Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОДУКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Работа №104860

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретический анализ проблемы эффективной адаптации детей раннего возраста к дошкольным учреждениям и функциональных возможностей психолога в обеспечении условий 9
1.1 Теоретический анализ проблемы адаптации и адаптированности личности как условия успешной
социализации 9
1.2 Адаптация ребенка к дошкольному образовательному
учреждению и ее особенности в раннем возрасте 17
1.3 Условия и факторы успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Роль родителей в благополучии детей
при их приспособлении к условиям ДОУ 24
1.4 Функциональные возможности психолога образовательного учреждения в организации конструктивного взаимодействия с
родителями при адаптации детей раннего возраста к ДОУ 37
Глава 2 Экспериментальное исследование функциональных возможностей психолога в организации взаимодействия педагогов и
родителей при адаптации детей раннего возраста к ДОУ 45
2.1 Организация экспериментального исследования и методы
исследования 45
2.2 Эмпирическое изучение адаптированности детей раннего
возраста к условиям детского сада 51
2.3 Разработка и апробация программы формирования готовности
педагогов к продуктивному взаимодействию с родителями детей раннего возраста при адаптации ребенка к условиям ДОУ 79
2.4 Анализ результатов исследования 92
Заключение 105
Список используемой литературы 112


Актуальность проблемы. Проблема адаптации человека в существующих условиях жизнедеятельности приобретает новую остроту и актуальность. Современные исследования адаптации, как процесса, и адаптированности, как результата процесса приспособления, подчеркивают значимость качества адаптации для общей эффективности деятельности человека и уровня его самореализации в обществе, ибо ее неуспешность или некомпенсированные трудности этого процесса, описываемые как срыв адаптации, приводят к дезорганизации и дезинтеграции потребностно- мотивационной системы личности, что, как правило, сопровождается нарушением способности человека удовлетворять потребности и ценности своей жизни в актуальных условиях.
Адаптационный процесс, по мнению ученых, практически непрерывен. Это обусловлено динамическими характеристиками самой среды, а также этапами социализации личности по ходу своего развития, где взросление сопровождается присоединением человека к каждый раз новым социальным условиям с новыми задачами и новыми характеристиками деятельности и взаимодействия.
Адаптация личности в аспекте какой-либо деятельности или этапа социализации и развития активно изучается в различных науках. Это является предметом исследования как биомедицинских, так и педагогических, социальных и психологических наук.
Проблема исследования. Особое внимание в системе наук уделяется изучению адаптации в детские периоды развития с выделением условий и факторов, способствующих как развитию, так и сохранению здоровья ребенка. По общему признанию, выход ребенка за рамки первичной социальной среды, которой является его семья, и попадание в условия детского сада, как строго организованной системы жизнедеятельности и отношений, становится для детей переломным моментом их жизни. Для детей этого возраста абсолютное значение имеют задачи его нормального психического и психологического развития в совокупности с развитием всех личностных сфер и их функций. Так, по мнению В.С. Мухиной и других исследователей психологии детства, развитие всех психических функций ребенка, его мышления, речи и всего остального, напрямую зависят от внешних средовых условий. В них же формируется и сознание детей в целом, наполняясь в ходе взаимодействия со средой определённым содержанием.
Такая важная роль этапа детского развития для всего будущего человека, требует создания специальных условий, способных обеспечивать успешность адаптационного периода ребенка.
В социально-психологической адаптации личности это имеет грандиозное значение, так как среда, к которой должен адаптироваться индивид, ее условия и внутренние факторы и механизмы влияния созданы в современном мире человеком и им же могут быть в свою очередь адаптированы в целях более благополучного приспособления личности к среде без срывов психической и продуктивной деятельности и развития. Особую актуальность и остроту это приобретает в детских возрастах при социализации ребенка и необходимости обеспечения ему качественной адаптации в конкретных условиях жизнедеятельности.
Противоречия:
- не смотря на изученность проблемы адаптации все еще недостаточно внимания уделяется вопросам создания благоприятных условий для успешной адаптации человека в социуме в различных возрастах его жизни и сферах реализации;
- не смотря на имеющиеся разработки и систематизацию факторов, определяющих адаптированность личности, все еще недостаточно изучены возможности среды или отдельных ее элементов в плане гармонизации прохождения процесса адаптации личности;
- не смотря на развитость психологических служб образования и возможностей специалистов психологов все еще недостаточно используются их функциональные возможности в организации продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, педагогов и родителей для эффективного решения задач адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Цель исследования - изучение функциональных возможностей психолога образовательного учреждения в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада посредством обеспечения продуктивного взаимодействия педагогов и родителей в адаптационные периоды ребенка.
