Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1 Проблема развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития рефлексии у детей 6-7 лет 20
Глава 2 Экспериментальное исследование развития рефлексии у детей 6-7 лет в созданных психолого-педагогических условиях 26
2.1 Выявление уровня развития рефлексии у детей 6-7 лет 26
2.2 Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития рефлексии у детей 6-7 лет 50
2.3 Выявление динамики уровня развития рефлексии у детей 6-7 лет 66
Заключение 82
Список используемой литературы 88
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования уровня развития рефлексии у детей 6-7 лет на констатирующем этапе 90
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования уровня развития рефлексии у детей 6-7 на контрольном этапе 94
Проблема развития рефлексии и ее влияние на успешность деятельность ребенка является одной из значимых и на сегодняшний день недостаточно изученных в современной науке.
Изучению рефлексии посвящено значительное число исследований, в которых обобщается многолетний опыт исследований понятия рефлексии; рефлексивных процессов (А.П. Огурцов, С.Ю. Степанов); рефлексивных способностей; рефлексивных действий (В.В. Давыдов, А.З. Зак, П.Г. Новиков, Г.А. Цукерман); изучается разные виды рефлексии (В.В. Давыдов, Н.И. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов); их развитие в разные возрастные периоды (М.Э. Боцманова, В.В. Давыдов) и в различных видах деятельности (Ю.И. Лобанова, Н.И. Семенов, С.Ю. Степанов).
Анализ рефлексии и ее подвидов ведется, начиная с исследований древних философов (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант, Г. Лейбниц, Платон, Сократ) и более современных (Э.В. Ильенков, В.А. Лекторский, А.П. Огурцов, В.С. Швырев,). На становление представлений о рефлексии оказали влияние крупнейшие представители психологического знания: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие представители отечественной психологии, заложившие основы знания о рефлексии.
Рефлексия трактуется как характеристика внутреннего мира человека, состояний его души, психики и сознания как критическая активность человека, направленная им на свое познание (Дж. Локк, В.А. Лекторский, А.П. Огурцов); как рассмотрение человеком оснований собственных действий с точки зрения соответствия требуемому задачей результату (В.В. Давыдов, А.З. Зак).
Рефлексия изучается в большинстве разделов современной психологии и педагогики. Рефлексивные процессы исследуются в общей психологии в таких ее разделах, как общение и взаимопонимание людей, в процессах мышления, деятельности и поведения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); в социальной психологии - в ситуациях группового взаимодействия, межличностных отношений, социальной перцепции, эмпатии (Г.А. Андреева, Ю.И. Лобанова); в педагогической психологии исследуются развитие рефлексивных действий в учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Г.А. Цукерман).
Большое значение в области исследования рефлексии получила рефлексивно-инновационная модель, изучающая взаимодействие интеллектуальной и личностной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях развития творческого процесса мышления (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов).
Исследователи изучают роль рефлексивных процессов в различных сферах деятельности человека (Н.И. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.А. Цукерман), а также взаимосвязь рефлексии с другими факторами психического развития (М.Э. Боцманова, М.В. Волкова, Ю.М. Орлов).
Рефлексия и ее развитие в онтогенезе изучается в исследованиях М.Э. Боцмановой, Л.В. Берцфаи, Н.И. Гуткиной, Г.И. Катрич, Н.А. Люрья, В.С. Мухиной, П.В. Новикова и других. Большинство исследователей подчеркивают значение рефлексии для осуществления учебной деятельности и изучают ее в связи с развитием самооценки, с притязаниями ребенка, с решением интеллектуальных задач [17].
Н.А. Люрья, Н.И. Рослякова, Е.Е. Сапогова и другие указывают, что начало развития рефлексии принадлежит дошкольному возрасту. В результате выделения собственного «Я» ребенок становится и ощущает себя самостоятельным субъектом. Он начитает оценивать свои качества и поступки, отслеживать ход своей деятельности. Под влиянием развивающейся рефлексии дошкольник может предугадать возможную реакцию взрослого на тот или иной его поступок и поведение в целом и использует это знание в своих целях. Рефлексия развита неодинаково в разных областях, но она позволяет ребенку ориентироваться в возможном отношении к нему со стороны окружающих, формировать соответствующие установки и самооценку, что имеет важное значение для всего развития личности в целом. Старший дошкольный возраст является началом развития всех видов рефлексии. У дошкольников интенсивно развивается умение оценивать себя, свои качества и свои поступки, а также поступки и качества других. Все это создает необходимую основу для развития рефлексии. Рефлексия, в свою очередь, является необходимым моментов при подготовке ребенка к школьному обучению.
Но особенности содержания целенаправленного и организованного развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста остаются недостаточно изученными. Вопрос определения и описания психолого- педагогических условий развития рефлексии у детей 6-7 лет требует тщательной теоретической проработки и экспериментальной проверки.
В результате изучения психолого-педагогической литературы по теме бакалаврской работы были обнаружены противоречия:
• с одной стороны, процесс развития рефлексии является необходимым для становления личности ребенка старшего дошкольного возраста и подготовки его к школьному обучению, с другой стороны - процесс развития рефлексии у детей дошкольного возраста протекает стихийно, без учета индивидуальных особенностей образования;
• процесс развития рефлексии у детей требует целенаправленной работы со стороны педагогов, но на сегодняшний день недостаточно разработаны теоретические аспекты проблемы и психолого-педагогические условия развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста.
