Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы сенсомоторного развития детей 3-4 лет посредством лепбуков 8
1.1 Особенности сенсомоторного развития детей 3-4 лет 8
1.2 Возможности лепбука в сенсомоторном развитии детей 3-4 лет 13
Глава 2 Экспериментальная работа по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет посредством лепбуков 17
2.1 Выявление уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет 17
2.2 Содержание и организация работы по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет посредством лепбуков 27
2.3 Оценка динамики уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет посредством лепбуков 34
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Приложение А Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе экспериментальной работы 46
Приложение Б Примеры лепбуков 48
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контрольного эксперимента 53
Актуальность исследования. Выбор возраста детей - младший дошкольный - не случаен в нашем исследовании. «Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности» [4]. Этот возрастной период, когда нервная система пластична, является благоприятным для начала развития способностей ребенка. Данный период в жизни ребенка уникален своим стремительным развитием, поэтому требует пристального внимания родителей, воспитателей и врачей. Одним из самых важных аспектов развития ребенка младшего дошкольного возраста является его сенсомоторное развитие, которое включает развитие восприятия, мелкой моторики, овладение ребенком сенсорными эталонами, перцептивными действиями.
Сенсомоторное развитие «является одним из ключевых показателей готовности дошкольника к обучению в школе. Такие виды моторики, как артикуляционная, отвечающая за навыки разговорной речи, и мелкая тесно связаны между собой. Так, чем лучше у дошкольника развита мелкая моторика, тем раньше отмечается у него становление речи. Кроме того, чем выше навыки мелкой моторики, тем лучше показатели мышления, внимания, восприятия, координации ребенка. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН РФ (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого, интеллектуального развития и моторики» [5].
«Актуальные проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста отражены в работах Э.А. Александрян, Л.А. Венгера, Е.А. Гребенщиковой, Е.Б. Давидович, А.В. Запорожца, М.Ю. Кистяковской, А.П. Усовой, A.M. Фонарева, С.В. Фонаревой и других» [13, 14, 17, 22].
«Современные дошкольники становятся активными пользователями игрового и другого развлекательного цифрового контента начиная с младшего дошкольного возраста. При этом опосредованный характер восприятия сенсорных эталонов, отсутствие реальных перцептивных действий при взаимодействии с гаджетами, невозможность целостного познания сенсорных признаков на основе зрительных, тактильных, слуховых и других ощущений обедняет непосредственный сенсомоторный опыт детей» [12].
В сложившихся условиях существует проблема в поиске пути повышения эффективности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста, связанная с реализацией новых дидактических средств. Таким средством может выступать лепбук. Лепбук - это книга или папка с карманами, окошками, вставками и прочими подвижными деталями, которые дошкольник может передвигать, расставлять, доставать или иным способом взаимодействовать с ними по своей инициативе.
Таким образом, анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить противоречия между:
• достаточной исследованностью закономерностей сенсомоторного развития и слабой представленностью в прикладных исследованиях проблемы сенсомоторного развития детей в условиях возрастающей информатизации и цифровизации современного общества;
• необходимостью корректировки ранее разработанных аспектов сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста и внедрением новых дидактических средств, повышающих эффективность данного процесса.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: какова возможность совершенствования процесса сенсомоторного развития детей 3-4 лет посредством лепбуков?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет посредством лепбуков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность сенсомоторного развития детей 3-4 лет посредством лепбуков.
Объект исследования: процесс сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
Предмет исследования: лепбук как средство сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что изменение уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет возможно, если:
• в качестве средства сенсомоторного развития используется лепбук - компактное интерактивное пособие, позволяющее на основе дифференцированного подхода организовать познавательную деятельность детей 3-4 лет с дидактическими материалами для освоения сенсорных эталонов, перцептивных действий, развития мелкой моторики рук;
• разработано содержание работы по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет на основе использования лепбуков как средства расширения, систематизации, закрепления освоенного детьми сенсомоторного опыта.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы сенсомоторного развития детей 3-4 лет посредством лепбуков.
2. Выявить уровень сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет посредством лепбуков.
4. Определить динамику сенсомоторного развития детей 3-4 лет.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
• положения исследований о взаимосвязи интеллектуального, речевого развития и развития мелкой моторики рук (Л.В. Антакова-Фомина, Е.Н. Исенина, М.М. Кольцова);
• работы, раскрывающие содержание и сущность понятия «сенсорное развитие» (А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, А.П. Усова);
• исследования способов, приемов и методов, способствующих сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста (Л.А. Венгер, И.Д. Зверева, Э.Г. Пилюгина);
• работы педагогов о возможностях лепбука в сенсомоторном развитии детей младшего дошкольного возраста (Е.А. Блохина, Д.А. Гатовская).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: детский развивающий театр «ЭлЛиса» (г. Самара). В данном исследовании принимали участие дети в возрасте 3-4 лет (группа «Мимимишки») в количестве 40 человек.
