Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ понятия и сущности управления многоквартирным домом 9
1.1 Определение понятия управления многоквартирным домом 9
1.2 Общая характеристика управления многоквартирным домом 17
Глава 2 Способы управления многоквартирным домом 21
2.1 Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме 21
2.2 Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом 28
2.3 Управление управляющей организацией 33
Глава 3 Договор управления многоквартирным домом 42
3.1 Понятие договора управления многоквартирным домом 42
3.2 Элементы договора управления многоквартирным домом 51
3.3 Содержание договора управления многоквартирным домом 55
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 65
Одним из основополагающих гражданских прав, провозглашенных Основным законом страны, является право граждан РФ на жилище. Его содержание достаточно многогранно, однако не взывает сомнения, что одним из важнейших условий его осуществления следует признать управление многоквартирным домом или деятельность собственников помещений (уполномоченных ими организаций) по его эксплуатации и улучшению.
Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 марта 2005 года, основное внимание уделил праву собственности и другим вещным правам на жилые помещения, жилым помещениям, предоставляемым по договорам социального найма, специализированному жилищному фонду, жилищными жилищно-строительным кооперативам, товариществу собственников жилья, плате за жилое помещение и коммунальные услуги, управлению многоквартирными домами. Кроме того, в Жилищном кодексе отражены вопросы управления многоквартирными домами.
Жилищное законодательство России до принятия Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» [43] определяло вопросы в области управления многоквартирными домами, включая управление жилищным фондом с совмещением функций владения, управления и обслуживания относящимися к ведению государственных органов. Начавшаяся приватизация жилищного фонда изменила соотношение государственной и частной собственности в многоквартирных домах, что повлекло необходимость реорганизации системы управления.
Вопросы приватизации и ее влияния реорганизацию системы управления широко рассматривались в отечественной и зарубежной литературе [52; 54; 55; 56].
Согласно Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ повышение качества выполняемых работ и оказываемых услуг является следствием создания конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы в рамках перехода на договорные отношения.
Вместе с тем, Концепцией не устанавливались и законодательно не регламентировались способы управления многоквартирными домами, не сформулировано определение понятия управления многоквартирными домами, не раскрыта сущность управления как особого рода деятельности в жилищной сфере.
Сегодняшняя ситуация кардинально отличается от момента появления данного института. В настоящее время вопросы управления многоквартирными домами регулируются на федеральном и региональном уровне, поименованы и прошли апробацию способы управления имуществом многоквартирного дома, в указанной сфере сложилась правоприменительная практика.
Вместе с тем, с развитием общественных отношений в данной сфере появляются пробелы в правовом регулировании отношений и возникают коллизии в существующей правовой базе.
Причины, по которым данный институт ранее действующим законодательством не предусматривался, очевидны, и его появление в Жилищном кодексе РФ следует признать своеобразной новеллой в законодательстве и закономерным следствием происходящих в России социально-экономический преобразований. Появление в Жилищном кодексе РФ вопросов управления многоквартирными домами связано со строительством многоквартирных домов как функционально-планировочной формы организации жилища и как следствие, необходимости управления ими.
В связи с этим, мы полагаем, что реализация собственниками помещений в многоквартирном доме права на выбор способа управления в нем относиться к числу наиболее острых проблем в современной правоприменительной практике.
В частности, подобного рода проблемы возникают, в случае когда собственники помещений в которых по тем или иным причинам так и не определились с выбором способа управления.
Вопросы выбора способа управления многоквартирными домами является одним из наиболее актуальных, поскольку насколько эффективно собственники управляют общей долевой собственностью, поддерживая ее в надлежащем состоянии, своевременно проводя текущий и капитальный ремонт общего имущества, во многом зависит их качество жизни и долговечность дома.
Целью работы является выявление пробелов и коллизий в жилищном законодательстве, регулирующих вопросы управления в многоквартирном доме.
Для достижения цели работы требуется решить следующие задачи:
• дать определение понятия управления многоквартирным домом;
• рассмотреть общую характеристику управления многоквартирным домом;
• исследовать непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
• выявить особенности управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
• изучить управление многоквартирным домом управляющей организацией;
• рассмотреть понятие договора управления многоквартирным домом;
• исследовать элементы договора управления многоквартирным домом;
• изучить содержание договора управления многоквартирным домом.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере управления многоквартирным домом.
Предметом исследования являются нормы права, закрепляющие понятие, способы и особенности управления многоквартирными домами.
Методология исследования представлена диалектическим методом научного познания, а также формально-юридическим, сравнительно-правовым методами научного познания.
Научная новизна диссертации состоит, в первую очередь, в том, в ней с позиций современных положений юридической науки проанализированы проблемы, относящиеся сущности и способам управления в многоквартирном доме.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что ее положения и выводы вносят определенный вклад в учение о способах управления в многоквартирном доме.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы и положения, содержащиеся в диссертации, позволяют расширить и уточнить существующие представления об способах управления в многоквартирном доме, а также могут быть использованы при подготовке подобных работ по данной теме.
