Введение
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты изучения дистанционного образования 8
1.1 Цифровизация образования в современном информационном обществе .. 8
1.2 Особенности дистанционного обучения в образовательном процессе вуза 16
Глава 2 Качественные и количественные показатели изучения
дистанционного образования 24
2.1 Оценка студентами качества образования с использованием
дистанционных технологий при помощи анкетирования 24
2.2 Сравнение мнений юношей и девушек об обучении с использованием
дистанционных технологий при помощи глубинного интервью 34
Заключение 39
Список используемой литературы и используемых источников 44
Приложение А Эмпирическое исследование на тему: «Оценка студентами качества образования с использованием дистанционных технологий» 48
Приложение Б Анкета исследования 53
Приложение В Таблицы прямых распределений 58
Приложение Г Вопросы к глубинному интервью 68
Приложение Д Стенограмма глубинного интервью 67
Актуальность темы исследования. Процесс информатизации общества является объективной закономерностью и выступает в качестве одного из условий успешного решения задач социально-экономического развития страны. «Позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения, разработка эффективных обучающих стратегий» [16]. В настоящее время повсеместно, как в России, так и за рубежом, наблюдается скачок в развитии технических средств, информационных технологий, применение которых существенно расширяет границы доступности образования.
Дистанционное обучение перестает быть новшеством в сфере образования, занимает крепкие позиции, и наряду с традиционными формами обучения становится конкурентоспособной формой получения высшего образования. Достоинства применения данной формы обучения очевидны. При определенных условиях дистанционное обучение может обеспечить доступность качественного, в том числе высшего образования, широким слоям населения, независимо от места проживания, наличия или отсутствия трудовой деятельности; стремительно реагировать на изменение ситуации на рынке труда; максимально емко использовать педагогический, научный, кадровый потенциал вуза.
«Закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил применение дистанционных образовательных технологий при реализации различных образовательных программ» [50]. В течение 15 лет происходит активное внедрение и апробация таких технологий в нашей стране, хотя многолетний опыт применения дистанционного обучения в странах Европы, Америки и Азии демонстрирует успешность такой педагогической практики. Дистанционные образовательные технологии направлены на организацию процесса взаимодействия обучающихся и преподавателей с использованием средств информационных и телекоммуникационных технологий.
2020 год очень повлиял на становление дистанционного образования. Произошел мощный скачок в связи с необходимостью, связанной с массовой пандемией COVID-19. Все учебные заведение в срочном порядке были переведены на дистанционное обучение. И если некоторые учебные заведения уже частично работали на платформах дистанционного обучения, то многим пришлось столкнуться с подобным впервые.
Также новые современные профессии, связанные с интернет- сообществами, как SMM специалист, SEO продвижение и др. в основном постигаются через дистанционное обучение. Создаются все больше институтов, которые базируются только на дистанционном обучении и где можно получить диплом государственного образца, как SkillBox, GeekBrains и др.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности изучения дистанционного образования в эпоху современного информационного общества.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы дистанционного обучения освещены в исследованиях А.А. Андреева, Н.Ю. Воловой, Ж.Н. Зайцевой, С.Л. Лобачева, А.С. Минзова, Е.С. Полат, В.В. Попова, Ю.Б. Рубина, В.И. Солдаткина, В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова, А.В. Хуторского и др. Так, А.А. Андреев внес большой вклад в развитие дистанционного обучения [8]. Он сконцентрировал понятие и принципы дистанционного обучения, раскрыл роль и место его в системе непрерывного профессионального образования. В зарубежных исследованиях проблемы дистанционного обучения представлены в трудах Р. Табберера, Ч. Моора, М. Кларка, Л.И. Дэйва, Дж. Рамбла, К. Харри, Дж. Вильсона, Д. Мошера и др.
Цель бакалаврской работы - анализ дистанционного формата обучения как тренда в современном образовании эпохи цифровизации.
В связи с поставленной целью были решены следующие задачи:
- проанализировать тенденции в развитии современных подходов к образованию в современном российском обществе, включая цифровизацию;
- охарактеризовать специфику применения информационных технологий в дистанционном образовании;
- оценить опыт и специфику образования с использованием дистанционных технологий при помощи анкетирования;
- проанализировать качественные характеристики обучения с использованием дистанционных технологий при помощи глубинного интервью.
Объектом исследования в данной работе выступает система образования, предметом выпускной квалификационной работы являются эффекты, преимущества и недостатки обучения с использованием дистанционных технологий.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя ряд методологических подходов:
- структурно-функциональный (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Л.А. Козер, Р. Дрибин) - рассматривает образование как социальный институт общества и его ведущую функцию - как поддержание связи между личностью и обществом ради целостности последнего.
