Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования моторных функций у детей 5-7 лет 7
1.1 Моторные функции и их формирование у детей 5-7 лет 7
1.2 Психолого-педагогические особенности развития детей с ранним детским аутизмом 11
1.3 Особенности формирования моторных функций у детей с ранним детским аутизмом 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию моторных функций у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 20
2.1 Диагностика актуального состояния моторных функций у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 20
2.2 Методика формирования моторных функций у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом 26
2.3 Анализ результатов 28
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Актуальность темы исследования определяется важностью, которую играет моторное развитие для формирования жизненно важных навыков у детей. Очевидно, что развитие моторных навыков во многом обуславливает развитие самообслуживание. Однако, помимо этого, моторные навыки важны для общего психического развития ребёнка: они обуславливают качество предметной деятельности, которая в свою очередь является основанием для познавательного развития ребёнка, развивают пространственное мышление, математические представления.
В старшем дошкольном возрасте особую важность приобретает развитие мелкой моторики: во-первых, оно обуславливает развитие необходимых графических навыков, которые способствуют благополучному усвоению навыка письма; во-вторых, оно связано с развитиями речевых зон коры головного мозга, и таким образом влияет на речевое развитие ребёнка. Речевое развитие в свою очередь, предполагает в том числе, навык проговаривания, внутренней речи, что в свою очередь обуславливает развитие словесно-логического мышления, которое в итоге и определяет умственное развитие.
Таким образом, развитие моторики является фактором, во многом определяющим качество образования, которое получит ребёнок и качество его жизни в целом. Проблема развития моторики у детей отражена в работах М. Монтессори, Н.А. Берштейна, М.М. Безруких которые изучали тему психомоторного развития в дошкольном возрасте.
Настоящее время характеризуется тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Сложнейшим нарушением в развитии являются расстройства аутистического спектра. Проблемами развития детей с аутизмом занимались такие учёные, как О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, В.М. Башина и др.
Исследователи отмечали своеобразие развития моторной сферы у детей с аутизмом, моторную неловкость, нарушения координации движений и др.
Актуальность темы исследования обусловила противоречие:
• между необходимостью формирования моторных функций у детей 5-7 лет с ранним детским аутизмом (далее - РДА) и не разработанностью психолого-педагогических условий для реализации данного процесса.
Отсюда, проблема исследования: Каковы психолого-педагогические условия формирования моторных функций у детей 5-7 лет с РДА?
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить психолого-педагогические условия формирования моторных функций у дошкольников 5-7 лет с РДА.
Объект - процесс формирования моторных функций у детей 5-7 лет с РДА.
Предмет - психолого-педагогические условия формирования моторных функций у детей 5-7 лет с РДА.
Цель, объект и предмет позволяют сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности моторных функций у детей 5-7 лет с РДА.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования моторных функций у детей 5-7 лет с РДА.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что формирование моторных функций у детей 5-7 лет с РДА возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• Наличие заинтересованности детей в реализации моторных действий, подбор привлекательных для детей форм моторных действий - осуществляется через опробование и подбор различных художественных техник или техник нетрадиционного рисования;
• Обучение подражанию и копированию образца - наиболее эффективно при рисовании, т.к. в этом случае ребёнок может ориентироваться на зрительный образец, что соответствует возрастной доминанте наглядно-образного мышления.
Методы исследования: исследовательские методы (анализ специальной литературы, изучение документов), диагностические методы (моторные пробы, тест Керна-Йерасека), количественный анализ полученных данных.
Теоретической базой исследования явились:
• исследования, посвященные развитию моторики у детей (М.М. Кольцова, Т.С. Будько и др.);
• особенности развития моторики у детей с РДА (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, В.М. Башина и др.).
Теоретическая значимость: в работе определены психолого-педагогические условия формирования моторных функций у детей 5 -7 лет с РДА.
Практическая значимость: разработанные и апробированные психолого-педагогические условия могут быть применены в работе по формированию моторных функций у детей 5-7 лет с РДА.
База исследования: ГБОУ ООШ №32, структурное подразделение детский сад г.о. Сызрань.
Структура ВКР: работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы. В работе представлены: 6 таблиц и 10 рисунков. Список литературы включает 27 источников, в том числе 1 на иностранном языке.
Проведённый анализ теоретических источников показал, что в соответствии со схемой Н.А. Бернштейна, моторное развитие дошкольника находится на уровне С - уровень пространственного поля. В старшем дошкольном возрасте по своему моторному развитию ребёнок переходит с подуровня С1, который отвечает за приспособительность .
Соответственно, меняется характер моторной деятельности ребёнка - от внешнего подражания, схватывания характера движений, до совершенствования точности и ловкости.
Дети с РДА являются сложной по своей структуре группой с разнообразной симптоматикой и различным уровнем развития тех или иных психических функций. Однако общей характеристикой этих детей можно считать сниженную значимость определённых социальных стимулов, и, таким образом, тяготение к замене их механическими стимулами.
Отсюда происходят стереотипные действия - ребёнок, таким образом, наслаждается приятным для него сенсорным стимулом. Стереотипные действия часто служат заменой игровых, познавательных, коммуникативных действий и иных видов деятельности, в которых обычно происходит развитие ребёнка. Даже при отсутствии иных первичных нарушений приводит к вторичным нарушениям развития.
Моторная сфера детей с аутизмом отличается большим своеобразием. Выраженные нарушения наблюдается на первых 3 уровнях развития по Н.А. Бернштейну.
