Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческой активности школьников на уроках изобразительного искусства

Работа №104929

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические вопросы развития творческой активности школьников 6
1.1 Проблемы развития творческой активности школьника 6
1.2 Влияние изобразительной деятельности на развитие способностей
младшего школьника 15
Глава 2 Экспериментальное исследование творческих способностей младших школьников в динамике их развития 20
2.1 Диагностика уровня творческой активности младших
школьников 20
2.2 Содержание работы по развитию творческой активности у детей
младшего школьного возраста посредством изобразительной деятельности 33
2.3 Динамика развития творческой активности младших школьников на
уроках изобразительного искусства 36
Заключение 40
Список используемой литературы 43
Приложение


Развивать творческие умения ребенка - одна из значимых задач образования. Это процесс помогает пробудить инициативу, независимость решений, свободу самовыражения, уверенность в себе, ведь настоящей целью обучения является не только получение знаний, навыков и умений, но и развитие, и воспитание творческой личности. Благодаря исследованиям известных ученых-психологов, мы может свидетельствовать о том, что особенности человеческой психики, все важные основологающие личности, такие как интеллект, мораль, нравственность и другие, возникают и формируются в детстве. То есть перед учителем изобразительного искусства стоит задача развития творческих способностей ребенка. Младший школьный возраст - это очень благоприятный период, когда творческая деятельность может помочь раскрыться и сформировать индивидуальность ребенка. Творческая работа ученика состоит из множества факторов. Его специфическим компонентом является воображение: самое большое напряжение эмоций и духовности ребёнка, когда идея становиться действительным «художественным явлением» и получается «произведение искусства». Художественная деятельность ребенка состоит из лепки, конструирования, рисования. Когда ребёнок занимается этими видами деятельности, он всесторонне развивается, познаёт окружающий мир, отражает своё субъективное видение мира в творческой деятельности [23].
Творческая деятельность - это высшая форма активности, самостоятельности, способности создавать новое, уникальное. Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственной, технической, экономической. Процесс развити творческой активности, это не спонтанный процессс деятельности, а целенаправленый, лпосрнедованный целями и задачи которые ставит учитель. Существуют два вида деятельности: репродуктивная
(воссоздающая) и продуктивная (творческая).
В настоящее время, когда преобладают аспекты информационного и технического общества, где все процессы регулируются и стандартизируются, особенно важным становится не потерять в человеке творческую составляющую, которая может являться мотивационной к развитию и инновациям. Также развитие именно творческого мышления способствует развитию критического мышления, которое так необходимо современному человеку [24].
Объект исследования - процесс развития творческой активности у младших школьников.
Предмет исследования - условия, методы развития творческой активности младших школьников.
Актуальность исследования состоит в необходимости изучения приемов творческого мышления детей и подростков в современном обществе, активизирующие индивидуально психическое его развитие.
Цель - развитие творческой активности школьников на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
- рассмотреть проблемы творческой активности в теоретическом осмыслении; изучить влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка;
- провести экспериментальное изучение творческих способностей у младших школьников;
- определить личностное развитие школьников в процессе организации творческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе педагогической и методической литературы, позволяющей изучить и систематизировать имеющийся опыт научной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты и проведенные уроки могут быть использованы в практике деятельности учителя изобразительного искусства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Младший школьный возраст - это очень благоприятный период, когда творческая деятельность помогает раскрыть способности ребенка, сформировать индивидуальность его мышления. Поэтому ключевая психолого-педагогическая задача должна направляться на создание благоприятных условий для творческой активности младшего школьника.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы творческой активности школьников. Проанализировали проблемы творческой активности в трудах зарубежных и российских ученых, и изучили влияние изобразительного искусства на развитие ребенка. В ходе теоретического исследования мы убедились в том, что творческое образование необходимо для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Показатели, по которым стоит определять уровень творческой активности, включают: подход к творческой деятельности (степень заинтересованности ребенка в творческой деятельности), качество используемых творческих приемов (изобретательность, скорость, гибкость принятия решений), качество творческой деятельности. результаты (независимость).
