Глава 1 Общие положения о контрактной системе России и зарубежных стран 13
1.1 Понятие «контрактная система» и особенности регулирования
общественных отношений в сфере закупок 13
1.2 Контрактная система как межотраслевой институт 31
1.3 Принципы контрактной системы 37
Глава 2 Финансово-правовое регулирование контрактной системы России и зарубежных стран 46
2.1 Понятие финансовой деятельности России и зарубежных
стран 46
2.2 Правовое регулирование общественных отношений в сфере
контрактной системы в процессе распределения и использования финансовых ресурсов в России и зарубежных странах 56
Глава 3 Перспективы развития законодательства в сфере контрактной системы 73
Заключение 84
Список используемых источников 88
Актуальность темы исследования. Государства для более эффективного выполнения функций и задач нуждаются в привлечении денежных средств для закупки товаров, работ и услуг. Для этих целей функционирует особый механизм проведения закупок для государственных и муниципальных нужд - контрактная система.
Контрактная система - явление сложное и объемное во многом из-за того, что говорить о ней как едином понятии в контексте ее применения в различных странах затруднительно. Контрактные системы России и зарубежных стран имеют как общие черты, так и различия, поскольку каждое государство обладает собственной самобытной культурой, своими традициями, историей, менталитетом населения. Все из перечисленного находит отражение в принимаемых нормативно-правовых актах на той или иной территории.
5 апреля 2013 г. был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». За почти семь лет его применения Российская Федерация сделала множество уверенных шагов в сторону становления государственного конкурентного механизма закупок. Однако минусов у указанного закона тоже достаточно, что не позволяет назвать процедуру закупки товаров, работ, услуг в Российской Федерации по- настоящему независимой от субъектов, ее проводящих.
Учитывая нарастание темпов процесса глобализации, стремление стран к взаимообогащению и перениманию чужого положительного опыта, необходимо более подробно изучить институт контрактной системы, что позволит более точно понять сущность и основные проблемы в контрактной системе Российской Федерации, процесс осуществления закупок и толкование норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом основное внимание следует уделить финансово-правовому регулированию контрактной системы.
Особый интерес представляет финансовая сторона размещения государственных закупок в зарубежных странах. В рамках темы настоящего исследования целесообразно подробно остановиться на финансово-правовом регулировании контрактных систем таких стран как США, Великобритания и др. путем анализа положений нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность участников закупок в рассматриваемой сфере, а также практики применения механизмов контрактных систем, что позволит провести их сравнительную характеристику с российской системой закупок для государственных и муниципальных нужд.
Состояние разработанности проблемы. В советском и постсоветском периоде исследователи уделяли незначительное внимание правовому регулированию закупочной деятельности. Отдельные труды по данной тематике есть у ученых-цивилистов М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Е.В. Кагана, Е.Г. Комиссаровой, К.И. Скловского, Г.А. Сухадольского, П.С. Тарабаева, А.В. Ярового, а также специалистов по административному праву Д.Н. Бахраха, В.Г. Татаряна, А.С. Ротенберга. В основном ученые выясняли правовую природу контрактных правоотношений, но так и не смогли прийти к общему мнению.
Отдельным аспектам контрактных отношений посвятили свои диссертационные исследования П.П. Юшкевич (2002 г.), Н.Н. Заботина (2006 г.), Д.Ю. Борисов (2011 г.), О.А. Беляева (2012 г.), Н.В. Шмелева (2013 г.), которые рассматривали государственные закупки с точки зрения их гражданско-правового регулирования: при подготовке и заключении контракта, при регламентации торгов и т.д. Некоторые ученые изучали отдельные направления государственных закупок. В частности, В.А. Власов исследовал систему закупок сельскохозяйственной продукции (2003 г.), А.Б. Золотарева - бюджетные закупки (2004 г.), Е.Ю. Матвеева - закупочные энергосервисные контракты (2016 г.), А.В. Ярош - закупки лекарственных средств (2018 г.), А.М. Камалян - контрактную систему Европейского Союза (2019 г.).
Тем не менее, финансово-правовое регулирование контрактной системы России, ее сравнительная характеристика по отношению к системам государственных закупок, используемым в других странах, не стали предметом научного интереса указанных авторов.
В связи с этим необходимо проведение научного исследования, позволяющего оценить достоинства и недостатки существующей контрактной системы России, актуальных вопросов ее финансово-правового регулирования, что позволит подготовить ряд рекомендаций по его улучшению, а также устранить некоторые научные пробелы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе финансово-правового регулирования контрактных систем Российской Федерации и зарубежных стран.