На уровне А встречаются нарушения тонуса мышц, выражающиеся одновременно в вялости и напряжённости различных групп мышц.
На уровне В отмечается не скоординированность движений рук и ног.
На подуровне С1 отсутствует приспособительность, соответственно, затруднён переход на подуровень С2. При этом ребёнок может совершенствовать отдельные, излюбленные им действия, доводя их до мастерства.
Таким образом, определяются следующие психолого-педагогические условия формирования моторных функций у детей с РДА:
• Наличие заинтересованности детей в реализации моторных действий, подбор привлекательных для детей форм моторных действий;
• Обучение подражанию и копированию образца.
Эмпирическое исследование показало, что у детей с аутизмом отмечается низкий уровень сформированности моторных навыков, моторная неловкость, наличие синкинезий, что говорит о нарушениях на всех уровнях моторного развития. Фактор развития ручной моторики является важнейшим фактором развития графомоторных навыков, которые в свою очередь определяют готовность к школе. Графомоторные навыки отстают в развитии в целом в той же степени, что и навыки ручной моторики. Дети затрудняются с прорисовыванием элементарных геометрических фигур, циклятся на «любимых» фигурах. Общей характеристикой является неумение и нежелание подражать взрослому.
Применяя схему Н.А. Бернштейна к данной ситуации, можно отметить нарушения на 3 первых уровнях развития двигательного навыка по Бернштейну. Подуровень С1 практически не освоен, что затрудняет переход на уровень С2, необходимый для последующего обучения в школе.
В рамках представленной работы был проведён формирующий эксперимент, в котором выявленные психолого-педагогические условия были реализованы через использование различных техник нетрадиционного рисования. Применение техник нетрадиционного рисования обеспечивает выявленные ранее психолого-педагогические условия для развития моторики у детей с аутизмом:
• Наличие заинтересованности детей в реализации моторных действий, подбор привлекательных для детей форм моторных действий - осуществляется через опробование и подбор различных художественных техник.
- Обучение подражанию и копированию образца - наиболее эффективно при рисовании, т. к. в этом случае ребёнок может ориентироваться на зрительный образец, что соответствует возрастной доминанте наглядно-образного мышления.
В результате целенаправленной коррекционной работы отмечаются значительные улучшения у всех детей, как по тестам мелкой моторики, так и по тестам готовности к школе. В мелкой моторике был достигнут наиболее значимый прогресс - рост уровня на 34% по сравнению с 28% ростом на констатирующем этапе уровне развития графомоторных навыков.
На качественном уровне отмечались следующие изменения: дети стали лучше работать по инструкции взрослого, понимают, что такое образец, рисуют разнообразные геометрические фигуры, могут скопировать хотя бы общие черты изображения. Движения пальцев стали более ловкими, уменьшились синкинезии. Развитие моторных навыков находится на подуровнях С1 и С2.
Таким образом, исследование показало, что моторные навыки детей с аутизмом улучшаются при создании психолого-педагогических условий.
1) Аллахвердов, В.М. Где мы? Откуда мы? Куда мы идем? [Текст] / В.М. Аллахвердов // Психология. Журнал ВШЭ. - 2010. - №1. - С.76-89.
2) Аносова, С.А. Коррекция мелкой моторики рук методом бисероплетения [Текст] /С.А. Аносова // Сборники конференций. - НИЦ Социосфера. - 2012. №19. - С.67-69.
3) Аншакова, М.А. Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего возраста [Текст] /М.А. Аншакова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - №13. - С.26-28.
4) Байназарова, Т.Б., Сыздыкбаева, А.Д. Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников [Текст] // Сибирский педагогический журнал . - 2013. - №3. - С.77-80.
5) Башина, В. М. Аутизм в детстве [Текст]/ В. М. Башина. - М. : Медицина, 1999. - 236 с.
6) Белая, А.Е., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. [Текст] /А.Е. Белая, В.И. Мирясова. - М.: АСТ, 1999. - 48с.
7) Белик, Е.Г. Рекомендации для родителей Мелкая моторика в развитии ребенка [Текст] /Е.Г. Белик. - Котовск. - 2014. - 11с.
8) Безруких, М.М. Как подготовить ребёнка к школе [Текст] /М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. - Тула: Арктоус, 2007. - 71 с.
9) Бернштейн, Я.А. О ловкости и её развитии [Текст]/ Н.А. Бернштейн. - М.: ФиС, 1991. - 209 с.
10) Богдашина О. Роль различий сенсорного восприятия в аутизме: краткий обзор научных исследований прошлых лет и современности [Текст] / О. Богдашина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2013. - №4 (26). - С.14-22.
11) Буянов, М. И. Аутизм / М.И. Буянов. - М. : Рос. о-во медиков- литераторов, 2001. - 88 с.
12) Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст]/ Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 114 с.
13) Клевитов С. И., Терентьева О. С. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе [Текст] / С.И. Клевитов, О.С. Терентьева // Вестник ТГУ. - 2014. - №6 (134). - С.133-138.
14) Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. [Текст] /М.М. Кольцова.- М., 1973, с. 98-108, 165-169.
15) Крет Я. В., Байкина Н. Г. Ранняя коррекция психомоторики детей с аутизмом [Текст] / Я.В. Крет, Н.Г. Байкина // ППМБПФВС. - 2007. - №11. - С.241-246.
...