Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Авторская будуарная полушарнирная кукла из полимерной глины

Работа №104990

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2021
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 История возникновения кукол, создание будуарных и шарнирных кукол 9
1.1 Кукла как феномен историко-культурного, художественного и
социокультурного явления 9
1.2 Понятие будуара и роли будуарной куклы в истории
культуры 12
1.3 Современные технологии и художественные приемы создания
будуарной куклы 17
Глава 2 Педагогические аспекты в формировании нравственно-эстетическом
воспитании детей 24
2.1 Значение и роль куклы в нравственно-эстетическом воспитании
детей 24
2.2 Методы нравственно-эстетического воспитания детей средствами
художественного конструирования (лепка куклы) 299
Глава 3 Разработка художественно-творческой части бакалаврской работы 34
3.1 Выбор темы и работа над эскизами 344
3.2 Разработка образа, этапы выполнения куклы в материале 366
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А История возникновения и развития куклы 54
Приложение Б История создания будуарных кукол 577
Приложение В Современные виды кукол и материалы для их создания 62
Приложение Г Этапы выполнения лепки куклы «Снегурочка» на занятиях с детьми 65
Приложение Д Современные авторские куклы 666
Приложение Е Разработка эскиза и образа будуарной куклы 687
Приложение Ж Этапы выполнения будуарной куклы 69
Приложение И Пошив одежды и создание аксессуаров для будуарной куклы «Клоунессы»
Приложение К Итоговый образ будуарной куклы «Клоунессы» 811


Данная работа посвящена созданию авторской будуарной полушарнирной кукле из полимерной глины.
Издавна кукла считалась спутником жизни человека. При рождении встречала в колыбели, помогала при хвори и спасала в тяжелые времена, защищала от сглаза и оберегала от злых духов [11]. Куклы существуют столько, сколько существует род человеческий. Куклы неразрывно связанны с человеческой культурой, традициями и опытом. Они отражают мировосприятие этноса, той или иной нации, сохраняя в образе самобытность, отличительные и характерные черты народа. Кукла - носитель семейных ценностей, родовой информации, она была символом рода и как талисман переходила из поколения в поколение по женской линии с традиционными приемами создания. Играя в куклы, ребенок впитывал в себя историю культуры семьи, народа, страны, устанавливал связь между поколениями [21].
Хотелось бы узнать, где и когда появились первые куклы, из чего изготавливались и как с ними играли в древнем мире? Истоками кукольного ремесла был Древний Египет. Первые куклы были обнаружены археологами именно на территории Египта, их возраст насчитывает около 4 тысяч лет. Это были маленькие фигурки, без рук и ног, вырезались из камня или дерева, такие чурбачки не были предназначены для игр, они имели культовое значение. Археологи уверены, что в доисторические времена кукла использовалась совсем не для развлечения, они хоронились вместе с хозяином в качестве погребального дара, считалось, что так умерший не будет одинок в загробном мире. Слово «кукла» произошло от греческого «конкХа», которое в свою очередь берёт начало в латинском «cucullus», что значит «куколь, капюшон, накидка». Исследователи считают, что взаимосвязь связь «кукла - капюшон» вполне объяснима и имеет логику. Во время ритуальных обрядов первобытные люди часто одевали различные маски, которые покрывали всю голову и фигуру древнего человека [11].
В древнем Риме и в Древней Греции куклы одним из главным атрибутом жизни детей. Игрушки делались из глины и реже из воска. Чтобы привлечь внимание, уже тогда игрушки ярко раскрашивались. Позже, в эпоху античности, куклы стали создавать из более дорогих материалов, самыми дорогими были игрушки, сделанные из слоновой кости. Лица у кукол прорабатывались более четко, часто такие куклы использовались в различных ритуалах, например, в свадебных.
В Древней Руси в обычных семьях мамы сами мастерили своим дочкам куклы, в основном это были тряпичные куклы, достаточно примитивные, но похожие на людей, у них двигались руки и ноги. До XIX века игрушечные фабрики радовали детей восковыми или деревянными куклами, а уже в середине 19 века стали выпускать кукол из фарфора. Только в 1940 годах куклы стали продаваться из пластика и резины, во всем мире такие куклы стали обычными для детей и в наше время [18].
