Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет гендерных представлений посредством игротерапии 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме
формирования гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Игротерапия как средство формирования гендерных
представлений у детей 5-6 лет 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет гендерных представлений посредством игротерапии 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
гендерных представлений 24
2.2 Организация и содержание работы по формированию
у детей 5-6 лет гендерных представлений посредством игротерапии 36
2.3 Определение динамики сформированности у детей 5-6 лет
гендерных представлений 44
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп. 55
Приложение Б Количественные результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 56
Приложение В Количественные результаты исследования на контрольном этапе эксперимента 58
В России настало время обращения к проблеме гендера и гендерной идентичности после длительного периода «бесполой» психологии согласно И.С. Кону. На это есть несколько причин. Первая, это сложность темы, она является одной из сложнейших историко-культурных и психических проблем. Вторая, современная педагогика требует индивидуального подхода к воспитанию и формированию личности ребенка. А это невозможно сделать без учета специфики пола и становления гендерного сознания.
Изменением ценностно-нравственных ориентаций в сфере отношений мужчин и женщин характеризуется наше общество в данный момент, происходит размытие границ социальных ролей, это провоцирует агрессию девочек и повышает тревожность мальчиков. Из-за этого тема гендерного развития нуждается в более детальном изучении.
На ранних этапах становления личности на формирование гендерной идентичности в большей степени влияет семья. Именно родители влияют на усвоение ребенком специфики поведения пола. Для нормального гендерного развития требуется образец мужчины и женщины (отца и матери). Восприятие сразу обоих полов помогает ребенку в сравнении качеств поведения, а также это необходимо для единства восприятия ролей. Главным источником моделей поведения для ребенка являются его родители и образ их жизни. Отношения родителей становятся объектом подражания. Они воспринимаются как образец отношений полов. Искажение структуры семьи не может не отражаться на идентификации ребенка.
Многие отечественные (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон) и зарубежные (Ш. Берн, Л. Кольберг, С. Томпсон) ученые считают, что, изначально первичная гендерная идентичность появляется к концу детского сада. В более старшем возрасте возможность повлиять на идентичность ребенка падает. Поэтому возраст 5-6 лет многие считают наиболее благоприятным для формирования знаний и представлений о мужественности и женственности, которые способствуют идентификации ребенка по половому признаку. Но несмотря на все вышеперечисленное полоролевое развитие дошкольника остается малоизученным.
Одним из средств для познания ребенком собственного «Я» и формирования представлений о его гендерной идентичности, различиях между мужчиной и женщиной детям является игротерапия.
Игровая терапия относится к ряду методов капитализации естественного стремления детей исследовать и использовать его для удовлетворения и реагирования на потребности развития, а затем и их психического здоровья. Он также используется в целях психологической оценки, когда человек слишком молод или слишком травмирован, чтобы дать устный отчет о неблагоприятных, оскорбительных или потенциально преступных обстоятельствах в своей жизни (Д. Винникотт, Д. Калфф, М. Лоуэнфельд, М. Фордхэм, А. Фрейд).
Основываясь на все вышеперечисленное, мы установили противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет гендерных представлений и недостаточным применением игротерапии для данного процесса.
На основе противоречия мы обозначили проблему исследования: каковы возможности игротерапии в формовании у детей 5-6 лет гендерных представлений?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-6 лет гендерных представлений посредством игротерапии».
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить возможность формирования у детей 5-6 лет гендерных представлений посредством игротерапии.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет гендерных представлений.
Предмет исследования: игротерапия как средство формирования у детей 5-6 лет гендерных представлений.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет гендерных представлений посредством игротерапии будет возможно, если:
- поэтапно реализовано содержание работы с детьми 5-6 лет, обеспечивающее формирование гендерных представлений посредством игротерапии;
- вовлечены родители в совместную работу по формированию гендерной идентичности, с учетом положительного опыта семейного гендерного воспитания;
- дополнена в группе развивающая предметно-пространственная среда,
способствующая усвоению гендерных представлений в самостоятельной деятельности детей.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить задачи:
1) проанализировать проблему формирования гендерных представлений посредством игротерапии в педагогической и психологической литературе;
2) выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет гендерных представлений;
3) определить и реализовать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет гендерных представлений посредством игротерапии;
4) определить динамику сформированности у детей 5-6 лет гендерных представлений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения о:
- гендерной социализации в онтогенезе (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, Т.А. Репина);
- гендерных аспектах социализации дошкольников (С.А. Васюра, С.В. Голубова, С.В. Зверева);
- игротерапии как методе формирования представлений дошкольников (Д. Винникотт, М. Кляйн, А. Фрейд,).
