Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАВЫКИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Работа №105233

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольное образование

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме развития навыков социально-коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности как условия социализации личности 8
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности социально-коммуникативной сферы личности в старшем дошкольном возрасте и её влияние на развитие личности 17
1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство формирования навыков социально-коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста 33
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальное изучение развития навыков социально-коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности как условие социализации личности 44
2.1 Организация и методы исследования 44
2.2 Анализ результатов исследования сформированности навыков социально-коммуникативного взаимодействия, а также социализации старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента 47
2.3 Программа социализации детей старшего дошкольного возраста посредством формирования навыков социально-коммуникативного взаимодействия в игровой деятельности 60
2.4 Результаты социализации детей старшего дошкольного возраста посредством формирования навыков социально-коммуникативного взаимодействия с использованием сюжетно-ролевой игры 78
Выводы по второй главе 85
Заключение 88
Список используемой литературы 91
Приложение 98

Актуальность исследования. Социально-экономические явления, происходящие в обществе, предъявляют все более высокие требования к личности современного человека. Так, в частности, он должен обладать не только запасом знаний, умений и навыков, но и определенным уровнем самостоятельности, набором личностных качества, необходимых для жизни, усвоения общественных, этических норм поведения и взаимодействия с другими людьми. Именно в период дошкольного возраста формируются многие психические свойства и способности, имеющие высокую ценность и в значительной степени определяющие ход дальнейшего развития личности. В связи с этим, одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений является социализация ребенка, усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, необходимого для включения в систему общественных отношений.
Проблему социализации и социального развития детей дошкольного возраста поднимали в своих работах многие исследователи - Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн. В качестве основного механизма социализации они рассматривали навыки социально-коммуникативного взаимодействия дошкольников как со сверстниками, так и со взрослыми. Это является основой для дальнейшего успешного развития личности ребенка.
Для дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игровая деятельность подразумевает воображаемые ситуации и частую смену условий, непродуктивный характер деятельности, направленность на процесс и переживания участников.
Проблема межличностных взаимоотношений в среде дошкольников нашла своё отражение в работах таких исследователей, как Антонова Т.В., Андреева Г.М., Коломинский Я.Л., Кварцова Е.Е., Лисина М.И., Леонтьев А.Н. и другие. Совместная игровая деятельность способствует развитию «детского общества», в котором получают развитие те стороны личности, которые связаны с межличностными отношениями. При соблюдении некоторых условий и методов со стороны педагога, игра может выступать в качестве прототипа межличностных отношений среди взрослых. При таком подходе содержание игры обогащается морально-ценностным компонентом, формирует нравственные качества дошкольника и положительные межличностные отношения в детской среде (Бондаренко А.К., Бочкарева Л.П., Бабаева Т.Н., Жуковская Р.И. и др.)
Таким образом, выше обозначенный анализ актуальности исследуемой проблемы, позволяет нам определить противоречие: между пониманием педагогами и психологами дошкольной организации важности развития у детей старшего дошкольного возраста навыков социально-коммуникативного взаимодействия как фактора их социализации и недостаточным целенаправленном использованием в образовательно-воспитательном процессе сюжетно-ролевых игр.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы потенциальные возможности сюжетно-ролевой игры в развитии у детей старшего дошкольного возраста навыков социально-коммуникативного взаимодействия как фактора их социализации?
Цель исследования: социализация детей старшего дошкольного возраста посредством формирования навыков социально-коммуникативного взаимодействия с использованием сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: социализация детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: навыки социально-коммуникативного взаимодействия в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как условие их социализации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование навыков социально-коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет способствовать их социализации, в качестве критериев которой выступают уровень социального развития и игровых умений, степень самостоятельности, активности и самоконтроля в общении детей.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности социализации старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах на этапе констатирующего эксперимента.
3. Разработать и апробировать программу социализации детей старшего дошкольного возраста посредством формирования навыков социально-коммуникативного взаимодействия в игровой деятельности.
4. На этапе контрольного эксперимента выявить уровень социализации у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
5. Провести сравнительный анализ социализации старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.
6. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы.
Методы и методики исследования.
1) Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
2) Психодиагностические методы (Психодиагностические опросники: 1) Методика «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» Г.Б. Степановой; 2) «Карта изучения особенностей игровых умений детей старшего дошкольного возраста» Д.Б. Эльконина; 3) Карта проявления самостоятельности (А.М. Щетинина); 4) Карта проявления активности (А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова); 5) Тест на развитость самоконтроля (Н.В. Клюева).
3) Методы количественной, качественной статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ, сравнительный анализ), интерпретация результатов исследования.
