Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения 8
1.1 Проблема развития творческих способностей учащихся в
начальных классах в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития творческих
способностей младших школьников на уроках технологии 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения на уроках технологии 28
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей у
младших школьников 28
2.2 Разработка и внедрение содержания приемов развития
творческих способностей младших школьников в процессе обучения на уроках технологии 37
2.3 Динамика развития творческих способностей в процессе
обучения младших школьников на уроках технологии 44
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения 8
1.1 Проблема развития творческих способностей учащихся в
начальных классах в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития творческих
способностей младших школьников на уроках технологии 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе обучения на уроках технологии 28
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей у
младших школьников 28
2.2 Разработка и внедрение содержания приемов развития
творческих способностей младших школьников в процессе обучения на уроках технологии 37
2.3 Динамика развития творческих способностей в процессе
обучения младших школьников на уроках технологии 44
Заключение 51
Список используемой литературы 53
В современных условиях, когда процесс развития различных сторон общественной жизни стремительно ускоряется, огромную роль играет способность личности видеть и находить верные решения регулярно возникающих проблемных ситуаций. Для того чтобы успешно существовать в таких условиях, человеку необходимо уметь нестандартно мыслить, подходить творчески к поставленным задачам, предвидеть конечный результат, что предполагает определенную мобильность личности и требует развития творческих способностей. Вследствие чего в современном обществе огромное внимание уделяется подготовке юного поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества.
Поэтому, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от 06.10.2009 года указываются требования касательно становления такой личности. Данный стандарт ставит перед педагогом общеобразовательного учреждения цель: воспитать
любознательную, активно познающую и творчески созидающую личность обучающегося. Поэтому особое значение приобретает развитие творческих способностей в образовательном учреждении, а самым подходящим периодом для этого является младший школьный возраст, так как именно в начальной школе происходит наиболее активное развитие всех познавательных процессов младших школьников. Поэтому сейчас очень важным является проведение в школе занятий, направленных на развитие творческих способностей. Что ставит перед образовательными организациями задачу формирования и развития активной, творческой личности начиная с начальной школы.
Конечно, проблема развития творческих способностей личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов и естественно педагогов. Вопрос развития творческих способностей рассматривается в работах многих известных ученых. Среди них: Б.М. Теплов, который дал определение «творческим способностям», определил их признаки и разработал теорию развития способностей, Л.С. Выготский, которым были выделены характеристики и составляющие творческих способностей, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.М. Матюшкин, Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс.
Учеными были проанализированы различные аспекты проблемы творческих способностей: их природа, компонентный состав, критерии и показатели развития, методы и приемы формирования. Тем не менее, многие из этих вопросов до сих пор остаются спорными. И, несмотря на течение времени, эта проблема не утрачивает своей актуальности и требует непрерывного внимания и непрекращающегося развития. Как считает Н.А. Глузман, целью воспитания в современной школе является «формирование творческой личности, создание оптимальных условий работы со способными и одаренными детьми» и многие ученые согласны с ним.
Наибольшие возможности для реализации развития творческих способностей младших школьников имеет курс «Технологии». Так как дает возможность учащимся пробовать себя в самой разнообразной творческой деятельности. Но большинство авторов, занимающихся этим вопросом, в своих научных исследованиях чаще всего обращались к вопросу развития творческих способностей учащихся в старших классах, уделяя недостаточно внимания возможностям начальных классов.
Однако конкретные методические приемы развития творческих способностей в процессе обучения младших школьников на уроках технологии представляют мало исследованную область науки в теории и методике начального образования. Возникает проблема: каково содержание приемов наиболее эффективно влияющих на развитие творческих способностей младших школьников при обучении на уроках технологии. Решение этой проблемы составляет цель научного исследования.
Цель: разработать содержание и условия реализации приемов развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии и доказать эффективность их применения.
Объект: процесс обучения младших школьников.
Предмет: содержание и условия реализации приемов развития
творческих способностей младших школьников в процессе обучения на уроках технологии.
Гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии будет осуществляться более эффективно, если:
- разработать содержание приемов обучения навыкам
конструирования и моделирования как основы творческой деятельности обучающихся;
- использовать приемы развития самооценки творческой деятельности;
- применять приемы организации коллективного творчества в рамках проектной деятельности;
- обогащать способы создания благоприятной для творчества образовательной среды на уроке.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью выявления эффективных путей развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения;
2) выявить уровень развития творческих способностей младших школьников;
3) разработать содержание и условия реализации приемов развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии;
4) доказать эффективность разработанного содержания и условий реализации приемов развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент).
Новизна исследования: заключается в разработке содержания и условий реализации приемов развития творческих способностей младших школьников, обогащающих методику обучения на уроках технологии в начальных классах.
Практическая значимость: разработанное содержание помогло повысить качество обучения в начальной школе, направленное на развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии.
База исследования: МБУ «Школа № 13 имени Б.Б. Левицкого»
городского округа Тольятти. Всего в исследовании принимало участие 55 младших школьников 8-9 лет (28 учащихся в экспериментальном классе, 27 учащихся в контрольном классе).
Поэтому, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от 06.10.2009 года указываются требования касательно становления такой личности. Данный стандарт ставит перед педагогом общеобразовательного учреждения цель: воспитать
любознательную, активно познающую и творчески созидающую личность обучающегося. Поэтому особое значение приобретает развитие творческих способностей в образовательном учреждении, а самым подходящим периодом для этого является младший школьный возраст, так как именно в начальной школе происходит наиболее активное развитие всех познавательных процессов младших школьников. Поэтому сейчас очень важным является проведение в школе занятий, направленных на развитие творческих способностей. Что ставит перед образовательными организациями задачу формирования и развития активной, творческой личности начиная с начальной школы.
Конечно, проблема развития творческих способностей личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов и естественно педагогов. Вопрос развития творческих способностей рассматривается в работах многих известных ученых. Среди них: Б.М. Теплов, который дал определение «творческим способностям», определил их признаки и разработал теорию развития способностей, Л.С. Выготский, которым были выделены характеристики и составляющие творческих способностей, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.М. Матюшкин, Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс.
Учеными были проанализированы различные аспекты проблемы творческих способностей: их природа, компонентный состав, критерии и показатели развития, методы и приемы формирования. Тем не менее, многие из этих вопросов до сих пор остаются спорными. И, несмотря на течение времени, эта проблема не утрачивает своей актуальности и требует непрерывного внимания и непрекращающегося развития. Как считает Н.А. Глузман, целью воспитания в современной школе является «формирование творческой личности, создание оптимальных условий работы со способными и одаренными детьми» и многие ученые согласны с ним.
Наибольшие возможности для реализации развития творческих способностей младших школьников имеет курс «Технологии». Так как дает возможность учащимся пробовать себя в самой разнообразной творческой деятельности. Но большинство авторов, занимающихся этим вопросом, в своих научных исследованиях чаще всего обращались к вопросу развития творческих способностей учащихся в старших классах, уделяя недостаточно внимания возможностям начальных классов.
Однако конкретные методические приемы развития творческих способностей в процессе обучения младших школьников на уроках технологии представляют мало исследованную область науки в теории и методике начального образования. Возникает проблема: каково содержание приемов наиболее эффективно влияющих на развитие творческих способностей младших школьников при обучении на уроках технологии. Решение этой проблемы составляет цель научного исследования.
Цель: разработать содержание и условия реализации приемов развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии и доказать эффективность их применения.
Объект: процесс обучения младших школьников.
Предмет: содержание и условия реализации приемов развития
творческих способностей младших школьников в процессе обучения на уроках технологии.
Гипотеза: развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии будет осуществляться более эффективно, если:
- разработать содержание приемов обучения навыкам
конструирования и моделирования как основы творческой деятельности обучающихся;
- использовать приемы развития самооценки творческой деятельности;
- применять приемы организации коллективного творчества в рамках проектной деятельности;
- обогащать способы создания благоприятной для творчества образовательной среды на уроке.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью выявления эффективных путей развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения;
2) выявить уровень развития творческих способностей младших школьников;
3) разработать содержание и условия реализации приемов развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии;
4) доказать эффективность разработанного содержания и условий реализации приемов развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент).
Новизна исследования: заключается в разработке содержания и условий реализации приемов развития творческих способностей младших школьников, обогащающих методику обучения на уроках технологии в начальных классах.
Практическая значимость: разработанное содержание помогло повысить качество обучения в начальной школе, направленное на развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии.
