Правовое положение должника-юридического лица в российском законодательстве о банкротстве
|
Введение 3
1 Нормативное регулирование статуса должника-юридического лица в деле о банкротстве: история и современное состояние 8
1.1 История развития законодательства о банкротстве 8
1.2 Нормативное регулирование банкротства юридического лица на
современном этапе 16
1.3 Понятие и признаки должника в деле о банкротстве 25
2. Правовой статус должника-юридического лица 33
и его особенности 33
2.1 Права, обязанности и законные интересы должника 33
как субъекта отношений несостоятельности (банкротства) 33
2.2 Ответственность должника как субъекта отношений
несостоятельности (банкротства) 39
2.3 Правовой режим имущества должника-юридического лица. 51
3 Особенности и проблемы несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников 62
3.1 Банкротство застройщика 62
3.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций 70
Заключение 81
Список используемой литературы и используемых источников 86
1 Нормативное регулирование статуса должника-юридического лица в деле о банкротстве: история и современное состояние 8
1.1 История развития законодательства о банкротстве 8
1.2 Нормативное регулирование банкротства юридического лица на
современном этапе 16
1.3 Понятие и признаки должника в деле о банкротстве 25
2. Правовой статус должника-юридического лица 33
и его особенности 33
2.1 Права, обязанности и законные интересы должника 33
как субъекта отношений несостоятельности (банкротства) 33
2.2 Ответственность должника как субъекта отношений
несостоятельности (банкротства) 39
2.3 Правовой режим имущества должника-юридического лица. 51
3 Особенности и проблемы несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников 62
3.1 Банкротство застройщика 62
3.2 Банкротство сельскохозяйственных организаций 70
Заключение 81
Список используемой литературы и используемых источников 86
Актуальность темы исследования заключается в том, что число российских компаний, признанных банкротами, в 2018 году сократилось на 3,1% по сравнению с 2017 годом - о 13117, следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Исходя из истории наблюдений эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования называют такой уровень близким к естественному.
В России проводится масштабная реформа института банкротства, основные черты которой - желаемое повышение эффективности, увеличение роли государства и снижение влияния кредиторов. Последние сильно обеспокоены. В марте 2020 года Минэкономразвития обнародовало законопроект, кардинально меняющий процедуру банкротства в России. Своими целями ведомство назвало сокращение ее длительности и повышение эффективности реабилитационных мер.
Прежде всего, проект сокращает количество процедур несостоятельности - сохраняются только оздоровление и конкурсное производство. Существующие сейчас наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление будут ликвидированы. Также документ ограничивает срок деятельности компаний-банкротов: они должны будут прекратить ее через девять месяцев после открытия конкурсного производства. Правда, кредиторы смогут принять иное решение, но тогда будут нести финансовые риски за такое решение.
В связи с возникновением пандемии, разработаны антикризисные меры, одни из них были введены Федеральным законом от 01.04.2020 № 98- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Закон № 98-ФЗ от 01.04.2020) в части изменений вносимых в Федеральный закон от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).
Процедура несостоятельности в российском праве и российской судебной практике - это взаимодействие множества участников процесса: должника, конкурсного управляющего, кредиторов, суда и других заинтересованных лиц. При четкой, структурированной работе, а также, при соблюдении закона, процедура банкротства может закончиться для должника позитивно - организация не прекратит свое существование и таким образом продолжит участвовать в экономическом обороте страны.
Для выявления действенных методов и способов улучшения законодательства о несостоятельности требуется разобраться в месте и роли юридических лиц - банкротов - в законодательстве. Ведь процессы несостоятельности юридических лиц способствуют, прежде всего, прекращению их правосубьектности. Изучение отдельных категорий должников, а также более подробное исследование должника - юридического лица в банкротстве позволит законодателю понять специфику отдельных категорий юридических лиц в процедуре банкротства и в праве в целом.