Эмпирической базой исследования является структурное подразделение «Детский сад № 59» ГБОУ ООШ № 39 г. Сызрань. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек - 20 человек экспериментальная группа, 20 - контрольная.
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические и практические исследования проблемы игровой деятельности в дошкольном возрасте (в психологии - Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и педагогике - Р.И. Жуковский, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко) и её влиянии на развитие личности дошкольника в целом, и на развитие социальной сферы, в частности (С.А. Рубинштейн, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, А.В. Запарожец).
Научная, достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования состоит в том, что обоснованы навыки социально-коммуникативного взаимодействия как условие социализации личности детей дошкольного возраста, а также определены потенциальные возможности использования сюжетно-ролевых игр в формировании навыков социально-коммуникативного взаимодействия как условия социализации личности дошкольников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме социализации детей старшего дошкольного возраста и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области данной проблематики.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы при подготовке методического материала и рекомендаций для детского сада.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на научно-практических конференциях (2018, 2019 г.г.).
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социально-экономические явления, происходящие в обществе, предъявляют все более высокие требования к личности современного человека. Так, в частности, он должен обладать не только запасом знаний, умений и навыков, но и определенным уровнем самостоятельности, набором личностных качества, необходимых для жизни, усвоения общественных, этических норм поведения и взаимодействия с другими людьми. Именно в период дошкольного возраста формируются многие психические свойства и способности, имеющие высокую ценность и в значительной степени определяющие ход дальнейшего развития личности. В связи с этим, одной из основных задач дошкольных образовательных учреждений является социализация ребенка, усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта, необходимого для включения в систему общественных отношений.
В результате проведения эмпирического исследования были получены следующие результаты:
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что дети дошкольного возраста (экспериментальной и контрольной групп) испытывают трудности в таких проявлениях социального взаимодействия как действия под руководством взрослого, участие в коллективной игре, спокойное наблюдение за действиями других детей, решение конфликтов со сверстниками, способность жертвовать своими интересами ради других. При исследовании самостоятельности, активности и самоконтроля были выявлены дети с низким уровнем развития.
В результате проведения корреляционного анализа, нами были выявлены значимые прямые взаимосвязи между такими параметрами социально-коммуникативного взаимодействия старших дошкольников как активность, социальное развитие и уровнем их социализации. Проведенный корреляционный анализ обосновывает возможность развития социализации детей старшего дошкольного возраста через развитие у них навыков социально-коммуникативного взаимодействия.
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию социализации детей старшего дошкольного возраста посредством формирования навыков социально-коммуникативного взаимодействия в игровой деятельности была разделена на три этапа, работа в которых включала всех участников образовательного процесса - с воспитателями, родителями, воспитанниками.
Развивающий этап непосредственно-образовательной деятельности включал в себя цикл занятий, направленный на формирование навыков коммуникативного и социального взаимодействия как фактора развития социализации детей старшего дошкольного возраста. В связи с тем, что в данном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, упор в разработанных и проведенных занятиях делался именно на данную форму игры. Цикл занятий состоял из 6 занятий. Продолжительность занятий составляла 25-30 минут. Программа занятия была разработана и проводилась по принципу усложнения образовательного материала за счет введение дополнительных игровых задач, увеличения игровых ролей и, соответственно, увеличения количества сверстников, участвующих в одной игре.
На контрольном этапе эксперимента были выявлены статистически значимые различия в уровне развития социальных навыков у старших дошкольников экспериментальной группы до и после реализации программы и у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента. Также, в экспериментальной группе увеличилось количество старших дошкольников с высоким и средним уровнем развития самостоятельности, активности и самоконтроля за счет сокращения количества старших дошкольников с низким уровнем выраженности данного качества. Это доказывает эффективность разработанной нами программы развития социализации детей старшего дошкольного возраста посредством формирования навыков социально-коммуникативного взаимодействия в игровой деятельности является эффективной, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2014. - 816 с.
2. Альбуханова-Славская, К.А. Детство. Юность. Молодость [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: МПСИ, 2010. - 224 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 376 с.
5. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы [Текст] / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М.: Просвещение, 2011. - с.75.
6. Аникеев, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.
7. Асеев, В.Г. Возрастная психология [Текст] / В.Г. Асеев. - М.: Просвещение, 2008. - 230 с.
8. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. - СПб.: Детство-пресс, 2012. - с.72.
9. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников [Текст] / Т.И. Бабаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - С. 24.
10. Бадулина, О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников [Текст] / О.И. Бадулина. - М.: Просвещение,1998. - С. 117.
11. Бодалёв, А.А. Восприятие человека человеком [Текст] / A. А. Бодалев. - СПб.: ЛГУ, 2008. - 241 с.
12. Бодалёв, А.А., Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, B. В. Столин. - СПб.: Речь, 2009. - 440 с.
13. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
14. Булычева, А.И. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] / А.И. Булычева, Н.С. Варенцова, Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 174 с.
15. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2011. - 214 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