ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ
ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОДУКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С
РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Глава 1 Теоретический анализ проблемы эффективной адаптации детей раннего возраста к дошкольным учреждениям и функциональных возможностей психолога в обеспечении условий 9
1.1 Теоретический анализ проблемы адаптации и адаптированности личности как условия успешной
социализации 9
1.2 Адаптация ребенка к дошкольному образовательному
учреждению и ее особенности в раннем возрасте 17
1.3 Условия и факторы успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Роль родителей в благополучии детей
при их приспособлении к условиям ДОУ 24
1.4 Функциональные возможности психолога образовательного учреждения в организации конструктивного взаимодействия с
родителями при адаптации детей раннего возраста к ДОУ 37
Глава 2 Экспериментальное исследование функциональных возможностей психолога в организации взаимодействия педагогов и
родителей при адаптации детей раннего возраста к ДОУ 45
2.1 Организация экспериментального исследования и методы
исследования 45
2.2 Эмпирическое изучение адаптированности детей раннего
возраста к условиям детского сада 51
2.3 Разработка и апробация программы формирования готовности
педагогов к продуктивному взаимодействию с родителями детей раннего возраста при адаптации ребенка к условиям ДОУ 79
2.4 Анализ результатов исследования 92
Заключение 105
Список используемой литературы 112
Актуальность проблемы. Проблема адаптации человека в существующих условиях жизнедеятельности приобретает новую остроту и актуальность. Современные исследования адаптации, как процесса, и адаптированности, как результата процесса приспособления, подчеркивают значимость качества адаптации для общей эффективности деятельности человека и уровня его самореализации в обществе, ибо ее неуспешность или некомпенсированные трудности этого процесса, описываемые как срыв адаптации, приводят к дезорганизации и дезинтеграции потребностно- мотивационной системы личности, что, как правило, сопровождается нарушением способности человека удовлетворять потребности и ценности своей жизни в актуальных условиях.
Адаптационный процесс, по мнению ученых, практически непрерывен. Это обусловлено динамическими характеристиками самой среды, а также этапами социализации личности по ходу своего развития, где взросление сопровождается присоединением человека к каждый раз новым социальным условиям с новыми задачами и новыми характеристиками деятельности и взаимодействия.
Адаптация личности в аспекте какой-либо деятельности или этапа социализации и развития активно изучается в различных науках. Это является предметом исследования как биомедицинских, так и педагогических, социальных и психологических наук.
Проблема исследования. Особое внимание в системе наук уделяется изучению адаптации в детские периоды развития с выделением условий и факторов, способствующих как развитию, так и сохранению здоровья ребенка. По общему признанию, выход ребенка за рамки первичной социальной среды, которой является его семья, и попадание в условия детского сада, как строго организованной системы жизнедеятельности и отношений, становится для детей переломным моментом их жизни. Для детей этого возраста абсолютное значение имеют задачи его нормального психического и психологического развития в совокупности с развитием всех личностных сфер и их функций. Так, по мнению В.С. Мухиной и других исследователей психологии детства, развитие всех психических функций ребенка, его мышления, речи и всего остального, напрямую зависят от внешних средовых условий. В них же формируется и сознание детей в целом, наполняясь в ходе взаимодействия со средой определённым содержанием.
Такая важная роль этапа детского развития для всего будущего человека, требует создания специальных условий, способных обеспечивать успешность адаптационного периода ребенка.
В социально-психологической адаптации личности это имеет грандиозное значение, так как среда, к которой должен адаптироваться индивид, ее условия и внутренние факторы и механизмы влияния созданы в современном мире человеком и им же могут быть в свою очередь адаптированы в целях более благополучного приспособления личности к среде без срывов психической и продуктивной деятельности и развития. Особую актуальность и остроту это приобретает в детских возрастах при социализации ребенка и необходимости обеспечения ему качественной адаптации в конкретных условиях жизнедеятельности.
Противоречия:
- не смотря на изученность проблемы адаптации все еще недостаточно внимания уделяется вопросам создания благоприятных условий для успешной адаптации человека в социуме в различных возрастах его жизни и сферах реализации;
- не смотря на имеющиеся разработки и систематизацию факторов, определяющих адаптированность личности, все еще недостаточно изучены возможности среды или отдельных ее элементов в плане гармонизации прохождения процесса адаптации личности;
- не смотря на развитость психологических служб образования и возможностей специалистов психологов все еще недостаточно используются их функциональные возможности в организации продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, педагогов и родителей для эффективного решения задач адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Цель исследования - изучение функциональных возможностей психолога образовательного учреждения в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада посредством обеспечения продуктивного взаимодействия педагогов и родителей в адаптационные периоды ребенка.