В качестве предмета исследования выступают научные представления, совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере функционирования контрактных систем Российской Федерации и зарубежных стран, и практика их реализации.
Целью исследования является разработка и обоснование предложений и рекомендаций по совершенствованию финансово-правового регулирования контрактной системы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть определение контрактной системы в различных странах, выявить их главные особенности;
- исследовать принципы контрактной системы;
- определить место контрактной системы в существующей системе права;
- выявить специфику правового регулирования контрактной системы в процессе финансовой деятельности государства;
- определить перспективы развития контрактной системы России.
Методы исследования. В настоящей работе применяются такие общенаучные методы исследования, как метод диалектики, системный, методы анализа, синтеза, аналогии, дедукции, наблюдения, моделирования и некоторые другие, а также частнонаучные: сравнительного правоведения, статистический, формально-логический и др.
Нормативно-эмпирическую базу данного исследования составляют федеральные законы, подзаконные акты, решения уполномоченных органов:
Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» » (далее - Закон о контрактной системе или ФЗ № 44), Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279, Решение УФАС по Санкт-Петербургу от
07.09.2017 № 44-3541/17; Решение УФАС по Новосибирской области от 13.01.2017 № 08-01-12; Решение УФАС по Иркутской области от 28.08.2017 № 868 и др.
Теоретическая база исследования представлена идеями, концептуальными положениями, научными обобщениями, в той или иной степени касающимися контрактной системы. При написании работы использовались труды Л.В. Андреевой, Ю.В. Антоновой, А.Н. Борисова, У.А. Бурханова, Е.Ю. Грачевой, М.А. Гурвича, А.В. Демина, Л.Г. Каранатовой, М.В. Карасевой, Ю.А. Крохиной, К.Б. Маркелова, И.В. Митьковской, Э.Д. Соколовой, Т.Н. Трефилова, Н.И. Химичевой,
А.И. Худякова, М.В. Шмелевой и др.
Научная новизна исследования заключается том, что оно представляет собой комплексное исследование проблем финансово-правового регулирования системы закупок для государственных и муниципальных нужд, проведенное на основе современного состояния правоприменительной практики и законодательных положений, в том числе в сравнении с контрактными системами зарубежных государств. Новизну исследования отличает также то, что диссертант предлагает собственное решение некоторых проблем правового регулирования контрактной системы в Российской Федерации.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту:
1. Автором проведен анализ дефиниции «контрактная система», используемой в ФЗ № 44, и отмечена перегруженность понятия за счет излишней детализации участников контрактной системы, отсутствие указания на то, что закупочная деятельность осуществляется по определенной процедуре и отсылки к принципам контрактной системы. Диссертант дает авторское определение контрактной системы - это процедурная деятельность участников контрактной системы в сфере закупок, товаров, работ и услуг, заказчиков и уполномоченных органов, в том числе с использованием единой информационной системы, основанная на закрепленных принципах в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе, в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. В связи с отсутствием в ФЗ № 44 определения понятия
государственных и муниципальных нужд автор предлагает их следующую формулировку - это необходимые для осуществления функций и полномочий публично-правовых образований, государственных и
муниципальных заказчиков потребности в товарах, работах, услугах, обеспечиваемые за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
3. В зарубежных странах контрактные системы имеют существенные отличия от российской. В частности, в США контрактная система практически полностью регламентирована единым актом - Сводом правил государственных закупок, в европейских странах применяются централизованные, децентрализованные и смешанные модели контрактной системы, основанные на национальном законодательстве с учетом
нормативных актов Евросоюза. Южно-корейская контрактная система включает в себя специальную программу мониторинга, позволяющую автономно отслеживать сделки с различными подозрительными действиями, содержащими в себе признаки мошенничества, в режиме реального времени и передавать информацию о них в уполномоченные органы. В Японии оплата по контракту государственными учреждениями производится выше рыночной цены на товары и услуги, что усиливает желание предпринимателей участвовать в государственных закупках; в большинстве конкурсов не делается различий между субъектами большого и малого предпринимательства, участие в торгах происходит в равных условиях; в японской контрактной системе используются только три процедуры проведения торгов: открытые торги, селекционные торги (со специализированными участниками) и ограниченные торги (с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем). Полезный опыт государственных закупок зарубежных стран целесообразно внедрять для совершенствования правового регулирования контрактной системы в России с учетом специфики отечественных общественных отношений.