- институциональный (Т. Веблен, У. Митчелл, В.Н. Турченко, Э.Д. Днепрова). В рамках данного подхода образование рассматривается как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими элементами.
- гуманистический (М.Г. Моор) позволит рассмотреть дистанционное образование как ценность учения учащегося.
Гипотеза исследования: молодежь положительно относится к дистанционному обучению, и имеет намерения приобретать дополнительное образование при помощи дистанционных технологий.
Методы исследования: анкетный опрос (N=100 респондентов), глубинное интервью (N=8 респондентов).
Эмпирическая база исследования:
Анкетный опрос: N=100 респондентов (50 респондентов юношей, 50 девушек).
Глубинное интервью: N=8 респондентов (4 респондента юноши, 4 респондента девушки).
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы дистанционной платформой обучения ТГУ «Росдистант» для улучшения качества работы.
Апробация работы: активное участие в работе секции №11 «Современные социальные практики для групп и личности: состояние, проблемы и перспективы развития» с докладом «Перспективы дистанционного образования в современной России» в рамках XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «НАУКА И ТВОРЧЕСТВО: взгляд молодых профессионалов», Тольятти, ПВГУС, 13 мая 2021 года
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников.
Дистанционное обучение перестает быть новшеством в сфере образования, занимает крепкие позиции, и наряду с традиционными формами обучения становится конкурентоспособной формой получения высшего образования [27]. Достоинства применения данной формы обучения очевидны. При определенных условиях дистанционное обучение может обеспечить доступность качественного, в том числе высшего образования, широким слоям населения, независимо от места проживания, наличия или отсутствия трудовой деятельности; стремительно реагировать на изменение ситуации на рынке труда; максимально емко использовать педагогический, научный, кадровый потенциал вуза [44]. В ходе написания бакалаврской работы нами была поставлена цель - изучение дистанционного обучения как тренда в образовании эпохи цифровизации, которую мы успешно достигли.
В первой главе нам было необходимо изучить цифровизацию образования в современном российском обществе и рассмотреть информационные технологии в дистанционном образовании. Мы опирались на следующую теоретико-методологическую базу - структурно-функциональный подход, изучаемый Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсо, Р. Мертоном, Л.А. Козером, Р. Дрибинином, который заключался в рассмотрении образования как социального института общества и его ведущую функцию - как поддержание связи между личностью и обществом ради целостности последнего; на институциональный подход, рассмотренный в работах Т. Веблена, У. Митчелла, В.Н. Турченко, Э.Д. Днепрова, в рамках данного подхода образование рассматриваелось как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими элементами; также особое внимание было уделено гуманистическому подходу М.Г. Моора, который позволил рассмотреть дистанционное образование как ценность учения учащегося.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование. В первом параграфе второй главы мы оценить качество образования с использованием дистанционных технологий при помощи анкетирования. В ходе социологического исследования количественным методом - анкетированием мы получили интересные результаты. Девушки в большей степени расположены к получению дистанционного образования, нежели юноши, также девушки смотрят более благосклонно почти на все виды дистанционного обучения. Почти все респонденты считают, что дистанционные технологии нужны образовательной системе, а набирающие популярность онлайн-школы находя отклик и среди наших респондентов. Можно сказать, что основными критериями для того, чтобы начать учиться дистанционно, для молодежи - это доступная цена и интересная профессия. Наши респонденты оценивают дистанционное образование ближе к оценке хорошо, что достаточно высокий показатель. А вот систему Росдистант опрошенная молодежь оценивает удовлетворительно. Главными преимуществами для современной молодежи в электронном обучении это: гибкость учебного процесса, возможность совмещать учебу с работой и обучение в комфортной и привычной обстановке. Самым главным недостатком дистанционного обучения наши респонденты выделили - сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя. Общение учитель-ученик остается важным и основным в обучении и получении образования. В полный переход системы образования на дистанционное обучение наши респонденты не верят.
Во втором параграфе было представлено качественное социологическое исследование - глубинное интервью, с целью сравнения мнения юношей и девушек об обучении с использованием дистанционных технологий. В ходе глубинного интервью, мы смогли выявить отношения молодежи к обучению дистанционно и сравнить мнения юношей и девушек в рамках данной проблемы. Все респонденты обучались дистанционно, относятся к дистанционному образованию лучше юноши, девушки. Относительно эффективности дистанционного обучения молодежь не видит пока ясного понимания и имеют совершенно различные соображения. Самым эффективным форматом обучения наши респонденты все-равно выделяют именно очное обучение. Полностью перевести обучение на дистанционный формат наши респонденты не считают возможным. Между юношами и девушками также преследовалось различия в вопросе о том, являет ли дистанционное обучение трендом будущего, все девушки, считают, что да, а у юношей внутри подгруппы мнения разделились. Также молодежь считает, что получение дистанционного образования сейчас гораздо доступнее любого другого. А трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения, в основном связаны с технической стороной. У девушек возникает больше трудностей, чем у юношей.