Степень разработанности темы исследования. В работе Беккалиева Н.К., Полянской Д.А., Барабанова А.А. поднимается актуальность вопроса проведения судебно-экономической экспертизы деятельности юридических лиц. Раскрываются понятия несостоятельности (банкротства), фиктивного и преднамеренного банкротства. Определяется правовая основа и методика проведения судебно-экономической экспертизы и рассматриваются проблемы ее проведения. В рамках работы Морозова Е.А. кратко раскрывается характер процедур, применяемых арбитражным судом в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении юридического лица. В работе Хлюпта А.К. рассматривается институт несостоятельности (банкротства) юридического лица. Проводится анализ реабилитационных процедур при банкротстве Особое внимание уделяется особенностям заключения мирового соглашения между должником и кредиторами.
Объект исследования - общественные отношения с участием должника-юридического лиц банкрота.
Предмет исследования - нормы права, регламентирующие правовой статус должника-юридического лица в деле о банкротстве.
Цель исследования: рассмотреть правовое положение должника- юридического лица в российском законодательстве о банкротстве.
Задачи исследования:
- изучить участие должника в деле о банкротстве в исторической ретроспективе;
- сформировать общие положения о понятиях и признаках должника в деле о банкротстве
- дать правовую характеристику должнику, как субъекту конкурсных отношений;
_ выявить процессуальные особенности юридического лица и отдельных категорий юридических лиц в процедуре банкротства;
- предложить пути решения выявленных в исследовании проблем.
Методологическая основа исследования. В работе были использованы историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой методы исследования.
Нормативно-правовая основа исследования: Конституция РФ, Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и другие акты.
Теоретическая основа исследования: Кабанова О. Ю., Кузнецов С.А., Зинченко Я.В., Хлюпта А.К., а также работы других авторов, проводивших исследования правового статуса должника в деле о банкротстве.
Научная новизна исследования заключается в подходе к исследованию правового положения должника-юридического лица в российском законодательстве о банкротстве. Также научная новизна выражается в следующих положениях, выносимых на защиту:
- в целях совершенствования законодательства о банкротстве требуется упростить закон о несостоятельности, то есть отказаться от специальных норм по банкротству кредитных организаций, и прочих, а также сократить сроки производства по делам о банкротстве, убрав из него некоторые процедуры, переведя их в досудебное производство.
- сформулированы признаки должника-юридического лица, наличие которых позволяет признать должника субъектом конкурсных отношений. К ним относятся: существование у юридического лица конкурсоспособности; пребывание в состоянии предвидения угрозы неплатежеспособности; возбуждение арбитражным судом в отношении лица производства по делу о банкротстве; возможность у организации иметь собственное имущество, которое в будущем станет частью конкурсной массы.
- сделан вывод о том, что главным интересом должника как субъекта отношений несостоятельности является максимальное восстановление собственной платежеспособности и прекращение процедуры конкурсного производства или правомерное и законное завершение собственной убыточной экономической деятельности.
- привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является эффективным инструментом при взыскании кредиторами задолженности. Данный вывод сделан на основе статистики и активного формирования по данному вопросу судебной практики.
- после открытия в отношении должника дела о банкротстве, юридической лицо лишается части прав по распоряжению и управлению собственным имуществом, что способствует более эффективному формированию арбитражным управляющим конкурсной массы должника.
- усовершенствование законодательства о банкротстве застройщиков и участии в долевом строительстве поспособствовало уменьшению обращений строительных организаций в суд для открытия процедуры банкротства. Введение законом заключения договора долевого участия в строительстве через внесение средств на эскроу-счет застройщика устранило с экономического рынка мелкие строительные компаний, которые ставили под угрозу строительство объекта и вполне могли бы являться в будущем участниками дела о банкротстве.