4. Контрактная система России регулируется нормами различных отраслей права. В частности, гражданское право включает с себя положения о контракте на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, но не затрагивает планирование, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок. Большинство норм о контрактной системе РФ носят административно-правовой характер и с точки зрения административного права государственный или муниципальный контракт на поставку товаров рассматривается как административный договор, предполагающий неравенство договаривающихся сторон, одной из которых выступает государственный орган. Специфика предмета, метода и принципов института контрактной системы в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд позволяет сделать вывод о том, что он является отдельным правовым образованием в рамках особенной части финансового права, включенным в раздел, посвященный вопросам финансово-правового регулирования государственных и муниципальных расходов. Тем не менее, осуществление регламентации государственных и муниципальных закупок нормами иных отраслей права придает институту контрактной системы межотраслевой (комплексный) характер.
5. Государственные и муниципальные расходы России и зарубежных стран являются одним из направлений финансовой деятельности государства и муниципальных образований в процессе распределения и использования публичных финансовых ресурсов. Одним из видов государственных и муниципальных расходов является финансирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг. Таким образом, финансовая деятельность включает в себя институт государственных и муниципальных расходов, который в свою очередь имеет составной частью финансирование контрактной системы.
6. Правовое регулирование отношений в сфере контрактной системы в процессе распределения и использования финансовых ресурсов следует рассматривать через призму стадий контрактной системы. Так, можно выделить следующие стадии контрактной системы в сфере закупок: определение государственных и муниципальных нужд, планирование закупок и непосредственное их осуществление с дальнейшим заключением и исполнением контракта. Особое значение в триаде стадий имеет планирование закупок, при осуществлении которого составляется перечень объективно выраженных потребностей, являющийся основанием для осуществления закупок.
7. Одним из упущений законодателя является формулировка нормы ст. 107 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которой лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не несут финансовую ответственность за подобные нарушения. Думается, поскольку финансовое право, помимо прочих отраслей, регулирует отношения, складывающиеся в сфере контрактной системы, следует закрепить наступление финансовой ответственности за совершение правонарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
8. Нормы, регулирующие контрактную систему России распределены по различным нормативным актам, что делает поиск того или иного положения долгим и затруднительным. Представляется, что для облегчения работы субъектов закупочной деятельности следует провести систематизацию законодательства в форме консолидации, объединив все соответствующие акты в один сборник, что позволит сэкономить время, потраченное на поиск необходимой нормы. Однако этот вариант изменения законодательства в сфере контрактной системы не решает проблему наличия коллизий и пробелов, в связи с чем наиболее предпочтительным является кодификация норм в единый акт, регулирующий общественные отношения в сфере закупок по примеру США.
9. Одной из проблем государственных закупок в настоящее время также является соотношение цены и качества продукции. Перед заказчиком стоит задача максимально сэкономить бюджетные средства в связи с чем формируется излишний акцент на стоимости закупки, в результате чего нередко страдает качество. Так, в п. 7 и п. 8 ст. 53 ФЗ № 44 затрагиваются такие понятия как степень выгодности и лучшие условия исполнения контракта, но подробные разъяснения, раскрывающие содержание этих понятий, отсутствуют. Представляется, что должен быть установлен минимальный предел цены и критерии проверки рыночного соответствия такой цены, ниже которой не допускается заключение контракта. А также должны быть подробно указаны и перечислены все критерии определения лучших условий и степени выгодности.
10. Общей чертой для контрактных систем России и зарубежных стран является наличие библиотеки типовых контрактов. Это готовые контракты, изменение которых возможно лишь в части и в строго регламентированных случаях. Такой реестр размещен на сайте контрактной системы соответствующей страны. Количество типовых контрактов на портале единой информационной системы в России значительно отличается от количества таких контрактов в зарубежных странах. Представляется, что в российской контрактной системе должна быть увеличена библиотека контрактов.
Теоретическая и научная значимость исследования заключается в авторских предложениях, развивающих положения, направленные на правовое регулирование контрактной системы в Российской Федерации. Отдельные теоретические выводы и представления могут стать основанием для дальнейших научных исследований по данной проблематике.
Практическая значимость работы заключается том, что предложенные выводы и рекомендации могут быть применены для дальнейшего проведения реформирования в сфере правового регулирования системы закупок для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации, а также для их использования в процессе правоприменения. Предложения и обобщения, подготовленные автором, могут быть использованы в процессе обучения студентов по дисциплине «Правовое регулирование государственных и муниципальных закупок», а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников, осуществляющих закупочную деятельность.
