Введение 4
1 Теоретические основы социальной защиты населения 6
1.1 Сущность и характеристика социальной защиты населения 6
1.2 Методы социальной защиты населения 11
1.3 Международный опыт социальной защиты населения 12
2 Анализ социальной защиты населения муниципального района Красноярский
Самарской области 20
2.1 Характеристика муниципального района Красноярский Самарской
области 20
2.2. Исследование социальной защиты населения муниципального района
Красноярский Самарской области 25
3 Методы улучшения социальной защиты населения муниципального района
Красноярский Самарской области 36
3.1 Направления улучшения социальной защиты населения муниципального
района Красноярский Самарской области 36
3.2 Оценка эффекта от предложенных мероприятий 46
Заключение 50
Список используемой литературы
Переориентация стратегии социальной защиты от обеспечения (пассивная составляющая защиты) к созданию для этой категории граждан общества равных возможностей, в котором они смогут беспрепятственно реализовывать собственные жизненные потребности, способности и творческий потенциал (активная составляющая защиты), выдвинули требование относительно изменения как составляющих социальной защиты, так и его функций. В таких условиях значительно возрастает потребность в создании управляемой государством системы социальной защиты с применением различных механизмов государственного управления ею. Именно в этом русле в России осуществляется формирование государственной политики социальной защиты. Социальная защита в наше время является предметом изучения и элементом научного аппарата целого ряда наук и их отраслей, в частности философии, социологии, права, педагогики, экономической теории, экономики труда, социального менеджмента, государственного управления, социальной работы и т.д.
Проблемам социальной защищенности и социальной защиты населения в индустриальном обществе посвящены работы отечественных и зарубежных авторов: Капицын В.М., Коцюрубенко Г. М., Коваль А., Яровая Л., Дудова И., Пономарева И.К., Сабанов З.М., Соловьев А.К., Сафаров Н.У. Однако при наличии немалого количества наработок отечественных и зарубежных ученых по проблематике социальной защиты населения существует потребность в дальнейшем исследовании этой сферы социальной политики. Это обусловлено недостаточным уровнем разработки теоретических подходов к определению сущности социальной защиты населения, его компонентов. Поэтому обоснование теоретического обеспечения социальной защиты, обобщение теоретических проблем государственного управления системой социальной защиты является крайне актуальным, что и обусловило выбор темы исследования.
Целью данной работы является совершенствование организации социальной защиты населения на примере муниципального района Красноярский Самарской области.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и характеристика социальной защиты населения;
- определить методы социальной защиты населения;
- проанализировать международный опыт социальной защиты населения;
- дать характеристику муниципального района Красноярский Самарской области;
- провести исследование социальной защиты населения муниципального района Красноярский Самарской области;
- разработать направления улучшения социальной защиты населения муниципального района Красноярский Самарской области;
- провести оценку эффекта от предложенных мероприятий.
Объектом данной работы является муниципальный район Красноярский Самарской области.
Предметом данной работы являются теоретические и практические основы обеспечения социальной защиты муниципального района Красноярский Самарской области
На основе проведенного исследования теоретических основ социальной защиты населения были сформулированы следующие выводы. В законодательстве Российской Федерации понятие «социальная защита» подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня и качества жизни. В последнее десятилетие в нашей стране данный метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствует разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных и других программ.
Основным направлением государственной политики Российской Федерации является социальное. Деятельность ее направлена на регулирование общественных отношений, социальную защиту граждан, удовлетворение их потребностей и совершенствование образа жизни. Правовое регулирование социальной защиты в России представляет собой особый вид деятельности органов государственной власти, цель которой состоит в нормативно-правовом обеспечении социально гарантированных интересов и потребностей различных групп населения, создании условий, содействующих восстановлению и улучшению способности людей к социальному функционированию через соблюдение норм законодательства. Основные федеральные акты в сфере социальной защиты населения - это Конституция РФ и федеральные законы.
Среди них: Федеральный закон от «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи». Анализ опыта зарубежных стран показал, что системы социальной защиты является важнейшей сферой практического применения солидарной ответственности в государствах всеобщего благосостояния.
Было отмечено, что социальная 66 политика современного государства должна быть сориентирована не только на поддержку существующего уровня социальных гарантий и создания механизмов социальной защиты отдельных наиболее уязвимых социальных групп, но и на реализацию долговременных программ по кардинальному изменению основ системы социальной защиты, повышение ее эффективности. В итоге были обозначены основные направления реформирования института социальной политики как регулятора развития социальной сферы.
