Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельности в дошкольном возрасте 10
1.1 Формирование самостоятельности детей 6-го года жизни в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2 Роль изобразительной деятельности в формировании самостоятельности у детей 6-го года жизни 22
Выводы по главе 38
Глава 2. Опытно-экспериментальное обучение формирования самостоятельности у детей 6-го года жизни в изобразительной деятельности 40
2.1 Выявление уровня сформированности самостоятельности у 40 детей 6-го года жизни
2.2 Методика формирования самостоятельности у детей 6-го года жизни в изобразительной деятельности 55
2.3 Контрольный срез 69
Выводы по главе 78
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Приложение 91
В Законе Российской Федерации «Об образовании» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Важность данной задачи подчеркнута в целевых ориентирах Федерального Государственного образовательного стандарта.
Наиболее важным качеством личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования считают самостоятельность. Самостоятельность включает в себя способность к активным действиям по собственной инициативе.
Научными исследованиями доказано, что в условиях оптимального воспитания и обучения, дошкольники могут достичь высокого уровня сформированности самостоятельности.
Данное положение подтверждено исследованиями Н.Я. Михайленко в игровой деятельности, Р.С. Буре, М.В. Крулехт в трудовой, А.М. Матюшкиным и З.А. Михайловым в познавательной деятельности.
Самостоятельность определяют как постепенно формирующееся качество личности. Высокая степень сформированности самостоятельности заключается в умении действовать без сторонней помощи, определять цель деятельности, способы выполнения, осуществлять элементарный самоконтроль, получение и представление результата в соответствии с поставленной целью. А также проявление инициативы, которая проявляется во внутреннем побуждении к новым формам деятельности.
В соответствии с вышеизложенным, можно сказать, что самостоятельность предполагается понимать как многогранное качество личности.
Вместе с тем, недостаточно, на наш взгляд, изучены возможности воспитания самостоятельности, как нравственно-волевого качества личности, в изобразительной деятельности.
Среди разнообразных видов детской деятельности особое место принадлежит изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность в детском саду включает в себя: рисование, аппликацию, лепку, конструирование. В данных видах деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.
В большинстве исследований изучались развивающие и воспитывающие возможности изобразительной деятельности (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина). Содержательные аспекты детской самостоятельности нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Истоки», «От рождения до школы» и др.).
Анализ исследований позволил выделить ряд противоречий между:
• значимостью комплексного подхода к формированию самостоятельности у дошкольников 6 года жизни и отсутствием целостной концепции по формированию самостоятельности у дошкольников посредством изобразительной деятельности;
• необходимостью осуществления целенаправленной работы по формированию самостоятельности у дошкольников 6 года жизни в процессе изобразительной деятельности недостаточной проработанностью педагогических условий формирования самостоятельности у детей данной категории.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: Какова роль изобразительной деятельности в формировании самостоятельности дошкольников 6 года жизни?
В связи с этим нами определена тема исследования: формирование у детей 6-го года жизни самостоятельности посредством изобразительной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать влияние изобразительной деятельности на формирование самостоятельности у детей 6 года жизни.
Объект исследования — процесс формирования самостоятельности у дошкольников 6 года жизни.
Предмет исследования — изобразительная деятельность как средство формирования самостоятельности у дошкольников 6 года жизни.
Гипотеза исследования - состоит из предположения о том, что формирование самостоятельности у детей шестого года жизни посредством изобразительной деятельности будет успешным, если:
• самостоятельность дошкольников в изобразительной деятельности рассматривается как качество личности, проявляющееся в интересе к рисованию, аппликации, лепке, конструированию; умении детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения изобразительной (творческой) задачи;
• определены критерии и уровни сформированности самостоятельности дошкольников в изобразительной деятельности, учитывающие его специфику;
• применение определенной тактики педагогического руководства, в основе которого лежит индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их самостоятельности и общего уровня развития;
• создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности самостоятельного выбора содержания изобразительной деятельности, способов и средств ее осуществления.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
• изучить теоретические подходы к проблеме формирования самостоятельности у дошкольников 6 года жизни посредством изобразительной деятельности в психолого-педагогической литературе;
• выявить уровни проявления самостоятельности у дошкольников 6 года жизни в процессе изобразительной деятельности
• разработать и апробировать методику формирования самостоятельности детей 6-го года жизни в изобразительной деятельности.
