Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей
младших школьников при изучении литературной сказки 8
1.1 Развитие творческих способностей младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Развитие творческих способностей младших школьников
при изучении литературной сказки 11
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки 19
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников 19
2.2 Содержание работы по развитию творческих способностей
младших школьников при изучении литературной сказки 29
2.3 Анализ результатов исследования 33
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Результаты констатирующего этапа исследования 50
Приложение Б Результаты контрольного этапа исследования 52
Аннотация
Название темы бакалаврской работы: «Развитие творческих
способностей младших школьников при изучении литературной сказки».
Актуальность рассматриваемой темы работы заключается в том, что перед современным обществом стоят задачи по воспитанию детей готовых творчески мыслить и быть полезными членами общества. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) указано, что деятельность учащихся направлена на «...освоение способов решения проблем творческого и поискового характера...».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить условия изучения литературной сказки для развития творческих способностей младших школьников.
В структуру бакалаврской работы входит: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
Методы исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
Объем бакалаврской работы 53 страниц, работа включает 30 источников используемой литературы, 2 приложений, 1 таблицы и 18 рисунков.
Актуальность исследования перед современным обществом стоят задачи по воспитанию детей готовых творчески мыслить и быть полезными членами общества. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) указано, что деятельность учащихся направлена на «...освоение способов решения проблем творческого и поискового характера...».
Многочисленные исследования (Б. Г. Ананьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, В. Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Р.С. Немов,
Г.М. Зараковский, Л.С. Рубинштейн) подтверждают важность воспитания личности в творчестве начиная с начальной школы, именно от уровня творчества зависит становление личности и характера ребенка. Бесспорно, развитие личности ребенка находится в прямой зависимости от его деятельности. Младших школьников важно включать в творческую деятельность, разнообразные творческие дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в творческой деятельности, дети приобретают опыт творческого преобразования, развиваются духовно, закрепляют и совершенствуют моральные качества.
Проявления творческих способностей интенсивно проявляются и развиваются в младшем школьном возрасте. Творческим способностям принадлежат огромная роль в становлении и развитии личности младших школьников. Благодаря творчеству у младших школьников формируется мышление и креативность, что особенно значимо в современных условиях образования, которое выдвигает существенные требования к уровню развития младших школьников. Для успешной творческой деятельности очень важны некоторые личностные характеристики: развитая память, ведь именно благодаря памяти увиденные элементы или образы смогут возобновиться в памяти и дополнить те недостающие детали, которых не хватало для завершения творческого процесса; развитое воображение является очень важная особенностью, которая позволяет комбинировать образа или идеи, которые нужно правильно оформить; вдохновение представляет собой состояние ясной мысли, которая внезапно приводит к созданию идеи.
Литературной сказке принадлежит особая роль в развитии творческих способностей. Сказки - это любые учениками произведения, они легко читается, понимаются и в них заложен огромный потенциал для развития творческих способностей. Восприятие сказки в детском возрасте является отличительной деятельностью ребёнка, обладающей необычайно притягательной силой, и способствует развитию творчества и фантазии. При восприятии сказки ребенок соотносит себя и сказочного героя, тем самым пытаясь почувствовать и понять, что его проблемы и переживания идентичны с проблемами и переживаниями героя. Все это положительно влияет на развитие творческих способностей младших школьников.
Основополагающее значение для осмысления роли литературной сказки в развитии творческих способностей имеют исследования Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Т.К. Снопова, Н.В. Ульянова, К.Д. Ушинский.
Однако с точки зрения целенаправленного развития творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки исследовалась мало и фрагментарно, обобщающих публикаций практически нет. Анализ изучения проблемы показал, что на современном этапе пока не существует педагогической системы исследование качественных характеристик развития творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки. В педагогической литературе не определена структура, не разработаны методика и педагогические условия развития творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки с учетом психофизиологических возможностей младших школьников.
Проведенное исследование работ позволило определить противоречие между важностью исследование развития творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки и недостаточностью исследований в данном направлении.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило проблему исследования: каковы возможности реализации приемов обучения при изучении литературной сказки для развития творческих способностей младших школьников?
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить условия изучения литературной сказки для развития творческих способностей младших школьников.
Объектом исследования: процесс обучения, направленный на развитие творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки.
Предмет исследования: изучение литературной сказки как средство развития творческих способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки будет происходить наиболее эффективно, если использовать следующие педагогические условия:
- применяются методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки;
- используются занимательные литературные сказки для развития творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1) осуществить анализ проблемы развития творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки в психолого¬педагогической литературе;
2) выявить уровень развития творческих способностей младших школьников;
3) разработать и реализовать условия развития творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки;
4) выявить динамику развития творческих способностей младших школьников.
С целью решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: МБУ лицей № 6 г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 «А» класса (27 человек) и обучающиеся 2 «Б» класса (27 человек). Общее количество обучающихся - 54 человек.
Практическое значение исследования связано с возможностью активного применения результатов исследования в сфере развития творческих способностей младших школьников при изучении литературной сказки.
Структура работы: выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. В работе были использованы 30 источников, 2 приложения.