Во второй главе нашей бакалаврской работы был представлен экспериментальное изучение творческих способностей младших школьников. Для того, чтобы оценить уровень творческой активности детей во 2 «А» классе МБУ школы № 13, были использованы следующие
диагностика Т. Торренса: «Нарисуйте картинку», «Завершение фигуры», «Повторяющиеся линии».
Анализ экспериментального этапа показал такие результаты: высокий уровень составил - 14 %, средний уровень - 38 %, низкий уровень - 48 %. Полученные результаты позволили разработать уроки для повышения творческой активности. В проведенном нами исследовании диагностики творческой активности школьников начальных классов, мы выявили следующие факты: в уровнях творческой активности преобладают именно 40
низкие характеристики творческих способностей. Мышление младших школьников стандартизировано и однотипно, преобладают типичные образы и цвета. Дети чувствуют зажатость и неуверенность в своих действиях, не дают волю воображению и активному мышлению.
Также нами было проведено педагогическое наблюдение, в ходе данного метода мы смогли выявить, что младшим школьникам нравится делиться результатами своего творчества и своих достижений. При создании своей картинки дети с радостью рассказывают всему классу о ней, поделиться собственными эмоциями и выразить себя. Ребята, которые всегда с нетерпением ждали урока, рассказали о создании разных вариантов картинок, делясь друг с другом своими впечатлениями. Для младших школьников урок изобразительного искусства считается отдыхом и место для смены познавательной активности. Данное восприятие детей, когда урок воспринимает больше как развлечение, способствует лучшему усвоению материала и плодотворному процессу обучения. Дети младшего школьного возраста наиболее эмоциональны, им нравится делиться полученными результатами свое творчества, показывать и рассказывать о картинке одноклассникам, каждый хочет поделиться впечатлениями и выразить себя
Итак, делая выводы по проведенной экспериментальной работе, направленной на повышение творческой активности детей младшего школьного возраста, можем сказать, что разработанные уроки показали результат, творческая активность детей повысилась. В ходе эксперимента нам удалось повысить высокий уровень развития творческих способностей с 14 % на 21 %, на 7 %, что является очень хорошим показателем. Средний уровень развития творческих способностей вырос с 38 % на 41 %, на 3 %. И что самое важное низкий уровень развития творческих способностей снизился на 10 %, с 48 % на 38 %. Данные показатели свидетельствуют об явном улучшении творческой деятельности среди младших школьников. И что систематическая работа в данной области позволит улучшить состояние учеников в творческой сфере. И также нами было выявлено, что важным критерием в развитии творческих способностей и умений, является именно педагогическая составляющая. В ходе проведенного эксперимента, мы можем сделать вывод, что наиболее эффективно обучение творческой деятельности будет при систематической работе и мотивации. Для этого необходимо создавать творческую атмосферу, которая будет помогать в свободном самовыражении творческого мышления, использовать разные направления заданий, которые будут развивать воображение ребенка
В ходе нашего исследования нам удалось решить поставленные задачи и достигнуть цели. Гипотеза, которая была выдвинута в начале исследования подтверждена.
Таким образом, мы изучили проблемы творческой активности в современном образовательном и воспитательном пространстве. Данная тема остается актуальной в современном информационном обществе, где наметилась тенденция упрощать и машинизировать процессы мышления. Творческая активность остается необходимой для развития всесторонней личности. Именно благодаря творческой деятельности у детей формируются навыки критического мышления, умение нестандартно мыслить, искать новые пути решения проблемы. Творческую деятельность и активность необходимо развивать в ребенке с ранних лет жизни. В особенности в школьные годы, когда происходить активная социализация ребенка. Именно поэтому важное значение в школьной программе имеет предмет изобразительного искусства. На этом предмете ребенок знакомиться с творческими процессами и начинает их развивать в себе, формирует навыки не стандартизированного мышления и нового взгляда на окружающий мир.
Таким образом, находясь в условиях, где процесс развития обусловлен творческой свободой, когда ребенок создаем сам, выражая свои желания и стремления, у него формируется особое отношение к миру, обусловленное внутренними мотивами и потребностями в самовыражении и взаимодействии своего «я» во внешней среде, в социуме, раскрывая свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал на общесоциальном уровне.



