Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Процессуальное положение следователя в уголовном процессе

Работа №104923

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное процесс

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Понятие, сущность и история становления процессуального статуса следователя в уголовном судопроизводстве 7
1.1 Становление и развитие процессуального статуса следователя 7
1.2 Понятие, правовые основы процессуального статуса следователя 12
Глава 2 Содержание уголовно-процессуального статуса следователя 18
2.1 Процессуальная функция и цель процессуальной деятельности следователя 18
2.2 Полномочия следователя 23
2.3 Взаимоотношения следователя с субъектами уголовного
судопроизводства, осуществляющими контроль за его деятельностью 35
Глава 3 Проблемы реализации полномочий следователя в уголовном судопроизводстве 46
3.1 Проблемы реализации полномочий следователя при производстве
следственных действий 46
3.2 Особенности полномочий следователя при избрании меры пресечения .. 52
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 65

Актуальность исследования. Участниками уголовного
судопроизводства являются все субъекты, наделенные определенными полномочиями для выполнения назначения уголовного судопроизводства. Поэтому все участники уголовного судопроизводства разделены в законе на несколько групп, само наименование которых определяет содержание и целевую направленность участников судопроизводства, включенных в ту или иную группу.
Выделение среди основных участников судопроизводства суда и сторон обусловлено самим предметом уголовного судопроизводства, социальным конфликтом, для разрешения которого надо установить, имело ли место преступление, кто его совершил, виновность обвиняемого и др.
Следователь является одной из центральных фигур в числе субъектов уголовного процесса со стороны обвинения, обозначенных в нормах действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [52] (УПК РФ). Закон наделяет следователя процессуальными полномочиями по производству следственных действий, по применению мер уголовно¬процессуального принуждения и по принятию различных процессуальных решений.
Принимаемые на уровне Правительства и Государственной Думы решения, направленные на борьбу с преступностью и коррупцией, не всегда приводят к ожидаемым результатам, так как механизм их реализации далек от совершенства. Сложившееся в нашей стране в конце двадцатого и начале двадцать первого столетия положение в организации и деятельности следственного аппарата не отвечает потребностям гражданского общества, поскольку не обеспечивает действенной защиты общепризнанных прав и свобод его членов. Результаты работы следователей вызывают серьезные нарекания со стороны граждан, а равно обоснованную критику со стороны средств массовой информации.
С учетом особого значения роли следователя как субъекта уголовного процесса, исследование вопросов его процессуального положения является актуальным.
Степень разработанности темы исследования. Проблемам, связанным с реализацией следователем своих властных полномочий при производстве по уголовному делу уделялось внимание как в исследованиях советских специалистов, так и в современных научных публикациях. Можно выделить работы таких авторов как: Баев О.Я., Безлепкин Б.Т., Быков В.М., Вершинина С.И., Корнуков В.М., Смирнов А.В., Калиновский К.Б., Шейфер С.А. и других ученых.
Объект исследования - процессуальные отношения, участником которых выступает следователь в уголовном судопроизводстве.
Предмет исследования - нормы отечественного уголовно-процессуального права, регулирующие основы процессуального статуса следователя как участника уголовного процесса.
Цель исследования - проанализировать основы процессуального статуса следователя в уголовном процессе России.
Задачи исследования:
- обозначить становление и развитие процессуального статуса следователя в истории отечественного государства и права;
- сформулировать понятие и обозначить правовые основы процессуального статуса следователя;
- рассмотреть проблемы определения процессуальной функции и обозначить цель процессуальной деятельности следователя;
- проанализировать основные процессуальные полномочия следователя;
- охарактеризовать взаимоотношения следователя с субъектами уголовного судопроизводства, осуществляющими контроль за его деятельностью;
- проанализировать проблемы реализации полномочий следователя в уголовном судопроизводстве, связанные с производством следственных действий, а также избранием меры пресечения.
Методы исследования - в основе проведенного исследования лежит метод сравнительного анализа, логико-структурный анализ правовых норм, логический и аналитический метод.
Нормативно-правовая основа исследования включает в себя положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также иные Федеральные законы, а также материалы правоприменительной практики.