- при проведении банкротства и работой непосредственно с сельскохозяйственной организацией нужно предъявлять особые требования к арбитражному управляющему, который будет вести дело о банкротстве, поскольку при ведении дел с данной категорией должников, нужно учитывать необходимость наличия особых знаний в области ведения сельского хозяйства. На сегодняшний день данные требования для кандидатур управляющих отсутствуют, что затрудняет работу по банкротству предприятия, затягивает ее, процедуры не приводят к должному результату.
Структура работы позволяет раскрыть тему, и состоит из трех разделов, введения, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В России проводится масштабная реформа института банкротства, основные черты которой - желаемое повышение эффективности, увеличение роли государства и снижение влияния кредиторов. Последние сильно обеспокоены. В марте 2020 года Минэкономразвития обнародовало законопроект, кардинально меняющий процедуру банкротства в России. Своими целями ведомство назвало сокращение ее длительности и повышение эффективности реабилитационных мер.
Прежде всего, проект сокращает количество процедур несостоятельности - сохраняются только оздоровление и конкурсное производство. Существующие сейчас наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление будут ликвидированы. Также документ ограничивает срок деятельности компаний-банкротов: они должны будут прекратить ее через девять месяцев после открытия конкурсного производства. Правда, кредиторы смогут принять иное решение, но тогда будут нести финансовые риски за такое решение.
В связи с возникновением пандемии, разработаны антикризисные меры, одни из них были введены Федеральным законом от 01.04.2020 № 98- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Закон № 98-ФЗ от 01.04.2020) в части изменений вносимых в Федеральный закон от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).
Процедура несостоятельности в российском праве и российской судебной практике - это взаимодействие множества участников процесса: должника, конкурсного управляющего, кредиторов, суда и других заинтересованных лиц. При четкой, структурированной работе, а также, при соблюдении закона, процедура банкротства может закончиться для должника позитивно - организация не прекратит свое существование и таким образом продолжит участвовать в экономическом обороте страны.
Для выявления действенных методов и способов улучшения законодательства о несостоятельности требуется разобраться в месте и роли юридических лиц - банкротов - в законодательстве. Ведь процессы несостоятельности юридических лиц способствуют, прежде всего, прекращению их правосубьектности. Изучение отдельных категорий должников, а также более подробное исследование должника - юридического лица в банкротстве позволит законодателю понять специфику отдельных категорий юридических лиц в процедуре банкротства и в праве в целом.
Степень разработанности темы исследования. В работе Беккалиева Н.К., Полянской Д.А., Барабанова А.А. поднимается актуальность вопроса проведения судебно-экономической экспертизы деятельности юридических лиц. Раскрываются понятия несостоятельности (банкротства), фиктивного и преднамеренного банкротства. Определяется правовая основа и методика проведения судебно-экономической экспертизы и рассматриваются проблемы ее проведения. В рамках работы Морозова Е.А. кратко раскрывается характер процедур, применяемых арбитражным судом в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) в отношении юридического лица. В работе Хлюпта А.К. рассматривается институт несостоятельности (банкротства) юридического лица. Проводится анализ реабилитационных процедур при банкротстве Особое внимание уделяется особенностям заключения мирового соглашения между должником и кредиторами.
Объект исследования - общественные отношения с участием должника-юридического лиц банкрота.
Предмет исследования - нормы права, регламентирующие правовой статус должника-юридического лица в деле о банкротстве.
Цель исследования: рассмотреть правовое положение должника- юридического лица в российском законодательстве о банкротстве.
Задачи исследования:
- изучить участие должника в деле о банкротстве в исторической ретроспективе;
- сформировать общие положения о понятиях и признаках должника в деле о банкротстве
- дать правовую характеристику должнику, как субъекту конкурсных отношений;
_ выявить процессуальные особенности юридического лица и отдельных категорий юридических лиц в процедуре банкротства;
- предложить пути решения выявленных в исследовании проблем.
Методологическая основа исследования. В работе были использованы историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой методы исследования.
Нормативно-правовая основа исследования: Конституция РФ, Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и другие акты.
