Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №104924

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания 9
1.1 Сущность понятия «эмоциональное выгорание» 9
1.2 Современные исследования синдрома эмоционального выгорания в
работах отечественных и зарубежных психологов 21
1.3 Психологические особенности личности работников торговой сферы.. .27
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания у работников торговой сферы с разным стажем профессиональной деятельности 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования
эмоционального выгорания у работников торговой сферы исследования 41
Выводы по второй главе 54
Заключение 57
Список используемой литературы 61


Одной из психологических проблем в настоящее время является синдром эмоционального выгорания в различным сферах социальной жизни общества. Само понятие «выгорание» отражает суть данного вопроса. Люди, находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, испытывают ряд трудностей, отражающихся на профессиональной деятельности, ухудшая ее качество. Также это влечет за собой проблемы и в личностной сфере. Что же представляет собой синдром эмоционального выгорания?
Синдром эмоционального выгорания - это психологическое явление, оказывающее негативное воздействие на здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в торговой сфере.
В связи с этим изучение феномена эмоционального выгорания приобретает столь важное значение.
Синдром эмоционального выгорания широко исследуется в работах зарубежных психологов. В отечественной психологии данной проблеме практически не уделялось внимание. Как правило, данный феномен рассматривается в работах отечественных психологов в контексте более широкой проблематики.
Среди работ отечественных психологов можно выделить работы Бойко В.В., Орел В.Е., Макарова Г.А.
Орел В.Е. в «Исследовании феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии» рассматривает теоретические аспекты изучения данной проблемы, связанные с определением понятия, основными подходами к его изучению, методиками диагностики.
Также исследование данной проблемы проводится в работах Аминова Н.А., Борисовой М.В., Руковишникова А.А. и др. Более широко теоретические и эмпирические исследования феномена эмоционального выгорания представлены в зарубежной психологии. Изучению этого вопроса посвящены работы следующих зарубежных ученых: К. Маслач, С. Дексон, Е. Аронсон, С. Валкер, Д. Кассевска и др.
Тем не менее, на сегодняшний день закономерности возникновения и развития феномена эмоционального выгорания среди работников торговой сферы не достаточно изучены. Существующие подходы к исследованию эмоционального выгорания не позволяют выделить единую систему психологических детерминант данного феномена. Среди подходов к изучению данной проблемы можно выделить интерперсональный, организационный и индивидуальный подходы. Представители каждого из них различно трактуют причины возникновения синдрома эмоционального выгорания. Так, приверженцы интерперсонального подхода среди причин синдрома выделяют межличностные взаимоотношения специалиста с субъектами профессиональной деятельности, приверженцы
организационного подхода считают причиной выгорания факторы рабочей среды, такие как особенности организационной структуры, режим деятельности, а представители индивидуального подхода выделяют особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности.
В связи с этим необходимо рассмотреть синдром эмоционального выгорания как многокомпонентную систему, связанную с особенностями профессиональной деятельности работников сферы торговли, в зависимости от стажа трудовой деятельности.
Все исследователи едины во мнении, что синдром эмоционального выгорания приводит к негативным последствиям, среди которых можно выделить снижение эффективности профессиональной деятельности, ухудшение психического и физического здоровья педагогов, нарушение взаимоотношений, как личных, так и профессиональных и пр.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы вызвана необходимостью изучения особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у работников торговой сферы в зависимости от стажа их профессиональной деятельности, а также рассмотрение факторов его формирования для разработки профилактических и коррекционных мероприятий.
Цель исследования: провести сравнительный анализ выраженности эмоционального выгорания у работников сферы торговли с разным стажем профессиональной деятельности.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания у работников сферы торговли.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что степень выраженности эмоционального выгорания у работников торговой сферы с большим трудовым стажем будет выше, чем у работников, имеющих меньший трудовой стаж.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального выгорания.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование выраженности эмоционального выгорания у работников сферы торговли с разным стажем профессиональной деятельности.
3. Провести сравнительный анализ выраженности эмоционального выгорания у работников сферы торговли с разным стажем профессиональной деятельности.
