ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОГО КОСТЮМА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
1.1. Народный костюм как форма культурного наследия
1.2. Роль, особенности и значение народного костюма в процессе
развития культуры и этноса среднего Поволжья XIX века
1.3 Сценический женский народный костюм в структуре
современного мира
1.4. Методические рекомендации по поведению занятий
посвященные истории костюма
Выводы по I главе
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА И ВЫПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ
2.1. Выбор темы бакалаврской работы
2.2. Разработка эскизов костюма и этапы выполнения работы
Выводы по II главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
На сегодняшний день все больше возрастает интерес к региональной культуре. Особенно ярко наше внимание привлекает русский народный костюм. Народный костюм как явление социокультурное имеет свое вещнопредметное значение, свои пространственные, временные, конструктивно- пластические, семиотические, семантические характеристики.
Актуальность и интерес к народному костюму обусловлен именно многообразием и универсальностью его черт. Так, игнорируя национальные достижения в культуре приведет к снижению духовной составляющей молодого поколения. С другой стороны, знание о региональной культуре своего народа поможет понять этические, художественно-эстетические и этноконфессиональные представления народа о мире, как системы ценностных установок.
Костюм является символом семиотического, художественно - творческого выражения народа, уровнем его материальной и духовной культуры.
Формирование костюма складывалось под воздействием многих факторов: географических, природно-климатических, культурно
исторических, этнических, экономических, социально-политических, то в результате мы имеем некий символ, в комплексе и во взаимодействии раскрывающий широкие перспективы в познании народной культуры и этноса, в частности.
Трансляция этих черт в социум открывает широкие возможности в познании менталитета народа, его сознания, понимания и восприятия мира, характеристик и этапов его творческой деятельности.
Проводя культурологический анализ костюма, мы познаем различные аспекты традиций народа. Во-вторых, в условиях серийного производства где многие элементы костюма становятся универсальными, мы сохраняет его форму как единство национальных черт.
Сохраняя элементы социокультурных особенностей народа в костюме, мы можем проследить те трансформации, которые в нем происходят. Однако без познания всего комплекса социокультурных особенностей костюма невозможно определить те духовно-нравственные, культурные предпочтения и перспективы развития этноса.
Наше исследование посвящено комплексному изучению всех составляющих компонентов костюма Среднего Поволжья.
Познание тех элементов костюма и его механизмов в структуре и содержании которые позволяют постичь культурные предпочтения, воспроизвести, воссоздать костюм как синтез формы, цвета, времени и пространства в его этническом и региональном самовыражении.
Опираясь в своем исследовании на исторические и культурологические труды Ю.М. Лотмана, Ж. Бодрийяра костюм представляет собой как особая долговечная, универсальная культурная ценность, «Мир вещей» в народном быту.
Общие сведения о костюме как части народного быта мы можем увидеть в трудах и картинах многих известных художников, этнографов, фольклористов среди которых А.Н. Афанасьева, И.Е. Забелина, Ф.И. Буслаева, П.А. Киреевского, Н.И. Костомарова, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, А.В. Терещенко.
Как феномен народной культуры костюм рассматривается в трудах К.С. Аксакова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, Л.П.Карсавина, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Ф.И. Тютчева, П.А. Флоренского.
Как комплекс и ансамбль и как вид художественного творчества народный костюм изучался в трудах Ф.М. Пармона, М.А. Некрасовой, Г.К. Вагнера, В.С. Воронова.
Народный костюм как культурологический феномен рассматривается в трудах Л.Г. Березовой, М.М. Громыко, И.В. Кондакова, Б.И. Краснобаева, А.П. Рогова, Р.М. Захаржевской.
Исследование национальной одежды Средне-Волжского региона посвящены труды Н.В. Зорина, Л.С. Толскубаевой, К.П. Прокопьева, Н.Л. Жуковской, Н.Ф. Мокшина, Н.И. Спрыгиной.
Изучив литературные источники, по заявленной теме, мы выявили, что в Среднем Поволжье исторически сформировалось несколько видов русского традиционного костюма XIX века, который имеет базовые общие черты, но некоторые имеют различия по регионам. К этим чертам относятся декоративная вышивка, отдельные детали вышивки и украшения.
Общая особенность женского традиционного костюма, его многослойность. Рубаха, понева, передник и нагрудник имеют разную длину, что придает костюму особую красоту и изюминку. Весь комплект визуально расширяет фигуру, делая богатой, многослойной. Важен цвет одежды, по нему можно получить полную информацию о хозяйке, возраст, статус, религиозную принадлежность.
