Введение
1 Теоретические основы конкурентоспособности организации
1.1 Сущность конкурентоспособности организации
1.2 Методы оценки конкурентоспособности организации
2 Анализ конкурентоспособности декор - салона «San Marco» (ИП ШМИДТ)
2.1 Общая характеристика декор - салона «San Marco» (ИП ШМИДТ)
2.2 Оценка конкурентоспособности декор - салона «San Marco» (ИП
ШМИДТ)
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности декор - салона «San Marco» (ИП ШМИДТ)
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности организации
3.2 Оценка экономической эффективности от предлагаемых мероприятий
Заключение
Библиографический список
Приложения
Каждый день в повседневной жизни мы наблюдаем, как различные предприятия ведут борьбу за наибольшую долю рынка, запуская рекламные ролики на телевидение или привлекая покупателей специальными акциями. В настоящее время бизнес развивается быстрыми темпами, особенно малого и среднего предпринимательства, и число идентичных предприятий возрастает. Перед потребителем возникает огромный выбор практически одинаковых предложений, и чтобы заполучить своего покупателя и выжить на рынке, компаниям приходится вести не только ценовые войны, но и доказывать то, что их продукция представляет ценность для потребителя, а также постоянно совершенствовать всю свою деятельность. Таким образом, возникает конкуренция, которая затрагивает все сферы деятельности любого предприятия, и чтобы предприятие было рентабельным в первую очередь оно должно быть конкурентоспособным.
Салоны по продажам предметов интерьера и по оформлению жилых и общественных помещений, яркий пример предприятий, которые сталкиваются с такой проблемой, как конкуренция. Интерьерный бизнес, в настоящее время, новая популярная и бурно развивающаяся отрасль, но в Тольятти уже наступает насыщение рынка такими предприятиями. С ростом количества салонов становится все актуальнее вопрос повышения эффективности и рентабельности, вследствие чего становится необходимым увеличение конкурентоспособности участников рынка, что в свою очередь предполагает разработку различных мероприятий.
Вследствие этого целью выпускной квалификационной работы является анализ конкурентоспособности декор - салона «San Marco», разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности салона «San Marco» и обоснование их эффективности.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость выполнения следующих задач:
• Раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности.
• Изучить факторы оказывающее влияние на
конкурентоспособность и методы анализа конкурентного положения предприятия.
• Определить способ оценки конкурентоспособности.
• Провести комплексный анализ декор - салона «San Marco» и выявить его слабые стороны и конкурентные преимущества.
• Провести исследование основных конкурентов и сравнить с конкурентным положением декор - салона «San Marco».
• Предложить и разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности салона «San Marco».
• Обосновать целесообразность проведения разработанных мероприятий через оценку конкурентоспособности.
В качестве объекта исследования был выбран декор - салон «San Marco», основной деятельностью которого является пошив и продажа штор, карнизов и предоставление платных потребительских услуг населению.
Предметом исследования является конкурентоспособность
предприятия.
В работе использованы следующие методы: коэффициентный метод, методики факторного и сравнительного анализа, табличный и графический методы, метод экспертных оценок.
Информационной базой исследования стали: экономическая
литература, средства электронной информации (интернет), статистические данные, нормативно-правовые акты РФ.
С помощью решения следующих задач, данная цель выпускной квалификационной работы, была достигнута.
• В результате исследования существующих трактовок понятия конкуренции и конкурентоспособности предприятия, выделены конкретные признаки, присущие этим понятиям и на основе этого предложено собственное определение данного явления: конкурентоспособность - это способность при наличии необходимых конкурентных преимуществ путем продвижения их ценности потребителям, достигать выбранной цели.
• Изучены факторы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность предприятия, такие как политические, экономические, социальные, технологические, влияние клиентов, влияние поставщиков, соперничество конкурентов, угроза потенциальных конкурентов, влияние товаров субститутов.
Для удобства анализа приведенные факторы можно классифицировать в две модели: модель 5 сил М. Портера и PEST-анализ.
• Были изучены различные инструменты и модели менеджмента при помощи, которых можно выявить конкурентные преимущества предприятия и сделать комплексный анализ конкурентного положения и положения основных конкурентов:
• Цепочка создания ценности по М. Портеру.
• Методика сравнительного анализа конкурентов.
• Методика SWOT-анализа.