Теоретическая основа исследования включает в себя учебную литературу, комментарии к действующему законодательству, монографии и научные статьи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении дипломной работы, сформулируем общие выводы и предложения, направленные на совершенствование действующего уголовно¬процессуального законодательства, регулирующего отдельные аспекты деятельности следователя.
Сложившееся в нашей стране в конце двадцатого и начале двадцать первого столетия положение в организации и деятельности следственного аппарата не отвечает потребностям гражданского общества, поскольку не обеспечивает действенной защиты общепризнанных прав и свобод его членов. Результаты работы следователей вызывают серьезные нарекания со стороны граждан, а равно обоснованную критику со стороны средств массовой информации.
Вопросы организации следствия и положения следователей в государстве нашли свое отражение в концепции судебной реформы 1991 года.
Нормативное определение следователя сформулировано законодателем в п. 41 ст. 5 УПК РФ и воспроизведено в ч. 1 ст. 38 УПК РФ.
При этом, «следователь», о котором идёт речь непосредственно в ст. 38 УПК РФ - это своего рода обобщённая процессуальная роль, без указания ведомственной принадлежности, что обуславливает единство процессуального статуса и правомочий в контексте расследования уголовных дел для следователей любых правоохранительных структур, независимо от ведомственной принадлежности.
Помимо обозначенного, законодатель ввёл в текст УПК РФ понятие «следователь-криминалист», что вызвало критику учёных в связи с тем, что указанный оборот введён в текст УПК РФ не корректно, поскольку законодатель не потрудился упомянуть его в иных, связанных со статусом данного участника уголовного судопроизводства процессуальных нормах - в частности, касающихся производства следственных и иных процессуальных действий.
Кроме того, не конкретизировано распространение процессуального статуса следователя на следователя-криминалиста, а при буквальном толковании получается, что отсутствие указания на следователя- криминалиста в соответствующих уголовно-процессуальных нормах исключает его из числа участников производства тех процессуальных действий, которые в данных нормах регламентированы.
Представляется, что для устранения данной неточности законодателю следует, как минимум, скорректировать п. 41.1 ст. 5 УПК РФ следующим образом: «следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству, пользуясь при этом процессуальными полномочиями следователя, предусмотренными настоящим Кодексом».
При этом, законодатель вполне мог бы выделить в главе 6 «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения» отдельную статью 38.1 УПК РФ «Следователь-криминалист», посвятив её особенностям процессуального положения данного участника, детализировав те ситуации, при которых следователь-криминалист вступает в процесс производства конкретного уголовного дела.
Поскольку назначение уголовного судопроизводства,
сформулированное в ст. 6 УПК РФ - есть цель деятельности должностного лица (включая следователя), реализующего свои властные полномочия при производстве по уголовному делу, то средствами достижения данной цели, исходя из направленности деятельности следователя, будут выступать:
- своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела;
- своевременное наделение процессуальным статусом потерпевшего лица, которому преступлением причинён вред;
- осуществление доказывания в ходе производства предварительного следствия.
Относительно процессуальной функции следователя, следует сказать о том, что функция уголовного преследования (обвинения) - далеко не единственная функция следователя. Данный тезис поддерживается довольно большим числом исследователей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с точки зрения принципа состязательности, процессуальной функцией следователя является функция уголовного преследования (обвинения), но с позиций процессуальной сущности той деятельности, что реализуется следователем в досудебном производстве и преследуемой цели, которая состоит в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, его процессуальной функцией является познавательно-исследовательская функция.
Как представляется, базовый комплекс полномочий следователя обозначен законодателем в ч. 2 ст. 38 УПК РФ.
Анализ положений ч. 2 ст. 38 УПК РФ приводит к выводу о том, что обозначенные в соответствующих пунктах полномочия следователя нуждаются в толковании в контексте их взаимосвязи с иными нормами УПК РФ, в рамках которых соответствующее полномочие конкретизируется и детализируется применительно к соответствующим процессуальным ситуациям.
Можно констатировать, что нормативно, следователь наделён процессуальной самостоятельностью, которая ограничивается комплексом властных полномочий руководителя следственного органа, прокурора и суда в досудебном производстве по делу.
