Введение 3
ГЛАВА 1 Критический обзор известных источников по проблеме снижения токсичности по продуктам неполного сгорания 5
1.1 Механизм образования продуктов неполного сгорания в поршневых ДВС с искровым зажиганием 5
1.2 Методы снижения концентрации продуктов неполного сгорания в условиях ДВС с искровым зажиганием 12
1.3 Применение добавки водорода для снижения концентрации продуктов неполного сгорания в отработавших газах ДВС с искровым зажиганием 14
1.4 Возможности получения и применения добавки водорода в углеводородное топливо для повышения эффективности процесса сгорания и снижения токсичности ОГ 17
1.5 Перевод иностранных источников по теме исследования 23
1.6 Заключение по первой главе постановки проблемы исследования 61
ГЛАВА 2 Оборудование, использованное в эксперименте 62
2.1 Описание одноцилиндрового двигателя УИТ-85 62
2.2 Описание двигателя ВАЗ с изменяемой степенью сжатия 65
2.3 Выводы по второй главе 66
ГЛАВА 3. Результаты экспериментов и их анализ 67
3.1 Результаты экспериментального исследования по выявлению влияния добавки водорода на СН и СО в отработавших газах 67
3.2 Влияние добавки водорода на концентрацию СН в ОГ 78
3.3 Влияние добавки водорода в на концентрацию угарного газа в отработавших газах ДВС с искровым зажиганием 82
Основные результаты и выводы 86
Список использованных источников 87
Актуальность работы. Для уменьшения вредного воздействия двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на окружающую среду необходимо постоянное совершенствование его конструкции, направленное на снижение эмиссии вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отработавшими газами (ОГ). Современные исследования в этой области в основном направлены на поиски способов эффективной работы двигателя на бедной топливно-воздушной смеси (ТВС), благодаря чему достигается снижение токсичности ОГ и повышается топливная экономичность двигателя. Однако при этом встречается ряд трудностей, в числе которых невозможность количественного прогнозирования эмиссии вредных веществ для определенного режима работы двигателя ввиду отсутствия в литературе соответствующих расчетных зависимостей и доступных по цене методов и алгоритмов определения токсичности транспортных ДВС.
Целью работы является снижение токсичности в ДВС с искровым зажиганием по продуктам неполного сгорания за счет применения водорода, как активатора горения, в том числе и на режимах глубокого дросселирования.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. выявить особенности изменения концентрации продуктов неполного сгорания в ДВС с искровым зажиганием при добавке водорода в качестве активатора горения.
2. выявить возможности воздействия на рабочий процесс позволяющие снизить токсичность по продуктам неполного сгорания, в том числе и на режимах глубокого дросселирования.
Объект исследования: ДВС с искровым зажиганием.
Предмет исследования: образование продуктов неполного сгорания в отработавших газах ДВС с искровым зажиганием.
Методы исследования. Применялись метод экспериментального анализа, включающий в себя стендовые испытания на одноцилиндровой исследовательской установке УИТ-85 и двигателе ВАЗ-2111, методы эмпирического анализа и статистическая обработка данных.
Достоверность полученных результатов исследования обусловлена большим объемом экспериментов, применением методов статистической обработки данных.
Научная новизна исследования
Определено влияние физико-химических свойств углеводородовоздушной топливной смеси на условия повышения экологичности работы двигателя по продуктам неполного сгорания.
Практическая значимость работы:
Результаты исследований особенностей влияния добавок водорода в бензовоздушную смесь на токсичность отработавших газов по продуктам неполного сгорания.
На защиту выносятся:
1. Экспериментальные данные, по влиянию добавки водорода на токсичность отработавших газов по продуктам неполного сгорания.
2. Закономерности изменений условий сгорания углеводородного топлива обеспечивающие снижение токсичности по продуктам неполного сгорания.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-технических семинарах кафедры «Энергетические машины и системы управления» ТГУ, а также на конференции, в 2016-17 г.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 3 печатных работы.
Структура и объем диссертации.
Диссертации состоит из введения, четырех глав, основных результатов и выводов, списка литературы из 37 наименований. Работа изложена на 91 страницах машинописного текста, 0 приложениями, иллюстрированного 2 таблицей и 27 рисунками, общий объем составляет 91 страницы.
Основные результаты работы могут быть представлены следующими выводами:
1. Добавка водорода в бензовоздушную смесь снижает токсичность по СН при полностью открытом дросселе на 15-25%, а на режиме ХХ на 50-60%. При этом минимум по токсичности смещается в область бедных смесей при полностью открытом дросселе на УИТ-85 до а = 1,38, а на режиме ХХ ВАЗ-2111 до а = 1,8.
