Дистанционное обучение как тренд в образовании эпохи цифровизации
|
Введение
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты изучения дистанционного образования 8
1.1 Цифровизация образования в современном информационном обществе .. 8
1.2 Особенности дистанционного обучения в образовательном процессе вуза 16
Глава 2 Качественные и количественные показатели изучения
дистанционного образования 24
2.1 Оценка студентами качества образования с использованием
дистанционных технологий при помощи анкетирования 24
2.2 Сравнение мнений юношей и девушек об обучении с использованием
дистанционных технологий при помощи глубинного интервью 34
Заключение 39
Список используемой литературы и используемых источников 44
Приложение А Эмпирическое исследование на тему: «Оценка студентами качества образования с использованием дистанционных технологий» 48
Приложение Б Анкета исследования 53
Приложение В Таблицы прямых распределений 58
Приложение Г Вопросы к глубинному интервью 68
Приложение Д Стенограмма глубинного интервью 67
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты изучения дистанционного образования 8
1.1 Цифровизация образования в современном информационном обществе .. 8
1.2 Особенности дистанционного обучения в образовательном процессе вуза 16
Глава 2 Качественные и количественные показатели изучения
дистанционного образования 24
2.1 Оценка студентами качества образования с использованием
дистанционных технологий при помощи анкетирования 24
2.2 Сравнение мнений юношей и девушек об обучении с использованием
дистанционных технологий при помощи глубинного интервью 34
Заключение 39
Список используемой литературы и используемых источников 44
Приложение А Эмпирическое исследование на тему: «Оценка студентами качества образования с использованием дистанционных технологий» 48
Приложение Б Анкета исследования 53
Приложение В Таблицы прямых распределений 58
Приложение Г Вопросы к глубинному интервью 68
Приложение Д Стенограмма глубинного интервью 67
Актуальность темы исследования. Процесс информатизации общества является объективной закономерностью и выступает в качестве одного из условий успешного решения задач социально-экономического развития страны. «Позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, разработка эффективных обучающих стратегий» [16]. В настоящее время повсеместно, как в России, так и за рубежом, наблюдается скачок в развитии технических средств, информационных технологий, применение которых существенно расширяет границы доступности образования.
Дистанционное обучение перестает быть новшеством в сфере образования, занимает крепкие позиции, и наряду с традиционными формами обучения становится конкурентоспособной формой получения высшего образования. Достоинства применения данной формы обучения очевидны. При определенных условиях дистанционное обучение может обеспечить доступность качественного, в том числе высшего образования, широким слоям населения, независимо от места проживания, наличия или отсутствия трудовой деятельности; стремительно реагировать на изменение ситуации на рынке труда; максимально емко использовать педагогический, научный, кадровый потенциал вуза.
«Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил применение дистанционных образовательных технологий при реализации различных образовательных программ» [50]. В течение 15 лет происходит активное внедрение и апробация таких технологий в нашей стране, хотя многолетний опыт применения дистанционного обучения в странах Европы, Америки и Азии демонстрирует успешность такой педагогической практики. Дистанционные образовательные технологии направлены на организацию процесса взаимодействия обучающихся и преподавателей с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.
2020 год очень повлиял на становление дистанционного образования. Произошел мощный скачок в связи с необходимостью, связанной с массовой пандемией COVID-19. Все учебные заведение в срочном порядке были переведены на дистанционное обучение. И если некоторые учебные заведения уже частично работали на платформах дистанционного обучения, то многим пришлось столкнуться с подобным впервые.