Положения, выносимые на защиту:
• автором предложено научное обоснование необходимости разработки определения понятия «управление многоквартирным домом», которое предлагается включить в Жилищный кодекс РФ;
• автором предложен системный подход к процедуре перехода на непосредственное управление, включающий ряд самостоятельных этапов;
• автором сформулировано обоснование необходимости закрепления в законодательстве определения понятия «управление», которое является основополагающим для уяснения сущности договора управления многоквартирным домом;
• автором проанализирована сущность договора управления многоквартирным домом и в силу отношений, основанных на равенстве сторон, обосновано его отнесение к гражданско-правовым сделкам;
• на основе анализа нормативно-правовых актов, закрепляющих гражданско-правовую характеристику и особенности различных гражданско- правовых договоров, анализе широкого круга источников автором делается вывод о невозможности отнесения данного договора к смешанным;
• автором предложено рассматривать договор управления многоквартирным домом как самостоятельный вид гражданско-правовых договоров, относящихся к типу договоров управления;
• анализ признаков договора управления многоквартирным домом позволил сделать вывод о невозможности его отнесения к числу публичных договоров, что влечет за собой право, предоставляемое управляющему, отказать в заключении договора.
Вопросам управления в многоквартирном доме уделяли свое внимание ряд авторов, таких как В.А. Белов, Т.А. Борзенкова, М.И. Брагинский, С.А. Бушаенкова, В.В. Витрянский, Д.П. Гордеев, Л.Ю. Грудцына, И.А. Дроздов, М.А. Егорова, А.Ю. Кабалкин, А.В. Кашанин, Е.Б. Козлова, П.В. Крашенинников, И.Д. Кузьмина, В.П. Литовкин, И.Б. Миронов, В.К. Михайлов, Д.В. Огородов, С.Г. Певницкий, Ю.В. Романец, А.Б. Рыжов, Д. Савельева, Л.В. Санникова, Ю.П. Свит, А.Д. Сидоренко, В.Н. Сидоров, Е.А. Суханов, М.А. Ульрих, А.Н. Танага, Е.В. Татарская, И.А. Фаршатов, С.Л. Филимонов, Т.А. Филиппова, В.А. Фогеля, Б.Л. Хаскельберг, О. Хованского, М.Ю. Челышева, Е.А. Чефрановой, К.Е. Чистякова, Г.Ф. Шешко, Д. Щеренко и др.
При написании работы использовались труды таких авторов как: Акифьева Л.В., Акчев С.А., Долгова Н.А., Дроздов И.А., Киракосян С.А., Козлова Е.Б., Колпакова Л.С., Котков М.А., Крашенинников П.В., Критина Е.Д., Кудина С.А., Кунаккузин А.А., Иванцова Г.А., Левина Д.С., Левин В.В., Лушкин С.А., Маркова И.В., Меньшикова Ю.О., Михайлов В.К., Могилевский С.Д., Моргунова Г.А., Певницкий С.Г., Попов А.В., Прокофьев В.Б., Рубцов В.А., Сиваев С.Б., Тимофеева К.В., Федоров С.И., Цахоев А.Н., Шанталей А.В., Шаронов С.А., Шахов С.Ю., Яблоков В.В.
Нормативная база представлена Конституцией РФ, Жилищным и Гражданским кодексами РФ, иными федеральными законами, подзаконными актами.
Эмпирической базой исследования послужили материалы правоприменительной практики.
Результаты, полученные при написании диссертации, были апробированы на конференции «Молодежь. Наука. Общество», где автор выступил с докладом на тему: «К вопросу о понятии и сущности управления в многоквартирном доме».
Структура работы представлена введением, тремя главами, подразделенными на восемь параграфов, заключением и списком использованной литературы.
В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам. Вопросы управления многоквартирными домами, появившиеся Жилищном кодексе РФ следует признать своеобразной новеллой в законодательстве и закономерным следствием происходящих в России социально-экономический преобразований. Управление многоквартирными домами связано с вопросами строительства многоквартирных домов как функционально-планировочной формы организации жилища и как следствие, необходимости управления ими.
Определяющим условием осуществления государственно регулируемой деятельности во всех сферах, включая жилищную, является формирование системы терминов, категорий и конструкций для единообразного понимания сущности рассматриваемых институтов. Посредством данного условия обеспечивается отсутствие несогласованности в толковании терминов и последующей реализации правовых институтов.
Жилищным кодексом Российской Федерации определены способы и основные требования к управлению многоквартирным домом, однако легальная дефиниция понятия «управление многоквартирным домом» отсутствует.