Основная цель социальной защиты населения муниципального района Красноярский Самарской области - это повышение уровня и качества жизни граждан, которые нуждаются в социальной защите и поддержке, а также — на сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.
Основные задачи: улучшение качества социального обслуживания и введение новых форм услуг для населения; повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям муниципального района Красноярский Самарской области; сокращение уровня бедности и социальной исключенности. Несмотря на принимаемые меры социально-экономическое положение большинства уязвимых групп населения остается достаточно сложным.
Дальнейшее развитие системы материальной поддержки инвалидов предусматривает последовательное соблюдение принципа адресности, повышения вклада регионального бюджета, систем добровольного страхования, усиления контроля за эффективным расходованием выделяемых цели бюджетных средств на эти. Задачи - повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и сокращение уровня бедности и социальной исключенности муниципального района Красноярский Самарской области на наш взгляд можно считать недостигнутой.
Меры совершенствования системы социальной защиты инвалидов и ветеранов в заключаются в следующем: повышение доступности жилищных объектов для людей с ограниченными возможностями; правовое сопровождение инвалидов; изменения отношения к инвалидам со стороны общества; стимулирование работодателей к привлечению в качестве наёмных сотрудников трудоспособных инвалидов для работы непосредственно на предприятиях или на условиях домашней занятости; создать Централизованный фонд для оборудования рабочих мест и занятности инвалидов; создание регионального специализированного кадрового агентства в целях содействия занятности людей с ограниченными возможностям и открытие обучающих программ для инвалидов на базе существующих государственных университетов; продажа лекарственных препаратов для инвалидов со скидкой 13 % и другие.
Имеющиеся неразрешенные проблемы имеют реальную возможность быть разрешенными в рамках грамотного управления и контроля существующей системы социальной защиты.
Однако, действительно качественное совершенствование системы социальной защиты завит от нормативно-правового регулирования государства в целом.
1. Конституция Российской Федерации (принято на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 1993, № 237; Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 31, ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон «О государственной социальной помощи” от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.12.2017)// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2017, N 0001201712290015) (вступил в силу с 1 января 2018 года).
4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СПС КонсультантПлюс // Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 50, ст. 7563
5. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СПС КонсультантПлюс // Опубликован: Российская газета - Федеральный выпуск №5353 (274)
6. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской
Федерации» от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (ред. от 30.06.2016)// СПС
КонсультантПлюс // Опубликован: Собрание Законодательства Российской Федерации, 2007, № 10, ст. 1152.
7. Федеральный закон №5-ФЗ от 12 января 1995 г. (ред от 03.07.2016) «О
ветеранах» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован: Собрание
законодательства Российской Федерации, 2017, N 43, ст. 6228
8. Федеральный закон №81-ФЗ от 19 мая 1995 г. (ред. 19.12.2016) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СПС 70 КонсультантПлюс // Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 14, ст. 1998
9. Федеральный закон №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31
10. Федеральный закон №134-ФЗ от 24 октября 1997 г. (ред. от 28.12.2017) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43
11. Федеральный закон №175-ФЗ от 26 ноября 1998 г. (ред. 03.07.2016) «О социальной защите граждан российской федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48
12. Федеральный закон №2-ФЗ от 10 января 2002 г. (ред 03.07.2016) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 12, ст.1035
13. Федеральный закон № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. (ред. 03.07.2016) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован: Российская газета - Федеральный выпуск №7007 (139)
14. Указ Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. (ред.
05.10.2002) № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован: Собрание законодательства РФ - 20.05.1996 71
15. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы». // СПС КонсультантПлюс // Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2017, N 0001201712310066) (вступило в силу с 1 января 2018 года).
16. Программа «Материнский (семейный) капитал» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://materinskiy-kapital.molodaja-semja.ru/(дата обращения: 06.01.2018).
17. О проведении комплексного мониторинга уровня и качества жизни
граждан пожилого возраста [Электронный ресурс] / Приказ Департамента социальной защиты населения. - Режим доступа: http://soceducation.ru/science/CMI
18. Абдулаева Э.С. Вопрос о реформировании системы социальной защиты в России/ Абдулаева Э.С.// Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 11. С. 161-163.
