Введение
Глава 1 Общая характеристика категории «орган государственной власти»
1.1 История государственной власти в России
1.2 Определение понятия «орган государственной власти» и его
признаки
1.3 Виды органов государственной власти и их соотношение с органами публичной власти
Глава 2 Конституционно-правовой статус органов государственной власти
2.1 Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
2.2 Конституционно-правовой статус Государственного Совета Российской Федерации
2.3 Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации
2.4 Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
2.5 Конституционно-правой статус Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации
Глава 3 Проблемы разграничения полномочий и предметов ведения между органами единой системы публичной власти в Российской Федерации
3.1 Проблемы правового разграничения полномочий и предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
3.2 Взаимодействие органов государственной власти и органов
местного самоуправления
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Согласно Конституции Российской Федерации от 1993 года, Россия декларирует себя как правовое социальное демократическое государство. Из этого следует, что для Российской Федерации приоритетной задачей
выступает задача определения наиболее подходящего и правильного вектора
социального развития, который способен устранить или наиболее полно
уменьшить проявления кризисных явлений.
Признаки правового государства в России можно обнаружить на
разных уровнях общественной жизни. Российскую современную
государственную модель можно охарактеризовать как достаточно сложную и
отчасти противоречивую.
Современный период развития и функционирования органов
государственной власти Российской Федерации предполагает соблюдение
принципа разделения властей на три ветви, которые независимы и
самостоятельны, и представлены соответствующими государственными
органами. Разделение властей в качестве принципа организации
государственного механизма было провозглашено в Декларации от 12 июня
1990 г. «О государственном суверенитете Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики» и закреплено в ст. 10
Конституции Российской Федерации [37, с. 9]. Основываясь на этом, в
России сформированы органы государственной власти, представляющие
законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
На данный момент основными и очень важными проблемами являются
вопросы взаимодействия между собой федеральных органов власти
Российской Федерации, а также вопросы по разграничению компетенции
органов местного самоуправления, федеральных и региональных органов
государственной власти. Ясность и правильная организация
вышеперечисленных органов власти могут быть использованы для
повышения эффективности функционирования всего государственного
аппарата, что напрямую определяет качество защиты гражданских прав.
Вышеуказанные взаимоотношения органов власти между собой могут быть
урегулированы соглашениями, заключаемыми между федеральными
органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
Актуальность данного исследования заключена в том, что на
государственном уровне было принято огромное количество нормативно-правовых актов в сфере государственной власти и ее органов, система
органов государственной власти еще не до конца сформирована и ее
реформирование продолжается до сих пор. Одни изменения постепенно
заменяются другими, зачастую, неоднократно. Некоторые законодательные
нормы, описанные в конституции, в настоящее время пока не реализованы, в
частности, федеральные законы об автономном округе и автономной области
Российской Федерации, которые могут быть приняты по представлению
законодательных и исполнительных органов автономной области или
автономного округа. Поэтому необходимо провести исследование и
определить конституционно-правовой статус органов государственной
власти.
Объект исследования – правовые отношения, которые возникают при
реализации процессов конституционно-правового регулирования статуса
органов государственной власти.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, при помощи
которых происходят процессы конституционно-правового регулирования
статуса органов государственной власти.
Цель данного исследования – провести комплексно-теоретический
анализ особенностей и специфики конституционно-правового статуса
органов государственной власти в России.
Задачи выпускной квалификационной работы:
дать характеристику понятию «орган государственной власти»; изучить особенности конституционно-правового статуса органов
государственной власти Российской Федерации;
выявить проблемы, касающиеся разграничения полномочий и
предметов ведения между органами государственной власти
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях изучения конституционно-правового статуса органов государственной власти Российской Федерации, анализировались научные
труды ученых-юристов, в том числе специалистов в сфере российского
конституционного права. В частности, были исследованы работы таких
ученых, как М.В. Баглай, А.В. Безруков, Н.А. Боброва, В.П. Гавриков, В.Д.
Зорькин, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, Л.А. Морозова, Т.Н. Радьков, М.С.
Сагандыков, Р.Р. Салимзянов, Н.С. Соколова и другие.
В качестве методологической основы выпускной квалификационной
работы, на основе разграничения общенаучных и специальных методов
исследования, применялись следующие методы исследования: анализ
нормативно-правовых источников, логический анализ, методы обобщения и
логико-эвристический метод, методы сравнительного анализа, формально-юридический метод и другие.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение,
основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список используемой
литературы и используемых источников
Конституционный статус органов государственной власти - это совокупность прав и обязанностей, которые регулируют место органа государственной власти в единой публичной системе органов власти.
Образование органа государственной власти происходит в порядке, который установлен Конституцией Российской Федерации и другими законами. Органу государственной власти отведено свое законное место в системе органов государственной власти Российской Федерации.
Орган государственной власти является звеном государственного аппарата, наделенным властными полномочиями, материальными и финансовыми средствами, обладает структурой, которая определена законом, может действовать в определенной сфере общественно-правовой жизни.