Новизна исследования: определены специфика и содержание процесса сенсомоторного развития детей 3-4 лет посредством лепбуков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность сенсомоторного развития детей 3-4 лет посредством лепбуков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет посредством лепбуков может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей детей младшего дошкольного возраста.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (26 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.
В ходе исследования нами установлено, что сенсомоторное развитие включает: развитие зрительного восприятия, слухового восприятия, мелкой моторики рук. Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Среди особенностей сенсомоторного развития «детей младшего дошкольного возраста можно отметить, что такие психические процессы как восприятие, память и мышление в указанном возрасте имеют непроизвольный характер. Следующей особенностью сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста» [21] «являются низкие пороги сенсорной чувствительности, а также низкий уровень сформированности механизмов саморегуляции психических состояний» [21]. В данном исследовании обоснована возможность сенсомоторного развития детей 3-4 лет посредством лепбуков.
Лепбук - это книга или папка с карманами, окошками, вставками и прочими подвижными деталями, которые дошкольник может передвигать, расставлять, доставать или иным способом взаимодействовать с ними по своей инициативе.
На этапе констатации установлено, что низкий уровень сенсомоторного развития детей 3-4 лет диагностирован у 45% детей. Дошкольники сначала производят действия, не смотря на образец, после показа педагогом того, как надо действовать, не могут соотнести форму предлагаемой игрушки и образца, действуют наугад. Не могут определить цвета предметов и затрудняются с их верным названием. Дети неверно определяет на слух команды педагога и не могут сами без ошибок их выполнить даже после повторения команды. У детей плохо развиты навыки мелкой моторики.
Средний уровень сенсомоторного развития диагностирован у 55% детей данной возрастной группы. Дошкольники сначала производят действия, не смотря на образец, после показа педагогом того, как надо действовать, пытаются соотнести форму предлагаемой игрушки и образца, но часто ошибаются. Дети правильно могут определить цвета предметов, но затрудняется с их верным названием. Не всегда верно определяют на слух команды педагога, могут их выполнить после повторения команды. У детей недостаточно развиты навыки мелкой моторики.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено. Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет посредством лепбуков.
Нами доказано, что изменение уровня сенсомоторного развития детей 3-4 лет возможно, если:
• в качестве средства сенсомоторного развития используется лепбук - компактное интерактивное пособие, позволяющее на основе дифференцированного подхода организовать познавательную деятельность детей 3-4 лет с дидактическими материалами для освоения сенсорных эталонов, перцептивных действий, развития мелкой моторики рук;
• разработано содержание работы по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет на основе использования лепбуков как средства расширения, систематизации, закрепления освоенного детьми сенсомоторного опыта.
Контрольный этап исследования выявил, что в экспериментальной группе уровень сенсомоторного развития существенно повысился: количество детей 3-4 лет с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень сенсомоторного развития детей 3-4 лет выявлен у 10%, тогда как ранее этот показатель был равен 0.
Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на констатирующем этапе работы. Исходя из данных результатов, мы делаем вывод, что разработанная и апробированная нами работа по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет посредством лепбуков показывает высокий уровень эффективности.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы. В исследовании определены специфика и содержание процесса сенсомоторного развития детей 3-4 лет посредством лепбуков; обоснована возможность сенсомоторного развития детей 3-4 лет посредством лепбуков.
Разработанное содержание работы по сенсомоторному развитию детей 3-4 лет посредством лепбуков может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей детей младшего дошкольного возраста.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Издательский центр «Академия», 2019. 672 с.
2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Медицина, 2015. 303 с.
3. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М. : Форум, 2018. 144 с.
4. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 2017. 240 с.
5. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения речи (в норме и патологии). М. : Педагогика, 2019. 176 с.
6. Блохина Е. А. Лепбук - «наколенная книга» // Журнал «Обруч». 2019. № 4. С. 54-59.
7. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : А К. : Генеза, 2018. 168 с.
8. Буянова Р. А. Сенсорное развитие детей // Социальная работа. №12. 2016. С. 14-18.
9. Величковский Б. М. Психология восприятия. М. : Просвещение, 1973. 315 с.
10. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М. : Смысл, 2018. 685 с.
11. Гатовская Д. А. Лепбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2020 г.). Пермь : Меркурий, 2020. 164 с.
12. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребенка. М. : Школа - Пресс, 2019. 252 с.
13. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. М. : Педагогика, 2016. 128 с.
14. Запорожец А. В., Венгер Л. А. Восприятие и действие. М. : Прогресс, 1966. 394 с.
15. Карпова С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников. М. : Издательство Московского Университета, 2016. 279 с.
...