19. Виленский А., Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. -2015. - № 12. - с.29-34.
20. Волгин Н.А. Социальная политика - М., 2014. / Социальная защита. -
2014.- № 7. - С. 11 - 18.
21. Головина, С. Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников: учеб. -практ. пособие / С. Ю. Головина. - М.: Дело, 2013.
22. Гудков В. Из прошлого: взгляд со стороны // Социальное обеспечение. - 2015. - № 24. - С. 9-10.
23. Дудова И. Социальная защита как фундаментальная составляющая развития социальных систем в Европейском Союзе / И. Дудова // Экономический журнал - ХХ1. — 2014. — № 7/8(1). — С. 36-39. 72
24. Ерохин А.М. Совершенствование системы управления муниципальными услугами / А.М. Ерохин, В.К. Крутиков. - Калуга: Эйдос,2015. - 180 с.
25. Жигалов Д.В. Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг // Практика муниципального управления. - 2016. - № 7. - С. 21-23.
26. Капицын В.М. Государственно-правовые основы социально работы//Основы социальной работы/ Под ред. П.Д. Павленка. М., 2014. С.392
27. Круглов И.В. Проблемы социальной защищенности населения в современных условиях/ Круглов И.В.// Инновационная наука. 2016. № 8-1. С. 75-78.
28. Комов В.Э. Особенности управления социальной защитой населения / Измалкова В.В., Комов В.Э.//Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2016. № 2 (9). С. 67-71.
29. Коцюрубенко Г. М. Зарубежный опыт реформирования социальной политики/ Г. М. Коцюрубенко // Вестник социально-экономических исследований. — 2012. — Вып. 2 (45). — С. 232-236.
30. Модернизация государственного управления и европейская интеграция России: наук. доп. / авт. кол.: К. А. Ващенко, Ю. П. Сурмин [и др.] — К.: [б. н.], 2013. — С. 42. 73
31. Мониторинг уровня и качества жизни старшего поколения москвичей как инструмент повышения эффективности деятельности системы социальной защиты пожилых // Пожилые люди: стратегии социальной помощи: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра,
2016. - С. 117-128.
32. Ножка С.М. Апробация использования метода кейс-стадии для обучения студентов академии гражданской защиты МЧС России методам и способам противодействия коррупции на примере департамента труда и социальной защиты / Перенджиев А.Н., Ножка С.М.// ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2017. Т. 20. № 2 (20). С. 30.
33. Осадчая Г.И. Модернизация социального обслуживания населения России // Социал. политика и социология. - 2013. - № 1. - С. 7-24.
34. Панина О.В. Управления сферой социальной защиты населения / Панина О.В.//Альманах мировой науки. 2016. № 3-3 (6). С. 42- 44.
35. Пономарева И.К. Совершенствование системы социального обеспечения и страхования в России/ Акифьев И.В., Пономарева И.К.// Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 5. № 4. С. 208-211.
36. Сабанов З.М. Социально-экономические основы института социальной защиты инвалидов/ Сабанов З.М.// Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2017. № 3. С. 95-98.
37. Сафаров Н.У. Мировой опыт социальной защиты и борьбы с бедностью/ Сафаров Н.У.// Фундаментальные исследования. 2016. № 5-3. С. 634-639.
38. Соловьев А.К. Бедность пенсионеров: социально-экономические причины и условия преодоления/ Соловьев А.К.// Финансовые исследования. 2016. № 4 (53). С. 142-156. 74
39. Труд и занятость населения. 2017 г.: Статистический сборник. - М.: Департамент труда и социальной защиты населения города, 2017. - 104 с.
40. Эрдэнэчимэг О. Некоторые вопросы совершенствования системы социального страхования/ Эрдэнэчимэг О.// Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2017. № 7. С. 153-157.
41. Яровая Л. Система социальной защиты в странах Центральной и Восточной Европ/Л. Яровая // Образование региона. Политология. Психология. Коммуникации. — 2012. — № 1. — С. 122-126.
42. Fahje A. Wirtschaftsverfassungsrecht in Japan. - Koln; Berlin; Munchen: Carl Heymanns Verl. GmbH, 2015. - 124 с.
43. Коваль А. Опыт социальной защиты и роль организаций в Польше [Электронный ресурс] / О. Коваль. — Режим доступа: http: //lawngo .net/? itemid=523