12 декабря 1993 года была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации, нормы которой определили и закрепили федеративное устройство, республиканскую форму правления, определили структуру публичной власти, а также отношения между федеральными, региональными и муниципальными органами (органами местного самоуправления) в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации на передний план выводит принцип разделения властей, который не был в полной мере свойственен историческому российскому политическому строю в советский и дореволюционный период.
Конституционно-правовое регулирование органов государственной власти в Российской Федерации основывается на общественно-правовых отношениях, которые обладают публичным характером. Методом правового регулирования конституционно-правового положения органов
государственной власти в Российской Федерации является совокупность приемов, способов регулирования общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.
Орган государственной власти по своей сути является самостоятельным элементом государственного механизма, деятельность и порядок образования которого строго регламентированы российскими законами, а реализация полномочий осуществляется согласно нормам и принципами, которые являются общепризнанными.
В качестве основного закона в России действует Конституция Российской Федерации. Поэтому содержание других законов, документов не должно вступать в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации. В структуру нормативно-правовой базы организации и деятельности органов государственной власти входят федеральные законы, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативно-правовые акты, принятые на федеральном и региональном уровнях.
Нормативно-правовая база, при помощи которой структурируется и функционирует система органов государственной власти основана на соблюдении принципа приоритетности одних законов и необходимости согласования с ними других, но это не подразумевает, что региональные законы являются менее важными, нежели Конституция Российской Федерации, по той причине, что именно их можно назвать в качестве основы для работы региональных органов государственной власти.
Таким образом, нормативные акты, при помощи которых происходит регулирование конституционно-правового статуса государственных органов можно разделить на законы, принимаемые законодательными органами и подзаконные акты, как официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции, на основе ранее изданных законов.
Актуальной проблемой в системе государственных органов является разграничение полномочий федеральных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации (регионов), входящих в состав Российской Федерации. Предметы ведения и полномочия данных органов определяются на основании закона или соглашения, заключенного между Российской Федерацией и ее субъектом или субъектами. При заключении вышеуказанных соглашений время от времени могут возникать различные проблемы в плане их эффективности. В прошлом, в некоторых случаях определение полномочий по таким соглашениям было несовместимо с федеральным законодательством Российской Федерации, не было процедуры, с помощью которой эти соглашения могли бы быть совместимы с существующим законодательством. В настоящее время Конституционный Суд Российской Федерации занимает все более активную позицию по трактовке отечественного законодательства, тем самым, нивелируя возможные противоречия.
В этом случае логичным выводом является то, что договорные отношения по разграничению формирующихся полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации необходимо систематически развивать и реформировать.
Для нормального сотрудничества федерального центра с регионами на договорной основе необходимо принять федеральный закон, регулирующий действие договоров и соглашений, связанных с определением полномочий. Этот существенно важный и необходимый закон должен детально регулировать примерные перечни полномочий и предметы ведения, вопросы компетенции, а также срок действия этих договоров и соглашений, причины продления вышеупомянутых документов и другие критерии, связанные с определением и разграничением полномочий.
В целях разрешения проблем взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления необходимо принять меры по совершенствованию законодательной базы (в том числе в бюджетной, налоговой сферах), повысить уровень кадрового состава муниципальных служащих, а также максимально нивелировать коррупциогенные факторы и конфликты интересов во взаимоотношениях органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
С приданием конституционного статуса Государственному Совету Российской Федерации, после внесения изменений в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, можно говорить о начале более структурированной и целенаправленной работы по кодификации и упрочнению взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами.
1. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственноправовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015. 640 с.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность: 2-е изд. М.: РЮИД, «Сашко», 2000. 528 с.
3. Арзамасов Ю. Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации: Монография. Барнаул: БЮИ МВД России, 2002. 144 с.
4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник 13-е изд., изм. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2018. 767 с.
5. Баранчиков В. А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: автореферат дис. ... доктора юридических наук: 12.00.02 / Моск. гос. юрид. акад. М., 2005. 47 с.
6. Боброва Н.А. Особенности российской формы правления и влияние на нее института лидерства // Юридическая наука: история и современность, 2018. №12. С. 41-49.
7. Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. 292 с.
8. Боровикова Ю. П. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: автореферат дис. кандидата юридических наук. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации, 2004. 26 с.
9. Гавриков В.П. Теория государства и права. Смена парадигмы: монография. М.: Проспект, 2017. 464 с.
10. Гнездилов А.В. Конституция Панина - Фонвизина // Журнал Умная сила, 2018. URL: http://smartpowerjournal.ru/150915 (дата обращения 01.03.2021).
11. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права. М.: Проспект, 2016. 243 с.
12. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в
Страсбурге 15.10.1985) [Электронный ресурс]: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20361/ (дата обращения: 30.04.2021).
13. Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской
Федерации: [Аналит. записка]. Воронеж : Тип. ВВШ МВД России, 2002. 32 с.
14. Иванов С.А. Нормативные правовые акты Российской
Федерации: Учеб. пособие. М.: Моск. ун-т МВД России, 2004. 49 с.
15. Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVIIXX вв.). СПб.: СП «Ганза», 1993. 512 с.