Объект - адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Предмет - функциональные возможности психолога в организации взаимодействия педагогов и родителей при адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Гипотеза - мы предполагаем, что целенаправленная психологическая программа формирования готовности педагогов дошкольной организации к обеспечению ими продуктивного взаимодействия с родителями детей раннего возраста для благополучной адаптации ребенка к условиям детского сада является способом реализации функциональных возможностей педагога- психолога.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- провести теоретический анализ проблемы адаптации и ее особенностей в раннем периоде развития детей дошкольного возраста;
- провести анализ условий и факторов успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и выделить функциональные возможности психолога для эффективности решаемой проблемы адаптации;
- провести эмпирическое исследование адаптированности детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и особенностей взаимодействия педагогов детского сада и родителей как фактора успешной адаптации;
- разработать и апробировать программу формирования способов эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей как фактора успешности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
- проанализировать результаты и сделать выводы о функциональных возможностях целенаправленной работы педагога-психолога для обеспечения благоприятных условий адаптации ребенка раннего возраста.
Методы и методики исследования и анализа данных:
- метод теоретического анализа;
- психолого-педагогическая диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению, автор А.С. Роньжина [7, 21, 66];
- метод экспертных оценок: «Лист адаптации», автор Н.Д. Ватутина [46];
- метод анкетирования: анкета для родителей «Психолого¬
педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ» [11, 36, 60];
- метод количественного и качественного анализа.
Методологическим основанием нашего исследования явились психологические и социально-психологические подходы к исследованию адаптации человека А.А. Налчаджяна, А.А. Реана, И.А. Милославовой, В.Н. Грибова, С.И. Розум. Также методологически исследование опирается на психолого-педагогические подходы к проблеме адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения , представленные в работах В.С. Мухиной, Н.А. Савотиной, А.А. Баранова, А.П. Журавлева, Л.Г. Дикой и многих других.
Теоретической значимостью нашего исследования является систематизация научных взглядов и концепций об особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и систематизация условий и факторов успешной адаптации в раннем возрасте.
Практическая значимость исследования выражена в разработке программы психологического просвещения и группового консультирования педагогов и родителей, направленной на повышение их компетентностного поведения при адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Новизна исследования заключается в выделении зависимости успешности адаптации ребенка раннего возраста от качественных показателей сформированности и взаимодействия таких компонентов адаптации как уровень здоровья ребенка и степень сбалансированности функциональных систем его организма, уровень его психического и социально-психологического развития, конкретный возраст, в котором ребенок попадает в новую для себя среду, условия самой среды, в которой будет адаптироваться ребенок, а также готовность и способность всех участников этого процесса к эффективному поведению, помогающему сделать процесс адаптации максимально эффективным.
Научность и достоверность результатов исследования достигалась посредством использования научных методов теоретического анализа, учета требований к организации и проведению экспериментального исследования в психологии, а также за счет научности методов проведения эксперимента и валидных и надежных методик получения эмпирических данных на констатирующем этапе исследования.
Апробация результатов работы, выполненной в рамках темы исследования и в соответствии с его целью, проводилась в течение всего периода исследования. Ход и результаты исследования отражались автором в ходе работы в рамках научно-практических конференций, в виде публичного представления научных докладов и написания научных тезисов и статей.
Опытно-экспериментальная база исследования
Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное учреждение (МБУ) детский сад № 90 «Золотое зернышко», г.о Тольятти. Выборка испытуемых была представлена педагогами МБУ, работающими с детьми раннего возраста, непосредственно детьми раннего возраста от 1,5 до 3-х лет и родителями детей раннего возраста.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в разработке и апробации программы, направленной на повышение компетентностного уровня в организации эффективной коммуникации педагогов с родителями и овладения ими конструктивных моделей воспитания для создания наиболее благоприятных условий успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
На защиту выносятся следующие положения:
- адаптация как сложный, но неизбежный процесс на пути социализации личности, требует особого внимания и выделения условий и факторов в детские периоды развития, способствующих не только психическому и личностному развитию детей, но и сохранению их здоровья;
- благополучная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада во многом обусловлена организацией условий среды и конструктивным поведением участников процесса адаптации - психологов, педагогов, родителей;
- способом реализации педагогом-психологом ДОУ своих функциональных возможностей является целенаправленная работа по формированию готовности педагогов дошкольной организации к обеспечению ими продуктивного взаимодействия с родителями детей раннего возраста для благополучной адаптации ребенка к условиям детского сада.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 22 рисунка, 20 таблиц, список используемой литературы (100 источников). Основной текст работы изложен на 121 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование, проведенное в рамках магистерской диссертации посвящено изучению функциональных возможностей психолога в формировании готовности педагогов к продуктивному взаимодействию с родителями в адаптационный период детей раннего возраста. В ходе исследования мы изучали гипотезу о том, что целенаправленная психологическая программа формирования готовности педагогов дошкольной организации к обеспечению ими продуктивного взаимодействия с родителями детей раннего возраста для благополучной адаптации ребенка к условиям детского сада является способом реализации функциональных возможностей педагога-психолога.