4. Дать рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания у работников торговой сферы.
В процессе написания работы использовался следующий методический и теоретический материал: базовые подходы к изучению синдрома эмоционального выгорания (B.B. Бойко, В.Б. Орел, А.А. Рукавишников, Борисова М.В), подходы к изучению профессиональных деформаций (Грановская).
Тема, цель, задачи и гипотеза работы обусловили выбор следующих методов исследования:
- теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме эмоционального выгорания;
- эмпирические методы, включающие в себя диагностические методики
(Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко, Опросник «САН: самочувствие, активность, настроение», разработанный В.А.
Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шараем, М.П. Мирошниковым).
Практическая и теоретическая ценность работы заключается в том, что в работе проведен комплексный анализ синдрома эмоционального выгорания, раскрыто понятие синдрома и его причины, выявлена специфика данного феномена у работников в сфере торговли.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что в результате проведенного исследования были предложены рекомендации для профилактики синдрома эмоционального выгорания у работников торговой сферы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Существует большое количество подходов к проблеме эмоционального выгорания и не менее большое количество определений этого понятия. Его рассматривают и как реакцию организма, и как процесс, и как синдром.
Синдром эмоционального выгорания - это, возникающая в результате длительного воздействия на организм человека профессионального стресса, реакция организма. В первом случае эта проблема рассматривается как реакция.
С другой точки зрения, синдром эмоционального выгорания - это уже процесс, когда происходит постепенная утрата эмоциональной и физической энергии, когда происходит умственное и физическое истощение.
Также эмоциональное выгорание рассматривается как синдром, который развивается на фоне постоянного стресса и ведет к истощению всех ресурсов работающего человека.
Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно и состоит из трех составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений.
Также существуют объективные и субъективные факторы выгорания. Объективные факторы - это неблагоприятный социально-психологический климат коллектива, а также недостатки в организации трудовой деятельности персонала. Субъективные факторы - это эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность нервно-психических процессов, рассогласование в ценностной сфере, а также низкий уровень сформированности собственной системы сознательной саморегуляции поведения и эмоций.
Вообще, термин «выгорание» было предложено Х.ДЖ. Фрайденбергом в 1974 году. Затем он нашел широкое применение в психотерапевтической практике после работ К. Маслач. В рамках своего подхода она делала акцент на том, что выгорание - это результат несоответствия между самой личностью человека и его работой. И чем больше это несоответствие, тем выше вероятность развития выгорания.
Выделяют три основных признака синдрома эмоционального выгорания. Первый признак - это ощущение чувства перенапряжения, исчерпания эмоциональных и физических ресурсов. Второй признак - личностная отстраненность. Третий признак - это ощущение утраты собственной эффективности и падение самооценки.
Как выявила К. Маслач, всех профессионалов, подверженных эмоциональному выгоранию, объединяет близкий контакт с людьми, который очень трудно поддерживать длительное время.
В.В. Бойко определял эмоциональное выгорание как защитный механизм, который представляет собой полное или частичное исключение эмоций в ответ на длительное психотравмирующее воздействие. Он выделял три фазы формирования выгорания: фаза напряжения, фаза резистенции и фаза истощения.
Ряд отечественных ученых занимались исследованием эмоционального выгорания у представителей торговой сферы. Так, Н.К. Туран выявила, что продавец находится в ситуации, когда необходимо постоянно создавать благоприятную доверительную атмосферу с клиентом, имея незначительную информацию о нем. При этом нужно активизировать все свои психические процессы, что значительно способствует профессиональному выгоранию.
По мнению А.Ю. Солдатенковой, степень развития эмоционального выгорания у продавцов тесно связана с уровнем их эмпатии, т.е. ориентацией на клиента.
В данной работе мы изучали выраженность эмоционального выгорания у работников с разным стажем профессиональной деятельности.
Эмпирическое исследование, а также сравнительный анализ выраженности эмоционального выгорания у работников с разным стажем профессиональной деятельности проводилось на базе ИП «Калейдоскоп» г.о.