Теоретическая основа исследования: Кабанова О. Ю., Кузнецов С.А., Зинченко Я.В., Хлюпта А.К., а также работы других авторов, проводивших исследования правового статуса должника в деле о банкротстве.
Научная новизна исследования заключается в подходе к исследованию правового положения должника-юридического лица в российском законодательстве о банкротстве. Также научная новизна выражается в следующих положениях, выносимых на защиту:
- в целях совершенствования законодательства о банкротстве требуется упростить закон о несостоятельности, то есть отказаться от специальных норм по банкротству кредитных организаций, и прочих, а также сократить сроки производства по делам о банкротстве, убрав из него некоторые процедуры, переведя их в досудебное производство.
- сформулированы признаки должника-юридического лица, наличие которых позволяет признать должника субъектом конкурсных отношений. К ним относятся: существование у юридического лица конкурсоспособности; пребывание в состоянии предвидения угрозы неплатежеспособности; возбуждение арбитражным судом в отношении лица производства по делу о банкротстве; возможность у организации иметь собственное имущество, которое в будущем станет частью конкурсной массы.
- сделан вывод о том, что главным интересом должника как субъекта отношений несостоятельности является максимальное восстановление собственной платежеспособности и прекращение процедуры конкурсного производства или правомерное и законное завершение собственной убыточной экономической деятельности.
- привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является эффективным инструментом при взыскании кредиторами задолженности. Данный вывод сделан на основе статистики и активного формирования по данному вопросу судебной практики.
- после открытия в отношении должника дела о банкротстве, юридической лицо лишается части прав по распоряжению и управлению собственным имуществом, что способствует более эффективному формированию арбитражным управляющим конкурсной массы должника.
- усовершенствование законодательства о банкротстве застройщиков и участии в долевом строительстве поспособствовало уменьшению обращений строительных организаций в суд для открытия процедуры банкротства. Введение законом заключения договора долевого участия в строительстве через внесение средств на эскроу-счет застройщика устранило с экономического рынка мелкие строительные компаний, которые ставили под угрозу строительство объекта и вполне могли бы являться в будущем участниками дела о банкротстве.
- при проведении банкротства и работой непосредственно с сельскохозяйственной организацией нужно предъявлять особые требования к арбитражному управляющему, который будет вести дело о банкротстве, поскольку при ведении дел с данной категорией должников, нужно учитывать необходимость наличия особых знаний в области ведения сельского хозяйства. На сегодняшний день данные требования для кандидатур управляющих отсутствуют, что затрудняет работу по банкротству предприятия, затягивает ее, процедуры не приводят к должному результату.
Структура работы позволяет раскрыть тему, и состоит из трех разделов, введения, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Подводя итоги исследования, можно сделать некоторые выводы.
В первой главе исследования была изучена история возникновения законодательства о банкротстве России, современное нормативное регулирование данной сферы права и понятие и признаки должника в деле о банкротстве. Институт банкротства в России достаточно молод и до сих пор развивается. Принимаются новые законы, регулирующие отношения в данной сфере. Но конкретно процедура банкротства юридических лиц более развита, чем несостоятельность физических, поскольку юридические лица являются важными элементами государственной и мировой экономики. Законодатель понимает, что объявление несостоятельности одного очень важного для страны предприятия может понести за собой череду экономических потерь и изменений для всей страны. Принимаются новые федеральные законы, формируется судебная практика по спорным вопросам несостоятельности юридических лиц. В качестве решения некоторых проблем законодательства, которое касается банкротства юридических лиц можно предложить решение проблемы в виде упрощения закона, то есть отказа от специальных норм по банкротству отдельных категорий лиц; усиление защиты прав и интересов кредиторов в деле о банкротстве; обеспечение равенства конкурирующих кредиторов. В результате анализа правовой природы понятия должника и нами были сформулированы специальные признаки лица, наличие которых позволяет признать юридическое лицо субъектом конкурсных отношений: существование у юридического лица конкурсоспособности; пребывание в состоянии предвидения угрозы неплатежеспособности; возбуждение производства по делу о банкротстве; возможность у организации иметь собственное имущество, которое в будущем станет частью конкурсной массы. Вышеперечисленные признаки указывают на то, что на юридическое лицо конкурсное право оказывает воздействие как на субъект разного рода правоотношений. Это воздействие происходит путем регулирования нормами специального законодательства о банкротстве признаков юридического лица. Юридическое лицо может считаться субъектом конкурсных отношений, обладая выделенными нами признаками.