Все куклы с давних времен различаются по группам - обереги, игровые и обрядовые. Куклы обереги делали в основном из соломы, бересты, глины, льна, ну а самая распространённая считалась тряпичная кукла. Такая кукла скручивалась из лоскутов ткани и перевязывалась нитками. Ткань для куклы использовали из ношеной одежды того человека, для которого она изготавливалась. Считалось, что такая кукла будет хранить тепло души человека и будет оберегать его от всех болезней и невзгод. Игровые куклы, предназначались для игры и забавы детям. Самая распространённая игрушка делалась очень просто и называлась Стригушка, так как делалась из стриженой травы. Также такие куклы оказывали лечебное действие на ребенка, потому что мамы вплетали в них лечебные травы. Ну, а обрядовые куклы раньше мастерили в каждой семье к любому празднику, поэтому таких кукол не выбрасывали, а почитали и берегли. Кукла одна из древнейших игрушек, копия человека [23].
Кукла наше отражение, инструмент социализации и развития ребенка. Играя с куклой, ребенок воспроизводит весь опыт окружающей его среды, на протяжении длительного времени куклы изменялись, были выполнены из разных материалов, становились более усовершенствованными и многофункциональными, но их роль в жизни человека не изменится. Кукла позволяет ребенку адаптироваться к окружающему миру, помогает в обучении и воспитании.
Актуальность выбранной темы заключается в изучении истории возникновения кукол, создания будуарных кукол их значения в жизни народов, национальных культурных традициях. Декоративно-прикладное искусство - это уникальный и удивительный вид творчества, дающий раскрыть свои таланты и способности, которые возможно затаились в любом из нас. Рекорды популярности авторских будуарных кукол вполне обоснованы, ведь созданы они вручную, огромным трепетом и любовью.
На примере будуарной куклы, мы рассмотрим технологии создания и работы с определенным материалом, раскроем свою индивидуальность и уникальность, свой почерк и вкусовые предпочтения, узнаем о неограниченных возможностях данного вида мастерства.
Цель работы - выполнение авторской будуарной полушарнирной куклы из полимерной глины.
Задачи:
- изучить историю возникновения будуарной куклы;
- изучить технологию создания будуарной куклы;
- разработать эскизы, создать и выполнить в материале образ авторской будуарной куклы;
- подобрать соответствующие образу, идее материалы по текстуре и качеству;
- способствовать привлечению интереса к данному виду творчества;
- разработать практические рекомендации по проведению уроках изобразительного искусства, художественного конструирования или технологии, направленные на формирование ценностно-эстетических качеств у ребенка;
Объект исследования - процесс создания авторской будуарной полушарнирной куклы из полимерной глины.
Предмет исследования - современные технологии и материалы, используемые в создании будуарной куклы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что материалы, собранные в процессе написания могут использоваться для изучения исторических аспектов жизни различных народов, создания методических рекомендаций, практических разработок по изучению создания шарниров, шарнироприемников, соединения кукольных частей на уроках декоративно-прикладного творчества, уроках технологии.
В исследовательской части выпускной квалификационной работы были использованы книги, научные труды, статьи авторов по культурологии, философии, социологии, касающиеся изучения и оценки различных видов информации для создания кукол и их роли в современном обществе, а также изучение различных видов кукол, накопление и систематизация информации.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в создании авторской будуарной куклы, выполненного в технике декоративно-прикладного творчества. Будуарная кукла украсит и преобразит любой интерьер, внесет новизну и креатив.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения, где наглядно показаны этапы работы над творческой частью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенные исследования по данной работе показали, какую важную роль играет кукла в развитии и непосредственно жизни человека. Кукла - это предмет древнейшей истории всего человечества, времен и народов. Кукла- феномен, ее появлением, ролью в жизни человека, функцией в культуре и истории народов, заинтересованы зарубежные и отечественные педагоги, философы, историки. С течением времени функциональность кукол менялась. Самые первые куклы были олицетворением первобытного общества и связаны с обрядами и только лишь после того как кукла попала в детские руки, она стала игрушкой. Во многих традициях различных народов мира кукла несет в себе социальную атмосферу. Народная кукла, рожденная в мастерской от рук опытного мастера или в маленькой избе в кругу семьи - это воплощение образа и черты народа.
В ходе изучения истории возникновения и создания кукол расширился кругозор, дополнило представления об окружающем мире, в котором создаются удивительные вещи руками человека. Это дало сильный толчок к новым идеям, для реализации задумок и различных проектов. Разнообразие техник и многообразие материалов позволило воплотить замысел. Процесс создания является поистине неповторимым, восхитительным и многогранным.