Научная обоснованность и достоверность определяется тем, что полученные результаты и выводы диссертации были обсуждены и одобрены на международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы становления системы гражданско-правового регулирования» (Казань, 2020), где дана критическая оценка выводов работы, сделанная в сравнении с ранее имевшимися в юридической литературе.
Личный вклад автора в исследование заключается в том, что диссертант самостоятельно выполнил выбор темы исследования, лично собрал все теоретические и эмпирические материалы, провел их анализ, подготовил предложения и оформил научную публикацию по теме исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования изложены в одной статье общим объемом 0,2 п.л.
Структура диссертация состоит из введения; трех глав; включающих пять параграфов, заключения и списка используемых источников. Общий объем ВКР - 95 страниц.
Благодаря контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг происходит функционирование государства в целом. Неслучайно регулированию складывающихся в данной области отношений уделено столь пристальное внимание. По итогам исследования, проведенного в процессе написания настоящей работы, можно сделать следующие выводы:
1. Легальное определение контрактной системы присутствует в
законодательстве не всех стран. Так, в США, законодатель пошел по другому пути и определяет сущность явления через перечисление целей. Определение, данное в ФЗ № 44, включает в себя не все элементы
рассматриваемой сложной системы, оттого нуждается в изменении.
2. Контрактная система является межотраслевым (комплексным) правовым институтом и регулируется нормами нескольких отраслей.
Гражданское право непосредственно регулирует процесс осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, не затрагивая при этом планирование, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок. С точки зрения административного права государственный или муниципальный контракт рассматривается как административный договор.
Еще одной отраслью, которая регулирует отношения, складывающиеся в сфере закупок, является финансовое право. Чтобы убедиться в правильности отнесения института контрактной системы к сфере финансового права, следует определить предмет, методы и принципы данного института и их схожесть с предметом, методами, принципами финансового права. В итоге, полученное сходство рассматриваемых категорий позволяет утверждать, что институт контрактной системы является правовым образованием в рамках особенной части финансового права, включаемым в раздел, посвященный вопросам финансово-правового регулирования государственных и муниципальных расходов.
3. Принципы контрактной системы РФ и зарубежных стран, по большей части, одинаковы. Отличаются формулировки и оттенки понятия. Можно сказать, что речь идет о различных модификациях единых принципов.
4. Основные нормы, регламентирующие общественные отношения в сфере контрактной системы РФ, закреплены в отдельном законе. Помимо этого, имеется огромное количество нормативных актов, также регламентирующих рассматриваемые отношения. По-иному дело обстоит в Германии, где нет самостоятельного закона, положения о контрактной системе включены в антимонопольное законодательство. Совершенно по другому пути пошли США, где имеется кодифицированный акт, полностью регламентирующий процесс закупок.
5. Контрактная система тесно связано с финансовой деятельностью государства и муниципальных образований. Любой товар, работа и услуга, закупаемые для государственных и муниципальных нужд, не передается просто так, а имеет определенную стоимость в денежном эквиваленте. Основной источник финансирования для указанных целей - государственный, местный бюджеты или бюджет субъекта РФ. Именно из соответствующего бюджета, как правило, берутся денежные средства на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Однако бюджеты не просто сосредоточивают внутри себя денежные средства, они осуществляют их движение. Бюджет внутренне динамичен: новые поступления, затем они расходуются, и вновь наблюдается приток денежных средств.
По мнению подавляющего большинства специалистов, финансовой деятельностью охватывается деятельность по формированию, распределению и использованию денежных фондов в целях финансового обеспечения государственных задач и функций.
Распределение применительно к закупочной деятельности опосредованно связано с использованием. В качестве строки расходов соответствующего бюджета включаются расходы на закупку товаров, работ, услуг. Расходование происходит непосредственно в рамках исполнения контракта - оплаты исполненных поставщиком обязательств по контракту.
Таким образом, каждый элементы (стадия) финансовой деятельности связаны как между собой (набор последовательных действий), так и с институтом контрактной системы (в большей степени использование).
Следует отметить, что понятия «финансовая деятельность» в зарубежных странах, как правило, нет. Использование его в настоящей работе является условным. Однако, проанализировав практику обращения различных зарубежных стран с финансами, можно прийти к выводу о схожести деятельности зарубежных государств в финансовой сфере, а значит, характеризовать деятельность таких государств в данной области в полной мере как финансовую.