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 80 «Песенка» г.о. Тольятти. В данном исследовании принимало участие 24 ребенка в возрасте 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, обоснованы возможности игротерапии в формировании у детей 5-6 лет гендерных представлений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности у детей 5-6 лет гендерных представлений посредством игротерапии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные занятия по игротерапии, формирующие гендерные представления детей 5-6 лет, могут быть использованы педагогами- психологами и воспитателями в образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (27 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 1 таблицей и 12 рисунками. Текст работы изложен на 54 страницах.
Вопрос формирования у детей 5-6 лет гендерных представлений посредством игротерапии рассматривали многие ученые. Основная программа формирования у детей 5-6 лет гендерных представлений предполагает стимулирование разнообразных игр для детей, во время которых формируются и корректируются гендерное поведение. С этой целью применяются различные формы организации детей. Одним из эффективных методов формирования у детей 5-6 лет гендерных представлений является ознакомление с ролями мужчины и женщины в семье. Чтобы достичь поставленных воспитательных целей, необходимо соблюдение следующих психолого-педагогических условий: подбор оптимальных технологий и методик организации воспитательного процесса; обязательное проведение разнообразных мероприятий, ориентированных на развитие гендерных представлений, посредством участия в практической деятельности; создание уютной атмосферы в детском саду, позволяющей детям комфортно находится в своей среде обитания.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности гендерных представлений 20% детей, средним 38%, и высоким 42. В контрольной группе выявлено, что 16% детей обладает низким уровнем, у 44% детей был выявлен средний уровень, высокого уровнем обладали 40% детей.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс формирования гендерных представлений посредством игротерапии будет возможным при следующих психолого-педагогических условиях:
- поэтапно реализовано содержание работы с детьми 5-6 лет, обеспечивающее формирование гендерных представлений в ходе игротерапии;
- вовлечены родители в совместную работу по формированию гендерных представлений, с учетом положительного опыта семейного гендерного воспитания;
- создана в группе насыщенная, развивающая предметно- пространственная среда, способствующая усвоению гендерных представлений в самостоятельной деятельности детей.
Посредством повторной диагностики было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 8%. Средний уровень не изменился - 38%, высокий же возрос с 42% до 50%, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента. В контрольной группе низкий уровень был выявлен у 6% (16% констатирующий этап). Средний уровень 46% (было 44%). Высокий уровень 50% (было 42%). В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности у детей 5-6 лет гендерных представлений посредством игротерапии.
1. Абраменкова В. В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии. М., 2000. 156 с.
2. Бендас Т В. Гендерная психология: учебное пособие. Санкт- Петербург., 2006. 431 с.
3. Иванова Т В. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей. Подготовительная группа М. : Корифей, 2005, 96 с.
4. Ильин Е. П. Дифференцированная психофизиология мужчины и женщины. Санкт-Петербург, 2008. 544 с.
5. Каган В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Санкт-Петербург, 2008. 418 с.
6. Каган В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. М., 1988. 111 с.
7. Колесов Д. В. Пол и секс в современном обществе М. : УРАО, 1999. 176 с.
8. Корсини Р. Психологическая энциклопедия. Санкт-Петербург, 2007. 1567 с.
9. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. 2000. 476 с.
10. Куликов Л. В. Психолого-педагогические аспекты адаптации М. : ШТИИЦА, 1999. 114 с.
11. Ледовских Н. К. Педагогические условия полоролевого воспитания старших дошкольников. Дошкольник: методика и теория воспитания и обучения. 2012. 88 с.
12. Мазниченко М. А. Половое воспитание старших дошкольников. Москва, 2004. 45 с.
13. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре : пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение. 1982. 128 с.
14. Мир Детства в современном мире: (проблемы и задачи исследования) / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : МОДЭК, 2013. 335 с.
15. Миронова Е. Е. Сборник психологических тестов М. : Женский институт ЭНВИЛА, 2005. 301 с.
16. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 160 с.
17. Реан А. А. Психология изучения личности М. : СП, 1999. 324 с.
18. Репина Т А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду// Вопросы психологии. Москва, 1984. С. 62 - 49.
19. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. Воронеж, 2004. 288 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Питер. 2006. 713 с.
21. Семенова С. Л. Практикум по общей психологии: учебное пособие. Екатеринбург, 2000. 57 с.
22. Шелухина И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Москва, 2007. 96 с.
23. Шипицына Л. М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста: методическое пособие. Санкт- Петербург, 2008. 48 с.
24. Щетинина А. М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие 2017. № 5. С. 52-54
25. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. 124 с.
26. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М. : Просвещение, 2015. 340 с.
27. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : ВЛАДОС, 1999. 360 с.