Также новые современные профессии, связанные с интернет- сообществами, как SMM специалист, SEO продвижение и др. в основном постигаются через дистанционное обучение. Создаются все больше институтов, которые базируются только на дистанционном обучении и где можно получить диплом государственного образца, как SkillBox, GeekBrains и др.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности изучения дистанционного образования в эпоху современного информационного общества.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы дистанционного обучения освещены в исследованиях А.А. Андреева, Н.Ю. Воловой, Ж.Н. Зайцевой, С.Л. Лобачева, А.С. Минзова, Е.С. Полат, В.В. Попова, Ю.Б. Рубина, В.И. Солдаткина, В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова, А.В. Хуторского и др. Так, А.А. Андреев внес большой вклад в развитие дистанционного обучения [8]. Он сконцентрировал понятие и принципы дистанционного обучения, раскрыл роль и место его в системе непрерывного профессионального образования. В зарубежных исследованиях проблемы дистанционного обучения представлены в трудах Р. Табберера, Ч. Моора, М. Кларка, Л.И. Дэйва, Дж. Рамбла, К. Харри, Дж. Вильсона, Д. Мошера и др.
Цель бакалаврской работы - анализ дистанционного формата обучения как тренда в современном образовании эпохи цифровизации.
В связи с поставленной целью были решены следующие задачи:
- проанализировать тенденции в развитии современных подходов к образованию в современном российском обществе, включая цифровизацию;
- охарактеризовать специфику применения информационных технологий в дистанционном образовании;
- оценить опыт и специфику образования с использованием дистанционных технологий при помощи анкетирования;
- проанализировать качественные характеристики обучения с использованием дистанционных технологий при помощи глубинного интервью.
Объектом исследования в данной работе выступает система образования, предметом выпускной квалификационной работы являются эффекты, преимущества и недостатки обучения с использованием дистанционных технологий.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя ряд методологических подходов:
- структурно-функциональный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Л.А. Козер, Р. Дрибин) - рассматривает образование как социальный институт общества и его ведущую функцию - как поддержание связи между личностью и обществом ради целостности последнего.
- институциональный (Т. Веблен, У. Митчелл, В.Н. Турченко, Э.Д. Днепрова). В рамках данного подхода образование рассматривается как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими элементами.
- гуманистический (М.Г. Моор) позволит рассмотреть дистанционное образование как ценность учения учащегося.
Гипотеза исследования: молодежь положительно относится к дистанционному обучению, и имеет намерения приобретать дополнительное образование при помощи дистанционных технологий.
Методы исследования: анкетный опрос (N=100 респондентов), глубинное интервью (N=8 респондентов).
Эмпирическая база исследования:
Анкетный опрос: N=100 респондентов (50 респондентов юношей, 50 девушек).
Глубинное интервью: N=8 респондентов (4 респондента юноши, 4 респондента девушки).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы дистанционной платформой обучения ТГУ «Росдистант» для улучшения качества работы.
Апробация работы: активное участие в работе секции №11 «Современные социальные практики для групп и личности: состояние, проблемы и перспективы развития» с докладом «Перспективы дистанционного образования в современной России» в рамках XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «НАУКА И ТВОРЧЕСТВО: взгляд молодых профессионалов», Тольятти, ПВГУС, 13 мая 2021 года
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников.
Дистанционное обучение перестает быть новшеством в сфере образования, занимает крепкие позиции, и наряду с традиционными формами обучения становится конкурентоспособной формой получения высшего образования. Достоинства применения данной формы обучения очевидны. При определенных условиях дистанционное обучение может обеспечить доступность качественного, в том числе высшего образования, широким слоям населения, независимо от места проживания, наличия или отсутствия трудовой деятельности; стремительно реагировать на изменение ситуации на рынке труда; максимально емко использовать педагогический, научный, кадровый потенциал вуза.
«Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил применение дистанционных образовательных технологий при реализации различных образовательных программ» [50]. В течение 15 лет происходит активное внедрение и апробация таких технологий в нашей стране, хотя многолетний опыт применения дистанционного обучения в странах Европы, Америки и Азии демонстрирует успешность такой педагогической практики. Дистанционные образовательные технологии направлены на организацию процесса взаимодействия обучающихся и преподавателей с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.
2020 год очень повлиял на становление дистанционного образования. Произошел мощный скачок в связи с необходимостью, связанной с массовой пандемией COVID-19. Все учебные заведение в срочном порядке были переведены на дистанционное обучение. И если некоторые учебные заведения уже частично работали на платформах дистанционного обучения, то многим пришлось столкнуться с подобным впервые.