Изучая информацию о русском традиционном костюме, можно сказать, что выразительность ему придает именно этнические, национальные, социально-культурные черты народа.
В каждом регионе Среднего Поволжья костюмы имели свои уникальные особенности, о красоте которых можно судить по различным реконструкциям.
Костюм был лаконичным, с плавными контурами, что придавало походке удивительную плавность и текучесть, «словно лебедь плывет».
Проанализировав культурно - историческую составляющую, женского костюма, можно уверенно заявить о его уникальности и важности для развития культуры.
Из этого следуют:
В XIX веке происходили различные исторические и культурные процессы, влияющие на весь этнический быт, и одежду русской женщины.
Русский народ, благодаря сохранению национальных традиций и культуры развивая и трансформируя в некие семиотические и семантические значения создал облик русской женщины, что отражается в его духовных, материальных и функциональных проявлениях.
Женский традиционный костюм XIX века, имеет общие черты, но различается по регионам.
Это позволяет нам выйти на новый уровень познания и интерпретации костюма народов среднего Поволжья.
Таким образом, исходя из анализа научной литературы мы определили ряд пробел в историческом, этнокультурологическом знании о костюме как явлении культуры со своими пространственно-временными
закономерностями, функционирования, развития и эволюции.
Цель - она основе различных исторических, конструктивно- пластических и культурологических закономерностей о костюме Среднего Поволжья XIX века создать образ сценического женского народного костюма.
Объект исследования - культура народов Среднего Поволжья и процесс реконструкции образа сценического женского народного костюма XIX века.
Предмет исследования - основные составляющие элементы сценического народного костюма.
Для достижения цели мы решаем следующие задачи:
• изучить литературу, документы, электронные источники, содержащие информацию по данной теме, для получения представление о предмете исследования;
-проанализировать культурно - исторические факты, о происхождении и развитии русского женского костюма XIX века через взаимодействие культур, имеющихся на территории Среднего Поволжья;
• изучить содержание понятия народного костюма, костюма национального, сценического как социокультурного феномена в культуре и традициях народов Поволжья;
• проследить место, роль, значение костюма в единстве культурного пространства Среднего Поволжья в различные исторические этапы его становления и развития как национальное достояние;
• изучить процесс влияния народного костюма на развитие культуры, искусства и сценического творчества;
• определить основные стилевые, конструктивно-пластические особенности народной одежды на примере одежды XIX века народов региона Среднего Поволжья;
• изучить декоративные элементы костюма, вышивку и ее семантическое значение в культурных традициях народов Среднего Поволжья;
• осуществить реконструкцию народного костюма в контексте с культурно-историческими, этническими и эстетическими тенденциями;
• разработать эскизы к образу сценического женского народного костюма;
• выполнить сценический женский народный костюм XIX века Среднего Поволжья.
Теоретическую основу нашего исследования составили научные труды по философии, культурологии и социологии, касающиеся изучения культурологических, исторических и национально-эстетических аспектов в создании образа народного костюма.
Практическая значимость работы состоит в создании сценического женского народного костюма. Для дальнейшего использования в качестве модели для постановок.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В современное время в тенденциях моды появился фольклорный стиль, по источникам народного, традиционного костюма, что, несомненно, является полноправным компонентом современной культуры, связью поколений, и формирующим чувство гордости и любви к нашей Родине.
Конечно, традиции и каноны прошлого видоизменяются, добавляются современные детали, стилизуются, используются отдельные конкретные детали (крой, цвет, вышивка орнамента и т.д.), однако всему этому присуща традиционность, целесообразность, актуальность и романтика. Что органично вписывается в современность, и появляются изделия по мотивам народности.
Народный костюм как явление социокультурное имеет свое вещнопредметное значение, свои пространственные, временные, конструктивно- пластические, семиотические, семантические характеристики.
Актуальность и интерес к народному костюму обусловлен именно многообразием и универсальностью его черт. Так, игнорируя национальные достижения в культуре приведет к снижению духовной составляющей молодого поколения. С другой стороны, знание о региональной культуре своего народа поможет понять этические, художественно-эстетические и этноконфессиональные представления народа о мире, как системы ценностных установок.