В современном мире все больше людей начинают заинтересовываться народной культурой и народными традициями. Куклы, сделанные в прошлые века, становятся востребованными и не менее популярными, именно потому что они сделаны вручную. Поэтому так важно начинать приобщать детей к народной культуре, это работа особенно увлекательна и актуальна. В процессе приобщения решаются задачи духовного и эстетически- нравственного воспитания. Самодельная кукла влилась во все сферы жизни человека, художественной культуры и современного мира. Занятия детей декоративно прикладным искусством, учат доброте, уважению и любви, помогает заложить фундамент к развитию нравственной личности, для того чтобы воспитать и вырастить достойное поколение. Для ребенка кукла толчок для успешной социализации в обществе. Кукла, сделанная своими руками для ребенка особенно целительно, так как способствует эмоционально устойчивому поведению, развивает творческий интерес и активность, знакомит с традициями поколений, влияет на самоконтроль.
Являясь столь тонким творчеством, наполненным душевностью, давно вышло за рамки повседневных развлечений, и стало не только обычным хобби, но и интересной профессией. Сегодня огромнейшею ценность имеют не только куклы старинных мастеров, но и современных кукольников.
Авторская кукла из самых уникальных и неповторимость художественных произведений. Она наполняет дом уютом, бережёт тепло домашнего очага, вносить изящную изюминку в индивидуальность хозяев и является элементом украшения интерьера. Авторская кукла стала вожделенным объектом ценителей искусства. Свое создание автор учит говорить без слов, заранее определяя ей судьбу. Она способна разбудить море эмоций от восхищения до грусти.



1. Алексеева Е. В. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебнику Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Часть 2 / Сост. Е.В. Алексеева. - Волгоград: Учитель АСТ, 2004. - 96 с.
2. Анкудинова А. Сила искусства. [Электронный ресурс] URL: https://stihi.ru/2019/10/28/4989 -2019 (дата обращения: 16.09.2021).
3. Аносова Е.С. Особенности скульптурного образа/ Е.С. Аносова// Начальная школа №1: К урокам изобразительного искусства.- М., 2005.- с.82-86.
4. Белобрыкина О. А. Роль игрушки в эмоциональном благополучии ребенка // Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России / [ред.: к.психол.н., доц. Баянова Л.Ф.]. Бирск: Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2006-С. 154-167.
5. Беликина В.В. Проблема возрождения традиционной тряпичной
куклы как фактора российского декоративно-прикладного искусства конца XIX - начала XXI в // Вестник НАСА. 2017. №1 (13). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vozrozhdeniya-traditsionnoy- tryapichnoy-kukly-kak-faktora-rossiyskogo-dekorativno-prikladnogo-iskusstva- kontsa-xix-nachala(дата обращения: 16.09.2021).
6. Будуарные куклы. История развития, создания и популярности.
[Электронный ресурс] URL:
https://kuklatanya.moy.su/blog/buduamye kukly istorija sozdanija razvitija i populjarnosti/2017-07-11-21(дата обращения: 17.07.2021).
7. Велейко О. Волшебный мир кукол [Текст] : [для старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Ольга Велейко ; худож. Татьяна Никитина. - Москва : Фома, 2012. - 20, [4] с. : цв. ил.; 27 см. - (Настя и Никита: знания : приложение к журналу "Фома"; вып. 80).; ISBN 978-5-
91786-092-3; ISSN 2074-2614
8. Змеева Е.О. Искусство куклы в России и Германии конца XIX - начала XX вв.: художественные и культурно-исторические смыслы : диссертация ... кандидата искусствоведения : 24.00.01. - Ярославль, 2006. - 168 с. : ил.
9. История происхождения будуарной куклы, применение [Электронный ресурс] URL: https://iriska.club/hozyayushka/rukodelie/kukly-igrushki/istoriya-buduarnoj-kukly.html (дата обращения: 07.06.2021).
10. Исупов К.Г. Кукла (из авторского словаря "космос русского самосознания") // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kukla-iz-avtorskogo-slovarya-kosmos-russkogo- samosoznaniya(дата обращения: 07.10.2021).
11. Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре : Историко-культурологические аспекты : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 1999. - 24 с
12. Куклы мира / [Отв. ред. Т. Евсеева]. - М. : Аванта+, 2003. - 183 с. : ил., цв. ил.; 30 см. - (Самые красивые и знаменитые / Вед. ред. Е. Ананьева, ISSN 1728-9084).; ISBN 5-94623-074-3 :
13. Коротких О.В. Проблема классификации народных игрушек в
отечественной педагогике // Наука и школа. 2014. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-klassifikatsii-narodnyh-igrushek-v- otechestvennoy-pedagogike(дата обращения: 12.08.2021).
14. Лопаткина Е.В. К вопросу о типах и видах кукол: генезис и
особенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tipah-i-vidah-kukol-
genezis-i-osobennosti (дата обращения: 13.08.2021).
