Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения 8
1.1 Проблема развития творческих способностей учащихся в
начальных классах в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития творческих
способностей младших школьников на уроках технологии 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения на уроках технологии 28
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей у
младших школьников 28
2.2 Разработка и внедрение содержания приемов развития
творческих способностей младших школьников в процессе обучения на уроках технологии 37
2.3 Динамика развития творческих способностей в процессе
обучения младших школьников на уроках технологии 44
Заключение 51
Список используемой литературы 53
В современных условиях, когда процесс развития различных сторон общественной жизни стремительно ускоряется, огромную роль играет способность личности видеть и находить верные решения регулярно возникающих проблемных ситуаций. Для того чтобы успешно существовать в таких условиях, человеку необходимо уметь нестандартно мыслить, подходить творчески к поставленным задачам, предвидеть конечный результат, что предполагает определенную мобильность личности и требует развития творческих способностей. Вследствие чего в современном обществе огромное внимание уделяется подготовке юного поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества.
Поэтому, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от 06.10.2009 года указываются требования касательно становления такой личности. Данный стандарт ставит перед педагогом общеобразовательного учреждения цель: воспитать
любознательную, активно познающую и творчески созидающую личность обучающегося. Поэтому особое значение приобретает развитие творческих способностей в образовательном учреждении, а самым подходящим периодом для этого является младший школьный возраст, так как именно в начальной школе происходит наиболее активное развитие всех познавательных процессов младших школьников. Поэтому сейчас очень важным является проведение в школе занятий, направленных на развитие творческих способностей. Что ставит перед образовательными организациями задачу формирования и развития активной, творческой личности начиная с начальной школы.
Конечно, проблема развития творческих способностей личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов и естественно педагогов. Вопрос развития творческих способностей рассматривается в работах многих известных ученых. Среди них: Б.М. Теплов, который дал определение «творческим способностям», определил их признаки и разработал теорию развития способностей, Л.С. Выготский, которым были выделены характеристики и составляющие творческих способностей, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.М. Матюшкин, Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс.
Учеными были проанализированы различные аспекты проблемы творческих способностей: их природа, компонентный состав, критерии и показатели развития, методы и приемы формирования. Тем не менее, многие из этих вопросов до сих пор остаются спорными. И, несмотря на течение времени, эта проблема не утрачивает своей актуальности и требует непрерывного внимания и непрекращающегося развития. Как считает Н.А. Глузман, целью воспитания в современной школе является «формирование творческой личности, создание оптимальных условий работы со способными и одаренными детьми» и многие ученые согласны с ним.
Наибольшие возможности для реализации развития творческих способностей младших школьников имеет курс «Технологии». Так как дает возможность учащимся пробовать себя в самой разнообразной творческой деятельности. Но большинство авторов, занимающихся этим вопросом, в своих научных исследованиях чаще всего обращались к вопросу развития творческих способностей учащихся в старших классах, уделяя недостаточно внимания возможностям начальных классов.
Однако конкретные методические приемы развития творческих способностей в процессе обучения младших школьников на уроках технологии представляют мало исследованную область науки в теории и методике начального образования. Возникает проблема: каково содержание приемов наиболее эффективно влияющих на развитие творческих способностей младших школьников при обучении на уроках технологии. Решение этой проблемы составляет цель научного исследования.
Цель: разработать содержание и условия реализации приемов развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии и доказать эффективность их применения.
Объект: процесс обучения младших школьников.
Предмет: содержание и условия реализации приемов развития
творческих способностей младших школьников в процессе обучения на уроках технологии.
Гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии будет осуществляться более эффективно, если:
- разработать содержание приемов обучения навыкам
конструирования и моделирования как основы творческой деятельности обучающихся;
- использовать приемы развития самооценки творческой деятельности;
- применять приемы организации коллективного творчества в рамках проектной деятельности;
- обогащать способы создания благоприятной для творчества образовательной среды на уроке.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью выявления эффективных путей развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения;
2) выявить уровень развития творческих способностей младших школьников;
3) разработать содержание и условия реализации приемов развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии;
4) доказать эффективность разработанного содержания и условий реализации приемов развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент).