Также новые современные профессии, связанные с интернет- сообществами, как SMM специалист, SEO продвижение и др. в основном постигаются через дистанционное обучение. Создаются все больше институтов, которые базируются только на дистанционном обучении и где можно получить диплом государственного образца, как SkillBox, GeekBrains и др.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности изучения дистанционного образования в эпоху современного информационного общества.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы дистанционного обучения освещены в исследованиях А.А. Андреева, Н.Ю. Воловой, Ж.Н. Зайцевой, С.Л. Лобачева, А.С. Минзова, Е.С. Полат, В.В. Попова, Ю.Б. Рубина, В.И. Солдаткина, В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова, А.В. Хуторского и др. Так, А.А. Андреев внес большой вклад в развитие дистанционного обучения [8]. Он сконцентрировал понятие и принципы дистанционного обучения, раскрыл роль и место его в системе непрерывного профессионального образования. В зарубежных исследованиях проблемы дистанционного обучения представлены в трудах Р. Табберера, Ч. Моора, М. Кларка, Л.И. Дэйва, Дж. Рамбла, К. Харри, Дж. Вильсона, Д. Мошера и др.
Цель бакалаврской работы - анализ дистанционного формата обучения как тренда в современном образовании эпохи цифровизации.
В связи с поставленной целью были решены следующие задачи:
- проанализировать тенденции в развитии современных подходов к образованию в современном российском обществе, включая цифровизацию;
- охарактеризовать специфику применения информационных технологий в дистанционном образовании;
- оценить опыт и специфику образования с использованием дистанционных технологий при помощи анкетирования;
- проанализировать качественные характеристики обучения с использованием дистанционных технологий при помощи глубинного интервью.
Объектом исследования в данной работе выступает система образования, предметом выпускной квалификационной работы являются эффекты, преимущества и недостатки обучения с использованием дистанционных технологий.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя ряд методологических подходов:
- структурно-функциональный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Л.А. Козер, Р. Дрибин) - рассматривает образование как социальный институт общества и его ведущую функцию - как поддержание связи между личностью и обществом ради целостности последнего.
- институциональный (Т. Веблен, У. Митчелл, В.Н. Турченко, Э.Д. Днепрова). В рамках данного подхода образование рассматривается как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими элементами.
- гуманистический (М.Г. Моор) позволит рассмотреть дистанционное образование как ценность учения учащегося.
Гипотеза исследования: молодежь положительно относится к дистанционному обучению, и имеет намерения приобретать дополнительное образование при помощи дистанционных технологий.
Методы исследования: анкетный опрос (N=100 респондентов), глубинное интервью (N=8 респондентов).
Эмпирическая база исследования:
Анкетный опрос: N=100 респондентов (50 респондентов юношей, 50 девушек).
Глубинное интервью: N=8 респондентов (4 респондента юноши, 4 респондента девушки).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы дистанционной платформой обучения ТГУ «Росдистант» для улучшения качества работы.
Апробация работы: активное участие в работе секции №11 «Современные социальные практики для групп и личности: состояние, проблемы и перспективы развития» с докладом «Перспективы дистанционного образования в современной России» в рамках XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «НАУКА И ТВОРЧЕСТВО: взгляд молодых профессионалов», Тольятти, ПВГУС, 13 мая 2021 года
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников.
Дистанционное обучение перестает быть новшеством в сфере образования, занимает крепкие позиции, и наряду с традиционными формами обучения становится конкурентоспособной формой получения высшего образования [27]. Достоинства применения данной формы обучения очевидны. При определенных условиях дистанционное обучение может обеспечить доступность качественного, в том числе высшего образования, широким слоям населения, независимо от места проживания, наличия или отсутствия трудовой деятельности; стремительно реагировать на изменение ситуации на рынке труда; максимально емко использовать педагогический, научный, кадровый потенциал вуза [44]. В ходе написания бакалаврской работы нами была поставлена цель - изучение дистанционного обучения как тренда в образовании эпохи цифровизации, которую мы успешно достигли.