Это позволило нам сформулировать проблему исследования: какие психолого-педагогические условия обеспечивают процесс развития рефлексии у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития рефлексии у детей 6-7 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития рефлексии у детей 6-7 лет в созданных психолого-педагогических условиях.
Объект исследования - процесс развития рефлексии у детей 6-7 лет.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития рефлексии у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: развитию рефлексии у детей 6-7 лет будет способствовать создание следующих психолого-педагогических условий:
• организация деятельности детей, направленной на развитие умения анализировать свои качества, поступки и особенности совместных действий с другими людьми;
• расширение представлений детей о себе, своих поступках, понимание ребенком подлинных оснований совместных действий и их координации;
• создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия в ходе деятельности детей по анализу своих качеств и поведения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования:
1. Раскрыть степень разработки проблемы развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста; охарактеризовать психолого-педагогических условия развития рефлексии у детей 6-7 лет; определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить уровень развития рефлексии у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать этапы, содержание, формы и методы работы педагога по развитию рефлексии у детей 6-7 лет в созданных психолого-педагогических условиях.
4. Выявить динамику уровня развития рефлексии у детей 6-7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского;
• теоретические положения Л.И. Божович о развития личности в онтогенезе;
• теоретические положения В.В. Давыдова, Г.И. Катрича, Н.А. Люрье, B. С. Мухиной, П.В. Новиковой об онтогенезе рефлексии у детей;
• теоретические положения о различных видах рефлексии: личностной (М.Э. Боцманова, Н.И. Гуткина, А.В. Захарова, Г.И. Катрич, Ю.М. Орлов), интеллектуальной (В.В. Давыдов, И.Н. Семенов, C. Ю. Степанов), коммуникативной (Н.И. Рослякова, Г.А. Цукерман).
Методы исследования:
• теоретические: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литераторы по проблеме исследования;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы, беседа;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе Дошкольного образовательного учреждения «Энергетик», МДОУ «Аленький цветочек» города Нерюнгри, Республики Саха Якутия. В исследовании приняли участие 40 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание развивающих занятий, направленных на развитие личностной, интеллектуальной и коммуникативной рефлексии у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что обосновано поэтапное содержание работы по развитию рефлексии у детей 6-7 лет в созданных психолого-педагогических условиях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание целенаправленной работы педагога с детьми на развивающих занятиях по формированию у детей 6-7 лет рефлексивных умений, соответствующих различным видам рефлексии (личностная, интеллектуальная, коммуникативная) может быть использовано специалистами дошкольной образовательной организации в их практической деятельности.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 наименований) и 2 приложений. Для иллюстрации текста используется 7 таблиц, 19 рисунков. Основной текст работы изложен на 89 страницах.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили, что рефлексия представляет собой действия субъекта, направленные на осмысление им своих поступков, преобразование собственных действий, своего «Я», своих отношений с миром в результате открытия для себя смысла своих действий.
Изучением развития рефлексии занимались М.Э. Боцманова, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.З. Зак, А.В. Захарова, Г.А. Цукерман и другие ученые. Рефлексия начинает формироваться уже в конце дошкольного возраста. У дошкольников интенсивно развивается умение оценивать себя, свои качества и свои поступки, а также поступки и качества других. Рефлексия является одной из необходимых способностей личности ребенка в период перехода к новому этапу своей жизни - обучению в школе. Готовность ребенка к обучению в школе зависит не только от сформированности у него элементов мышления и умственных действий, но также и от способности вступать во взаимодействия с участниками процесса обучения. Эти способности включают в себя рефлексию структуры и содержания взаимодействия. На сегодняшний день, не смотря на достаточное количество исследований, проблема развития рефлексии в период ее становления, а именно у детей старшего дошкольного возраста, является недостаточно изученной.
На этапе констатирующего этапа исследования был выявлен уровень развития рефлексии у детей 6-7 лет. В исследовании принимали участие контрольная и экспериментальная группы детей 6-7 лет.
На основе исследований В.В. Давыдова, А.В. Захаровой, Г.И. Катрич, Н.И. Люрья, В.С. Мухиной, И.Н. Семенова, Г.А. Цукерман мы выделили критерии и показатели изучения уровня развития рефлексии у детей 6-7 лет.
Критериями развития рефлексии у старших дошкольников выступали виды рефлексии:
• личностная рефлексия, которая предполагает осмысление и оценивание собсвенного «Я». Личностная рефлексия была представлена уровнем самооценки и ее дифференциации;
• интеллектуальная рефлексия, где анализируются знания об объекте и способы действия с ними. Интеллектуальная рефлексия предполагала изучение умения детей выделять основания решения задачи и устойчивость к условиям, мешающим рефлексии в процессе решения задачи;
• коммуникативная рефлексия, направленная на анализ представлений о внутреннем мире другого человека, понимание оснований совместных действий. Коммуникативная рефлексия предполагала исследование понимание ребенком оснований совместных действий и инициативы детей в организации условий рефлексивного взаимодействия.