• Были исследованы разные методики по оценке
конкурентоспособности, такие как изучение конкурентоспособности, с позиций сравнительных преимуществ; методы оценки
конкурентоспособности производителя, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли; теория эффективной конкуренции; оценка конкурентоспособности производителя по конкурентоспособности его
продукции; матричная методика оценки конкурентоспособности. Вследствие чего, предложено проводить оценку конкурентоспособность
рассматриваемого предприятия с помощью интегрального показателя конкурентоспособности предприятия.
• Из общего анализа предприятия, который проведен с учетом исследованных методик, можно сделать вывод, что часть возможностей салона штор «Сан Марко» совершенно не задействована, что существенно отражается на его конкурентоспособности и приводит к снижению рентабельности:
• не используются два отдельных помещения,
• салон не имеет единой системы учета своей деятельности,
• не извлекаются выгоды от удачного месторасположения салона,
• при масштабном развитии интернет - технологий, о салоне можно встретить небольшое количество информации.
• Проведенный анализ основных конкурентов декор - салона «San Marco» показал, что исследуемый салон занимает среднюю конкурентную позицию в частности из-за недостаточно развитой маркетинговой деятельности.
• Чтобы укрепить и улучшить свою конкурентную позицию, салону «San Marco», был предложен и проведен ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности салона на основе проведенного анализа во втором разделе. Комплекс мероприятий, проведенный с 23 марта по 7 мая, включил в себя:
• мероприятия по получению дополнительного источника финансирования,
• мероприятия по организации учета деятельности салона,
-расширение спектра услуг,
• маркетинговые мероприятия.
• Было решено определять целесообразность проведенных мероприятий через оценку конкурентоспособности путем расчета и оценки
показателей, товарных и нетоварных признаков конкурентоспособности до и после проведения мероприятий, вследствие чего предложена методика, позволяющая дать комплексную оценку изменения их
конкурентоспособности.
Результат оценки конкурентоспособности доказал целесообразность проведения разработанных мероприятий, причем по всем показателям.
Таким образом, конкурентоспособность декор - салона «San Marco» повысилась.
1. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. - М. : Типография «Новости», 2012. 256с.
2. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент / Д.В. Арутюнова. - Т. : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. 122с.
3. Войталовский Н.В. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации / Н.В. Войталовский, А.П. Калинина, И.И. Мазурова. - М.: Высшее образование, 2013. 513 с.
4. Воронов Д. С., Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения / Д.С. Воронов, В. В. Криворотов. - Екатеринбург. : Изд-во УГТУ-УПИ, 2013. 96с.
5. Воронов Д.С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятия/ Д.С. Воронов // под ред. А.И. Татаркина и В.В. Криворотова. - М. : Экономика, 2014. С. 371-409.
6. Гвозденко А.Н. SWOT - анализ: методики поведения и возможности применения на российских предприятиях // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2016. №2. С. 144 - 156.
7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования / Е.П. Голубков. - М. : Финпресс, 2013. 496 с.
8. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Ю.В. Гуськов. - М. : Альфа - М, 2013. 189с.
9. Дубинина Н.А. Методические основы оценки конкурентоспособности предприятий в условиях рынка (На примере судостроительносудоремонтных предприятий Астраханской области) : Дис. ... канд. экон. наук : защищена 15.06.2000 : утв. 24.10.2000 / Н.А. Дубинина. - Астрахань. : Изд-во РГБ ОД, 2000. 180 с.
10. Игнатович А.С. Монополия и конкуренция в условиях рыночного хозяйства. Антимонопольное регулирование, проблемы и опыт реализации в
России. [Электронный ресурс] www.kazreferat.info/read/monopoliya-i-
konkurenciya-i-v-rossii-NDUOMg (дата обращения: 23.03.2017).
11. Карлик А.Е. Экономика предприятия / А.Е. Карлик, М.Л. Шухгальтер. - М. : ИНФРА-М, 2014. 227с.
12. Карлоф Б. Деловая стратегия / Б. Карлоф. - М.: Экономика, 2015. 239с.
13. Константинов Г.Н. Стратегический менеджмент. / Г.Н. Константинов. - М. : Бизнес Элайнмент, 2016. 239 с.
14. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012. 816с.
15. Макконелл К.Р. Экономикс / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю. - М. : ИНФРА-М, 2013. 983с...