Отсутствие определения понятия «управление многоквартирным домом» в Жилищном кодексе РФ следует признать пробелом в законодательстве.
Значимость рассматриваемого института и его составляющих элементов должны влечь за собой закрепление основных категорий и конструкций на уровне Жилищного кодекса, а не подзаконного акта. При этом, при формулировании определения понятия многоквартирного дома необходимо основываться на доктринальных определениях и определении многоквартирного дома, приведенного в постановлении Правительства РФ.
В России сегодня происходит постепенное становление собственника, осознание им своей роли и значения в эффективном управлении недвижимостью.
Непосредственное управление многоквартирным домом считается самым простым способом управления, хотя имеет достаточно особенностей. Она предполагает, что собственниками самостоятельно заключаются договоры с обслуживающими дом организациями. Самостоятельность в данном случае предполагает, что к данному процессу не привлекаются управляющие компании и не создается товарищество собственников жилья.
Отличия непосредственного управления от иных способов управления многоквартирным домом можно сформулировать следующим образом:
• оплата всех услуг осуществляется непосредственно организациям, предоставляющим услуги;
• экономическая эффективность данной формы управления, поскольку затраты на услуги управляющей организации в данном случае отсутствуют;
• прозрачность расходов на оплату содержания дома;
• ответственность за долги за основные коммунальные услуги возлагается только на самих должников, иные собственники за них не отвечают. Иная ситуация может сложиться с дополнительными услугами, среди которых, например, ремонт, уборка подъездов, и когда существует возможность возложение ответственности с одних жильцов за других;
• управление домом осуществляется на безвозмездной основе. Однако, данная ситуация имеет две стороны - в качестве положительного эффекта следует отметить экономию расходов, а с другой стороны, при наличии большого количества квартир в многоквартирном доме, лиц, желающих по своей воле решать многочисленные вопросы, вряд ли будут. В связи с этим, данную форму следует признать оптимальной для небольших домов;
• в качестве отрицательного момента следует признать невозможность получения средств по целевым муниципальным программам, позволяющим компенсировать отдельные коммунальные расходы, например, на капитальный ремонт и др. Получение средств на данные расходы возможно только при наличии управляющей организации. Кроме того, отсутствуют расчетные счета, на которые должны перечисляться деньги, что также делает проблематичным получение средств по муниципальным программам;
• оплата обязательных услуг осуществляется собственниками, и в случае задолженности могут быть взысканы через суд. Необязательные услуги, среди которых, например, присутствие консьержа оплачиваются собственниками исключительно в добровольном порядке, в том числе при наличии решения общего собрания на их установление. Соответственно, необязательные расходы будут оплачиваться в полном объеме добровольцами;
• при наличии в доме квартир социального найма, решения по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом, принимаются муниципальными представителями, приглашаемым в обязательном порядке на общие собрания собственников многоквартирного дома и др.
В числе недостатков данной формы следует также назвать слабую характеристику нормами жилищного законодательства управленческих процедур непосредственного управления.
Товарищество собственников жилья осуществляет управление многоквартирным домом через свои органы.
Товарищество собственников жилья следует признать более эффективной формой управления многоквартирным домом, поскольку регламентация деятельности товариществ собственников жилья имеет более детальное описание в законодательстве, что создает предпосылки для более эффективного осуществления управления, сведения к минимуму рисков, связанных с управлением.
Оценка современного состояния в сфере правления многоквартирными домами свидетельствует о том, что одним из основных способов управления многоквартирным домом являются управляющие компании. Большая часть жилого фонда управляется именно ими.
Управление значительной частью многоквартирных домов управляющими компаниями порождает ряд проблем, возникающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства, среди которых наиболее значимыми и часто встречающимися можно назвать:
• проблема оплаты собственниками жилого помещения и коммунальных услуг своевременно;
• проблема взаимоотношений управляющей компании и ресурсоснабжающих организаций в части своевременной оплаты управляющими компаниями услуг данным организациям в соответствии с действующими договорами на поставку ресурсов;
• фактическое отсутствие доступа к информации о деятельности управляющих компаний;
• вопросы целевого использования денежных средств управляющими компаниями и др.
В классификации гражданско-правовых договоров отсутствует такая разновидность как договор управления многоквартирным домом.
Формирование представления о понятии «управление» возможно только при комплексном анализе нормативно-правовых актов и научных воззрений по вопросу как управления в целом, так и управления многоквартирным домом в частности.
В настоящее время сформировалось несколько основных подходов к толкованию термина «управление». Вместе с тем, чертой, объединяющей все подходы следует определить что это вид деятельности по руководству, направлению чего-либо.
Управление - собирательная категория, носящая характер организационной деятельности, отсутствие определения которой в действующем гражданском, жилищном законодательстве вряд ли способствует эффективному регулированию отношений по управлению чужим имуществом.