Объект - адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Предмет - функциональные возможности психолога в организации взаимодействия педагогов и родителей при адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Гипотеза - мы предполагаем, что целенаправленная психологическая программа формирования готовности педагогов дошкольной организации к обеспечению ими продуктивного взаимодействия с родителями детей раннего возраста для благополучной адаптации ребенка к условиям детского сада является способом реализации функциональных возможностей педагога- психолога.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- провести теоретический анализ проблемы адаптации и ее особенностей в раннем периоде развития детей дошкольного возраста;
- провести анализ условий и факторов успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и выделить функциональные возможности психолога для эффективности решаемой проблемы адаптации;
- провести эмпирическое исследование адаптированности детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и особенностей взаимодействия педагогов детского сада и родителей как фактора успешной адаптации;
- разработать и апробировать программу формирования способов эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей как фактора успешности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
- проанализировать результаты и сделать выводы о функциональных возможностях целенаправленной работы педагога-психолога для обеспечения благоприятных условий адаптации ребенка раннего возраста.
Методы и методики исследования и анализа данных:
- метод теоретического анализа;
- психолого-педагогическая диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению, автор А.С. Роньжина [7, 21, 66];
- метод экспертных оценок: «Лист адаптации», автор Н.Д. Ватутина [46];
- метод анкетирования: анкета для родителей «Психолого¬
педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ» [11, 36, 60];
- метод количественного и качественного анализа.
Методологическим основанием нашего исследования явились психологические и социально-психологические подходы к исследованию адаптации человека А.А. Налчаджяна, А.А. Реана, И.А. Милославовой, В.Н. Грибова, С.И. Розум. Также методологически исследование опирается на психолого-педагогические подходы к проблеме адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения , представленные в работах В.С. Мухиной, Н.А. Савотиной, А.А. Баранова, А.П. Журавлева, Л.Г. Дикой и многих других.
Теоретической значимостью нашего исследования является систематизация научных взглядов и концепций об особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и систематизация условий и факторов успешной адаптации в раннем возрасте.
Практическая значимость исследования выражена в разработке программы психологического просвещения и группового консультирования педагогов и родителей, направленной на повышение их компетентностного поведения при адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Новизна исследования заключается в выделении зависимости успешности адаптации ребенка раннего возраста от качественных показателей сформированности и взаимодействия таких компонентов адаптации как уровень здоровья ребенка и степень сбалансированности функциональных систем его организма, уровень его психического и социально-психологического развития, конкретный возраст, в котором ребенок попадает в новую для себя среду, условия самой среды, в которой будет адаптироваться ребенок, а также готовность и способность всех участников этого процесса к эффективному поведению, помогающему сделать процесс адаптации максимально эффективным.
Научность и достоверность результатов исследования достигалась посредством использования научных методов теоретического анализа, учета требований к организации и проведению экспериментального исследования в психологии, а также за счет научности методов проведения эксперимента и валидных и надежных методик получения эмпирических данных на констатирующем этапе исследования.
Апробация результатов работы, выполненной в рамках темы исследования и в соответствии с его целью, проводилась в течение всего периода исследования. Ход и результаты исследования отражались автором в ходе работы в рамках научно-практических конференций, в виде публичного представления научных докладов и написания научных тезисов и статей.
Опытно-экспериментальная база исследования
Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное учреждение (МБУ) детский сад № 90 «Золотое зернышко», г.о Тольятти. Выборка испытуемых была представлена педагогами МБУ, работающими с детьми раннего возраста, непосредственно детьми раннего возраста от 1,5 до 3-х лет и родителями детей раннего возраста.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в разработке и апробации программы, направленной на повышение компетентностного уровня в организации эффективной коммуникации педагогов с родителями и овладения ими конструктивных моделей воспитания для создания наиболее благоприятных условий успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
На защиту выносятся следующие положения:
- адаптация как сложный, но неизбежный процесс на пути социализации личности, требует особого внимания и выделения условий и факторов в детские периоды развития, способствующих не только психическому и личностному развитию детей, но и сохранению их здоровья;
- благополучная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада во многом обусловлена организацией условий среды и конструктивным поведением участников процесса адаптации - психологов, педагогов, родителей;
- способом реализации педагогом-психологом ДОУ своих функциональных возможностей является целенаправленная работа по формированию готовности педагогов дошкольной организации к обеспечению ими продуктивного взаимодействия с родителями детей раннего возраста для благополучной адаптации ребенка к условиям детского сада.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 22 рисунка, 20 таблиц, список используемой литературы (100 источников). Основной текст работы изложен на 121 страницах.