Тольятти. В качестве испытуемых в исследовании принимали участие продавцы данной организации в количестве 25 человек со стажем работы от 1 до 8 лет. Возрастной диапазон испытуемых составил от 26 до 55 лет.
Результаты проведения исследования показали, что фаза «напряжение» сформировалась в обеих подгруппах, что говорит об общем состоянии напряжения и тревоги у сотрудников данной организации. Наличие напряжения является предвестником развития синдрома эмоционального выгорания, представляет собой как бы спусковой механизм, предпосылкой к его развитию. Сотрудники все больше прибывают в состоянии тревоги, все больше выражают неудовлетворенность собственным трудом, у некоторых возможна даже депрессия.
Все вышесказанное подкрепляет и развивающаяся фаза «резистенции», а именно мобилизация всех сил и ресурсов человека. У сотрудников с трудовым стажем более 5 лет фаза «резистенции» практически сформировалась. Фаза «истощение» у сотрудников со стажем работы менее 4-х лет не сформировалась, в то время как у сотрудников со стажем работы более 4-х лет наблюдается стадия формирования. Что говорит о росте возможности развития синдрома эмоционального выгорания у сотрудником с возрастанием стажа работы в данной организации. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что симптом «эмоциональная отстраненность» фазы «истощение» является сложившемся, в то время как больше ни один из симптомов всех трех фаз в обеих подгруппах не является сложившемся, а лишь только складывается.
Результаты проведения методики САН показали, что с увеличением трудового стажа в данной организации намечается тенденция роста общей усталости и, некоторого, субъективного ухудшения состояния здоровья.
Таким образом, можно сделать предположение, что с увеличением стажа работы в данной организации, увеличивается и вероятность развития синдрома эмоционального выгорания.
Следовательно, гипотеза нашего исследования, которая заключается в том, что степень выраженности эмоционального выгорания у работников торговой сферы с большим трудовым стажем будет выше, чем у работников, имеющих меньший трудовой стаж, подтвердилась.



1. Ананьев, Б. А. Введение в психологию здоровья [Текст] / Б.А. Ананьев. - СПб.: Питер, 1999.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990.
4. Багрий, М. А., Качина, А. А. Особенности формирования синдромов стресса в разных видах профессиональной деятельности [Текст] / М.А. Багрий, А.А. Качина. - СПб.: Питер, 2001.
5. Бабаев, Т. М. Особенности психологической структуры общительности у работников в сфере продаж [Текст] / Т.М. Бабаев // Материалы Международной научно-практической конференции 16-18 октября 2003 г. «Индивидуальные различия и проблема индивидуальности». - М., 2003. - С. 285-287.
6. Бабаев, Т. М. Психологические особенности общительности и эффективность деятельности по обслуживанию клиентов [Текст] / Т.М. Бабаев. - М.: Логос, 2002.
7. Барабанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» [Текст] / М.В. Барабанова // Вестник МГУ. - Серия 14, Психология. - 1995. - № 1. - С. 54-58.
8. Батаршев, А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев. - Таллинн: Регалис, 1998.
9. Баркер, Р. Эффект фрустрации в когнитивной среде [Текст] / Р. Баркер. - М.: Сфера, 2005.
10. Бойко, В. В. Охрана психического здоровья [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Академия, 2004.
11. Бойко, В. В. Диагностика эмоционального выгорания личности [Текст] / В.В. Бойко // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
12. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999.
13. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы [Текст] / В.А. Бодров. - М.: Институт психологии РАН, 1995.
14. Балашова, Т. Б. Взаимосвязь деятельности продавцов- консультантов с индивидуально-личностными особенностями [Текст] / Т.Б. Балашова // Концепт. - 2016. - Т. 7. - С. 66-70.
15. Бодалев, А. А. Общение как предмет теоретических и прикладных исследований [Текст] / А.А. Бодалев. - Л.: Социс, 1973.
16. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: международная педагогическая академия, 1995.
17. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб.: Питер, 2004.
18. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк. - М.: Академия, 2008.
19. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008.
20. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [Текст] / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: СПбГУ,
2000.