Для достижения цели исследования нами были изучены теоретические представления об адаптации и ее особенностях в раннем детском возрасте, выделены условия и факторы благополучных и неблагополучных вариантов ее протекания. Также нами было организовано и проведено экспериментальное изучение возможностей психолога в формировании готовностей педагогов к продуктивному взаимодействию с родителями, в ходе которого мы собрали эмпирические данные об адаптированности детей раннего возраста к условиям детского сада, выявили представления родителей о степени готовности их детей к посещению ДОУ и апробировали комплексную психологическую программу по формированию готовности педагогов к целенаправленному взаимодействию с родителями детей, проходящих адаптационные периоды.
Теоретический анализ изучаемой проблемы показал, что адаптация как процесс, и адаптированность личности, как результат процесса приспособления, абсолютно значимы для общей эффективности деятельности человека и его самореализованности в обществе. Неуспешность и срыв адаптации приводят к дезорганизации и дезинтеграции потребностно - мотивационной системы личности, что сопровождается неспособностью человека удовлетворять ценности и потребности своей жизни в актуально существующих условиях.
Научные исследования адаптации показывают, что при любом приспособлении среда и человек имеют обоюдную «энергичность», где энергия среды - это состоявшаяся средовая система с устоявшимися механизмами существования, а энергичность и активность человека - это поведение, направленное на ее изучение, приспособление и модификацию. Принцип взаимоактивности среды и человека сегодня считают универсальным для приспособления индивида к любой социальной среде и сфере личностной реализации.
Любая ситуация приспособления имеет характеристики напряжения и сопровождается тревогой. Эти негативные, но закономерные состояния человека вызваны новизной социальной ситуации и вытекающим из этого ощущением неопределенности и неясности среды при первичной ориентировке в ней.
Особое внимание уделяется изучению проблемы адаптации в детские периоды развития. Первичным здесь является выделение условий и факторов, способствующих как развитию, так и сохранению здоровья ребенка. Выход ребенка за рамки первичной социальной среды, которой является его семья, и попадание в условия детского сада, как строго организованной системы жизнедеятельности и системы отношений, становится для детей переломным моментом их жизни.
В дошкольных периодах развития выделяют два глобальных периода адаптации: первый - постнатальная адаптация, второй - адаптация к
дошкольному учреждению. Каждый из них имеет абсолютную значимость как для последующих этапов адаптации, так и для успешной социализации ребенка в обществе. Оба эти периода имеют существенные отличия, обусловленные степенью развитости функциональных систем и приоритетом решаемых организмом и психикой адаптационных задач.
Основной характеристикой ситуации адаптации в детские периоды развития является резкое и многоплановое изменение средовых компонентов, выраженных в отличиях режима жизни и ее организации по сравнению с семейными условиями ребенка. Это делает адаптацию резко стрессогенной, что приводит к нервно-психическому напряжению, психоэмоциональной нестабильности и даже образованию невротических реакций у детей. В поведении это выражается в капризности ребенка, болезненности, в появлении у детей регрессивных способов реагирования и поведения, появлении страхов, нарушения процессов принятия пищи и сна. Адаптация детей к новым средовым условиям является болезненным процессом и требует огромного внимания и создания условий, минимизирующих патологические явления при адаптации.
Адаптационный процесс проходит три фазы - острую, подострую и компенсационную и его протекание имеет степени протекания: легкая, средняя и тяжелая адаптация. В случае, если у ребенка не наступает стабилизации и не восстанавливается деятельность организма и психики в течении полугода и более, принято говорить об очень тяжелой адаптации, что приводит к необходимости устранения дестабилизирующих для здоровья и психики ребенка условий и даже решению вопроса о необходимости продолжать адаптацию ребенка к детскому учреждению.