1. Актуальные проблемы развития национальных культур: история и современность [Текст]: сборник научных статей Республиканской научной конференции молодых ученых, посвященной 40-летию УГАЭС, 25 марта 2011 г. / М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО Уфимская гос. акад. экономики и сервиса; [редкол.: Солодилова Н. З. и др.]. - Уфа : УГАЭС, 2011-. - 2 см. Ч. 2. - 2011. - 224 с. : ил.; ISBN 978-5-88469-4606
2. Алпатова, И.А. Европейский и русский костюм XIX - нач. XX в. : Лекции по курсу "История костюма" специальности 0524.00 "Дизайн" / И.А. Алпатова; Моск. гос. ун-т сервиса. Ин-т дизайна изобраз. приклад. искусства. Фак. моды и дизайна. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 2000. - 64, [2] с. : ил.; 21 см.
3. Вострикова, О.В. Искусство костюма в контексте социальнокультурного развития России первой четверти XX века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова. - Москва, 2004. - 26 с.
4. Васильев, А.А. (1958). История моды [Текст] : [альбом открыток] / Александр Васильев ; [перевод на англ. яз. Михаил Гурвиц]. - Москва : Этерна, 2007-. - фот., портр. : фотомех. печать; 11,5 см. - (Carte postale). Выпуск 11. Русские денди [Текст]. - 2007. - [8] с., [28] л. ил.; ISBN 978-5-48000134-1
5. Взаимосвязь народного костюма, игры и обряда [Текст] : сборник статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции / М-во культуры РФ, Администрация Смоленской обл., Департамент Смоленской обл. по культуре, ГБУК "Смоленский обл. центр нар. творчества" ; [редкол. : А. Г. Бобурова и др.]. - Смоленск : Смоленский обл. центр нар. творчества, 2012. - 319 с. : ил., ноты, портр., цв. ил.; 20 см.; ISBN 978-5-94223-753-0
6. Горблянская, К.Ю. Искусство донского женского казачьего костюма XVIII - начала XX вв. : национальные традиции, образная целостность, проблемы наследия в XX в. : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Горблянская Ксения Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. худож.- пром. акад. им. С.Г. Строганова]. - Москва, 2012. - 27 с.
7. Дмитриева, Л. С. Красный сарафан [Текст] : [альбом] / Л. С. Дмитриева, А. Г. Шахнович, С. В. Ященко ; М-во культуры и арх. Иркутской обл., Гос. учреждение культуры "Обл. центр нар. творчества и досуга", Творческая мастерская "Берестень" (г. Иркутск). - Иркутск : Оттиск, 2011. - 127 с. : цв. ил., факс.; 30 см.; ISBN 978-5-93219-285-6
8. История моды [Текст] : еженедельное издание / учредитель и ред.:
ООО "Идея центр". - Москва : Де Агостини, 2015-. - 29 см.Вып. 19: Высокий классицизм. Ампир с русской душой. - 2016. - 47 с. : цв. ил.
9. История моды [Текст] : еженедельное издание / учредитель и ред.:
ООО "Идея центр". - Москва : Де Агостини, 2015-. - 29 см. Вып. № 47: Русское царство. Мода при первых Романовых. - 2017. - 47 с. : цв. ил.
10. История моды [Текст] : еженедельное издание / учредитель и ред.: ООО "Идея центр". - Москва : Де Агостини, 2015-. - 29 см. Вып. 18: Русское царство. Мода при дворе Ивана Грозного. - 2016. - 47 с. : цв. ил.
11. История моды [Текст] : еженедельное издание / учредитель и ред.: ООО "Идея центр". - Москва : Де Агостини, 2015-. - 29 см. Вып. № 93: Россия Александра III. Русский имперский стиль. - 2018. - 47 с. : цв. ил.
12. Жабраева, А.Э. Миниатюры Лицевого летописного свода как источник по истории русского костюма XVI века : предварительное исследование / А. Э. Жабраева // Российская национальная библиотека и отечественная художественная культура : Сб. ст. и публ. / Рос. нац. б-ка; [Сост. и науч. ред.: О.С. Острой (пред)]. - Вып. 5. - СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2013.. - C. 31-66. - [36] с. : [ил.].
13. Карпенко В.Н., Ежеченко П.С., Карпенко И.А. Сценический костюм как одно из выразительных средств хореографического искусства //
Таврический научный обозреватель. 2017. №2 (19). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/stsenicheskiy-kostyum-kak-odno-iz-vyrazitelnyh- sredstv-horeograficheskogo-iskusstva (дата обращения: 15.06.2019).
14. Митрягина, Т.А. Русский народный костюм как ценностно-культурная
парадигма : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01. -
Белгород, 2005. - 159 с.
15. Мизонова, Н.Г. Использование традиций национальной культуры в
творчестве российских художников-модельеров XX-го века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Мизонова Наталья
Григорьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т дизайна и технологии]. - Москва, 2013. - 24 с...