Наше исследование, проведенное в рамках магистерской диссертации посвящено изучению функциональных возможностей психолога в формировании готовности педагогов к продуктивному взаимодействию с родителями в адаптационный период детей раннего возраста. В ходе исследования мы изучали гипотезу о том, что целенаправленная психологическая программа формирования готовности педагогов дошкольной организации к обеспечению ими продуктивного взаимодействия с родителями детей раннего возраста для благополучной адаптации ребенка к условиям детского сада является способом реализации функциональных возможностей педагога-психолога.
Для достижения цели исследования нами были изучены теоретические представления об адаптации и ее особенностях в раннем детском возрасте, выделены условия и факторы благополучных и неблагополучных вариантов ее протекания. Также нами было организовано и проведено экспериментальное изучение возможностей психолога в формировании готовностей педагогов к продуктивному взаимодействию с родителями, в ходе которого мы собрали эмпирические данные об адаптированности детей раннего возраста к условиям детского сада, выявили представления родителей о степени готовности их детей к посещению ДОУ и апробировали комплексную психологическую программу по формированию готовности педагогов к целенаправленному взаимодействию с родителями детей, проходящих адаптационные периоды.
Теоретический анализ изучаемой проблемы показал, что адаптация как процесс, и адаптированность личности, как результат процесса приспособления, абсолютно значимы для общей эффективности деятельности человека и его самореализованности в обществе. Неуспешность и срыв адаптации приводят к дезорганизации и дезинтеграции потребностно - мотивационной системы личности, что сопровождается неспособностью человека удовлетворять ценности и потребности своей жизни в актуально существующих условиях.
Научные исследования адаптации показывают, что при любом приспособлении среда и человек имеют обоюдную «энергичность», где энергия среды - это состоявшаяся средовая система с устоявшимися механизмами существования, а энергичность и активность человека - это поведение, направленное на ее изучение, приспособление и модификацию. Принцип взаимоактивности среды и человека сегодня считают универсальным для приспособления индивида к любой социальной среде и сфере личностной реализации.
Любая ситуация приспособления имеет характеристики напряжения и сопровождается тревогой. Эти негативные, но закономерные состояния человека вызваны новизной социальной ситуации и вытекающим из этого ощущением неопределенности и неясности среды при первичной ориентировке в ней.
Особое внимание уделяется изучению проблемы адаптации в детские периоды развития. Первичным здесь является выделение условий и факторов, способствующих как развитию, так и сохранению здоровья ребенка. Выход ребенка за рамки первичной социальной среды, которой является его семья, и попадание в условия детского сада, как строго организованной системы жизнедеятельности и системы отношений, становится для детей переломным моментом их жизни.
В дошкольных периодах развития выделяют два глобальных периода адаптации: первый - постнатальная адаптация, второй - адаптация к
дошкольному учреждению. Каждый из них имеет абсолютную значимость как для последующих этапов адаптации, так и для успешной социализации ребенка в обществе. Оба эти периода имеют существенные отличия, обусловленные степенью развитости функциональных систем и приоритетом решаемых организмом и психикой адаптационных задач.
Основной характеристикой ситуации адаптации в детские периоды развития является резкое и многоплановое изменение средовых компонентов, выраженных в отличиях режима жизни и ее организации по сравнению с семейными условиями ребенка. Это делает адаптацию резко стрессогенной, что приводит к нервно-психическому напряжению, психоэмоциональной нестабильности и даже образованию невротических реакций у детей. В поведении это выражается в капризности ребенка, болезненности, в появлении у детей регрессивных способов реагирования и поведения, появлении страхов, нарушения процессов принятия пищи и сна. Адаптация детей к новым средовым условиям является болезненным процессом и требует огромного внимания и создания условий, минимизирующих патологические явления при адаптации.
Адаптационный процесс проходит три фазы - острую, подострую и компенсационную и его протекание имеет степени протекания: легкая, средняя и тяжелая адаптация. В случае, если у ребенка не наступает стабилизации и не восстанавливается деятельность организма и психики в течении полугода и более, принято говорить об очень тяжелой адаптации, что приводит к необходимости устранения дестабилизирующих для здоровья и психики ребенка условий и даже решению вопроса о необходимости продолжать адаптацию ребенка к детскому учреждению.