Во второй главе исследования были изучены права, обязанности и законные интересы должника как субъекта конкурсных отношений, рассмотрен вопрос видах ответственности должника в деле о банкротстве и правовой режим имущества должника-юридического лица. Сделаны выводы, что должник имеет права и обязанности, которые изначально составляют содержание его правосубъектности, но при этом они ограничены или дополненные нормами Закона о банкротстве. Соответственно правоспособность должника в деле о банкротстве (несостоятельности) можно охарактеризовать как специальную, а его дееспособность - ограниченной. Данное положение должника позволяет обеспечить должное участие в данных отношениях должника в качестве субъекта правоотношений. Главным, по нашему мнению, и в соответствии с целью и задачами проведения процедуры банкротства является восстановления платежеспособности юридического лица, выгодное и абсолютное закрытие долгов без принесения вреда организации. Соответственно, можно сказать, что интерес должника-юридического лица - это результат объединения интересов его участников (акционеров). Он обусловлен целями его деятельности, которые установлены в законе. Потребность участников юридического лица как функционирующего бизнеса можно отнести создание условий, с которыми предприятие будет стабильно и успешно функционировать. Поэтому в качестве главного интереса должника как субъекта отношений несостоятельности является максимально восстановить собственную платежеспособность и прекратить процедуру конкурсного производства. А при обстоятельствах, если это невозможно - максимально правомерно и добросовестно завершить свою убыточную деятельность и соразмерно и пропорционально рассчитаться с кредиторами, минимизировать негативные последствия своей несостоятельности.
Государство с помощью законодательных актов создало достаточно действенные инструменты для контроля должника при проведении процедуры несостоятельности. Помимо контролирования действий должника и руководящих им лиц, инструмент привлечения к ответственности помогает выявить недобросовестных должников, фиктивные и необоснованные банкротства, пополнить государственную казну за счет данных нарушителей. Рассмотрев подробно административную, уголовную и субсидиарную ответственность должника и способы привлечения к данным видам ответственности, мы, в очередной раз, делаем вывод о том, насколько важна роль арбитражного управляющего в деле о банкротстве. В основном, именно на основании заключений управляющего суд может привлечь к тому или иному виду ответственности лиц, контролирующих должника. По мнению исследователей, главной проблемой привлечения к ответственности должника и его контролирующих лиц является сбор доказательств о совершении данных противоправных деяний. Например, при привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности проблемой является доказывание факта влияния данного лица на действия должника. При привлечении к уголовной ответственности должника имеется множество факторов, которые могут повлиять на расследования по делу, например срок давности преступления, недостаточная квалификация сотрудников правоохранительных органов или сложность при квалификации преступления: привлечь лицо к административной ответственности, исходя из установленного ущерба, или к уголовной, по какой именно статье возможно это сделать? Или же данный вопрос может рассматривать арбитражный суд в рамках обособленного спора? Решением данных проблем может являться исключительно формирование подходящей судебной практики и позиций Верховного суда РФ. Наличие у юридического лица собственного имущества и возможность распоряжаться им - главный признак правосубъектности организации. При начале процедуры банкротства должник лишается части прав по распоряжению и управлению имуществом, что вполне логично регламентировано, поскольку помогает избежать вывода имущества из поля зрения арбитражного управляющего и незаконного получения должником прибыли, которая не будет отражаться в доходах несостоятельного лица, что скажется на качестве процедуры банкротства и нарушит права кредиторов, включенных в реестр требований должника.