Методологическую основу исследования составили:
• философские положения о всеобщей связи и взаимодействии; диалектический метод научного познания;
• теории системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов;
• теории и концепции формирования самостоятельности в различных видах детской деятельности (Л.В. Артемова, Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Н.Я. Михайленко, Н.Н. Поддъяков).
Теоретическую основу исследования составили:
• теоретические исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Е.О. Смирнова);
• теории и концепции формирования самостоятельности в различных видах детской деятельности (Н.Я. Михайленко, М.В. Крулехт, Р.С. Буре, Н.Н. Подъяков, Л.В. Артемова, Н.А. Ветлугина);
• особенности и закономерности изобразительной деятельности на этапе дошкольного детства (Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева, Т.А. Копцева).
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики),
• эмпирические (анкетирование, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты),
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов).
Основные этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2015 по 2017 годы и включала три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2015 - февраль 2016 гг.) - проводился анализ теоретической литературы по проблеме исследования, определялась методология исследования.
На втором этапе (март 2016 - декабрь 2016 гг.) - проводилась разработка и непосредственное проведение опытно-экспериментальной работы.
На третьем этапе (январь 2017 - май 2017 гг.) - обработка результатов исследования, написание заключения и окончательное оформление работы, а также написание автореферата магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем определены критерии и уровни сформированности самостоятельности дошкольников в изобразительной деятельности, учитывающие его специфику.
Теоретическая значимость исследования - уточнено понятие «самостоятельность дошкольников в изобразительной деятельности», которое рассматривается как качество личности, проявляющееся в интересе к рисованию, аппликации, лепке, конструированию; умении детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения изобразительной (творческой) задачи.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов исследования: диагностических заданий по выявлению уровня сформированности у детей самостоятельности в изобразительной деятельности.
Организация исследования. Экспериментальная база исследования: детский сад № 66 «Матрешка», АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти.
В исследовании принимали участие 26 детей старшей группы № 01, в возрасте 5-6 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы обсуждались на конференциях различного уровня, на педагогических советах дошкольной образовательной организации, заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета.
По результатам проведенного исследования опубликовано 4 статьи.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Самостоятельность дошкольников в изобразительной деятельности рассматривается как качество личности, проявляющееся в интересе к рисованию, аппликации, лепке, конструированию; умении детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения изобразительной (творческой) задачи.
2. Критерии и уровни сформированности самостоятельности дошкольников в изобразительной деятельности, учитывающие его специфику.
3. Процесс формирования самостоятельности у детей 5-6 лет в изобразительной деятельности обеспечивается следующими положениями:
• применение определенной тактики педагогического руководства, в основе которого лежит индивидуально-дифференцированный подход к детям с учетом исходного уровня их самостоятельности и общего уровня развития;
• создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей дошкольникам возможности самостоятельного выбора содержания изобразительной деятельности, способов и средств ее осуществления.
Структура диссертационной работы. Работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Текст иллюстрируют таблицы и рисунки.
Проблема диссертационного исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении роли изобразительной деятельности в формировании самостоятельности дошкольников 6 года жизни.
Также целью данного исследования являлось создание педагогических условий для формирования самостоятельности у детей 6 года жизни.
В исследовании были проанализированы и изучены подходы к изучению самостоятельности как качества личности. Влияние и роль изобразительной деятельности на формирование самостоятельности дошкольников.
Были изучены работы педагогов и психологов по проблемам освоения разных видов деятельности (игровой, трудовой, учебной), в которых ребенок приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.
Анализ исследований показал, что процесс формирования самостоятельности посредством изобразительной деятельности дошкольников предполагает становление всех ее структурных компонентов, потребностей и мотивов, целеполагания, ориентировочного компонента, операционального компонента и контроля процесса и оценки результатов деятельности. Следовательно, чтобы дети по своему желанию и интересам могли выбирать различные виды изобразительной деятельности, необходимо дать им достаточные знания, сформировать определенные навыки и умения.
В констатирующем эксперименте выявлены общие и индивидуальные особенности процесса формирования самостоятельности дошкольников шестого года жизни посредством изобразительной деятельности.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровня сформированности самостоятельности у детей 5-6 лет.