15. Лопаткина Е.В. Авторская кукла конца XX - начала XXI века в России: история, типология, изобразительная специфика : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Лопаткина Екатерина Владимировна;
[Место защиты: Рос. ин-т истории искусств]. - Санкт-Петербург, 2013. - 21 с.
16. Маркач Е. В. Игра с куклой как способ совладания ребёнка с трудной жизненной ситуацией / Е. В. Маркач, Ю. С. Пежемская // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 12-14 апреля 2017 года. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2017. - С. 230-238.
17. Мишина М.А. Кукла как предмет культуры: к постановке
проблемы // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2009. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kukla-kak-predmet-kultury-k-postanovke- problemy(дата обращения: 27.10.2021).
18. Морозов, И.А. Феномен куклы в традиционной и современной
культуре [Текст] : кросскультурное исследование идеологии
антропоморфизма : [монография] / И. А. Морозов ; Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва : Индрик, 2011. - 351 с., [8] л. цв. ил. : ил.; 22 см.; ISBN 978-5-91674-114-8
19. II Московская международная выставка "Искусство Куклы" [Изоматериал] : [Приглашение] / Фонд "Куклы мира". - Москва, 2011. - 1 л. слож. вдвое; 27 х 10,5 см.
20. Мудрагель Л. Куклы из пластика. Изготовление, коллекционирование, реставрация / Лидия Мудрагель. - М.: Питер, 2019. - 431 c.
21. Политова М.А. История кукол: традиции и современная жизнь // СДО. 2014. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-kukol-traditsii-i- sovremennaya-zhizn(дата обращения: 09.06.2021).
22. Рыльский Г.В. Кукла как феномен искусства анимации: традиции
и современность // Общество: философия, история, культура. 2011. №1 -2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kukla-kak-fenomen-iskusstva-animatsii- traditsii-i-sovremennost (дата обращения: 02.07.2021).
23. Скрипник А.В. Феномен куклы и кукольного театра в повести «Невский проспект» Н. В. Гоголя // Вестн. Том. гос. ун-та. 2013. №376. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/fenomen-kukly-i-kukolnogo-teatra-v-povesti- nevskiy-prospekt-n-v-gogolya(дата обращения: 15.09.2021).
24. Тупкало Г.В. Традиционная кукла как направление декоративно -
прикладного русского и японского искусства: к постановке проблемы // Вестник НАСА. 2017. №1 (13). URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZtraditsionnaya-kukla-kak-napravlenie-dekorativno- prikladnogo-russkogo-i-yaponskogo-iskusstva-k-postanovke-problemy (дата обращения: 13.08.2021).
25. Худякова А. Кукла как произведение искусства // Кукольный мастер. - 2006. - №.9 - С. 11-14.
26. Чередникова M. П. Куклы в играх современных детей // Живая старина. - 2006. - № 1. - С. 18-22.
27. Шефнер В. Сестра печали. Рассказы. Стихи (сборник) // Терра- Книжный Клуб -2009.- 464 с.
28. Шикарные будуарные куклы своими руками. [Электронный ресурс]https:ZZfb.ruZarticleZ262193Zshikamyie-buduamyie-kuklyi-svoimi-rukami(дата обращения: 13.08.2021).
29. Шиповская Л.П., Шелаева М.И. Кукла как неотъемлемая часть
эстетической культуры, человеческих традиций и человеческого опыта // Сервис +. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kukla-kak-
neotemlemaya-chast-esteticheskoy-kultury-chelovecheskih-traditsiy-i- chelovecheskogo-opyta (дата обращения: 17.07.2021).
30. Юранова А.А. Куклы и игрушки своими руками / А.А. Юранова. - М.: Олма Медиа Групп, 2017. - 642 c.
31. Ядрышникова О.В. Кукла в социокультурном пространстве //
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017 №1. URL: https://cyberleninka.ruZarticleZnZkukla-v- sotsiokulturnom-prostranstve (дата обращения: 14.08.2021).
32. Berg L.E. Toys and play in identity construction for preschool children toys as communication // Toy research in the late twentieth century. Рай 2. 2003.
33. Otterbein K., Mabray A. Polymer Clay 101. Master Basic Skills and Techniques Easily through Step-by-Step Instruction. Creative Publishing international - 2011 - 192 с
34. Lazenby N. Lenci: The History and the Dolls. Reverie Publ, 2007 - 216 с
35. Pasqualino A., L'opera dei pupi / Pref, di A. Buttitta. Palermo, 1978.
36. Patti M. C. Creative Cloth Doll Collection Quarry Books/ 2011-304 с
37. Yoshida R. Yoshida style ball jointed doll guide/ Hobby Japan-136 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