В третьей главе исследования были рассмотрены процедуры несостоятельности отдельных категорий должников: застройщика и сельскохозяйственных организаций. Институт банкротства в России - это развивающаяся сфера права. Параграф 7 Закона о банкротстве был принят в 2011 году. За десять лет его существования было предпринято множество попыток совершенствования банкротства данной категории должников. Издавались новые законы и формировалась судебная практика по ним. Вектор направления развития закона о банкротстве застройщика, а также, о долевом строительстве направлен в большей степени на защиту и предотвращения нарушения прав участников строительства. Над средствами застройщика на данный момент ведется жесткий контроль. Застройщик должен ежегодно отчитываться на специальных ресурсах о своем материальном положении, предоставлять в общий доступ, а также, при заключении договора об участии в долевом строительстве, соответствующую документацию. И можно даже сделать вывод, исходя из обязанностей сторон и размера санкций, что благодаря работе над законодательством в области долевого строительства, на данный момент права участника строительства более защищены, чем права застройщика. Но с другой стороны, данные действия приводят к тому, что застройщики стали реже прибегать к собственному банкротству: в 2020 году количество застройщиков, прибегнувших к банкротству, снизилось. Прогнозируется, что в ближайшие год или два еще меньше застройщиков будет обращаться к банкротству, в связи с наличием различной государственной поддержки организаций - застройщиков, а также введения льготных ипотечных программа для покупки недвижимости в новостройках, повышения покупательского спроса. Выявление данных фактов не означает, что законодательство о банкротстве застройщика не нужно улучшать и не определять в нем проблемные места. Напротив, осталось множество жилищных объектов, которые именуют долгостроями, споры по которым до сих пор не разрешились, а сама процедура банкротства ведется годами, участники строительства до сих пор не имеют возможности переехать в собственное новое жилье и не получают денежные средства в качестве компенсации.
Относительно банкротства сельскохозяйственных организаций можно сказать, что при наличии определенных проблем в регулировании банкротства сельскохозяйственных предприятий и организаций, исследований с соответствующей тематикой, научных статей, реформы и изменения в статьях 177-179 Закона о банкротстве не вносились с 2013 года. При необходимости развития и должного функционирования предприятий, которые производят сельскохозяйственную продукцию с целью использования внутри страны и экспорта, законодателя не особо интересует экономическая стабильность в данных организациях. Более того, основной тематикой исследований на тему банкротства сельскохозяйственных предприятий является анализ моделей оценки деятельности организации и модели прогнозирования ее банкротства, ухудшения или улучшения ее финансового положения. Также можно сказать, что при проведении банкротства и работой непосредственно с сельскохозяйственной организацией нужно предъявлять особые требования к арбитражному управляющему, который будет вести дело о банкротстве, поскольку при ведении дел с данной категорией должников, нужно учитывать необходимость наличия особых знаний в области ведения сельского хозяйства. На сегодняшний день данные требования для кандидатур управляющих отсутствуют, что затрудняет работу по банкротству предприятия, затягивает ее, процедуры не приводят к должному результату.