Таким образом, гипотеза, которую мы ставили в начале нашего исследования, о том, что, молодежь положительно относится к дистанционному обучению, и имею желание приобретать дополнительное образование при помощи дистанционных технологий, подтвердилась частично. Молодежь положительно относится к обучению с помощью дистанционных технологий, но очное образование, по их мнению, становится еще ценнее.
1. Адильгазинов Г.З. Дистанционное обучение глазами студентов// The Scientific Heritage. № 49. 2020. С. 5-11.
2. Алексеева Е. Н. Развитие дистанционного обучения и проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе на современном этапе модернизации Российского образования // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. №2 (65). С. 251-252.
3. Андреев A. A. Очерки дистанционного обучения в России //
Управление образованием: теория и практика. 2015. С. 16-31.
4. Андреев A. A. Прикладная философия открытого образования:
педагогический аспект// М.: РИЦ Альфа МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2002. С. 68.
5. Андреев А. А. Онлайн-обучение и его качество// Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. № 12. С. 82-91.
6. Ахметжанова Г. В.Особенности деятельности педагога в условиях дистанционного обучения// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 3(28). С. 28-31.
7. Бороненко Т.А. Диалог в дистанционном обучении// Высшее образование в России. №. 8. 2017. С. 131-134.
8. Вишнякова А.А.О целесообразности применения дистанционного обучения в ДПО// Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. № 4. 2019. С. 211-219.
9. Вольвак С.Ф Особенности внедрения системы дистанционного образования// Вестник науки и образования. № 2 (38). 2018. С. 69-72.
10. Гагарина Л. Г. Инновационные образовательные технологии дистанционного обучения // Экономические и социальногуманитарные исследования. 2018. № 4 (20). С. 96-102.
11. Гараева С. В. Дидактическая модель развития творческих способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения// Научный диалог. 2016. № 2 (50). С. 249-261.
12. Гершунский Б. С. Философия образования . М. 1998. С.12.
13. Глазнева С. Е.Положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения // Актуальные проблемы образования: позиция молодых : материалы Всероссийск. студ. науч.- практ. конференции 2016 г : Изд-во «Золотой феникс», 2016. С.57-59.
14. Горева О. М.Современное состояние дистанционного образования в Российском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 655-659.
15. Грязнова Е.В. К вопросу о природе дистанционного образования// Азимут научных исследований: педагогика и психология. №4. 2018. С. 169-172.
16. Гулчехра А.Ф. Роль дистанционного обучения в воспитании молодежи// Scientific progress. №6. 2021. С. 373-378.
17. Гусенова Ф.А. Роль дистанционного обучения сегодня// StudNet. № 7. 2020. С. 246-252.
18. Давлетова А.А. Дистанционное обучение// Достижения науки и образования. № 1. 2021. С. 35-38.
19. Дьякова О. И. Внедрение инноваций: почему падает мотивация педагогических работников// Народное образование. 2016. № 6. С. 60¬65.
20. Заочинский М.С. Теория и практика дистанционного обучения// Наука без границ. № 6. 2017. С. 148-151.
21. Заслуженная А. Психологический аспект дистанционного обучения// Norwegian Journal of Development of the International Science. № 49. 2020. С. 53-55.
22. Иванов А.В. Проблемы и перспективы дистанционного образования// Главный врач Юга России. № 5. 2019. С. 67-70.
23. Игольник О.В. Дистанционное обучение в России// Academy. № 9. 2018. С. 36-37.
24. Кобилов А.У.Технологии компьютерного дистанционного обучения// Academic research in educational sciences. № 3. 2020. С. 287-293.
25. Концепция создания и развития дистанционного образования в России [Электронный ресурс] //URL: https://pandia.ru/text/78/302/22561.php(дата обращения: 15.11.2020).
26. Корепанова Н.В. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы// Cross Cultural Studies: Education and Science. № 2. 2020. С. 139-149.
27. Костоева З.М. Дистанционное обучение: плюсы и минусы// Вестник науки и образования. №19. 2020. С. 76-78.
28. Кочисов В. К. Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе// Образовательные технологии и общество. Т. 18. № 1. 2015. С. 395-407.
