Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ

Работа №105229

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы69
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к православной культуре 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре 10
1.2 Характеристика педагогического сопровождения развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре 19
Глава 2 Экспериментальное изучение организации педагогического сопровождения развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре 27
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре 27
2.2 Содержание и организация педагогического сопровождения развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре 36
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре 51
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 64
Приложение Б Вопросы для беседы об истории православия 65
Приложение В Сводные результаты исследования на констатирующем этапе 66
Приложение Г Православный компонент: примерные блоки по изучению основ православной культуры детьми 6-7 лет в условиях Воскресной школы 67
Приложение Д Сводные результаты исследования на контрольном этапе 69

Проблема развития познавательного интереса у дошкольников одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, та как активность является непременной предпосылкой развития самостоятельности и инициативности. Возрастающее внимание современной науки и практики в сфере образования к вопросам развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса обусловлено главной особенностью современного мира - его динамичностью.
Ситуация, возникшая в современной России относительно духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, подводит нас к мысли ориентировать детей на духовные ценности. По мнению протоиерея Андрея Юрьевича Ткачёва важнейшими ценностями человека, являются: «семья», Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование, труд, красота и гармония.
Какого человека мы можем назвать духовным? Человека, который следует отечественным традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.
Духовные и материальные изменения в обществе зачастую не способствуют сохранению гармонии человека с окружающим миром и с Богом. С начала 90-х годов XX века к педагогам стали обращаться родители с пожеланием ввести в образовательную программу школ и детских садов духовно-нравственные основы воспитания и культуры.
Познавательный интерес играет важную роль в становлении ценных личностных мотивов деятельности, а, при определённых условиях, становится чертой личности и обнаруживает себя: в любознательности, пытливости, в постоянном стремлении к знаниям.
Исследованием особенностей развития познавательного интереса дошкольников занимались: Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, А.К. Маркова А.Ю. Кузина, Т.А. Куликова, А.Н. Леонтьев, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, В.В. Щетинина. Их исследования показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется, как стремление ребенка проникать во всё многообразие окружающего мира, отражается в осознании причинно-следственных связей и отношений.
Актуальность проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к православной культуре все больше затрагивает интересы педагогов, родителей и служителей церкви. Приобщение детей к православной культуре, традициям, христианскому образу жизни является значимой составляющей воспитательного процесса в семье и в дошкольной образовательной организации.
Анализ и обобщение научно-методической и программно-методической литературы показывает, что проблема развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре является актуальной в аспекте духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет, посещающих Воскресную школу, познавательного интереса к православной культуре, и недостаточно целенаправленным педагогическим сопровождением данного процесса, фрагментарностью образовательной деятельности по данному направлению.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова роль педагогического сопровождения в развитии у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогическое сопровождение развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность педагогического сопровождения развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре.
Предметом исследования: педагогическое сопровождение развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре.
Гипотеза исследования: мы предположили, что педагогическое сопровождение способствует развитию у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре, если:
• отобрано доступное детям содержание представлений о православной культуре и установлена последовательность его освоения;
• обеспечено взаимодействие в системе «педагог - ребенок - родитель»;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда Воскресной школы материалами, способствующими развитию у детей познавательного интереса к православной культуре.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре.
3. Разработать и апробировать содержание работы по организации педагогического сопровождения развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре.
4. Оценить динамику уровня развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• теоретические положения об особенностях развития познавательного интереса дошкольников (В.Б. Бондаревский, Г.М. Гак, А.Г. Здравомыслов, Т.А. Куликова, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.П. Тугаринов);
• теоретические положения, посвященные обоснованию развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович А.В. Запорожец, Ф.К. Савина, Г.И. Щукина);
• концептуальные положения М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, О.С. Газмана, И.В. Серебряковой об организации социально-педагогического и методического сопровождения в системе образования.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов детской деятельности; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• методы обработки эмпирических данных: качественный и количественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. Воскресная школа при Архиерейском подворье храма новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Норильска, Красноярского край. В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет.
Новизна исследования: заключается в том, что разработано содержание введенного в образовательный процесс православного компонента: примерные блоки по изучению основ православной культуры детьми 6-7 лет в условиях Воскресной школы.