База исследования: МБУ «Школа № 13 имени Б.Б. Левицкого»
городского округа Тольятти. Всего в исследовании принимало участие 55 младших школьников 8-9 лет (28 учащихся в экспериментальном классе, 27 учащихся в контрольном классе).
Проблема развития творческих способностей у младших школьников, давно изучается психологами и педагогами. Однако данный вопрос, до сих пор, является актуальным. И взгляды на эту проблему, на определения понятия творческих способностей и на способы их развития разнообразны. Все эти точки зрения описывались в первой главе при анализе психолого-педагогической литературы.
В результате теоретического изучения проблемы исследования, было выяснено, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. А наибольшим потенциалом для этого являются уроки технологии. Это обуславливается возможностью вовлечения младших школьников, в процессе обучения на уроках технологии, в разнообразную творческую деятельность. А это в свою очередь является залогом успешного развития творческих способностей.
В рамках данного исследования было разработано содержание и условия реализации приемов развития творческих способностей младших школьников на примере пяти уроков технологии. И затем была доказана их эффективность.
Таким образом, анализируя и обобщая результаты педагогического эксперимента, была подтверждена выдвинутая гипотеза, а также сделаны выводы.
Во-первых, было доказано, что если педагогом будет разработано и реализовано содержание приемов обучения навыкам конструирования и моделирования на уроках технологии, то для младших школьников процесс развития творческих способностей будет проходить наиболее эффективно.
Во-вторых, если педагог будет использовать в своей работе приемы развития навыка самооценки творческой деятельности младших школьников, то процесс развития творческих способностей будет проходить более эффективно.
В-третьих, если на уроках технологии будут применяться приемы организации коллективной проектной деятельности, то это будет способствовать проявлению самостоятельности и творческой активности младших школьников.
В-четвертых, если при работе с младшими школьниками будут использоваться в качестве условий для реализации содержания приемов развития творческих способностей: создание на уроках атмосферы комфорта и безопасности, отсутствие давления со стороны педагога, поощрение и похвала оригинальных идей, организация конкурсов и выставок, мотивация учащихся к творческой деятельности, использование разнообразных методов и форм работы, отсутствие готового образа (результата деятельности), совместная работа (в парах, группах и с педагогом), то процесс развития будет наиболее эффективным.
В результате теоретического изучения проблемы исследования, было выяснено, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. А наибольшим потенциалом для этого являются уроки технологии. Это обуславливается возможностью вовлечения младших школьников, в процессе обучения на уроках технологии, в разнообразную творческую деятельность. А это в свою очередь является залогом успешного развития творческих способностей.
В рамках данного исследования было разработано содержание и условия реализации приемов развития творческих способностей младших школьников на примере пяти уроков технологии. И затем была доказана их эффективность.
Таким образом, анализируя и обобщая результаты педагогического эксперимента, была подтверждена выдвинутая гипотеза, а также сделаны выводы.
Во-первых, было доказано, что если педагогом будет разработано и реализовано содержание приемов обучения навыкам конструирования и моделирования на уроках технологии, то для младших школьников процесс развития творческих способностей будет проходить наиболее эффективно.
Во-вторых, если педагог будет использовать в своей работе приемы развития навыка самооценки творческой деятельности младших школьников, то процесс развития творческих способностей будет проходить более эффективно.
В-третьих, если на уроках технологии будут применяться приемы организации коллективной проектной деятельности, то это будет способствовать проявлению самостоятельности и творческой активности младших школьников.
В-четвертых, если при работе с младшими школьниками будут использоваться в качестве условий для реализации содержания приемов развития творческих способностей: создание на уроках атмосферы комфорта и безопасности, отсутствие давления со стороны педагога, поощрение и похвала оригинальных идей, организация конкурсов и выставок, мотивация учащихся к творческой деятельности, использование разнообразных методов и форм работы, отсутствие готового образа (результата деятельности), совместная работа (в парах, группах и с педагогом), то процесс развития будет наиболее эффективным.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - Комплексное развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Комплексное развитие творческих способностей младших школьников
в процессе обучения английскому языку в общеобразовательной
организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ БУМАГИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников в условиях психологически безопасной образовательной среды внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Развитие творческий способностей младших школьников на уроках технологии (Бурятский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