Новизна исследования: заключается в разработке содержания и условий реализации приемов развития творческих способностей младших школьников, обогащающих методику обучения на уроках технологии в начальных классах.
Практическая значимость: разработанное содержание помогло повысить качество обучения в начальной школе, направленное на развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии.
База исследования: МБУ «Школа № 13 имени Б.Б. Левицкого»
городского округа Тольятти. Всего в исследовании принимало участие 55 младших школьников 8-9 лет (28 учащихся в экспериментальном классе, 27 учащихся в контрольном классе).
Проблема развития творческих способностей у младших школьников, давно изучается психологами и педагогами. Однако данный вопрос, до сих пор, является актуальным. И взгляды на эту проблему, на определения понятия творческих способностей и на способы их развития разнообразны. Все эти точки зрения описывались в первой главе при анализе психолого-педагогической литературы.
В результате теоретического изучения проблемы исследования, было выяснено, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. А наибольшим потенциалом для этого являются уроки технологии. Это обуславливается возможностью вовлечения младших школьников, в процессе обучения на уроках технологии, в разнообразную творческую деятельность. А это в свою очередь является залогом успешного развития творческих способностей.
В рамках данного исследования было разработано содержание и условия реализации приемов развития творческих способностей младших школьников на примере пяти уроков технологии. И затем была доказана их эффективность.
Таким образом, анализируя и обобщая результаты педагогического эксперимента, была подтверждена выдвинутая гипотеза, а также сделаны выводы.
Во-первых, было доказано, что если педагогом будет разработано и реализовано содержание приемов обучения навыкам конструирования и моделирования на уроках технологии, то для младших школьников процесс развития творческих способностей будет проходить наиболее эффективно.
Во-вторых, если педагог будет использовать в своей работе приемы развития навыка самооценки творческой деятельности младших школьников, то процесс развития творческих способностей будет проходить более эффективно.
В-третьих, если на уроках технологии будут применяться приемы организации коллективной проектной деятельности, то это будет способствовать проявлению самостоятельности и творческой активности младших школьников.
В-четвертых, если при работе с младшими школьниками будут использоваться в качестве условий для реализации содержания приемов развития творческих способностей: создание на уроках атмосферы комфорта и безопасности, отсутствие давления со стороны педагога, поощрение и похвала оригинальных идей, организация конкурсов и выставок, мотивация учащихся к творческой деятельности, использование разнообразных методов и форм работы, отсутствие готового образа (результата деятельности), совместная работа (в парах, группах и с педагогом), то процесс развития будет наиболее эффективным.
1. Агеева Л.В. Развитие творческих способностей младших школьников. Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. С. 79-82.
2. Алексеева Г.Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов. Ростов-на-Дону, 2001. 130 с.
3. Алешина Ю.М. Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников // Образовательная социальная сеть URL: https://nsportal.rU/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/04/issledovatelskiy- pedagogicheskiy-proekt-razrabotka-sistemy (дата обращения: 26.01.21).
4. Антилогова Л.Н. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2018.
5. Антилогова Л.Н., Карпова Л.Г. Роль самооценки в развитии творческих способностей младших школьников // Наука о человеке: Гуманитарные исследования, 2016. № 2. С. 129-133.
6. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учебно-методическое пособие; Архангельск: АО ИППК РО, 2009. 58 с.
7. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. 205 с.
8. Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Особенности творческой деятельности детей в начальных классах // Вопросы науки и образования, 2020.
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Академия», 2002. 320 с.
10. Бондарева Н.Д. Развитие пространственных представлений
младших школьников в процессе графической деятельности и конструирования (на примере уроков трудового обучения): автореф. дис. канд. пед. Наук. М.: 2005. 18 с.
11. Борзенкова И.В. Психология творчества: учеб. Пособие. М.: РОСИ, 2002. 68 с.
12. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии // Начальная школа, 2005. № 6. С. 5-8.
13. Вержиховская А.Т. Психологические условия подготовки школьников к творческой деятельности // Психология. Респ. науч.: метод. сборник, 2009 № 38. С. 20-24.