21. Вилюнас, В. К., Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология эмоций [Текст] / В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
22. Гарбер, Е. И., Козача, В. В. Методика профессиографии [Текст] / Е.И. Гарбер, В.В. Козача. - Саратов, 1992.
23. Далакова, А. С., Дубовый, Л. М. Механизм формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания и факторы, влияющие на синдром [Текст] / А.С. Далакова, Л.М. Дубовый // Вестник КГУ им. Н.А. некрасова. - 2009. - № 3. - С. 336-343.
24. Ермакова, Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности [Текст] / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. - 2010. - № 1. - С. 27-39.
25. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008.
26. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л.А. Китаев- Смык. - М.: Логос, 2007.
27. Ковалев, А. Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1990.
28. Ковалев, А. Г. Личность и пути ее формирования [Текст] / А.Г. Ковалев. - М.: Знание, 2004.
29. Ковалев, А. Г. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / А.Г. Ковалев. - М.: Знание, 1994.
30. Коган, В. М., Нейфих, А. А. Психологический анализ профессии продавца [Текст] / В.М. Коган, А.А. Нейфих. - М., 1926.
31. Коломенский, Я. Л. Психология общения [Текст] / Я.Л. Коломенский. - М.: Знание, 1989.
32. Левитов, Н. Д. О психологических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. - М.: Смысл, 2008.
33. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1997. - № 6.
34. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса [Текст] / А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 11. - С. 2-16.
35. Линде, Н. Д. Новые методы саморегуляции [Текст] / Н.Д. Линде // Журнал практического психолога. - 2005. - № 1. - С. 81-99.
36. Майер, Н. Фрустрация: поведение без цели [Текст] / Н. Майер. - М.: Логос, 2007.
37. Никифоров. Г. С. Психология здоровья [Текст] / Г.С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2006.
38. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика [Текст] / Н.И. Непомнящая. - М.: ВЛАДОС, 2001.
39. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. -
2001. - № 3.
40. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В.Е. Орел. - М.: Институт психологии РАН, 2006.
41. Орел, В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания [Текст] / В.Е. Орел // Дисс. ...д-ра психол. наук. - М., 2006.
42. Прохоров, А. О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний [Текст] / А.О. Прохоров // Психологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 68-80.
43. Робертс, Г. А. Профилактика выгорания [Текст] / Г.А. Робертс // Вопросы общей психотерапии. - 1998. - № 1. - С. 26-32.
44. Ронгинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - № 3. - С. 85¬95.
45. Русалова, М. Н. экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека [Текст] / М.Н. Русалова. - М.: Наука, 1989.
46. Романова, Е. С., Суворова, Г. А. Психологические основы профессиографии [Текст] / Е.С. Романова, Г.А. Суворова. - М.: Знаниум, 2011.
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2008.
48. Рыбкин, И. В. Пятнадцать принципов успешных продаж [Текст] / И.В. Рыбкин. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007.
49. Рыбкин, И. В. Психологическая подготовка продавца [Текст] / И.В. Рыбкин. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010.
50. Рыбкин, И. В. Управляем контактом с клиентом [Текст] / И.В. Рыбкин. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011.
51. Самоукина, Н. В. Карьера без стресса [Текст] / Н.В. Самоукина. - СПб.: Питер, 2010.
52. Сидоров, П. В. Синдром эмоционального выгорания [Текст] / П.В. Сидоров // Медицинская газета. - 2005. - № 43. - С. 25-42.
53. Творогова, Н. Д., Волковая, В. В. Психология развития профессионала [Текст] / Н.Д. Творогова, В.В. Волковая. - М.: Юнити, 2001.
54. Туран, Н. К. Исследование взаимосвязи синдрома профессионального выгорания с эмпатией и ориентацией на клиента у продавцов-консультантов [Текст] / Н.К. Туран // Современная психология: Материалы III Международной научной конференции. - Казань: Бук, 2014.
55. Цуканова, Е. В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности [Текст] / Е.В. Цуканова. - М.: Наука, 2009.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