Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования композиционных умений у детей 11-12 лет посредством компьютерной графики в системе дополнительного образования 11
1.1 Проблема формирования у детей 11-12 лет композиционных умений в
современных исследованиях 11
1.2 Теоретические основы использования компьютерной графики как
средства формирования композиционных умений у детей 11-12 лет в системе дополнительного образования 29
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 11¬12 лет композиционных умений посредством компьютерной графики в системе дополнительного образования 40
2.1 Экспериментальное исследование уровня сформированности
композиционных умений у детей 11-12 лет в системе дополнительного образования 40
2.2 Экспериментальная работа по формированию у детей 11-12 лет
композиционных умений посредством компьютерной графики в системе дополнительного образования 57
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности композиционных
умений у детей 11-12 лет после использования компьютерной графики .... 69
Выводы по второй главе 79
Заключение 82
Список используемой литературы 84
Приложение 91
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется изменившимися требованиями ФГОС дополнительного образования, к результатам обучения и построению образовательной работы с детьми. Одним из важных образовательных задач становится формирование познавательных умений, в том числе умений выбирать и использовать современные компьютерные средства в различных видах деятельности. Перед педагогами дополнительного образования стоит задача привлечения компьютерных технологий (в том числе, компьютерной графики) в качестве средств обучения в рамках реализуемых ими программ. Принимая решение об использовании компьютерных средств, педагог должен проанализировать специфику преподаваемого предмета, выделить задачи, которые могут быть решены.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из необходимости научного осмысления, методологического, теоретического обоснования возможностей компьютерной графики в формировании композиционных умений детей 11-12 лет, в уточнении возрастных возможностей детей и конкретизации умений в овладении компьютерной графикой.
Решение проблемы компьютеризации в современной системе образования, в том числе дополнительного, многие исследователи (Л.А. Залогова, М.И. Фролов и т.д.) связывают с разработкой методологических, теоретических, методических аспектов адаптации средств компьютерной графики к современному процессу обучения.
При решении проблемы формирования композиционных умений следует опираться на положения теории и методики по изобразительному искусству, предназначенных для обучения школьников (Е.А. Ермолинская, Б.М. Неменский, Л.Г. Савенкова, Т.Я. Шпикалова); теоретических положениях теории деятельности (А.Н. Леонтьев); теории композиции в изобразительном искусстве (Н.Н. Волков); положениях о значимости композиционных умений учителей при освоении изобразительного искусства (В.С. Кузин, Н.М. Сокольникова, Е.В. Шорохов).
Однако анализ научных работ показал, что использование компьютерной графики в качестве средства формирования у детей 11-12 лет композиционных умений не являлось предметом специального исследования.
Изучение массовой практики также свидетельствует, что потенциальные возможности компьютерной графики в формировании композиционных умений недооценены, они недостаточно представлены в содержании дополнительного образования, нет достаточного количества разработанных учебных программ, что определяет актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующие противоречия:
- между необходимостью внедрения компьютерных технологий в процесс обучения и недостаточной представленностью их в практике дополнительного образования;
- между важностью развития композиционных умений детей 11-12 лет и недостаточным использованием возможностей компьютерной графики в этом процессе;
- между широкими возможностями компьютерной графики в развитии композиционных умений детей и недостаточной разработкой соответствующих учебных программ в системе дополнительного образования.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: Каковы особенности построения образовательной работы с детьми 11-12 лет по формированию композиционных умений в процессе использования компьютерной графики в системе дополнительного образования?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить этапы, содержание и методы формирования композиционных умений детей 11-12 лет посредством компьютерной графики в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс формирования у детей 11-12 лет композиционных умений в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: формирование у детей 11-12 лет
композиционных умений посредством компьютерной графики в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что в системе дополнительного образования может быть осуществлено формирование у детей 11-12 лет композиционных умений посредством компьютерной графики, если:
- отбор средств компьютерной графики происходит с учетом операционально-деятельностного состава всех композиционных умений, а их освоение детьми происходит в единстве с овладением соответствующими средствами компьютерной графики;
- определены этапы работы с детьми, отражающие логику и возрастные особенности овладения детьми композиционными умениями и средствами компьютерной графики;
- разработаны типовые задания по построению композиции изображения с использованием компьютерной графики и педагогический инструментарий, обеспечивающий овладение детьми соответствующими композиционными умениями.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) выявить степень исследования проблемы формирования у детей 11-12 лет композиционных умений посредством компьютерной графики в системе дополнительного образования; охарактеризовать понятийно-категориальное поле исследования;
2) выявить уровень сформированности у детей 11 -12 лет
композиционных умений, определить показатели и характеристику уровней;
3) разработать, обосновать и апробировать этапы, содержание и методы формирования у детей 11-12 лет композиционных умений посредством компьютерной графики;
4) выявить динамику в уровне сформированности у детей 11 -12 лет композиционных умений после использования компьютерной графики в образовательной работе с детьми.