14. Гасанова А.М. Особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения // Мир науки, культуры, образования, 2020.
15. Глинский Б.А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П.
Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ). Минск: Изд-во МиГУ, 1965. 248 с.
16. Головко Н.В., Сушко А.В., Мучкина Н.Н. Пути и условия развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее, 2015. № 4 С. 58-69.
17. Дружинин В.Н. Психология творчества: учебное пособие. М.: Прогресс, 2005. С. 101-109.
18. Евдокимова Л.М. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников. Екатеринбург: 1998. 30 с.
19. Загородняя Е.Г. Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через проектную деятельность» // Инфоурок Ведущий образовательный портал России. URL: https://infourok.ru/obobshenie-pedagogicheskogo-opyta-razvitie- tvorcheskih-sposobnostej-obuchayushihsya-na-urokah-tehnologii-cherez proektnuyu-deyat-4479306.html (дата обращения: 26.01.21).
20. Зиверт Х. Тестирование личности.: 2-е изд.: Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1998. 198 с.
21. Казанцева В.А., Бухавецкая А.Ю. Развитие творческих
способностей младших школьников в процессе выполнения творческих заданий // Новая наука: Стратегии и векторы развития, 2016. № 118-2. С. 63¬66.
22. Кислов А.В. Диагностика творческих способностей ребенка: практическое пособие. М.: Речь, 2014. 124 с.
23. Комарова Е.В. Моделирование и конструирование на плоскости. Мозаика из элементов овала // Инфоурок «Технология» URL: http://infourok.ru/material.html?mid=94389 (дата обращения: 27.01.2021)
24. Кондратьев Н.В., Ковалев В.П. Структура творческих способностей младших школьников // журнал: Современные проблемы науки и образования, 2015. № 5. С. 15-24.
25. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учебное пособие. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. 294 с.
26. Костромская К.А., Коваленко Е.Г. Проблема активизации творческого потенциала личности младшего школьника // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 2014.
27. Лазарева С.Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста. // Общая психология. М., 2005. С. 30-35.
28. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. 64 с.
29. Леонтьев А.Н.О формировании способностей// Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 13-21.
30. Литвиненко Н.В. Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. № 2. С. 44-50.
31 Лутцева Е.А. Технология: программа: 1 -4 классы. М.: Вентана- Граф, 2012. 80 с.
32. Магамеддибирова З.А. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения // Сборник: Шаг в науку, 2019. С. 617-624.
33. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие. М.: Академия, 2014. 160 с.
34. Местникова А.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии // Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2020. С. 193-196.
35. Немов Р.С. Общие основы психологии: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2008. Кн.1. 260 с.
36. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. 2001. № 10. С. 34-37.
37. Постоленко Л.Н. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения и воспитания // Вестник научных конференций, 2017. № 2-6 (18). С. 89-90.
38. Рацапевич Е.С. Современный словарь по педагогике. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
39. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 2 класс: учебник. М.: Просвещение, 2013. 98 с.
40. Роговцева Н.И. Программа по технологии // Сборник программ «Школа России»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. С. 469-527
41. Савина А.А. Особенности проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2018.
42. Сараева Т.П. Развитие творческих способностей младших
школьников в обучении на основе компетентностно-деятельностного подхода // Автореферат дис. кандидата педагогических наук.: Елец, 2016. 23 с.
43. Соловьева О.М. Психология развития творчества. М.: НОРМА- ИНФРА, 2010. 748 с.
44. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие творческих способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 141 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 32 с.
46. Фромм Э.З. Характер и социальный процесс // Психология личности. М: 1982. С. 48-54.
47. Черноусова-Никонорова Т.В. Организация творческой деятельности младших школьников учителями начальных классов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2019.
48. Чернышева Е.И., Нахабенко Н.В. Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников на уроках технологии // Перспективы науки и образования, 2014.
49. Чурбанова С.М., Корягина Н.А. Творческое развитие как психологическая предпосылка успешного обучения младших школьников: Вестник РГГУ, 2009. С. 97-119.
50. Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа: плюс - минус, 2002.№ 8. С. 68-69.
51. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности школьника. М.: Фланта, 2000. 264 с.