ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 8
1.1 Общая характеристика здорового образа жизни школьников 8
1.2 Сохранение и укрепление здоровья школьников в образовательной
системе 14
1.3 Плавание как эффективное средство укрепления здоровья школьников 37
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
2.1 Методы исследования 52
2.2 Организация исследования 53
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 55
3.1 Особенности методики занятий плаванием, способствующей
улучшению показателей физического здоровья девочек 7-9 лет 55
3.2 Оценка физического развития девочек 7-9 лет в ходе педагогического
эксперимента 68
3.3 Изучение техники плавания девочек 7-9 лет в ходе педагогического
эксперимента 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Актуальность исследования. С каждым годом наблюдается тенденция к повышению уровня заболеваемости детей, снижению двигательной активности, так же возросло количество освобожденных от занятий физической культурой школьников, увеличилось количество противопоказаний. Изучая данную проблему, мы пришла к выводу, что основными возможными проблемами для школьников является: возрастание объема и усложнение учебной программы, низкий уровень заинтересованности учебными предметами, популяризация телевидения и интернета. В настоящее время школьники часами могут сидеть за компьютером, все меньше двигаются, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе, все эти факторы несут в себе стрессовую нагрузку, влияющую на психологическое состояние и здоровье ребенка в целом. Стресс, последствия которого могут выражаться в быстрой утомляемости, заторможенности, расстройстве сна, не проходит для ребенка бесследно, если вовремя не обратить на него внимания, то все это может привести к ухудшению состояния здоровья ребенка [1].
Занятия плаванием является эффективным средством оздоровления, физического развития и закаливания детей. Водная среда и создаваемое его физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех его систем, а также профилактику и лечение разных заболеваний.
В настоящее время существуют недостатки, существующая система физического воспитания в учреждениях образования с учебной и внеучебной формами организации и управления, к сожалению, не решает в оптимальном объеме проблему физической подготовленности, состояния здоровья и формирования устойчивой потребности школьников к занятиям физическими упражнениями.
Проведенный анализ проблем позволяет выявить следующие
противоречия между:
- недопустимо низкой физической активностью школьников и стрессовых ситуаций в ходе учёбы, глобальной компьютеризацией и интернетизацией которые делают систему образования одним из главных факторов риска для здоровья занимающихся
- и возможностями улучшения показателей физического здоровья детей, занимающихся в секции плаванием.
Нами была выбрана тема исследования, изучая и разрабатывая, которую мы постарались решить научную проблему изучения показателей физического здоровья девочек 7-9 лет, занимающихся в секции плавания.
Цель работы: совершенствование методики обучения базовой техники плавания с использованием специализированных упражнений и игр, способствующей улучшению показателей физического здоровья девочек 7-9 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по плаванию.
Предмет исследования: методика обучения базовой техники плавания с использованием специализированных упражнений и игр, способствующая улучшению показателей физического здоровья девочек 7-9 лет.
Гипотеза. Мы полагали, что занятия плаванием в учебно-тренировочном процессе способствуют не только улучшению показателей физического здоровья девочек 7-9 лет, но и способствует формированию здорового поколения, выработке умений и навыков здорового образа жизни.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать плавание как эффективное средство улучшения показателей физического здоровья девочек 7-9 лет.
2. Разработать методику обучения базовой техники плавания с использованием специализированных упражнений и игр, способствующую улучшению показателей физического здоровья девочек 7-9 лет.
3. Изучить показатели физического здоровья девочек 7-9 лет, занимающихся в секции плавания в ходе педагогического эксперимента.
Методы исследования. Для решения поставленных задач
использовались традиционные методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников
2. Педагогическое наблюдение
3. Педагогическое тестирование
4. Педагогический эксперимент
5. Методы математической статистики
Методологической основой исследования являлись:
- исследования процессов адаптации и здоровья индивида;
- методология внедрения здоровьесберегающих технологий;
- теория системного подхода к изучению педагогических процессов и явлений;
- анализ и экспериментальная проверка научно описанных и изучаемых педагогических факторов.
Теоретической основой исследования выступили: труды ученых в области системного исследования процессов адаптации и здоровья индивида (Анохин П.К., Казначеев В.П., Баевский Р.М., Судаков К.В., Апанасенко Л.Г., Щедрина А.Г., Гаркави Л.Х., Московченко О.Н.); методологии внедрения здоровьесберегающих технологий (Кураев Г.А., Казин Э.М., Чароян О.Г., Айзман Р.И., Московченко О.Н.) и индивидуально-оздоровительных программ по коррекции состояний (Сонькин В.Д., Петухов С.И., Зайцева В.В. и др.).
Эмпирической базой исследования является СДЮСШОР №10 г.о. Тольятти
Первый этап исследования (сентябрь - октябрь 2017 г.) мы определяли общее направление магистерской диссертации, анализировали научно¬методическую литературу, выявляли научную проблему. Формировали тему, объект, предмет, цель, гипотезу и задачи исследования. Проводили предварительное теоретическое обоснование проблемы, разрабатывали план работы и экспериментальную методику. Проводили педагогическое наблюдение с целью выявления эффективных форм и методов построения занятий по плаванию детей школьного возраста.