В первой главе нам было необходимо изучить цифровизацию образования в современном российском обществе и рассмотреть информационные технологии в дистанционном образовании. Мы опирались на следующую теоретико-методологическую базу - структурно-функциональный подход, изучаемый Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсо, Р. Мертоном, Л.А. Козером, Р. Дрибинином, который заключался в рассмотрении образования как социального института общества и его ведущую функцию - как поддержание связи между личностью и обществом ради целостности последнего; на институциональный подход, рассмотренный в работах Т. Веблена, У. Митчелла, В.Н. Турченко, Э.Д. Днепрова, в рамках данного подхода образование рассматриваелось как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими элементами; также особое внимание было уделено гуманистическому подходу М.Г. Моора, который позволил рассмотреть дистанционное образование как ценность учения учащегося.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование. В первом параграфе второй главы мы оценить качество образования с использованием дистанционных технологий при помощи анкетирования. В ходе социологического исследования количественным методом - анкетированием мы получили интересные результаты. Девушки в большей степени расположены к получению дистанционного образования, нежели юноши, также девушки смотрят более благосклонно почти на все виды дистанционного обучения. Почти все респонденты считают, что дистанционные технологии нужны образовательной системе, а набирающие популярность онлайн-школы находя отклик и среди наших респондентов. Можно сказать, что основными критериями для того, чтобы начать учиться дистанционно, для молодежи - это доступная цена и интересная профессия. Наши респонденты оценивают дистанционное образование ближе к оценке хорошо, что достаточно высокий показатель. А вот систему Росдистант опрошенная молодежь оценивает удовлетворительно. Главными преимуществами для современной молодежи в электронном обучении это: гибкость учебного процесса, возможность совмещать учебу с работой и обучение в комфортной и привычной обстановке. Самым главным недостатком дистанционного обучения наши респонденты выделили - сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя. Общение учитель-ученик остается важным и основным в обучении и получении образования. В полный переход системы образования на дистанционное обучение наши респонденты не верят.
Во втором параграфе было представлено качественное социологическое исследование - глубинное интервью, с целью сравнения мнения юношей и девушек об обучении с использованием дистанционных технологий. В ходе глубинного интервью, мы смогли выявить отношения молодежи к обучению дистанционно и сравнить мнения юношей и девушек в рамках данной проблемы. Все респонденты обучались дистанционно, относятся к дистанционному образованию лучше юноши, девушки. Относительно эффективности дистанционного обучения молодежь не видит пока ясного понимания и имеют совершенно различные соображения. Самым эффективным форматом обучения наши респонденты все-равно выделяют именно очное обучение. Полностью перевести обучение на дистанционный формат наши респонденты не считают возможным. Между юношами и девушками также преследовалось различия в вопросе о том, являет ли дистанционное обучение трендом будущего, все девушки, считают, что да, а у юношей внутри подгруппы мнения разделились. Также молодежь считает, что получение дистанционного образования сейчас гораздо доступнее любого другого. А трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения, в основном связаны с технической стороной. У девушек возникает больше трудностей, чем у юношей.
Таким образом, гипотеза, которую мы ставили в начале нашего исследования, о том, что, молодежь положительно относится к дистанционному обучению, и имею желание приобретать дополнительное образование при помощи дистанционных технологий, подтвердилась частично. Молодежь положительно относится к обучению с помощью дистанционных технологий, но очное образование, по их мнению, становится еще ценнее.