Теоретическая значимость исследования: заключается в характеристике уровней развития у детей 6-7 лет интереса к православной культуре; в обосновании направлений реализации педагогического сопровождения развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации педагогического сопровождения развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре могут использовать в своей работе педагоги Воскресных школ, реализующие введенный в образовательный процесс православный компонент.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 наименования) и 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц. Основной текст работы изложен на 63 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет является актуальной проблемой. Актуальность проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к православной культуре все больше затрагивает интересы педагогов, родителей и служителей церкви. Приобщение детей к православной культуре, традициям, христианскому образу жизни является значимой составляющей воспитательного процесса в семье и в дошкольной образовательной организации. В нашем исследовании мы рассмотрели проблему: какова роль педагогического сопровождения в развитии у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре?
В соответствии с целями, задачами констатирующего эксперимента, для изучения уровня развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре, основываясь на исследованиях Т.А. Куликовой, Н.Г. Морозовой, А.Ю. Кузиной, Г.И. Щукиной, определены показатели и отобраны диагностические задания.
На констатирующем этапе был выявлен уровень развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре.
Полученные данные диагностического исследования показали, что низкий уровень развития познавательного интереса к православной культуре был выявлен у 4 детей (26%), средний уровень развития познавательного интереса к православной культуре был выявлен у 9 детей (60%), и высокий уровень сформированности представлений о себе как члене семьи был выявлен у 2 детей (14%).
Полученные результаты позволили нам утверждать, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре.
Мы предположили, что специально организованное педагогическое сопровождение способствует развитию у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре, если:
• отобрано доступное детям содержание представлений о православной культуре и установлена последовательность его освоения;
• обеспечено взаимодействие в системе «педагог - ребенок - родитель»;
• развивающая предметно-пространственная среда обогащена материалами, способствующими развитию у детей познавательного интереса к православной культуре.
Целью формирующего эксперимента было: разработать и апробировать содержание работы по организации педагогического сопровождения развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре.
В соответствие с гипотезой исследования мы организовали работу по реализации педагогических сопровождения развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре в трех направлениях.
В рамках первого направления мы отобрали доступное детям содержание представлений о православной культуре, которое выстраивалось от простого к сложному и имело событийный характер. Мы разработали содержание введенного в образовательный процесс православного компонента: примерные блоки по изучению основ православной культуры детьми 6-7 лет в условиях Воскресной школы.
В рамках второго направления мы организовали работу по реализации выделенного содержания в системе взаимодействия «педагог - ребенок - родитель». В Воскресной школе проводились занятия по изучению основ православной культуры детьми 6-7 лет. В течение месяца проводилось четыре занятия. Также взаимодействие в системе «педагог - ребенок - родитель» было обеспечено при организации следующих мероприятий: мастер-класс «Кукольный сундучок»; цикл бесед для детей по краеведению и православной культуре; экскурсии в мини-музей «Русская изба»; занятие на тему «На печи все богачи» в мини-музее «Русская изба»; Покровские посиделки посвящения православному празднику «Покров Пресвятой Богородицы»; проектная деятельность по теме «Наши Ангелы-хранители».
В рамках третьего направления мы обогатили развивающую предметно-пространственную среду материалами, способствующими развитию у детей познавательного интереса к православной культуре. Дети принимали участие: в пополнении «Православного книжного уголка»; в выставке семейных фотографий «Генеалогическое семейное дерево»; в изготовлении дидактических настольно-печатных игр православного содержания; в создании новых экспозиций в мини-музее «Русская изба».
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня развития у детей 6-7 лет познавательного интереса к православной культуре:
• количество детей с низким уровнем снизилось на 19%,
• количество детей со средним уровнем увеличилось на 7%,
• количество детей с высоким уровнем увеличилось на 12%.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Логос, 2012. 224 с.
2. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб. : Речь, 2005. 128 с.
3. Берстенева Е. В. Кукольный сундучок. М. : Белый Город, 2012. 111 с.
4. Божович А. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : АСТ, 2012. 400 с.
5. Большой психологический словарь / под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е издание, расширенное. СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
6. Венгер Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М. : Наука, 1981. 420 с.
7. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2006. 228с.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 2014. 224 с.
9. Владимиров А. Учебник жизни : Книга для чтения в семье и школе
[Электронный ресурс]. М. : Антикъ, 2017. URL:
https://azbyka.ru/deti/uchebnik-zhizni-kniga-dlya-chteniya-v-sem-e-i-shkole- svyashh-artemij-vladimirov (режим доступа: 07.06.2021).
10. Голицин В. Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика. 1991. № 3. С. 33-38.
11. Давыдова Н. В. Евангелие в пересказе для детей. М. : Сфера, 2003. 138 с.
12. Капустина Н. Г. Психологические аспекты развития познавательного интереса у дошкольников // Детский сад от А до Я, 2009. № 1. С. 118-126.
13. Колчуринский Н. Ю. Мир - Божие творение. М. : издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. С. 187.
14. Кравцова М. Е. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. М. : «Благо», 2005. 288с.
15. Кураев А. В. Взрослым о детской вере [Электронный ресурс]. URL: https://flibusta.club/b/179446/read (дата обращения: 03.07.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