Второй этап исследования (ноябрь 2017 - март 2019 гг.) нами была подвергнута первичной проверке и уточнена гипотеза исследования, определен контингент испытуемых, проводилось педагогическое наблюдение и педагогический формирующий эксперимент, с целью проверки эффективности разработанной нами методики.
Третий этап исследования (апрель - май 2019 г.) были
проанализированы полученные результаты исследования, сформулировано заключение. Также данный этап включал в себя и оформление магистерской диссертации, анализ результатов, подготовку презентационного материала и доклада к защите, прохождение процедуры апробации, и участие в студенческой конференции.
Новизна исследования: Теоретически обоснована эффективность
плавания как средства физического воспитания девочек 7-9 лет занимающихся плаванием; исследована динамика физического развития девочек 7-9 лет занимающихся плаванием; выявлена эффективность применения плавания как средства физического воспитания девочек 7-9 лет.
Разработана методика обучения базовой техники плавания с использованием специализированных упражнений и игр, способствующая улучшению показателей физического здоровья девочек 7-9 лет.
Практическая значимость работы заключается в использовании средств физического воспитания, в частности плавания, с целью улучшению показателей физического здоровья девочек 7-9 лет и формирования потребности к занятиям спортом.
Апробация и внедрение результатов исследования. Все вынесенные на защиту положения и результаты проведенного исследования обсуждались на педагогическом совете образовательной организации; заседаниях кафедры «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм» Тольяттинского государственного университета; научно-методических семинарах; научно-практических конференциях. По теме диссертационного исследования были опубликованы две статьи.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Методика обучения базовой техники плавания с использованием
специализированных упражнений и игр, способствующая улучшению показателей физического здоровья девочек 7-9 лет.
2. Результаты изучения показателей физического здоровья девочек 7-9
лет, занимающихся плаванием.
В заключении исследовательской работы по магистерской диссертации мы пришли к следующим выводам:
1. Обучение в школе с большой нагрузкой приводит к перегрузке нервно-психической сферы ученика, неупорядоченный режим дня, небрежное отношение самих детей к собственному питанию приводит к ухудшению здоровья. Возможность создать условия для улучшения здоровья детей, снятия психической нагрузки после занятий, достижения спортивных успехов через вовлечение в разнообразные виды оздоровительной деятельности представляется в учреждениях дополнительного образования.
2. Нами разработана и внедрена методика обучения базовой техники плавания с использованием специализированных упражнений и игр, способствующая улучшению показателей физического здоровья девочек 7-9 лет. Методика обучения строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Детей утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений. Изучение двигательных действий по частям помогает избежать ошибок, однако выполнение движений с некоторыми погрешностями, имеющиеся массовый характер при начальном обучении плаванию, неизбежно. Для того, чтобы физическая подготовка ребенка улучшилась, интенсивность двигательной активности повышалась необходимо постепенно повышать объем нагрузки. Это разнообразные движения в воде, игры с применением различных способов плавания, многократные погружения, повышение темпа скорости скольжения, выполнение различных сложно координационных упражнений. По мере роста тренированности реакция организма на нагрузку ослабевает, то есть при одной и той же интенсивной работе ЧСС повышается меньше, чем прежде. Такая благоприятная реакция сердечно-сосудистой системы свидетельствует о её хорошей адаптации. Умелое применение игр при обучении содействует успешному решению многих педагогических задач, эмоционально насыщает учебный процесс, регулирует функциональную нагрузку, положительно влияет на психику детей, повышает их интерес к занятиям.
3. Повышение адаптационных возможностей ребенка напрямую связано с состоянием его здоровья. Это можно реализовать двумя путями: первый заключается в улучшении, оптимизации функционального состояния ребенка (оптимального психофизиологического состояния), второй - в обучении основам здорового образа жизни, психической саморегуляции; помощи в формировании позитивного образа «Я», самопонимания, самопринятия, осознания ценности здоровья и т.д., то есть обучение субъектному, сознательному, ценностному отношению к своему здоровью. Технология обучения здоровью - это приемы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса, следствием которых является формирование здорового образа жизни. Нами теоретически и экспериментально обоснована эффективность плавания как средства физического воспитания девочек 7-9 лет занимающихся плаванием, исследована динамика физического развития девочек 7-9 лет занимающихся плаванием и выявлена эффективность применения плавания как средства физического развития девочек 7-9 лет.
1. Астапов, В.М. Психическое здоровье школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.М. Астапов, Е.Е. Малкова. - Электрон. дан. - Санкт- Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 64 с.
2. Баранцев, С.А. Возрастная биомеханика основных видов движений школьников: монография [Электронный ресурс] : монография — Электрон. дан. Лань - Москва: Советский спорт, 2014. - 304 с.