Теоретической основой исследования явились:
- основные идеи развития творчества, творческого мышления в работах А.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.И. Щербакова;
- положения теории развития личности в системе художественного образования (С.Е. Игнатьев, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев и др.);
- основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
- теория композиции (H.H. Волков, О.Л. Голубева, В.С. Кандинский, Е.А. Кибрик, В.А. Фаворский и др.);
- методика формальной композиции (С.П. Ломов, Н.М. Сокольникова, К.Ф. Юон);
- идеи развития композиционных умений учащихся с помощью средств
современных информационных технологий (А.П. Белиц-Гейман,
П.Н. Кандыбей, О.Н. Чигинцева);
Методы исследования: теоретические (анализ психологической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Эмпирической базой исследования являлось Муниципальное бюджетное учреждение школа №89 г.о. Тольятти, структурное подразделение «Гармония».
Новизна исследования состоит в выявлении степени изученности в современных исследованиях проблемы формирования композиционных умений посредством компьютерной графики в системе дополнительного образования с учетом предложенных рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможности использования средств компьютерной графики в формировании композиционных умений у детей 11-12 лет в системе дополнительного образования, в определении показателей и характеристике уровней сформированности композиционных умений у детей 11-12 лет.
Практическая значимость исследования: в практике
дополнительного образования педагогами могут быть использованы предложенные диагностики по выявлению уровня сформированности композиционных умений у детей 11-12 лет, а также этапность, содержание и методы работы с детьми и методика по формированию композиционных умений.
Основные этапы исследования
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2015г. - апрель 2016г.).
Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностических методик. Изучение состояния проблемы в СП «Гармония» МБУ школа №89 (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2016 - январь
2017 г.). Разработка и апробация этапов, содержание и методики работы с детьми по формированию у детей 11-12 лет композиционных умений посредством компьютерной графики. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (январь - май 2017г.) Теоретическое осмысление результатов опытно-поисковой работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования,
соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования.
В магистерской диссертации представлен опыт работы педагогической деятельности автора в качестве учителя изобразительного искусства и компьютерной графики.
Результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах учреждения дополнительного образования СП «Гармония» МБУ школы 89 г.о. Тольятти.
Разработанные автором диагностические материалы (критерии, показатели и диагностические методики) использовались педагогами СП «Гармония» МБУ школы 89 г.о. Тольятти в практической деятельности по формированию композиционных умений у детей 11-12 лет. При организации работы по формированию композиционных умений у детей 11-12 лет в образовательном процессе педагоги реализовывали этапы, содержание и методы работы с детьми. Разработанная методика формирования композиционных умений частично включена в перспективный план по изобразительной деятельности «Обучение формальной композиции детей 11 -12 лет».
По итогам исследования опубликовано 3 работы.
Личное участие автора в исследовании выражается в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, разработке и апробации этапов, содержания и методов работы 11-12 лет с детьми по формирования композиционных умений посредством компьютерной графики; во внедрении результатов исследования в педагогическую практику.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Осуществление разработки типовых заданий и показателей композиционных умений детей 11-12 лет происходит на основе уточнения операционально-деятельностного состава следующих умений: умения передать целостность композиции; умения создавать композицию в границах художественной плоскости; умения подбирать цветовое решение рисунка; умения передавать замысел (идею) композиции.
2. Работа с детьми 11-12 лет по формирование композиционных уме-ний посредством компьютерной графики осуществляется поэтапно (инфор-мационно-обучающий и действенно-развивающий) и по блокам с учетом вы-деленных дидактических единиц.
3. Методы обучения детей 11-12 лет композиционным умений опреде-ляются спецификой средств компьютерной графики (линия, основные фигу-ры, кривые Безье) и содержания композиции изображения (композиционный центр, передний план, задний план, отношение форм и размеров объектов в рисунке, симметрия, асимметрия, ритм, контраст, нюанс).
Структура и объём магистерской диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (65 источников) и 4 приложения. Текст иллюстрируют 10 таблиц, 7 рисунков.
Исследование проблемы формирования у детей 11-12 лет композиционных умений средствами компьютерной графики позволило сделать выводы:
Опираясь на современные исследования (А.П. Белиц-Гейман, П.Н. Кандыбея, М.Г. Талля, О.Н. Чигинцевой), мы рассматриваем компьютерную графику как специальную отрасль информатики, объектом изучения которой является совокупность методов создания, обработки и отображения художественно-графической информации средствами компьютерной техники и вывода этой информации на плоскость (в основном бумажный носитель) для дальнейшего использования.