Успешная адаптация ребенка и достижение им уровня хорошей адаптированности является результатом взаимодействия ряда значимых факторов. Каждый фактор относится к конкретному участнику процесса приспособления - ребенку, образовательной системе, педагогам, психологам, а также родителям и семейной ситуации в целом.
Со стороны ребенка имеет значение уровень его здоровья, степень сформированности всех функциональных систем организма, уровень их сбалансированности и социально-психологические параметры его развития.
Со стороны образовательной системы значение приобретает создание условий, способствующих успешной адаптации, достаточная гибкость организационной системы и целевая направленность на достижение благополучия ребенка.
Со стороны педагогов требуется их профессиональная готовность и высокий уровень профессиональной компетентности, позволяющей технологически и эмоционально обеспечить ситуацию безопасности для детей, комфорта и, что обязательно, гармоничного психического развития. Со стороны родителей требуется их продуктивность при реализации воспитания ребенка и обеспечения ему развивающей среды с показателями высокой стабильности, безопасности и здоровьесбережения.
Не менее важную роль в успешной адаптации детей раннего возраста играет готовность и способность всех участников этого процесса к эффективному взаимодействию, помогающему сделать процесс адаптации максимально эффективным. Системы отношений «педагог-ребенок», «родитель-ребенок», «педагог-родитель» и их постоянное продуктивное взаимодействие способны обеспечивать высокие и качественные результаты в решении задач адаптации. Взаимодополнение всех участников процесса может как стимулировать адаптированность детей, так и взаимообогатить каждую подсистему, способствуя формированию потенциала эффективности воспитания и развития ребенка и в рамках семейной системы, и в рамках образовательного учреждения.
Экспериментальное исследование было реализовано в целях изучения функциональных возможностей психолога ДОУ в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, а именно. на изучение влияния продуктивного взаимодействия педагогов с родителями в адаптационные периоды ребенка на его адаптированность. Исследование было проведено на базе МБУ детского сада № 90 «Золотое зернышко», г.о. Тольятти.
В ходе эксперимента нами были собраны эмпирические данные о степени адаптированности детей раннего возраста к условиям детского сада, разработана и апробирована психологическая программа формирования готовности педагогов ДОУ к обеспечению ими продуктивного взаимодействия с родителями детей раннего возраста для благополучной адаптации к условиям детского сада.
Сбор эмпирических данных показал, что по уровню адаптированности детей 1,5-2 и 2-3 лет они недостаточно приспособлены к новым социальным условиям. Изученная тяжесть протекания адаптации показала, что в группе испытуемых имеются дети всех категорий тяжести. Легкая степень адаптации, то есть, дети, не имеющие устойчивых реакций, оцениваемых с отрицательной полярностью, присуща почти четверти детей, тяжелая степень адаптации выражена у детей, недавно и редко посещающих детский сад, остальные дети имеют среднюю тяжесть протекания адаптации без устойчивых негативных признаков, присущих тяжелой степени ее протекания.
В ходе исследования нами было также изучено представление родителей о готовности их детей к посещению детского сада. По полученным данным большинство родителей считают своих детей вполне готовыми, в анкете они отмечают сформированность навыков гигиены, приученность ребенка к горшку, опрятность, хорошее и спокойное засыпание и такой же спокойный сон, нормальный аппетит и непривередливость в еде и хорошее уравновешенное эмоциональное состояние. Также оптимистично родители оценивают познавательный интерес ребенка, его активность, инициативность и контактность, умение играть, самостоятельность. Такая оценка родителей готовности их детей к посещению ДОУ не совпадает с данными об успешности прохождения адаптационного периода их детьми. Это может быть обусловлено как бессознательным желанием родителей представить своего ребенка в более положительном виде или низкой компетентностью родителей, искренне считающих своих детей готовыми в достаточной степени и развитыми в соответствии с возрастными нормами и требованиями, так и объективно существующими сложностями адаптационного процесса, негативно влияющего на продуктивность психической деятельности ребенка, отражающейся на его физических показателях здоровья, функционирования организма, эмоциональном состоянии и на всех сферах жизнедеятельности.
Полученные данные о снижении продуктивности ребенка в условиях детского сада в период его адаптации хотя и являются вполне ожидаемым и закономерным явлением, тем не менее говорят о необходимости особого внимания и обеспечения дошкольным учреждением специальных условий для благополучной адаптации детей раннего возраста и восстановления равновесного состояния всех органов и систем ребенка в целях его благополучного возрастного развития.