6. Законодательство в сфере контрактной системы весьма противоречиво в части возможности дать однозначную оценку деятельности российского законодателя по урегулированию отношений в данной области. С одной стороны, наблюдается тенденция усовершенствования соответствующих норм путем появления новых, к слову, необходимых на момент принятия. Сам ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу относительно недавно, при этом неоднократно подвергся редактированию. Это обстоятельство объясняется неточностью юридической техники, а также динамикой отношений, складывающихся при осуществлении закупок. С другой стороны, указанная неточность законодателя сохраняется в формулировании того или иного правила поведения, а также в отсутствии, казалось бы, объективно обусловленной и достаточно явной нормы, будь то определение некоторых понятий или не включение в перечень тех субъектов отношений, которые на практике являются полноправными субъектами. Однако стоит учитывать сложность регулирования такой обширной совокупности общественных отношений.
Таким образом, думается, что пока контрактная система в сфере закупок активно функционирует, законодательство в данной области находится на пути становления, при этом делая более или менее устойчивые шаги к совершенствованию.
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
2. Шмелева, М.В. Гражданско-правовое регулирование
контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / М.В. Шмелева. - Саратов, 2013. - 280 с.
3. Митьковская, И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок / И.В. Митьковская // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 10-2 (42). - С. 76-80.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 27.06. 2019) // СЗ РФ. - 08.04.2013. - № 14. - ст. 1652.
5. Борисов, А.Н., Трефилова, Т.Н. Комментарий в Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Постатейный) (5-е изд., перераб. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n= 1739 6#08498760850635974 (дата обращения: 12.01.2019).
6. Проект Федерального закона № 68702-6 «О федеральной
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа:
URL:http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=92896 (дата обращения: 25.01.2019).
7. Андреева, Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования / Л.В. Андреева // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 11. - С. 3-16.
8. Петрова, Е.А. Структурные элементы системы американского права: теоретико-сравнительные аспекты / Е.А. Петрова // Юридическая техника. - 2015. - № 9. - С. 554-558.
9. Шумилов, В.М. Правовая система США / В.М. Шумилов. - М.,
2003. - 400 с.
10. История федеральной контрактной системы США [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://host.159-142-151-52.gsa.govcomp/ aapZ24102_GSA.pdf (дата обращения 25.01.2019).
11. Johnson, T.R., Feng, P., Sitzabee, W., Jernigan, M. Federal
Acquisition Regulation Applied to Alliancing Contract Practices / T.R. Johnson, P. Feng, W. Sitzabee, M. Jernigan // Journal of Construction Engineering and Management. - 2013. - Vol. 139. - Issue 5. - P. 35-43.
12. Бурханов, У.А. Государственные закупки: учебное пособие / У.А. Бурханов. - Ташкент, 2010. - 168 с.
13. Pegnato J.A. Assessing Federal Procurement Reform: Has The Procurement Pendulum Stopped Swinging? / J.A. Pegnato // Journal of Public Procurement. - 2003. - Т. 3. - № 2. - Р. 145.
14. Федорович, В.А., Патрон, А.П., Заварухин, В.П. Федеральная
контрактная система: механизм регулирования государственного
хозяйствования / В.А. Федорович, А.П. Патрон, В.П. Заварухин. - М.: Ин-т США и Канады, 2010. - 1054 с.
15. Андреева, А. Мировой опыт госзакупок / А. Андреева // Бюджет. - 2008. - № 10. - С. 20-25.
16. Prodinger C. Liegenschaften im Abgabenrecht: Systemprobleme und Grundrechtsordnung / C. Prodinger. - Wien: A. Orac, 1993. - 274 р.
17. Nunn P., Gupta R., Maher D., Raviglione M., Harries A., Godfrey- Faussett P. The Research Agenda for Improving Health Policy, Systems Performance, and Service Delivery for Tuberculosis Control: a who perspective / P. Nunn, R. Gupta, D. Maher, M. Raviglione, A. Harries, P. Godfrey-Faussett // Bulletin of the World Health Organization. - 2002. - Т. 80. - № 6. - Р. 471-476.
18. Зацаринная, Е.И., Проданова, Н.А., Малых, Н.И., Ушакова, Н.А. Международный опыт организации государственных закупок: Южная Корея / Е.И. Зацаринная, Н.А. Проданова, Н.И. Малых, Н.А. Ушакова // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-4(85). - С. 34-38.
...