Другими словами, следователь свободен в принятии процессуальных решений всегда, кроме случаев, когда соответствующее решение следователя нуждается в согласовании иным субъектом процессуальной деятельности.
Процессуальная самостоятельность следователя и его персональная ответственность за результаты расследования, выступают одной из процессуальных гарантий законности и обоснованности его действий и решений в ходе производства по уголовному делу.
Задача законодателя - обеспечить такой баланс самостоятельности в данных уголовно-процессуальных отношениях, который позволит следователю, с одной стороны, полноценно и эффективно расследовать уголовные дела, не подвергаясь давлению со стороны иных должностных лиц, а с другой стороны создаст разумные гарантии отсутствия в его деятельности произвола.
Думается, что законодателю ещё предстоит некоторая корректировка существующего процессуального регулирования в данном направлении, с учётом обоснованных рекомендаций учёных.
Основным и важнейшим содержанием деятельности следователя, в контексте осуществления предварительного следствия, является участие в доказывании - а именно собирании, проверке и оценке доказательств.
Основным (хотя и не единственным) способом собирания и проверки доказательств по уголовному делу является производство широкого спектра, следственных действий, предусмотренных законодателем в главах с 24 по 27 УПК РФ. По этой причине, проблематика, связанная с реализации полномочий следователя при производстве следственных действий так важна.
В этой связи, в качестве предложений, направленных на совершенствование процедур производства следователем отдельных следственных действий можно обозначить следующие:
В ч. 4 ст. 179 УПК РФ обозначен особый порядок производства данного следственного действия следователем, если оно сопровождается обнажением лица: при освидетельствовании лица другого пола следователь не
присутствует, а само освидетельствование производится врачом.
Представляется, что следователю необходимо чёткое понимание критерия, при котором обнажение имеет место и возникает необходимость производить освидетельствование по правилам, предусмотренным ч. 4 ст. 179 УПК РФ.
Возможным вариантом решения данной проблемы может быть внесение изменения в ч. 4 ст. 179 УПК РФ следующего содержания: «4. При освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица, которое состоит в осмотре частей тела освидетельствуемого, закрытых его одеждой. В этом случае освидетельствование производится врачом».
В дополнительном толковании также нуждается производство выемки: в частности, могут ли выступать орудия преступлений, разыскиваемые лица и трупы в качестве объектов выемки?
Думается, что орудия преступления могут в полной мере рассматриваться в качестве объекта выемки, а выемка живых лиц и трупов вряд ли возможна, хотя некоторые авторы, теоретически, такую возможность допускают, не усматривая противоречий действующему закону.
Что же касается выемки живых лиц, разыскиваемых в связи с производством по уголовному делу, даже когда становится доподлинно известно о месте их нахождения, объектом рассматриваемого следственного действия они быть не могут, в силу прямого указания в ч. 1 ст. 183 УПК РФ на изъятие лишь предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела.
С учётом многогранности и многоаспектности системы следственных действий в действующем УПК РФ, представляется необходимым продолжать исследования данных вопросов, а также планомерно совершенствовать нормативное регулирование полномочий следователя в указанном направлении.
Возможность применения следователем мер пресечения, предусмотренных главой 13 УПК РФ, к обвиняемому или подозреваемому в совершении преступления, является одним из важнейших средств обеспечения достижения назначения уголовного судопроизводства.
Анализ положений главы 13 УПК РФ позволяет сделать вывод о том, что применение меры пресечения является правомочием следователя, которое он может реализовать лишь тогда, когда в этом есть необходимостью.
Те меры пресечения, которые могут применяться следователем по собственному решению расположены в ст. 102-105 УПК РФ.
Из них меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части и присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым могут применяться только к специальному субъекту - в первом случае, это военнослужащий, или гражданин, проходящий военные сборы, а во втором случае - это несовершеннолетний в возрасте от 14 и до 18 лет.
Таким образом, только две меры пресечения из числа тех, что могут применяться следователем без судебного санкционирования, могут рассматриваться как меры универсального характера, ориентированные на самый широкий круг подозреваемых и обвиняемых - это подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ) и личное поручительство (ст. 103 УПК РФ).