Успешная адаптация ребенка и достижение им уровня хорошей адаптированности является результатом взаимодействия ряда значимых факторов. Каждый фактор относится к конкретному участнику процесса приспособления - ребенку, образовательной системе, педагогам, психологам, а также родителям и семейной ситуации в целом.
Со стороны ребенка имеет значение уровень его здоровья, степень сформированности всех функциональных систем организма, уровень их сбалансированности и социально-психологические параметры его развития.
Со стороны образовательной системы значение приобретает создание условий, способствующих успешной адаптации, достаточная гибкость организационной системы и целевая направленность на достижение благополучия ребенка.
Со стороны педагогов требуется их профессиональная готовность и высокий уровень профессиональной компетентности, позволяющей технологически и эмоционально обеспечить ситуацию безопасности для детей, комфорта и, что обязательно, гармоничного психического развития. Со стороны родителей требуется их продуктивность при реализации воспитания ребенка и обеспечения ему развивающей среды с показателями высокой стабильности, безопасности и здоровьесбережения.
Не менее важную роль в успешной адаптации детей раннего возраста играет готовность и способность всех участников этого процесса к эффективному взаимодействию, помогающему сделать процесс адаптации максимально эффективным. Системы отношений «педагог-ребенок», «родитель-ребенок», «педагог-родитель» и их постоянное продуктивное взаимодействие способны обеспечивать высокие и качественные результаты в решении задач адаптации. Взаимодополнение всех участников процесса может как стимулировать адаптированность детей, так и взаимообогатить каждую подсистему, способствуя формированию потенциала эффективности воспитания и развития ребенка и в рамках семейной системы, и в рамках образовательного учреждения.
Экспериментальное исследование было реализовано в целях изучения функциональных возможностей психолога ДОУ в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, а именно. на изучение влияния продуктивного взаимодействия педагогов с родителями в адаптационные периоды ребенка на его адаптированность. Исследование было проведено на базе МБУ детского сада № 90 «Золотое зернышко», г.о. Тольятти.
В ходе эксперимента нами были собраны эмпирические данные о степени адаптированности детей раннего возраста к условиям детского сада, разработана и апробирована психологическая программа формирования готовности педагогов ДОУ к обеспечению ими продуктивного взаимодействия с родителями детей раннего возраста для благополучной адаптации к условиям детского сада.
Сбор эмпирических данных показал, что по уровню адаптированности детей 1,5-2 и 2-3 лет они недостаточно приспособлены к новым социальным условиям. Изученная тяжесть протекания адаптации показала, что в группе испытуемых имеются дети всех категорий тяжести. Легкая степень адаптации, то есть, дети, не имеющие устойчивых реакций, оцениваемых с отрицательной полярностью, присуща почти четверти детей, тяжелая степень адаптации выражена у детей, недавно и редко посещающих детский сад, остальные дети имеют среднюю тяжесть протекания адаптации без устойчивых негативных признаков, присущих тяжелой степени ее протекания.
В ходе исследования нами было также изучено представление родителей о готовности их детей к посещению детского сада. По полученным данным большинство родителей считают своих детей вполне готовыми, в анкете они отмечают сформированность навыков гигиены, приученность ребенка к горшку, опрятность, хорошее и спокойное засыпание и такой же спокойный сон, нормальный аппетит и непривередливость в еде и хорошее уравновешенное эмоциональное состояние. Также оптимистично родители оценивают познавательный интерес ребенка, его активность, инициативность и контактность, умение играть, самостоятельность. Такая оценка родителей готовности их детей к посещению ДОУ не совпадает с данными об успешности прохождения адаптационного периода их детьми. Это может быть обусловлено как бессознательным желанием родителей представить своего ребенка в более положительном виде или низкой компетентностью родителей, искренне считающих своих детей готовыми в достаточной степени и развитыми в соответствии с возрастными нормами и требованиями, так и объективно существующими сложностями адаптационного процесса, негативно влияющего на продуктивность психической деятельности ребенка, отражающейся на его физических показателях здоровья, функционирования организма, эмоциональном состоянии и на всех сферах жизнедеятельности.
Полученные данные о снижении продуктивности ребенка в условиях детского сада в период его адаптации хотя и являются вполне ожидаемым и закономерным явлением, тем не менее говорят о необходимости особого внимания и обеспечения дошкольным учреждением специальных условий для благополучной адаптации детей раннего возраста и восстановления равновесного состояния всех органов и систем ребенка в целях его благополучного возрастного развития.
В ходе экспериментального исследования нами была разработана и апробирована программа по формированию у педагогов готовности к обеспечению продуктивного взаимодействия с родителями. В апробации программы участвовали педагоги и родители детей раннего возраста. Программа построена по принципу комплексности, что обеспечивало всем участникам процесса (родителям, педагогам, психологам, образовательному учреждению в целом), оптимальную социо-психологическую ситуацию для конструктивного взаимодействия, необходимую для благополучной адаптации детей и минимизации у них тяжелых форм протекания этого процесса. Программа реализовывалась последовательно в два этапа: 1-й этап направлен на работу с педагогами, а 2-й этап посвящен работе психолога и педагогов, прошедших первый этап программы, с родителями детей, проходящих адаптацию к условиям детского сада и находящихся на этапах подготовки к посещению ДОУ.
По ходу апробации программы было отмечено нарастание вовлеченности педагогов и родителей в совместную работу над поставленными проблемами, в ходе взаимодействия была постепенно преодолена критичность, отгороженность, а у родителей тревога и настороженность. Постепенно в работе сформировался деловой подход с эмоционально положительным фоном деятельности.
Практическая значимость программы для педагогов и актуальность обсуждаемой проблемы для родителей позволила сформировать ориентацию у них на достижение и продуктивность. И у педагогов, и у родителей появилась деятельностная ориентация, произошло смещение внимания с переживания проблемы на ее решение, и восприятие проблемы как задачи, требующей решения и поиска его способов.
Повторное изучение детей показало, что за время эксперимента у них стабилизировалось эмоциональное состояние, дети стали проявлять большую непосредственность, в достаточной степени интересоваться окружающим миром и вполне адекватно реагировать на внешние стимулы. Родители также показали более вдумчивое и объективное отношение к показателям развития и состояния их детей.
Опросы педагогов показали, что участие в разработанной и апробированной программы помогло им не только организовывать более эффективно взаимодействие с родителями, но и поддерживать у них мотивацию на родительскую эффективность и оказывать им эмоциональную поддержку и насыщать контакты большей информативностью.
Опросы родителей, проведенные нами, также показывают положительное отношение родителей к участию в программе, которая помогла им лучше понимать не только сложность процесса адаптации, но и значимость гармоничного развития ребенка в соответствии с нормативными показателями физического, психического и социально-психологического развития.
Все это свидетельствует об эффективности апробированной нами программы и подтверждает ее высокую практическую значимость.



1. Авдеева Н. Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению:
влияние матери [Электронный документ] // СДО. 2013. №2 (34). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/adaptatsiya-rebenka-k-doshkolnomu-uchrezhdeni yu- vliyanie-
2. Авдеева Н. Н., Хохлачева И. В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ [Электронный документ] // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. URL: https://docplayer.ru/53670174-Osobennosti-privyazannosti-rebenka-k-materi - stil-detsko-roditelskih-otnosheniy-i-adaptaciya-rebenka-k-dou.html
3. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка. М. : ИОИ,
2017. 176 с.
4. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Просвещение, 1991. 228 с.
5. Алямовская В. Г. Ясли - это серьезно. М. : Линка-Пресс, 2000. 144 с.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2016. 288 с.
7. Арифулина Р. У., Никишин В. Е., Мещенкова А. В., Югай Л. А., Шлыкова Ю. В. Выявление степени адаптированности детей к условиям дошкольной образовательной организации [Электронный документ] // ПНиО.
2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-stepeni-
adaptirovannosti-detey-k-usloviyam-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
8. Архипова Е. Ф. Партнерское взаимодействие с родителями в ДОО [Электронный документ] // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. №9 (71). С. 52-58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ partnerskoe-vzaimodeystvies-roditelyami-v-doo
9. Афонькина Ю. А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста: современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. М. : Учитель, 2021. 104 с.
10. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989. №1. С. 57-64.
11. Баркан А. И. Его Величество Ребёнок какой он есть. Тайны и загадки. М. : Столетие, 1996. 368 с.
12. Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж : Учитель, 2006. 236 с.
13. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб. : Наука, Ленинградское отделение, 1988. 272 с.
14. Бобылева А. Г. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ [Электронный документ] // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/problema- adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-dou
15. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2009. 400 с.
16. Боулби Дж. Привязанность. М. : Гардарики, 2003. 477 с.
17. Бриш К. Биндунг-терапия: младенчество и ранний возраст. Консультирование и терапия, основанные на теории привязанности. М. : Теревинф, 2018. 204 с.
18. Буре Р. Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О. Л. Зверевой. М. : Просвещение, 1994. 226 с.
19. Быкова А. Самостоятельный ребенок, или как стать «ленивой мамой». М. : Бомбора, 2020. 272 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