В первой главе исследования была изучена история возникновения законодательства о банкротстве России, современное нормативное регулирование данной сферы права и понятие и признаки должника в деле о банкротстве. Институт банкротства в России достаточно молод и до сих пор развивается. Принимаются новые законы, регулирующие отношения в данной сфере. Но конкретно процедура банкротства юридических лиц более развита, чем несостоятельность физических, поскольку юридические лица являются важными элементами государственной и мировой экономики. Законодатель понимает, что объявление несостоятельности одного очень важного для страны предприятия может понести за собой череду экономических потерь и изменений для всей страны. Принимаются новые федеральные законы, формируется судебная практика по спорным вопросам несостоятельности юридических лиц. В качестве решения некоторых проблем законодательства, которое касается банкротства юридических лиц можно предложить решение проблемы в виде упрощения закона, то есть отказа от специальных норм по банкротству отдельных категорий лиц; усиление защиты прав и интересов кредиторов в деле о банкротстве; обеспечение равенства конкурирующих кредиторов. В результате анализа правовой природы понятия должника и нами были сформулированы специальные признаки лица, наличие которых позволяет признать юридическое лицо субъектом конкурсных отношений: существование у юридического лица конкурсоспособности; пребывание в состоянии предвидения угрозы неплатежеспособности; возбуждение производства по делу о банкротстве; возможность у организации иметь собственное имущество, которое в будущем станет частью конкурсной массы. Вышеперечисленные признаки указывают на то, что на юридическое лицо конкурсное право оказывает воздействие как на субъект разного рода правоотношений. Это воздействие происходит путем регулирования нормами специального законодательства о банкротстве признаков юридического лица. Юридическое лицо может считаться субъектом конкурсных отношений, обладая выделенными нами признаками.
Во второй главе исследования были изучены права, обязанности и законные интересы должника как субъекта конкурсных отношений, рассмотрен вопрос видах ответственности должника в деле о банкротстве и правовой режим имущества должника-юридического лица. Сделаны выводы, что должник имеет права и обязанности, которые изначально составляют содержание его правосубъектности, но при этом они ограничены или дополненные нормами Закона о банкротстве. Соответственно правоспособность должника в деле о банкротстве (несостоятельности) можно охарактеризовать как специальную, а его дееспособность - ограниченной. Данное положение должника позволяет обеспечить должное участие в данных отношениях должника в качестве субъекта правоотношений. Главным, по нашему мнению, и в соответствии с целью и задачами проведения процедуры банкротства является восстановления платежеспособности юридического лица, выгодное и абсолютное закрытие долгов без принесения вреда организации. Соответственно, можно сказать, что интерес должника-юридического лица - это результат объединения интересов его участников (акционеров). Он обусловлен целями его деятельности, которые установлены в законе. Потребность участников юридического лица как функционирующего бизнеса можно отнести создание условий, с которыми предприятие будет стабильно и успешно функционировать. Поэтому в качестве главного интереса должника как субъекта отношений несостоятельности является максимально восстановить собственную платежеспособность и прекратить процедуру конкурсного производства. А при обстоятельствах, если это невозможно - максимально правомерно и добросовестно завершить свою убыточную деятельность и соразмерно и пропорционально рассчитаться с кредиторами, минимизировать негативные последствия своей несостоятельности.
Государство с помощью законодательных актов создало достаточно действенные инструменты для контроля должника при проведении процедуры несостоятельности. Помимо контролирования действий должника и руководящих им лиц, инструмент привлечения к ответственности помогает выявить недобросовестных должников, фиктивные и необоснованные банкротства, пополнить государственную казну за счет данных нарушителей. Рассмотрев подробно административную, уголовную и субсидиарную ответственность должника и способы привлечения к данным видам ответственности, мы, в очередной раз, делаем вывод о том, насколько важна роль арбитражного управляющего в деле о банкротстве. В основном, именно на основании заключений управляющего суд может привлечь к тому или иному виду ответственности лиц, контролирующих должника. По мнению исследователей, главной проблемой привлечения к ответственности должника и его контролирующих лиц является сбор доказательств о совершении данных противоправных деяний. Например, при привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности проблемой является доказывание факта влияния данного лица на действия должника. При привлечении к уголовной ответственности должника имеется множество факторов, которые могут повлиять на расследования по делу, например срок давности преступления, недостаточная квалификация сотрудников правоохранительных органов или сложность при квалификации преступления: привлечь лицо к административной ответственности, исходя из установленного ущерба, или к уголовной, по какой именно статье возможно это сделать? Или же данный вопрос может рассматривать арбитражный суд в рамках обособленного спора? Решением данных проблем может являться исключительно формирование подходящей судебной практики и позиций Верховного суда РФ. Наличие у юридического лица собственного имущества и возможность распоряжаться им - главный признак правосубъектности организации. При начале процедуры банкротства должник лишается части прав по распоряжению и управлению имуществом, что вполне логично регламентировано, поскольку помогает избежать вывода имущества из поля зрения арбитражного управляющего и незаконного получения должником прибыли, которая не будет отражаться в доходах несостоятельного лица, что скажется на качестве процедуры банкротства и нарушит права кредиторов, включенных в реестр требований должника.