3. Билич, Г.Л. Анатомия человека / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. - М.:Эксмо, 2012. - 224с.
4. Блонский, П.П. Развитие мышления школьника [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. - 93 с.
5. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура: учеб. Москва: ФЛИНТА, 2012. - 424 с.
6. Виноградов, П.А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - путь к здоровью и физическому совершенству [Электронный ресурс] / П.А. Виноградов, А.В. Царик, Ю.В. Окуньков. - Электрон. дан. - Москва, 2016. - 234 с.
7. Гордон, С.М. Спортивная тренировка : научно-методическое пособие: науч.-метод. пособие - Москва: Физическая культура, 2008.- 256 с.
8. Григорьева, И.И. Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы. Часть 1. Организация тренировочного процесса [Электронный ресурс] / И.И. Григорьева, Д.Н. Черноног. - Электрон. дан. - Москва, 2016.- 296 с.
9. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту: учеб. пособие / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. Москва: Советский спорт, 2010. - 246 с.
10. Ильина, Н.Л. Психология тренера: учеб. пособие: Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016. - 109 с.
11. Калинина, И.Ф. Проведение профилактических мероприятий и оказание первой помощи на занятиях физической культуры: учеб. пособие. Москва: Научный консультант, 2016. - 88 с.
12. Морозов, В.О. Физическая культура и здоровый образ жизни [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.О. Морозов, О.В. Морозов. - Электрон. дан. - Москва : ФЛИНТА, 2015. - 214 с.
13. Мостовая, Т.Н. Физическая культура. Осанка и здоровье (методика формирования невербального поведения) [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Т.Н. Мостовая. - Электрон. дан. - Орел, 2016. - 48 с.
14. Петрова, Н.Л. Плавание. Начальное обучение с видеокурсом [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. - Электрон. дан. Лань - Москва: , 2013. - 148 с.
15. Плавание: методические рекомендации [Электронный ресурс]: метод. рек. - Электрон. дан. Лань - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2016. - 60 с.
16. Плавание: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]: учеб.- метод. пособие -Электрон. дан. Лань - Орел: , 2016. - 40 с.
17. Психология физической культуры: учебник [Электронный ресурс] : учеб. - Электрон. дан. Лань - Москва: 2016. - 624 с.
18. Спортивная медицина. Справочник для врача и тренера [Электронный ресурс]: справ. - Электрон. дан. Лань - Москва: , 2013. -328 с.
19. Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 1 [Электронный ресурс] - Электрон. дан. Лань - Москва: Советский спорт, 2012. - 480 с.
20. Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 2 [Электронный ресурс] - Электрон. дан. Лань - Москва: Советский спорт, 2012. - 544 с.
21. Физиология человека [Электронный ресурс] : учеб. пособие - Электрон. дан. - Минск: "Вышэйшая школа", 2012. - 544 с.
22. Физическая культура и спорт: современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] : материалы конференции / Сост. Т. К. Ким, И. В. Шагин. - Электрон. дан. - Москва : МПГУ, 2018. - 258 с.
23. Цветкова, Л.А. Методология разработки профилактических проектов в сфере здоровья: учебное пособие / Л.А. Цветкова, Н.А. Антонова, К.Ю. Ерицян. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2013. - 55 с.
24. Шаргородская, Л.В. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях. Москва: Теревинф, 2015. - 57 с.
25. Якимов, А.М. Основы тренерского мастерства [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / А.М. Якимов. - Электрон. дан. - Москва: , 2015. - 176 с.
26. Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б.П. Яковлев. -Электрон. дан. - Москва : Советский спорт, 2014. - 312 с.
27. A higher effort-based paradigm in physical activity and exercise for public
health: making the case for a greater emphasis on resistance training, 2017, James SteeleEmail,James Fisher, Martin Skivington, Chris Dunn, Josh Arnold, Garry Tew, Alan M. Batterham, David Nunan, Jamie M. O’Driscoll, Steven Mann, Chris Beedie, Simon Jobson, Dave Smith,Stuart Phillips, Paul Estabrooks,
Richard Winett
28. Backstroke Technical Characterization of 11-13 Year-Old Swimmers, 2013, Ana Filipa Silva1, Ricardo J
29. Beliaev, S. Swimming Technique [Text] / S. Beliaev // USA: Swimming World Magazine. - 2014 - РР. 5-7.
30. Costill, DL., Thomas, R. Adaptations to swimming training: influence of training volume [Text] / DL. Costill, R. Thomas // Med Sci Sports Exerc. - 2013. - PP. 371-377.
31. Declines in swimming performance with age: a longitudinal study of Masters swimming champions, 2013, Robert T Rubin, Sonia Lin, Amy Curtis, Daniel Auerbach,Charlene Win
32. Maglischo, EW. Swimming Fastest. Quality Versus Quantity [Text] / EW. Maglischo // USA: Human Kinetics. - 2013. - PP. 414-415.