Задача следователя, избирающего меру пресечения при наличии основания для этого, состоит в выборе такой оптимальной для конкретного обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, которая бы обеспечивала его надлежащее поведение и, при этом, не создавала для него излишних ограничений.
Роль следователя в данном контексте сложно переоценить, поскольку именно он максимально полно осведомлён о всех обстоятельствах расследуемого дела, личностных особенностях лица, на которое направлено уголовное преследование и текущей следственной ситуации. Именно от его властного решения зависит сколь суровой будет инициированная мера пресечения.
Для того, чтобы выбор следователем меры пресечения был оптимальным, следователю необходимо избегать формального подхода в выборе соответствующей меры пресечения, учитывая максимально возможный спектр находящихся в распоряжении сведений.
Только в этом случае можно предотвратить как применения чрезмерно мягкой и слабоэффективной в конкретной ситуации меры, так и меры, способной необоснованно жёстко ограничить права и свободы личности, вовлечённой в сферу уголовно-процессуальной деятельности в качестве подозреваемого или обвиняемого.
Таким образом, подводя общий итог проделанной работе, можно констатировать наличие множества теоретических и практических проблем, связанных с реализацией следователем своих полномочий в досудебном производстве, что обуславливает необходимость своевременной корректировки соответствующих процессуальных норм и дальнейших исследований в этом направлении.



1. Алексеева Л.Б. О механизме уголовно-процессуального регулиро-вания // Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эф-фективности. - М., 1979. 205 с.
2. Аширбекова М.Т. Об уголовно-процессуальных функциях следователя // Юридический вестник Самарского университета. 2019. Т. 5. № 4.С. 81-85.
3. Бабич А.В. Процессуальная самостоятельность и независимость следователя как основа его статуса в уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2012. 28 с.
4. Баев О.Я. Производство следственных действий:
криминалистический анализ УПК России, практика, рекомендации: практическое пособие / О.Я. Баев, Д.А. Солодов. - М. : Эксмо, 2009. 350 с.
5. Бегиев Х.Б. Проблемы соотношения процессуальной самостоятельности следователя с процессуальным контролем руководителя следственного органа // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2011. № 1. С. 50-55.
6. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). - М. : Проспект, 2012. 752 с.
7. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: Проспект, 2018. - 560 с.
8. Быков В.М. Процессуальное обеспечение полномочий следователя с органами дознания: проблемы теории и практики // Российский судья. 2013. № 2. С. 36-40.
9. Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения: монография. - Уфа, 2003. 281 с.
10. Вершинина С.И. Залог в системе мер пресечения. - Тольятти, 1999. 120 с.
11. Власов Л.А. Полномочия следователя в советском уголовном процессе: Автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. - М., 1979. 220 с.
12. Волколуп О.В. Система уголовного судопроизводства и проблемы ее совершенствования. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2003. 214 с.
13. Воробьёв П.С. Деятельность следователя в предварительном расследовании // Вестник ОГУ. 2012. № 3 (139). С. 29-31.
14. Гаврилин Ю.В., Победкин А.В., Яшин В.Н. Следственные действия. Учебное пособие. - М.: МосУ МВД России, Книжный мир, 2006. 187 с.
15. Горяинова Ю.И., Губанова А.Г. Процессуальные проблемы реализации полномочий следователя по уголовным делам // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: достижения и проблемы применения: сборник материалов II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2014. С. 50-53.
16. Даев В.Г. Процессуальные функции и принцип состязательности в уголовном судопроизводстве // Правоведение. 1974. №1. - С. 64-73.
17. Декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 г. «О суде» // СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
18. Есина А.С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь. 2002. № 2. С. 25-29.
19. Ефимичев П.С., Ефимичев С.П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности. - М. : Юстицинформ, 2009. 328 с.
20. Жамкова О.Е. Некоторые проблемы реализации правовых норм при проверке сообщения о преступлении // Российский следователь. 2014. № 9. С. 29-35.
21. Зеликов А.В. Об актуализации взаимодействия органов предварительного расследования с органами дознания в российском судопроизводстве // Закон и право. 2009. № 10. С. 86-91.