Анализ исследований посвященных изучению самостоятельности старших дошкольников позволил выделить несколько критериев детской самостоятельности, которые были изучены с помощью методов в рамках психолого-педагогической диагностики
Для проведения констатирующего эксперимента использовался следующий комплекс методик:
• методика беседа «Быть самостоятельным: что это значит?»;
• методика «Сюжетные картинки»;
• методика «Модификация методики «Лесенка»;
• методика ««Диагностика уровня развития детей в изобразительной деятельности» (А.Н. Веракса)»;
Самостоятельность - интегративное качество личности, имеющее сложную структуру, проявляется в интересе ребенка к деятельности, в умении действовать без помощи при выборе содержания, средств и способов выполнения заданий.
Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением разных видов деятельности (игровой, трудовой, учебной). Интерес к данному виду деятельности - важный и часто встречающийся побудитель самостоятельной деятельности, в свою очередь, вызываются различными причинами: ощущение успеха и наличием соответствующих умений.
В процессе формирующего эксперимента проводилась разработка и апробация методики формирования самостоятельности посредством изобразительной деятельности у детей шестого года жизни.
Достижение поставленной цели осуществлялось созданием следующих педагогических условий:
1. Выявление методов, приемов и форм работы с детьми шестого года жизни по формированию самостоятельности посредством изобразительной деятельности.
2. Создание предметно-развивающей среды, направленной на формирование самостоятельности дошкольников шестого года жизни посредством изобразительной деятельности.
3. Осуществление совместной работы с родителями, способствующей формированию самостоятельности дошкольников шестого года жизни.
Результаты исследования показывают, что число дошкольников с высоким уровнем сформированности самостоятельности возросло с 12% до 42% по сравнению с данными констатирующего обследования. Число же дошкольников, имеющих низкий уровень снизилось с 48% до 12%.
Полученные в исследовании результаты могут свидетельствовать о значении изобразительной деятельности в повышении уровня сформированности самостоятельности дошкольников шестого года жизни и эффективности методов, приемов и форм работы с детьми.
1. Акулова, Е.Н Формируем у детей самостоятельность и ответственность [Текст] / Е.Н. Акулова // Дошкольное воспитание -2011. - № 9. - С.52-58.
2. Алекинова, О.В. Развититие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала [Текст] / О.В. Алекинова - Спб.: Сатис. // Теория и практика образования в современном мире, 2014, - С.47-48.
3. Атарова, А.Н., Гогоберидзе, А.Г. Проблема развития самостоятельности дошкольников в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университетета [Текст] // Традициии и инновации в дошкольном образовании: исследования молодых ученых: Сборник научных статей // По материалам международной научно-практической конференции 26-28 мая 2010г. - Спб., 2010. - С.17-26.
4. Атарова, А.Н. Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности старших дошкольников: изучение и развитие [Текст] / A. Н. Атарова - М.: Эдисон Пресс, Детский сад: Теория и практика, - 2014, - С.104-112.
5. Бабаева Т.И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе [Текст] // Воспитываем дошкольника самостоятельным: Сборник статей / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПб., 2000. - С. 3-14.
6. Бакаева, О.Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников [Текст] / О.Н. Бакаева - М.: Детский сад от А до Я, - 2014, - С.96-100
7. Баташева, В.А. Воспитание элементов самостоятельности [Текст] /
B. А. Баташева [и д.р.] // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - №7. - С.88-100.
8. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты [Текст]: пособие / Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 1981. - 281 с.
9. Белошистая, А.В. Педагогическая технология организации самостоятельной деятельности детей на занятиях ручным трудом в детском саду и дома [Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад от А до Я. - 2008. - №1 - С. 148-158.
10. Беляева, В.П. Развитие самостоятельности дошкольников в художественном творчестве [Текст] / В.П. Беляева // Наука и Образование: материалы 3 Международной научно-практической конференции. - М.:Перо, 2015- С.14-17
11. Бехтерева Е.С. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст [Текст] / Е.С. Бехтерева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8 - С.36-45.
12. Борохович, В.Ю. Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках [Текст] / В.Ю. Борохович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. -№11. - С.88- 100.
13. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства [Текст] / Р.С. Буре - М.: Просвещение, 1997. - 42с.
14. Буре, Р.С. Учите детей трудиться [Текст] / Р.С. Буре, Г.Н. Година М.: Просвещение, 2006. - 238с.
15. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст] / Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. - 3-е изд., перераб. и доп. / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская - М.: Ювета, 2001. - 176с.
...