Низкий уровень развития рефлексии характеризовался стремлением детей точно выполнять все требования взрослого, не анализируя их; ориентацией на внешние образцы; отсутствием инициативы во взаимодействии со взрослыми. Самооценка детей низкая, недифференцированная. У детей проявляется формальный вид рефлексии, то есть контроль и оценка внешних условий и внешних особенностей своих действий. К нему были отнесены 7 детей (35%) экспериментальной группы и 6 детей (30%) контрольной группы.
Дети со средним уровнем развития рефлексии оценивают себя неадекватно высоко, характеризуются недостаточно дифференцированной самооценкой, затрудняются при объяснении различий оценок. Данные дети могут объяснить основания собственных действий при решении задач, но часто эти основания являются несущественными, внешними. Дети проявляют недостаточно инициативы в организации взаимодействия, не осознают значимость совместных действий людей, при их оценке опираются на внешние условия. В совместных действиях дети опираются на эмоциональную насыщенность деятельности, интерес. К данному уровню было отнесено 9 детей (45%) экспериментальной группы и 10 детей (50%) контрольной группы.
Высокий уровень развития рефлексии характеризовался тем, что дети оценивают свои качества и поступки адекватно или высоко, обладают хорошо дифференцированной самооценкой. Дети выделяют основания собственных действий, опираются на существенные условия, обладают содержательной рефлексией. Дети проявляют устойчивость к условиям, препятствующим рефлексии, инициативны в организации рефлексивного взаимодействия, осознают основания совместных действий и их значимость. В результате констатирующего эксперимента было определено, что у 4 детей (20%) был диагностирован высокий уровень развития рефлексии.
В целом можно сказать, что из всех обследуемых детей высокий уровень рефлексии характерен только лишь для 20%, около 50% детей обладают средним уровнем развития рефлексии и около 30% - низким. Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость осуществления работы по развитию рефлексии у детей 6-7 лет.
В ходе исследования была экспериментально проверена эффективность психолого-педагогических условий развития рефлексии у детей 6-7 лет:
• организация деятельности детей, направленной на развитие умения анализировать свои качества, поступки и особенности совместных действий с другими людьми;
• расширение представлений детей о себе, своих поступках, понимание ребенком подлинных оснований совместных действий и их координации;
• создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия в ходе деятельности детей по анализу своих качеств и поведения.
Формирующий эксперимент включал в себя четыре этапа: мотивационно-эмоциональный, проектировочно-организационный, содержательно-деятельностный, действенно-развивающий. Выделенные психолого-педагогические условия реализовывались на всех этапах, но имели на каждом этапе определенную приоритетность.
• количество детей, характеризующихся низким уровнем развития рефлексии, снизилось на 35%;
• количество детей, характеризующихся средним уровнем развития рефлексии, возросло с 45% до 50%;
• количество детей, характеризующихся высоким уровнем развития рефлексии, возросло с 20% до 50%.
В экспериментальной группе изменения произошли у 17 детей (85%): у 13 детей (65%) уровень развития рефлексии повысился на один уровень, а у 4 детей (20%) произошло качественное изменение рефлексии внутри уровня.
В целом дети стали более адекватно оценивать свои качества, дифференцировать критерии оценок, дети выделяют существенные основания для решения задач, строить взаимодействие с другими с учетом этих оснований.
В контрольной группе также прослеживается динамика уровня развития рефлексии у детей 6-7 лет, но она не такая явная. В контрольной группе изменения произошли лишь у 3 детей (15%).
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента нам удалось реализовать заявленные в гипотезе психолого-педагогические условия развития рефлексии у детей 6-7 лет. Поставленные в работе цели достигнуты, задачи решены.
1. Азарова Т. В. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб. : Питер, 2006. 304 с.
2. Алексеев Н. Г. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения. Новосибирск, 1991. 80с.
3. Алексеев Н. Г. Направления изучения рефлексии // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. № 1. С.14-19.
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов. М. : Академический проект, 2005. 265 с.
5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 31-38.
6. Белобрыкина О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста / О. А. Белобрыкина. Новосибирск. : ГЦРО, 2000. 155 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 208 с.
8. Болотникова О. П. Развитие рефлексивных действий младших школьников. Балашов : Николаев, 2006. 64 с.
9. Волкова М. В. Взаимосвязь рефлексии и уровня притязаний в решении мыслительных задач. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. Код специальности ВАК : 19.00.07 - Педагогическая психология. М. : Просвещение. 1989. 18 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. М. : Педагогика, 1982. 340 с.
11. Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий // Психология личности : теория и эксперимент. М. : АПН СССР. НИИ ОПП, 1982. С. 100-108.
12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М. : Просвещение, 2006. 603 с.
13. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. Минск : Новое знание, 1999. 376 с.
14. Катрич Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте // Автореф. дисс.... канд. психол. наук. Код специальности ВАК : 19.00.07. Педагогическая психология. М. : Просвещение,1997. 20 с.
15. Ладенко И. С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, 1989. 126 с.
...