22. Игнатов С.Д. Статус следователя как субъекта уголовно-процессуального доказывания // Вестник Удмуртского университета. 2015. Т. 25. Вып. 2. С. 101-106.
23. Именной указ Сенату от 08.06.1860 г. «Об отделении следственной части от полиции» // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. - СПб., 1862. Т. 35, отд. 1. С. 710-711.
24. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
25. Корнакова С.В. Процессуальная самостоятельность следователя: проблемы реализации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. № 1 (43). С. 113-121.
26. Корнакова С.В., Чубыкин А.В. Процессуальный статус прокурора в стадии возбуждения уголовного дела в российском уголовном процессе. - М. : Юрлитинформ, 2015. 200 с.
27. Корнуков В.М. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве. - Саратов, 1978. 190 с.
28. Корнуков В.М. Процессуальные полномочия, профессиональное мастерство и ответственность следователя: взаимосвязь и перспективы совершенствования // Стратегии уголовного судопроизводства: материалы междунар. науч. конф., посвященной 160-летней годовщине со дня рождения проф. И.Я. Фойницкого. 11-12 октября 2007 г. СПб., 2007. С. 215-223.
29. Кругликов А. Поручения следователя органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное право. 2011. № 4. С. 91-98.
30. Кругликов А.П. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция. 2006. № 6. С. 44-51.
31. Крылов И.Ф., Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, следствие. - Л., 1984. 177 с.
32. Курс уголовного процесса / под ред. Л.В. Головко. - М.: Статут, 2016. С. - 1278 с.
33. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. - М., 2003. Т. 2. 320 с.
34. Мазюк Р.В. Процессуальные интересы участников уголовного
судопроизводства // Сибирские уголовно-процессуальные и
криминалистические чтения. 2017. № 4 (18). С. 76-84.
35. Марфицин П.Г., Пронин А.А. Основные направления оптимизации процессуальной самостоятельности следователя // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5 (1). С. 242-245.
36. Мешков М.В., Гончар В.В. Следователь в уголовном процессе России: понятийно-правовые проблемы // Российский следователь. 2011. № 23. С. 16-20.
37. Мухаметшин Ф.Б., Гумерова Р.Р. Уголовно-процессуальный статус следователя в уголовном судопроизводстве // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 2 (78). С. 21-29.
38. Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 г. № 1996-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шагиева Рустама Идрисовича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 164 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
39. Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.
40. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 2, февраль, 2014.
41. Русская Правда // Древнерусское государство и право. Учебное пособие. - М., 1998.
42. Семенцов В.А. Процессуальная самостоятельность следователя и процессуальное руководство // Актуальные проблемы применения норм уголовно-процессуального права при расследовании преступлений: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. Института повышения квалификации Следственного комитета России. - М. : Буки-Веди, 2012. С. 361-365.
43. Серов Д.О. Зарождение и начальный этап развития органов следствия (1713 - 1726 гг.) // 300 лет следственному аппарату России (1713 - 2013 гг.): Сборник статей об истории следственных органов / Под общ. ред. А.И. Бастрыкина. - М., 2014. С. 20-49.
44. Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие в Древнерусском государстве X
- XIV вв. // Российский следователь. 2015. № 1. С. 53-56.
45. Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие в Московском государстве XV
- XVII вв. // Российский следователь. 2015. № 2. С. 52-56.
46. Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие от Екатерины I до Екатерины II // Российский следователь. 2015. № 8. С. 51-55.
47. Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие при Петре I: «майорские»
следственные канцелярии // Российский следователь. 2015. № 5. С. 51-56.
48. Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие при Петре I: изменения в
процессуальном законодательстве, сопутствующие созданию специальных следственных органов // Российский следователь. 2015. № 3. С. 48-51.
49. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / под общ. ред. А.В. Смирнова. - М., 2017. 545 с.
50. Спешилова Т.С. Процессуальная самостоятельность следователя // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 5. С. 171-177.
51. Ткачев И.В. Современные проблемы реформирования досудебного производства в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. 29 с.
52. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. // СЗ РФ. 2001. № 54 (ч. 1). Ст. 4921.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