В первой главе нам было необходимо изучить цифровизацию образования в современном российском обществе и рассмотреть информационные технологии в дистанционном образовании. Мы опирались на следующую теоретико-методологическую базу - структурно-функциональный подход, изучаемый Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсо, Р. Мертоном, Л.А. Козером, Р. Дрибинином, который заключался в рассмотрении образования как социального института общества и его ведущую функцию - как поддержание связи между личностью и обществом ради целостности последнего; на институциональный подход, рассмотренный в работах Т. Веблена, У. Митчелла, В.Н. Турченко, Э.Д. Днепрова, в рамках данного подхода образование рассматриваелось как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими элементами; также особое внимание было уделено гуманистическому подходу М.Г. Моора, который позволил рассмотреть дистанционное образование как ценность учения учащегося.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование. В первом параграфе второй главы мы оценить качество образования с использованием дистанционных технологий при помощи анкетирования. В ходе социологического исследования количественным методом - анкетированием мы получили интересные результаты. Девушки в большей степени расположены к получению дистанционного образования, нежели юноши, также девушки смотрят более благосклонно почти на все виды дистанционного обучения. Почти все респонденты считают, что дистанционные технологии нужны образовательной системе, а набирающие популярность онлайн-школы находя отклик и среди наших респондентов. Можно сказать, что основными критериями для того, чтобы начать учиться дистанционно, для молодежи - это доступная цена и интересная профессия. Наши респонденты оценивают дистанционное образование ближе к оценке хорошо, что достаточно высокий показатель. А вот систему Росдистант опрошенная молодежь оценивает удовлетворительно. Главными преимуществами для современной молодежи в электронном обучении это: гибкость учебного процесса, возможность совмещать учебу с работой и обучение в комфортной и привычной обстановке. Самым главным недостатком дистанционного обучения наши респонденты выделили - сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя. Общение учитель-ученик остается важным и основным в обучении и получении образования. В полный переход системы образования на дистанционное обучение наши респонденты не верят.
Во втором параграфе было представлено качественное социологическое исследование - глубинное интервью, с целью сравнения мнения юношей и девушек об обучении с использованием дистанционных технологий. В ходе глубинного интервью, мы смогли выявить отношения молодежи к обучению дистанционно и сравнить мнения юношей и девушек в рамках данной проблемы. Все респонденты обучались дистанционно, относятся к дистанционному образованию лучше юноши, девушки. Относительно эффективности дистанционного обучения молодежь не видит пока ясного понимания и имеют совершенно различные соображения. Самым эффективным форматом обучения наши респонденты все-равно выделяют именно очное обучение. Полностью перевести обучение на дистанционный формат наши респонденты не считают возможным. Между юношами и девушками также преследовалось различия в вопросе о том, являет ли дистанционное обучение трендом будущего, все девушки, считают, что да, а у юношей внутри подгруппы мнения разделились. Также молодежь считает, что получение дистанционного образования сейчас гораздо доступнее любого другого. А трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения, в основном связаны с технической стороной. У девушек возникает больше трудностей, чем у юношей.
Таким образом, гипотеза, которую мы ставили в начале нашего исследования, о том, что, молодежь положительно относится к дистанционному обучению, и имею желание приобретать дополнительное образование при помощи дистанционных технологий, подтвердилась частично. Молодежь положительно относится к обучению с помощью дистанционных технологий, но очное образование, по их мнению, становится еще ценнее.
Подобные работы
- ДИЗАЙН-СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ СЕРВИСАМИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ И ОЧНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - Современные технологии продвижения высшего дистанционного образования (на примере проекта «Росдистант»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - Социокоммуникативные механизмы включения в современное цифровое образование в России
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2018 - ГЛОБАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:
СУБЪЕКТЫ, СТРАТЕГИИ, ТЕХНОЛОГИИ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Особенности систем высшего образования России и Китая на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4480 р. Год сдачи: 2024 - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРОВ-ТЕХНОЛОГОВ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Главы к дипломным работам, технология производства продукции. Язык работы: Русский. Цена: 3400 р. Год сдачи: 2021 - Продвижение цифровых экосистем (на примере Edtech в Алтайском крае)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - Разработка интерактивного курса по графическому дизайну
для молодёжи
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Использование концепции совместного создания ценности в сфере высшего образования с использованием цифровых технологий
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2023