В ходе экспериментального исследования нами была разработана и апробирована программа по формированию у педагогов готовности к обеспечению продуктивного взаимодействия с родителями. В апробации программы участвовали педагоги и родители детей раннего возраста. Программа построена по принципу комплексности, что обеспечивало всем участникам процесса (родителям, педагогам, психологам, образовательному учреждению в целом), оптимальную социо-психологическую ситуацию для конструктивного взаимодействия, необходимую для благополучной адаптации детей и минимизации у них тяжелых форм протекания этого процесса. Программа реализовывалась последовательно в два этапа: 1-й этап направлен на работу с педагогами, а 2-й этап посвящен работе психолога и педагогов, прошедших первый этап программы, с родителями детей, проходящих адаптацию к условиям детского сада и находящихся на этапах подготовки к посещению ДОУ.
По ходу апробации программы было отмечено нарастание вовлеченности педагогов и родителей в совместную работу над поставленными проблемами, в ходе взаимодействия была постепенно преодолена критичность, отгороженность, а у родителей тревога и настороженность. Постепенно в работе сформировался деловой подход с эмоционально положительным фоном деятельности.
Практическая значимость программы для педагогов и актуальность обсуждаемой проблемы для родителей позволила сформировать ориентацию у них на достижение и продуктивность. И у педагогов, и у родителей появилась деятельностная ориентация, произошло смещение внимания с переживания проблемы на ее решение, и восприятие проблемы как задачи, требующей решения и поиска его способов.
Повторное изучение детей показало, что за время эксперимента у них стабилизировалось эмоциональное состояние, дети стали проявлять большую непосредственность, в достаточной степени интересоваться окружающим миром и вполне адекватно реагировать на внешние стимулы. Родители также показали более вдумчивое и объективное отношение к показателям развития и состояния их детей.
Опросы педагогов показали, что участие в разработанной и апробированной программы помогло им не только организовывать более эффективно взаимодействие с родителями, но и поддерживать у них мотивацию на родительскую эффективность и оказывать им эмоциональную поддержку и насыщать контакты большей информативностью.
Опросы родителей, проведенные нами, также показывают положительное отношение родителей к участию в программе, которая помогла им лучше понимать не только сложность процесса адаптации, но и значимость гармоничного развития ребенка в соответствии с нормативными показателями физического, психического и социально-психологического развития.
Все это свидетельствует об эффективности апробированной нами программы и подтверждает ее высокую практическую значимость.
1. Авдеева Н. Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению:
влияние матери [Электронный документ] // СДО. 2013. №2 (34). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/adaptatsiya-rebenka-k-doshkolnomu-uchrezhdeni yu- vliyanie-
2. Авдеева Н. Н., Хохлачева И. В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ [Электронный документ] // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. URL: https://docplayer.ru/53670174-Osobennosti-privyazannosti-rebenka-k-materi - stil-detsko-roditelskih-otnosheniy-i-adaptaciya-rebenka-k-dou.html
3. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка. М. : ИОИ,
2017. 176 с.
4. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Просвещение, 1991. 228 с.
5. Алямовская В. Г. Ясли - это серьезно. М. : Линка-Пресс, 2000. 144 с.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2016. 288 с.
7. Арифулина Р. У., Никишин В. Е., Мещенкова А. В., Югай Л. А., Шлыкова Ю. В. Выявление степени адаптированности детей к условиям дошкольной образовательной организации [Электронный документ] // ПНиО.
2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-stepeni-
adaptirovannosti-detey-k-usloviyam-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
8. Архипова Е. Ф. Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО [Электронный документ] // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. №9 (71). С. 52-58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ partnerskoe-vzaimodeystvies-roditelyami-v-doo
9. Афонькина Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста: современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. М. : Учитель, 2021. 104 с.
10. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. №1. С. 57-64.
11. Баркан А. И. Его Величество Ребёнок какой он есть. Тайны и загадки. М. : Столетие, 1996. 368 с.
12. Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж : Учитель, 2006. 236 с.
13. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб. : Наука, Ленинградское отделение, 1988. 272 с.
14. Бобылева А. Г. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ [Электронный документ] // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/problema- adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-dou
15. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2009. 400 с.
16. Боулби Дж. Привязанность. М. : Гардарики, 2003. 477 с.
17. Бриш К. Биндунг-терапия: младенчество и ранний возраст. Консультирование и терапия, основанные на теории привязанности. М. : Теревинф, 2018. 204 с.
18. Буре Р. Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О. Л. Зверевой. М. : Просвещение, 1994. 226 с.
19. Быкова А. Самостоятельный ребенок, или как стать «ленивой мамой». М. : Бомбора, 2020. 272 с.
...
Содержание магистерской диссертации - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОДУКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Выдержки из магистерской диссертации - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОДУКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА