Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сценический женский народный костюм

Работа №104844

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
1.1. Народный костюм как форма культурного наследия
1.2. Роль, особенности и значение народного костюма в процессе
развития культуры и этноса среднего Поволжья XIX века
1.3 Сценический женский народный костюм в структуре
современного мира
1.4. Методические рекомендации по поведению занятий
посвященные истории костюма
Выводы по I главе
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ
2.1. Выбор темы бакалаврской работы
2.2. Разработка эскизов костюма и этапы выполнения работы
Выводы по II главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

На сегодняшний день все больше возрастает интерес к региональной культуре. Особенно ярко наше внимание привлекает русский народный костюм. Народный костюм как явление социокультурное имеет свое вещно­предметное значение, свои пространственные, временные, конструктивно- пластические, семиотические, семантические характеристики.
Актуальность и интерес к народному костюму обусловлен именно многообразием и универсальностью его черт. Так, игнорируя национальные достижения в культуре приведет к снижению духовной составляющей молодого поколения. С другой стороны, знание о региональной культуре своего народа поможет понять этические, художественно-эстетические и этноконфессиональные представления народа о мире, как системы ценностных установок.
Костюм является символом семиотического, художественно - творческого выражения народа, уровнем его материальной и духовной культуры.
Формирование костюма складывалось под воздействием многих факторов: географических, природно-климатических, культурно­
исторических, этнических, экономических, социально-политических, то в результате мы имеем некий символ, в комплексе и во взаимодействии раскрывающий широкие перспективы в познании народной культуры и этноса, в частности.
Трансляция этих черт в социум открывает широкие возможности в познании менталитета народа, его сознания, понимания и восприятия мира, характеристик и этапов его творческой деятельности.
Проводя культурологический анализ костюма, мы познаем различные аспекты традиций народа. Во-вторых, в условиях серийного производства где многие элементы костюма становятся универсальными, мы сохраняет его форму как единство национальных черт.
Сохраняя элементы социокультурных особенностей народа в костюме, мы можем проследить те трансформации, которые в нем происходят. Однако без познания всего комплекса социокультурных особенностей костюма невозможно определить те духовно-нравственные, культурные предпочтения и перспективы развития этноса.
Наше исследование посвящено комплексному изучению всех составляющих компонентов костюма Среднего Поволжья.
Познание тех элементов костюма и его механизмов в структуре и содержании которые позволяют постичь культурные предпочтения, воспроизвести, воссоздать костюм как синтез формы, цвета, времени и пространства в его этническом и региональном самовыражении.
Опираясь в своем исследовании на исторические и культурологические труды Ю.М. Лотмана, Ж. Бодрийяра костюм представляет собой как особая долговечная, универсальная культурная ценность, «Мир вещей» в народном быту.
Общие сведения о костюме как части народного быта мы можем увидеть в трудах и картинах многих известных художников, этнографов, фольклористов среди которых А.Н. Афанасьева, И.Е. Забелина, Ф.И. Буслаева, П.А. Киреевского, Н.И. Костомарова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, А.В. Терещенко.
Как феномен народной культуры костюм рассматривается в трудах К.С. Аксакова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, Л.П.Карсавина, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Ф.И. Тютчева, П.А. Флоренского.
Как комплекс и ансамбль и как вид художественного творчества народный костюм изучался в трудах Ф.М. Пармона, М.А. Некрасовой, Г.К. Вагнера, В.С. Воронова.
Народный костюм как культурологический феномен рассматривается в трудах Л.Г. Березовой, М.М. Громыко, И.В. Кондакова, Б.И. Краснобаева, А.П. Рогова, Р.М. Захаржевской.
Исследование национальной одежды Средне-Волжского региона посвящены труды Н.В. Зорина, Л.С. Толскубаевой, К.П. Прокопьева, Н.Л. Жуковской, Н.Ф. Мокшина, Н.И. Спрыгиной.
Изучив литературные источники, по заявленной теме, мы выявили, что в Среднем Поволжье исторически сформировалось несколько видов русского традиционного костюма XIX века, который имеет базовые общие черты, но некоторые имеют различия по регионам. К этим чертам относятся декоративная вышивка, отдельные детали вышивки и украшения.
Общая особенность женского традиционного костюма, его многослойность. Рубаха, понева, передник и нагрудник имеют разную длину, что придает костюму особую красоту и изюминку. Весь комплект визуально расширяет фигуру, делая богатой, многослойной. Важен цвет одежды, по нему можно получить полную информацию о хозяйке, возраст, статус, религиозную принадлежность.
Изучая информацию о русском традиционном костюме, можно сказать, что выразительность ему придает именно этнические, национальные, социально-культурные черты народа.
В каждом регионе Среднего Поволжья костюмы имели свои уникальные особенности, о красоте которых можно судить по различным реконструкциям.
Костюм был лаконичным, с плавными контурами, что придавало походке удивительную плавность и текучесть, «словно лебедь плывет».
Проанализировав культурно - историческую составляющую, женского костюма, можно уверенно заявить о его уникальности и важности для развития культуры.
Из этого следуют:
В XIX веке происходили различные исторические и культурные процессы, влияющие на весь этнический быт, и одежду русской женщины.
Русский народ, благодаря сохранению национальных традиций и культуры развивая и трансформируя в некие семиотические и семантические значения создал облик русской женщины, что отражается в его духовных, материальных и функциональных проявлениях.
Женский традиционный костюм XIX века, имеет общие черты, но различается по регионам.
Это позволяет нам выйти на новый уровень познания и интерпретации костюма народов среднего Поволжья.
Таким образом, исходя из анализа научной литературы мы определили ряд пробел в историческом, этнокультурологическом знании о костюме как явлении культуры со своими пространственно-временными
закономерностями, функционирования, развития и эволюции.
Цель - она основе различных исторических, конструктивно- пластических и культурологических закономерностей о костюме Среднего Поволжья XIX века создать образ сценического женского народного костюма.
Объект исследования - культура народов Среднего Поволжья и процесс реконструкции образа сценического женского народного костюма XIX века.
Предмет исследования - основные составляющие элементы сценического народного костюма.
Для достижения цели мы решаем следующие задачи:
• изучить литературу, документы, электронные источники, содержащие информацию по данной теме, для получения представление о предмете исследования;
-проанализировать культурно - исторические факты, о происхождении и развитии русского женского костюма XIX века через взаимодействие культур, имеющихся на территории Среднего Поволжья;
• изучить содержание понятия народного костюма, костюма национального, сценического как социокультурного феномена в культуре и традициях народов Поволжья;
• проследить место, роль, значение костюма в единстве культурного пространства Среднего Поволжья в различные исторические этапы его становления и развития как национальное достояние;
• изучить процесс влияния народного костюма на развитие культуры, искусства и сценического творчества;
• определить основные стилевые, конструктивно-пластические особенности народной одежды на примере одежды XIX века народов региона Среднего Поволжья;
• изучить декоративные элементы костюма, вышивку и ее семантическое значение в культурных традициях народов Среднего Поволжья;
• осуществить реконструкцию народного костюма в контексте с культурно-историческими, этническими и эстетическими тенденциями;
• разработать эскизы к образу сценического женского народного костюма;
• выполнить сценический женский народный костюм XIX века Среднего Поволжья.
Теоретическую основу нашего исследования составили научные труды по философии, культурологии и социологии, касающиеся изучения культурологических, исторических и национально-эстетических аспектов в создании образа народного костюма.
Практическая значимость работы состоит в создании сценического женского народного костюма. Для дальнейшего использования в качестве модели для постановок.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современное время в тенденциях моды появился фольклорный стиль, по источникам народного, традиционного костюма, что, несомненно, является полноправным компонентом современной культуры, связью поколений, и формирующим чувство гордости и любви к нашей Родине.
Конечно, традиции и каноны прошлого видоизменяются, добавляются современные детали, стилизуются, используются отдельные конкретные детали (крой, цвет, вышивка орнамента и т.д.), однако всему этому присуща традиционность, целесообразность, актуальность и романтика. Что органично вписывается в современность, и появляются изделия по мотивам народности.
Народный костюм как явление социокультурное имеет свое вещно­предметное значение, свои пространственные, временные, конструктивно- пластические, семиотические, семантические характеристики.
Актуальность и интерес к народному костюму обусловлен именно многообразием и универсальностью его черт. Так, игнорируя национальные достижения в культуре приведет к снижению духовной составляющей молодого поколения. С другой стороны, знание о региональной культуре своего народа поможет понять этические, художественно-эстетические и этноконфессиональные представления народа о мире, как системы ценностных установок.


1. Актуальные проблемы развития национальных культур: история и современность [Текст]: сборник научных статей Республиканской научной конференции молодых ученых, посвященной 40-летию УГАЭС, 25 марта 2011 г. / М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО Уфимская гос. акад. экономики и сервиса; [редкол.: Солодилова Н. З. и др.]. - Уфа : УГАЭС, 2011-. - 2 см. Ч. 2. - 2011. - 224 с. : ил.; ISBN 978-5-88469-460­6
2. Алпатова, И.А. Европейский и русский костюм XIX - нач. XX в. : Лекции по курсу "История костюма" специальности 0524.00 "Дизайн" / И.А. Алпатова; Моск. гос. ун-т сервиса. Ин-т дизайна изобраз. приклад. искусства. Фак. моды и дизайна. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2000. - 64, [2] с. : ил.; 21 см.
3. Вострикова, О.В. Искусство костюма в контексте социально­культурного развития России первой четверти XX века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова. - Москва, 2004. - 26 с.
4. Васильев, А.А. (1958). История моды [Текст] : [альбом открыток] / Александр Васильев ; [перевод на англ. яз. Михаил Гурвиц]. - Москва : Этерна, 2007-. - фот., портр. : фотомех. печать; 11,5 см. - (Carte postale). Выпуск 11. Русские денди [Текст]. - 2007. - [8] с., [28] л. ил.; ISBN 978-5-480­00134-1
5. Взаимосвязь народного костюма, игры и обряда [Текст] : сборник статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции / М-во культуры РФ, Администрация Смоленской обл., Департамент Смоленской обл. по культуре, ГБУК "Смоленский обл. центр нар. творчества" ; [редкол. : А. Г. Бобурова и др.]. - Смоленск : Смоленский обл. центр нар. творчества, 2012. - 319 с. : ил., ноты, портр., цв. ил.; 20 см.; ISBN 978-5-94223-753-0
6. Горблянская, К.Ю. Искусство донского женского казачьего костюма XVIII - начала XX вв. : национальные традиции, образная целостность, проблемы наследия в XX в. : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Горблянская Ксения Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. худож.- пром. акад. им. С.Г. Строганова]. - Москва, 2012. - 27 с.
7. Дмитриева, Л. С. Красный сарафан [Текст] : [альбом] / Л. С. Дмитриева, А. Г. Шахнович, С. В. Ященко ; М-во культуры и арх. Иркутской обл., Гос. учреждение культуры "Обл. центр нар. творчества и досуга", Творческая мастерская "Берестень" (г. Иркутск). - Иркутск : Оттиск, 2011. - 127 с. : цв. ил., факс.; 30 см.; ISBN 978-5-93219-285-6
8. История моды [Текст] : еженедельное издание / учредитель и ред.:
ООО "Идея центр". - Москва : Де Агостини, 2015-. - 29 см.Вып. 19: Высокий классицизм. Ампир с русской душой. - 2016. - 47 с. : цв. ил.
9. История моды [Текст] : еженедельное издание / учредитель и ред.:
ООО "Идея центр". - Москва : Де Агостини, 2015-. - 29 см. Вып. № 47: Русское царство. Мода при первых Романовых. - 2017. - 47 с. : цв. ил.
10. История моды [Текст] : еженедельное издание / учредитель и ред.: ООО "Идея центр". - Москва : Де Агостини, 2015-. - 29 см. Вып. 18: Русское царство. Мода при дворе Ивана Грозного. - 2016. - 47 с. : цв. ил.
11. История моды [Текст] : еженедельное издание / учредитель и ред.: ООО "Идея центр". - Москва : Де Агостини, 2015-. - 29 см. Вып. № 93: Россия Александра III. Русский имперский стиль. - 2018. - 47 с. : цв. ил.
12. Жабраева, А.Э. Миниатюры Лицевого летописного свода как источник по истории русского костюма XVI века : предварительное исследование / А. Э. Жабраева // Российская национальная библиотека и отечественная художественная культура : Сб. ст. и публ. / Рос. нац. б-ка; [Сост. и науч. ред.: О.С. Острой (пред)]. - Вып. 5. - СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2013.. - C. 31-66. - [36] с. : [ил.].
13. Карпенко В.Н., Ежеченко П.С., Карпенко И.А. Сценический костюм как одно из выразительных средств хореографического искусства //
Таврический научный обозреватель. 2017. №2 (19). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/stsenicheskiy-kostyum-kak-odno-iz-vyrazitelnyh- sredstv-horeograficheskogo-iskusstva (дата обращения: 15.06.2019).
14. Митрягина, Т.А. Русский народный костюм как ценностно-культурная
парадигма : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01. -
Белгород, 2005. - 159 с.
15. Мизонова, Н.Г. Использование традиций национальной культуры в
творчестве российских художников-модельеров XX-го века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Мизонова Наталья
Григорьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т дизайна и технологии]. - Москва, 2013. - 24 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