1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя [Текст] / А. Д. Алехин. - М.: Просвещение, 2018
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996.
3. Арябкина И.В. Основы творческого развития младших школьников в художественно-эстетической деятельности : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / И. В. Арябкина, А. А. Спиридонова. - Ульяновск : УлГТУ, 2021. - 117 с. : ил., табл.; ISBN 978-5-9795-2090-2 : 500 экз.
4. Антонова Л.А. Развитие творческой активности младших
школьников на уроках изобразительного искусства : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т общ. образования М-ва
образования РФ. - Москва, 2001. - 21 с.
5. Белявский, И. Г. Эстетическое восприятие живописи старшими школьниками [Текст] автореф. дисс... канд. пед. наук (психология) /И. Г. Белявский. - М., 2011
6. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б.
Богоявленская - М.: Знание, 1991
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Психология развития. - СПб. : Питер, 2011
8. Варданян Ю.В., Гордеевцева М.А. Развитие творческого
потенциала личности на уроках изобразительного искусства // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskogo-potentsiala-lichnosti-na- urokah-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения: 02.11.2021).
9. Волков И.П. Художественная студия в школе: книга для учителя: из опыта работы / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 2007
10. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: (Сборник научных трудов) [Текст] / Б.П. Юсов. - М.: Просвещение, 2017
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 2016
12. Касимова А.М. Развитие творческой активности дошкольников как психолого-педагогическая Проблема // Вестник ГУУ. 2013. №21. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-tvorcheskoy-aktivnosti-doshkolnikov-kak- psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 04.11.2021).
13. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития [Текст] дис. ... д-ра психол. наук / Е. Е. Кравцова. - М.: Наука, 2012
14. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст] / Л.С. Коршунова. - М.: Психология, 1979
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев - М.: Мысль, 1965
16. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Н.С. Лейтес. - М.: Знание, 1984
17. Методы психодиагностики творческих способностей человека.
Тест Е.Торренса. Режим доступа [Офиц. сайт]. URL:
http:ZZstranamasterov.ru/node/18819.Z
18. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: программа для учителей / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007
19. Петровский, А.В. Общая психология 2-е изд., и доп.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.alleng.ru/d/psy/psy132.htm. (дата обращеня 28.04.2017)
20. Пустовит М.Ю. Развитие творческой активности младших школьников в процессе изучения дисциплин эстетического цикла : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 2000. - 225 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство Питер, 2000
22. Сергей Аполлинариевич Герасимов. Художник и педагог/ Бондарчук Н. С., Еременко Н. Н., С. В. Комаров; составители М. О. Воденко и др./ 2016 год
23. Тришина Г.В. Педагогические условия формирования готовности
детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства // КПЖ. 2017. №1 (120). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskie-usloviya-
formirovaniya-gotovnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k- hudozhestvenno-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.11.2021).
24. Торренс Е.П. Диагностика креативности [Текст]: теория и тесты / Е.П. Торренс - СПб.: Речь, 2008
25. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. / К.Д. Ушинский. - ФАИР - ПРЕСС, 2004
26. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1996. - № 3.
27. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими (Пер. с англ.). - М., 1993
28. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:ZZschool-collection.edu.ruZ
29. Hering F.F. The Life and Works of Jean-Leon Gerome. — New York: Cassell Publishing Company, 1892
30. Csikzentmihalyi, M. Society, culture, and person: A system view of creativity ZZ The nature of creativity: Contemporary psycological perspectives. N.Y. Cambridge University Press. - P. 325-339.
31. Guilford J.P. The nature of human intelligence. -N.Y.: McGraw-Hill, 1967.
32. Kaplan S.N. et all. Change for Children. Ideas and Activities for Individualizing Learning. Goodyear Publishing company, INC. Santa Monica, California. 1980. - 255 p.
33. Torrance, E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. Norms- Technical Manual: Ginn and Company (Xerox Corporation), 1974. 79 p.
34. White B.L., Kaban B.T., m Attanucci G. The Origins of Human Competence: The Final Report of the Harvard Preschool Project. Massachusetts, 1979.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