Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА

Работа №105304

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

развитие речи

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством фольклора 8
1.1 Психолого - педагогические аспекты формирования связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 8
1.2 Потенциальные возможности фольклора в формировании связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством фольклора 22
2.1 Выявление уровня сформированности связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 22
2.2 Содержание работы по формированию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством фольклора 33
2.3 Динамика сформированности связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 39
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение 60

Актуальность рассматриваемой темы бакалаврской работы заключается в том, что сформированность связной речи занимает важное место в процессе развития ребенка и играет важную роль в общей системе работы по формированию языка в детском саду. Связная речь является важным достижением ребенка в овладении родным языком, его словарным составом, звуковым и грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем мире. С помощью хорошо развитой связной речи у ребенка развиваются мыслительные процессы, он учится устанавливать контакт с окружающими [19].
Над разработкой данной проблемы работали И.М. Сеченов, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский. Речевое общение со взрослыми и сверстниками количественно увеличивает словарный запас и качественно его совершенствует. Работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром занимает большую часть в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Важное место в системе средств развития связной речи у детей занимает фольклор. Влияние фольклора на языковую составляющую детей было выявлено в работах ученых, педагогов, писателей таких как А.Е. Духнович, С.Ф. Русова, Г.С. Сковорода, И.И. Срезневский, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, И. Я. Франко и др.
Вопрос об использовании фольклора в процессе обучения родному языку рассматривался учеными А.Б. Богуш, Н.И. Луцан, В.И. Кононенко, Н.И. Лысенко и др.
Анализ фольклорных жанров показал, что им присущ ряд специфических черт, которые чрезвычайно привлекают ребенка, а именно: небольшой объем текста, доступность содержания, увлекательный игровой сюжет, использование художественно-изобразительных средств языка [20].
Фольклорные произведения отличаются красочностью, выразительностью, ритмичностью, легкостью для запоминания. Это позволяет считать, что по своим художественно-специфическими чертам фольклор может служить эффективным средством развития связной речи детей, обогатить их речь образными выражениями, текстами. В то же время, как в научной, так и методической литературе не была поднята проблема комплексного исследования развития связной речи у детей средствами фольклора. Это и обусловило выбор темы бакалаврской работы «Формирование связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством фольклора».
В задачи развития речи входит формирование словаря и грамматически правильной речи, развитие связной речи, воспитания звуковой культуры речи, ознакомление с художественной литературой [25].
Одним из средств достижения поставленной цели является использование фольклора на занятиях по развитию связной речи, одной из разновидностей которой является - сказка [37].
Анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы педагогов позволил определить противоречие между необходимостью формирования связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием возможности фольклора в данном процессе.
Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности фольклора в формирования связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Таким образом, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность фольклора как средства формирования связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования - фольклор как средство формирования связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: формирование связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством фольклора возможно, если:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами, костюмами, масками;
• произведения фольклора включены в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах;
• разработаны и использованы различные формы работы с родителями.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого - педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования связной речи у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Экспериментально проверить эффективность использования фольклора в формировании связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические - анализ психолого - педагогической литературы;
• эмпирические методы исследования - наблюдение, беседа с детьми;
• психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой являлись: исследования в области развития связной речи детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский О.П. Короткова, A. А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко, B. И. Яшина); исследования в области коррекционно - педагогической работы по развитию речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Г.М. Жаренкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Т.А. Фотекова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина).
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования фольклора в формировании связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней сформированности связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: состоит в том, что разработанное и апробированное содержание работы по формированию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи с использованием фольклора. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 73 «Дельфин» г.о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 наименований источников), 1 приложения, 18 таблиц, 7 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы, касающиеся теоретических и экспериментальных аспектов работы.
1. Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления.
2. Анализ исследований констатирующего этапа является, изучение уровня сформированности связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. В соответствии с поставленной целью было выделено ряд критерий и показателей. Для выявления уровня сформированности связной речи детей с общим недоразвитием речи, мы использовали комплекс модификаций методик для изучения уровня развития связной речи, предлагаемые Т.Б. Филичевой, В.П. Глуховым, О.С. Ушаковой, B. К. Воробьевой, Е.А. Стребелевой.
3. В процессе проведения констатирующего эксперимента, были получены результаты уровня развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Они позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи обусловлены следующими особенностями педагогической практики: отсутствует система работы по развитию связной речи посредством фольклора; недостаточная методическая подготовленность педагогов к эффективному решению задач (выбору методов, приемов и форм работы).
4. На основе результатов констатирующего эксперимента, а так же опираясь на работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, А.П. Усовой, C. С. Бухвостовой, О.С. Ушаковой, нами была разработана коррекционная программа по развитию связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством фольклора. В основу работы были положены принципы доступности, систематичности и последовательности.
5. Исследование доказало правильность выдвинутой гипотезы. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду ее многоплановости.


1. Алабужева, С.В. Риторика для старших дошкольников и младших школьников [Текст] / С.В.Алабужева. - М.: «Удмурсткий университет», Ижевск, 2003. Разд.2. - Гл.2. - С.402-445.
2. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст ] / В.М. Акименко. - М.: метод. пособ., 2010. С. - 123-141.
3. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В.П. Аникин. - М.: учеб.пособ., 2011. - С.105­123.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 128с.
5. Бережнова, О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения [Текст] / О.В. Бережнова. - СПб.: Образование и общество, 2008. - 9с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи у детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2009. - 149 с.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: Сфера, 2009. - 324 с.
8. Волкова Л.С. Логопедия [Текст] / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2009. - 547 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2009. - 352 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с.
11. Виньков, Ю. В. Пословицы как средство развития речи [Текст] / Ю.В. Виньков. - СПб.: Русский язык в школе, 2010.Т.2. - № 2. - С.9-16.
12. Гавриш, Н.С., Загрутдинова М.Г. Использование малых фольклорных форм [Текст] / Н.С. Гавриш, М.Г. Загрутдинова. - М.: Академия, 2011. -Т.3. - № 9. С.15-18.
13. Генинг, М.Г., Герман, Н.А. Обучение дошкольников правильной речи [Текст] / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. - М.: учеб.для студ.,2011.- 216 с.
14. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Логопедия. - 2015. - Т.2. - № 3. С.13-24.
15. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] / В.П. Глухов. - М.: Айрис - Пресс, 2015. - 321 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