Необходимость работы доказана результатами констатирующего эксперимента. Для диагностики сформированности композиционных умений мы выделили 4 показателя:
1. Умение передать целостность композиции (умение определять композиционный центр (главный элемент) рисунка и второстепенные части в композиции рисунка и средства их передачи (цвет, размер, форма); умение передавать композиционный центр(главный элемент) и второстепенные части в композиции рисунка, используя различные средства, умение передавать неделимость в рисунке; умение передавать равновесие в рисунке)
2. Умение создавать композицию в границах художественной плоскости (умение располагать элементы рисунка в границах заданной художественной плоскости; умение соотносить формат графических объектов с границами художественной плоскости)
3. Умение подбирать цветовое решение рисунка (умение выделять акцент в цвете; умение передавать контраст; умение передавать нюанс)
4. Умение передавать замысел (идею) композиции (умение передавать в рисунке статичные и динамичные отношения; умение передавать легкое и тяжелое в рисунке; умение передавать симметрию и асимметрию в рисунке; умение передавать ритм в рисунке).
Выявить уровень сформированности каждого показателя позволили следующие диагностические методики: «Что главное и второстепенное в картине?», «Изобрази в картине главное и второстепенное», «Границы рисунка», «Афиша», «Цветовая грамота», «Статика и динамика», «Легкое и тяжелое», «Симметрия и асимметрия», «Ритм», «Неделимость и Равновесие».
Работа по формированию композиционных умений осуществлялась по четырем блокам. По каждому блок конкретизированы задачи и определен комплекс заданий, обеспечивающих познание детьми всей совокупности категориальных единиц формальной композиции.
При внедрении данной системы упражнений в процесс формирования композиционных умений детей 11-12 лет, достигается организация такого учебного процесса, который ориентируется на самореализацию личности ученика в творчестве, совершенствование его интеллектуальных способностей и формирование композиционных умений, а так же развитие его волевых качеств.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Это доказывает возможность использования компьютерной графики в формировании композиционных умений у детей 11-12 лет и верность выдвинутой гипотезы.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 - ФЗ.
2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказовот 26 ноября 2010 г. № 1241,от 22 сентября 2011 г. № 2357
3. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 26.11.2016 г.)
4. Авсиян, О.А. Композиция. На пути к творчеству [Текст] /
О.А. Авсиян. - М. : Линор - 2004. - 123 с.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Смысл - 2007. - 528 с.
6. Бадян, В.Е. Основы композиции [Текст] / В.Е. Бадян, В.И. Денисенко. - М. : Академический проект - 2011. - 175 с.
7. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция [Текст] / Г.В. Беда. - М. : Просвещение - 1969. -239 с.
8. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. Перевод с англ. Самохина В. Л. [Текст] / Р. Арнхейм Общая редакция Шестакова В. П. - М. : Прогресс - 1974. - 392 с.
9. Басалыга, В.И. Основы компьютерной грамотности [Текст] / В.И. Басалыга - Мн. : НТЦ «АПИ». - 2009. - 208 с.
10. Бесчастнов, Н.П. Изображение растительных мотивов. [Текст] / Н.П. Бесчастнов - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос». - 2004.-200 с.
11. Бесчастнов, Н.П. Графика натюрморта. [Текст] / Н.П. Бесчастнов - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос». - 2008. - 160 с.
12. Бесчастнов, Н.П. Графика пейзажа. Текст] / Н.П. Бесчастнов - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос» - 2005 - 203 с.
13. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика. [Текст] / Н.П. Бесчастнов - М. : Гуманитарный издательский центр «Владос». - 2002. - 156 с.
14. Бровина, Т. А. Этапы внедрения ФГОС в образовательном учреждении [Текст] / Т. А. Бровина // Профессиональное образование в Удмуртской Республике. - 2011. - № 4. - С. 32-33.
15. Бухаркина, М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров - М. : Издательский центр Академия - 2009. - 224 с.
16. Варданян, М.Р. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе casestudy [Текст] / М.Р. Варданян, Н.А. Палихова, И.И. Черкасова, Т.А. Яркова. - Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева -
2009. - 188 с.
17. Вейль, Г. Симметрия. Перевод с английского Б.В. Бирюкова и Ю.А. Данилова под редакцией Б.А. Розенфельда. - М. : Наука, 1968 — 192 с.
18. Волков, Н.Н. Композиция в живописи [Текст] / Н.Н. Волков - М. : Книга по Требованию, 2012. - 408 с.
19. Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы [Текст] / О.Б.Воронкова. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2010. - 279 с.
...
Содержание магистерской диссертации - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выдержки из магистерской диссертации - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