2. Также добавка водорода в бензовоздушную смесь снижает токсичность по СО на бедных смесях на 50%, при этом снижение токсичности в области богатых и стехиометрических смесей незначительно.
3. Показано снижение концентрации углеводородов, в отработавших газах примерно в два раза за счет применения добавки водорода снижается количество пропусков зажигания и увеличивается равномерность циклов на режиме холостого хода.
1. Льотко, В. Применение альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания / В. Льотко, В. Н. Луканин, А. С. Хачиян. - М.: МАДИ (ТУ), 2000
2. Новиков, Л.Н. Современные и перспективные технологии для организации малотоксичной работы двигателей / Л. Н. Новиков // Двигателе- строение. - 2005. - №222. - С. 8-15.
3. Кульчицкий, А. Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 651200 "Энергомашиностроение" специальности 101200 "Двигатели внутр. сгорания" / А. Р. Кульчицкий. - М.: Акад. проект, 2004. - 398 с.
4. Mustafi, N.N. Spark-ignition engine perfomans with «Power-gas» fuel (mixture of CO/H2): A comparison with gasoline and natural gas / N. N. Mustafi [и др.] 2006
5. Verhelst, S. A study of the combustion in hydrogen- fuelled internal combustion engines: PhD thesis / S. Verhelst. - Gent: Gent University, 2005
6. Sebastien, E. Investigation of hydrogen carriers for fuel-cell based transportation / E. Sebastien [и др.] // SAE, 2002-01-0097. - 2002. - №1
7. Suwanchotchoung, N. Performance of a spark ignition dual-fueled engine using split-injection timing: Ph.D. Thesis / N. Suwanchotchoung. - Vanderbilt University, 2003.
8. Changwei, J.I. Experimental study on combustion and emissions characteristics of a spark ignition engine blended with hydrogen / J. I. Changwei // SAE. - 2009. - №2009-01-1923. - С. 132-154
9. Kamenev, V.F. Scientific bases and ways to improve the toxic characteristics of automobile engines with spark ignition: Diss. . dokt.tehn.nauk: 05.04.02 NAMI / Kamenev Vladimir Fedorovich. - Moscow, 1996. - 454 p.
10. Gortyshov, Y.F., Gureev, V.M., Misbakhov, R.S., Gumerov, I.F., Shaikin, A.P. Influence of fuel hydrogen additives on the characteristics of a gas-
piston engine under changes of an ignition advance angle (2009) Russian Aeronautics, 52 (4), pp. 488-490. Information on
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0- 76449108200&partnerID=40&md5=7d22fcb28bdacfabed914ef05922e463 DOI: 10.3103/S1068799809040199
11. Bortnikov, L.N., Pavlov, D.A., Rusakov, M.M., Shaikin, A.P. The composition of combustion products formed from gasoline-hydrogen-air mixtures in a constant-volume spherical chamber (2011) Russian Journal of Physical Chemistry B, 5 (1), pp. 75-83. Information on
https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-
79956326816&partnerID=40&md5=8010b46bf50435298d67999d72a65398 DOI: 10.1134/S1990793111010039
12. Nemati, A., Fathi, V., Barzegar, R., Khalilarya, S. Numerical investigation of the effect of injection timing under various equivalence ratios on energy and exergy terms in a direct injection SI hydrogen fueled engine (2013) International Journal of Hydrogen Energy, 38 (2), pp. 1189-1199. Cited 8 times. doi: 10.1016/j.ijhydene.2012.10.083
13. Teh, K.-Y., Miller, S.L., Edwards, C.F. Thermodynamic requirements for maximum internal combustion engine cycle efficiency. Part 1: Optimal combustion strategy (2008) International Journal of Engine Research, 9 (6), pp. 449-465. Information on
http://journals.pepublishing.com/content/b5006q7622250524/fulltext.pdf?tv n6-hte7-mwt4&returnUrl= doi: 10.1243/14680874JER01508
14. Chintala, V., Subramanian, K.A. Assessment of maximum available work of a hydrogen fueled compression ignition engine using exergy analysis (2014) Energy, 67, pp. 162-175. Information on
www.elsevier.com/inca/publications/store/4/8/3/ doi:
10.1016/j.energy.2014.01.094
15. Li, Y., Jia, M., Chang, Y., Kokjohn, S.L., Reitz, R.D. Thermodynamic energy and exergy analysis of three different engine combustion regimes (2016) Applied Energy 180, pp. 849-858.
...