Творчество и творческие способности широкое понятие и существуют различные подходы к рассмотрению природы проявления творчества. Многие отечественные исследователи (Л. С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкин, Н. А. Ветлугина) среди качественных характеристик творческих способностей выделяли: оригинальность, вариативность, гибкость.
Творчество и творческие способности широкое понятие и существуют различные подходы к рассмотрению природы проявления творчества, одни из них сводятся к рассмотрению ее как врожденной, не изменяющейся характеристике, другие - как поддающейся изменениям. Однако, очевидно, что качественные характеристики, оказывающие влияние на развитие проявления творчества еще недостаточно изучены.
Как указывали исследователи О.В. Барсукова, С.Е. Гаврина, А.В. Губанова, Е.А. Жданова, Л.Г. Карпова, Т.А. Казакевич обучение в школе - сложный вид деятельности для младшего школьника. Учитель обязан грамотно учесть специфику учебной и игровой деятельности, и характерные новообразования данного периода. Помимо этого, педагог обязан помочь максимально реализоваться ребёнку через личностный и творческий рост, оказывать помощь в решении проблем, связанных с развитие в данном возрасте. Для этого была проведена работа с младшими школьниками.
Анализ показал, что важнейшим средством воспитания в педагогике является фольклор, а именно литературная сказка.
Литературная сказка - это результат фантазии, выдумки, воображения многих людей на протяжении целых столетий. Это коллективный устный труд, народное достояние, национальная ценность. Литературная сказка - это уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для младших школьников.
Восприятие сказки в детском возрасте является отличительной деятельностью ребёнка, обладающей необычайно притягательной силой, и способствует развитию творчества и фантазии.
Идентификация - процесс эмоционального включения, развитая у ребенка, позволяет объединять себя с персонажем и присвоить его нормы, ценности, образцы. Таким образом, при восприятии сказки ребенок соотносит себя и сказочного героя, тем самым пытаясь почувствовать и понять, что его проблемы и переживания идентичны с проблемами и переживаниями героя. Все это положительно влияет на развитие творческих способностей младших школьников.
Таким образом, если педагог включает в учебно-воспитательный процесс произведения литературных сказок, то это способствует развитию творческих способностей младших школьников.
Для реализации поставленной цели исследования была проведена экспериментальная работа. Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня творческих способностей у младших школьников. Полученные результаты обусловили разработать и реализовать систему работы по развитию творческого развития у младших школьников при изучении литературной сказки. Необходимо понимать какие проблемы, выделенные в сказках, могут быть понятны детям, какие сложности возникнут, важно направлять учащихся к творчеству. Ученики должны включиться в творческих процесс с помощью учителя. Использование сказок позволит научить младших школьников нешаблонно и нестандартно решать любые задачи, предлагать новые идеи для решения проблем. Учеников необходимо заинтересовать в изучении нового, именно благодаря этому они научаться мечтать и фантазировать. Полученные результаты на контрольном этапе показали, что работа с учениками экспериментальной группы эффективна поскольку уровень творческого развития учащихся улучшился, в то время как в контрольной группе существенных изменений нет.
1. Андреева Т. В. Идеи Б. Г. Ананьева и эмпирическое исследование жизненного пути личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/idei-b-g-ananieva-i- empiricheskoe-issledovanie-zhiznennogo-puti-lichnosti (дата обращения: 07.04.2022).
2. Барсукова О. В. Диагностика одаренности: учебное пособие. М. : Русайнс, 2021. 273 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М. : Просвещение, 1967. 415 с.
4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965. С. 433-456.
5. Гаврина С. Е. Большая книга развития творческих способностей. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию. М. : АСТ, 2013. 323 c.
6. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М. : Прометей, 1993. 304 с.
7. Губанова А. В. Развитие творческих способностей обучающихся в современной начальной школе // Начальная школа. 2018. No 9. С. 10-15
8. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. 368 с.
9. Жданова Е. А. Формирование метапредметных и предметных компетенций у младших школьников на уроках литературного чтения // методика преподавания литературы. Иркутск: ВСГАО, 2011. 116 с.
10. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности М. : Питер, 2009. 444 с.
11. Карпова Л. Г. Развитие творческих способностей младших
школьников // ОНВ. 2015. №2 (136). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih- shkolnikov-2 (дата обращения: 22.05.2022).
12. Казакевич Т. А. Реализация инновационной педагогической технологии в рамках программы «Психология и педагогика дошкольного образования» // Человек и образование. 2019. No 2. С. 64-68
13. Козлова И. О., Москалюк М. В. Развитие личности через искусство портрета (дошкольный-старший школьный возраст): учеб. пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 236 с.
14. Колокольцев Е. Н. Искусство на уроках литературы. Киев: Вища школа, 2013. 78 с.
15. Ковтун Т. В. Влияние сказок на формирование личности младшего школьника на уроках чтения // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань : Бук, 2014. С. 171-174.
16. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. 2001 № 5. с. 57-68.
17. Лапшина А. В. Взгляды на понятие «творчество» и его различные трактовки // Молодой ученый. 2010. № 5 (16). Т. 1. С. 252-254.
18. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 513 с.
19. Никольский В. А. Нестандартные типы уроков по литературе. Челябинск: Чел. Гос. Универ., 2010. 120 с.
...