.И. Бурханов, Л.И. Носова. — М., 1992. - С.53-55.
8. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций [Текст] / Ф.Е. Василюк. - М.: Издательство Московского университета, 1984.
9. Ветрова, И.И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции [Текст] / И.И. Ветрова // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы. — М., 2008. - С. 179-196.
10. Влажис, Р. Анализ состояния психического дискомфорта у студентов [Текст] / Р. Влажис. —Л., 1987.
11. Вудыка, Е.В. Медико-психологический анализ здоровья студентов [Текст] / Е.В. Вудыка // Автореферат. - М. 1992. - 21с.
12. Горизонтов, П.Д. Стресс [Текст] / П.Д. Горизонтов. — БМЭ, 2009. - 628 с.
13. Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст] / Дж. Гринберг. — СПб.: Питер, 2002. - 496с.
14. Губачев, Ю.М., Иевлев, Б.В., Карвасарский, Б.Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии [Текст] / Ю.М. Губачев, Б.В. Иевлев, Б.Д. Карвасарский. - Л.: Медицина, 1996. - 224 с.
15. Захаров, А.И. Генезис некоторых реактивных изменений личности у студентов [Текст] / А.И. Захаров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — М., 1976. - С.75-81.
...