В третьей главе исследования были рассмотрены процедуры несостоятельности отдельных категорий должников: застройщика и сельскохозяйственных организаций. Институт банкротства в России - это развивающаяся сфера права. Параграф 7 Закона о банкротстве был принят в 2011 году. За десять лет его существования было предпринято множество попыток совершенствования банкротства данной категории должников. Издавались новые законы и формировалась судебная практика по ним. Вектор направления развития закона о банкротстве застройщика, а также, о долевом строительстве направлен в большей степени на защиту и предотвращения нарушения прав участников строительства. Над средствами застройщика на данный момент ведется жесткий контроль. Застройщик должен ежегодно отчитываться на специальных ресурсах о своем материальном положении, предоставлять в общий доступ, а также, при заключении договора об участии в долевом строительстве, соответствующую документацию. И можно даже сделать вывод, исходя из обязанностей сторон и размера санкций, что благодаря работе над законодательством в области долевого строительства, на данный момент права участника строительства более защищены, чем права застройщика. Но с другой стороны, данные действия приводят к тому, что застройщики стали реже прибегать к собственному банкротству: в 2020 году количество застройщиков, прибегнувших к банкротству, снизилось. Прогнозируется, что в ближайшие год или два еще меньше застройщиков будет обращаться к банкротству, в связи с наличием различной государственной поддержки организаций - застройщиков, а также введения льготных ипотечных программа для покупки недвижимости в новостройках, повышения покупательского спроса. Выявление данных фактов не означает, что законодательство о банкротстве застройщика не нужно улучшать и не определять в нем проблемные места. Напротив, осталось множество жилищных объектов, которые именуют долгостроями, споры по которым до сих пор не разрешились, а сама процедура банкротства ведется годами, участники строительства до сих пор не имеют возможности переехать в собственное новое жилье и не получают денежные средства в качестве компенсации.
Относительно банкротства сельскохозяйственных организаций можно сказать, что при наличии определенных проблем в регулировании банкротства сельскохозяйственных предприятий и организаций, исследований с соответствующей тематикой, научных статей, реформы и изменения в статьях 177-179 Закона о банкротстве не вносились с 2013 года. При необходимости развития и должного функционирования предприятий, которые производят сельскохозяйственную продукцию с целью использования внутри страны и экспорта, законодателя не особо интересует экономическая стабильность в данных организациях. Более того, основной тематикой исследований на тему банкротства сельскохозяйственных предприятий является анализ моделей оценки деятельности организации и модели прогнозирования ее банкротства, ухудшения или улучшения ее финансового положения. Также можно сказать, что при проведении банкротства и работой непосредственно с сельскохозяйственной организацией нужно предъявлять особые требования к арбитражному управляющему, который будет вести дело о банкротстве, поскольку при ведении дел с данной категорией должников, нужно учитывать необходимость наличия особых знаний в области ведения сельского хозяйства. На сегодняшний день данные требования для кандидатур управляющих отсутствуют, что затрудняет работу по банкротству предприятия, затягивает ее, процедуры не приводят к должному результату.
Подобные работы
- Правовое положение должника - юридического лица в российском
законодательстве о банкротстве
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Особенности процедуры банкротства должника - застройщика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - Учреждения как юридические лица
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица как основание прекращения его деятельности в соответствии с российским законодательством
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) Донской Государственный Технический Университет
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Правовой статус должника в деле о банкротстве
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2022 - Имущественные права юридического лица
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016