Предложенное законодателем название договора управления многоквартирным домом и его сущность, по мнению отдельных авторов, дает возможность соотнести его с договором доверительного управления.
Не отрицая того, что названные договоры имеют общие черты, мы не можем признать данную точку зрения как бесспорную. Схожими является то, что:
• основанием управления имуществом является договор;
• данные отношения носят срочный характер;
• все субъекты, осуществляющие управление, должны осуществлять управление переданным им имуществом только в интересах определенного лица (лиц).
Анализ законодательства позволил установить существенные различия между рассматриваемыми договорами. Основой возникновения различий между данными договорами является сфера их применения и содержание прав и обязанностей сторон.
Рассматривая юридическую природу данного договора мы считаем возможным отнести данный вид договора к числу гражданско-правовых, поскольку договоры частноправового содержания оказываются в сфере ведения гражданского права, невзирая на сферу, в которой складываются данные отношения (использование жилья, строительство объектов и т.п.).
С учетом аналогии закона, мы сделали вывод о реализации принципа субсидиарного применения. В рамках данного принципа получает реализацию возможность упорядочивания жилищных правоотношений гражданско-правовыми нормами. Данное правило применимо только при отсутствии регламентации отношений жилищным законодательством. Принимая во внимание высказанные обстоятельства, договор управления многоквартирным домом, несомненно, является разновидностью гражданско- правовых договоров, а нормы Жилищного кодекса РФ, в части регламентации договора следует определить в качестве специальных норм гражданского права.
Мы полагаем, что нецелесообразно находить в договоре управления многоквартирным домом элементы иных гражданско-правовых договоров, поскольку договоры уже являются сформировавшимися и они имеют закрепление в гражданском законодательстве в качестве самостоятельных видов, что не позволяет дать им характеристику как смешанных, поскольку отсутствует необходимость в использовании по отношению к ним положений о тех традиционных договорах, компоненты которых содержатся в их содержании.
Другими словами, законодательная регламентация в законодательстве отдельных видов договоров, не дает оснований рассматривать указанный договор в качестве смешанного.
В классификации гражданско-правовых договоров отсутствует такая разновидность как договор управления многоквартирным домом. Следует обратить внимание, что признание договора непоименованным значит отсутствие урегулирования как вида договора, так и определенного ему типа. До введения в действие Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом относился к числу непоименованных. Поименованный характер данному договору придает определение его понятия в ст. 162 ЖК РФ.
Для договора управления многоквартирным домом, равно как и для других договоров определяющим являются существенные условия договора. Элементами договора управления многоквартирным домом являются предмет, цена, срок, форма, стороны и содержание договора.
Первым существенным условием договора управления многоквартирного дома является его предмет. Предметом договора должен охватываться состав общего имущества, а также условия необходимые для оказания услуг управляющей компании. При отсутствии данного условия договор признается незаключенным.
Форма договора управления многоквартирным домом - письменная.
Субъектами договора управления многоквартирным домом выступают собственники помещений и управляющая организация, обладающие специальной правоспособностью, и действующие на основании лицензии. В качестве управляющей организации могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Особо следует обратить внимание на отдельные условия, наличие которых в обязательном порядке предусматривается договором. Среди них условия о составе общего имущества многоквартирного дома, а также указание точного адреса данного дома.
Лицензирование профессиональной деятельности в области управления многоквартирными домами следует признать основой для охраны жилищных прав граждан.
1. Акифьева Л.В. Преимущества и недостатки различных форм управления многоквартирными домами // Вестник НГИЭИ. 2011. № 5(6). Т. 1.
2. Акчев С.А. Актуальные проблемы договора управления многоквартирным домом / Правовая система и современное государство: проблемы, тенденции и перспективы развития. Сборник статей II международной научно-практической конференции. 2019.
3. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 27.07.2015 по делу № 33-7169/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
6. Долгова Н.А. Правовая конструкция договора управления многоквартирным домом: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
7. Дроздов И.А. К вопросу о передаче многоквартирных домов в управление // Закон. 2007. № 6.
8. Дроздов И.А. Обслуживание жилых помещений: гражданско- правовое регулирование. М.: Статут, 2006.
9. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188- ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 14.
10. Киракосян С.А. Договор управления многоквартирным домом: правовая природа и практические проблемы заключения договора. URL: ййр://отрасли-права.рф/агйс1е/16505
11. Козлова Е.Б. Договор управления многоквартирным домом: гражданско-правовая природа и место в системе договоров // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 8.
12. Колпакова Л.С. Теоретические аспекты управления многоквартирным домом // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2012. № 33.
13. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.А. Городова. М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2007.
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
15. Котков М.А. Управление многоквартирным домом как правовая и экономическая категория // Научный поиск. 2017. № 2.1. С. 42.
...