29. Кумохин А.Г. Актуальные проблемы дистанционного обучения// Образование. Наука. Научные кадры. № 4. 2020. С. 304-307.
30. Курбанов Б.С. Достижения и возможности дистанционного обучения// Наука, образование и культура. №9. 2020. С. 26-28.
31. Матвиенко С.В. Психологические сложности, возникающие в процессе дистанционного обучения, и способы их преодоления// Образование и право. № 1. 2021. С. 195-199.
32. Мерекина И.В. Перспективы развития дистанционного обучения// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. №10. 2020. С. 91-93.
33. МолодяковС. А. Применение дистанционных технологий для расширения возможностей образовательной деятельности в институте// Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 4. С. 127-136.
34. Новикова Н.П. Психологическое сопровождение дистанционного обучения// Социальная педагогика. №. 6. 2017. С. 53-57.
35.0 создании объединенного проекта по разработке нормативноправовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения [Электронный ресурс] : приказ Минобразования РФ от 16 июня 2000 г. № 1791. Режим доступа: http: // www.informika.ru. (Дата обращения: 15.11.2020)
36. Осипов A. M. Общество и образование: Курс лекций по социологии образования// Новгород. 1998. С.88
37. Приказ Минобразования России от 16.06.2000 г. №1791 «О создании объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения» [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/901764967(дата обращения: 13.11.2020)
38. Рассохин А. А. Перспективы развития тьюторского сопровождения учащихся в высшей школе // Colloquium-journal. 2020. С. 81-82.
39. Расулова З.Д. Эффективность дистанционной организации процессов обучения в высшем образовании// Academy. № 11. 2020. С. 31-34.
40. Рубцова О.Г. Проблемы дистанционного обучения в ВУЗе// Символ науки. № 6. 2020. С. 124-126.
41. Савранская К.С. Технологии дистанционного образования// Вопросы науки и образования. № 7. 2018. С. 194-195.
42. Смогоржевский Д.А. Основные проблемы дистанционного образования// StudNet. №12. 2020. С. 347-358.
43. Сорокина Л.Н. Дистанционное обучение: настоящее и будущее// Scio. №9. 2020. С. 86-94.
44. Татаринов К.А. Дидактические принципы дистанционного образования// Балтийский гуманитарный журнал. №. 8. 2019. С. 293¬296.
45. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об
образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата
обращения: 05.11.2020).
46. Фертикова Д.О. Преимущества и недостатки дистанционного обучения// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 11. 2017. С. 40-42.
47. Черкасов К.В. Спорные вопросы дистанционного образования// Проблемы педагогики. №1. 2017. С. 41-42.
48. Чигинцева А.А. Актуальные проблемы дистанционного обучения// Скиф. Вопросы студенческой науки. № 3. 2018. С. 10-13.
49. Шатуновский В.Л. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения)// Вестник науки и образования. № 9. 2020. С. 53-56.
50. Шрамко Н. В. Основы тьюторства : курс лекций [Электронный ресурс]
URL: http://elar.uspu.rU/bitstream/uspu/10144/1/uch00274.pdf(дата
обращения: 23.10.2020).
51. Щадная М.А. Дистанционное обучение в современной реальности// Наука, техника и образование. №5. 2020. С. 74-76.
52. Э.Р. Гузуева Роль дистанционного обучения в современном образовании// Мир науки, культуры, образования. № 3. 2020. С. 242¬244.
53. Эшонкулов Х.И. О преимуществах дистанционного образования// Academy. №5. 2019. С. 94-96.
54. Ярославцева К.А. Специфика дистанционного обучения в России// Вестник науки и образования. №. 19. 2020. С. 47-49.
55. Яшина Л.И. Дистанционное обучение в вузе: содержание и технологии// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. №1 (58). 2019. С. 15.
56. Carver D.L. Analysis of student perceptions of the psychosocial learning environment in online and face-to-face career and technical education courses/D.L. Carver, M.F. Kosloski // Quarterly Review of Distance Education. 2015. Vol. 16 (4). P. 7-22.
57. Gallwey W. T. The Inner Game of Work: Focus, Learning, Pleasure, and Mobility in the Workplace // Random House Publishing Group. 2005. 252 p.
58. Holmberg, B. Status and trends of distance education // L.: Kogan Page. 1981. P. 38.
59. Moore M. Distance education: A systems view (2nd ed.). Belmont// CA: Thomson Wadsworth. 2005. P.21.
60. Rotter J. Interpersonal relationship theory and cognitive personality theories// Prime EUROSC. 2007. 270 p.