ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Виды нарушения осанки, физиология и причины их происхождений 8
1.2. Особенности морфофункционального развития детей младшего
школьного возраста 17
1.3. Оздоровительная аэробика, как средство развития двигательных способностей и коррекции сколиотической осанки у детей младшего
школьного возраста 20
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Задачи исследования 33
2.2. Методы исследования 33
2.3. Организация исследования 38
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ . 40
3.1. Обоснование использования средств оздоровительной аэробики для развития двигательных способностей и коррекции сколиотической осанки . 40
3.2. Определение влияния средств оздоровительной аэробики на развитие скелетно-мышечной системы и двигательные способности у девочек 7-9 лет
со сколиотической осанкой 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
АКТУАЛЬНОСТЬ. В нашей стране за последние годы отмечается ухудшение уровня здоровья детей и подростков. По данным Минздравмедпрома практически здоровыми являются лишь 14% детей, 35¬40% страдают хроническими заболеваниями. Увеличивается число школьников с дефицитом массы тела, со снижением показателей мышечной силы и др. Исследования показывают, что именно в возрасте от 7-10 лет происходит первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями. Отклонения в состоянии здоровья детей и подростков отмечаются нарушениями в деятельности нервной, дыхательной систем, органов зрения и опорно-двигательного аппарата [И.А. Котешева, 2002].
По оценкам специалистов среди факторов, влияющих на возникновение нарушения осанки, сколиоза имеет место быть фактор школьной среды [Т.В. Гришин, С.В. Никитин, 2000; Ю.В. Менхин и др., 2002]. При своевременных оздоровительных мероприятиях нарушение осанки, как донозологическое состояние не прогрессирует, а является обратимым процессом [Морозова Т.С., Левченкова Т.В., 2003].
Формирование правильного позвоночника у детей является также педагогической проблемой, как и формирование необходимых знаний умений и двигательных навыков. По мнению многих исследователей, местом профилактики нарушений осанки различной степени может и должна быть школа. В работах [Т.В. Гришин, С.В. Никитин, 2000; М.А. Коровкин, 2003; Ю.А. Кириллова, 2011 и др.] связанных с оценкой состояния здоровья и с изучением показателей физического развития детей, отмечается, что около 88,7% детей школьного возраста имеют различные отклонения в физическом развитии, в том числе нарушения позвоночника. Ряд специалистов отмечают низкий уровень физического развития у школьников в настоящее время [В.И. Белов, 1993; В.К. Спирин, 2002; Б.Х. Ланда, 2005 и др.].
У детей со сколиозом позвоночника снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции. Они имеют предрасположенность к заболеваниям кардио- респираторной системы. Нарушение физиологических изгибов позвоночника приводит к ухудшению его рессорной функции и постоянным микротравмам головного мозга во время движений. Всё это приводит к тому, что у ребёнка повышается утомляемость и головные боли, и отрицательно влияет на его высшую нервную деятельность. В литературе выявлены данные, что дети с деформациями позвоночника менее внимательны и у них отмечаются более низкие адаптационные способности к противостоянию статике учебной деятельности [Гайворонский, И.В., 2007; Нежкина, Н.А., 2008].
В настоящее время одним из востребованных видов двигательной деятельности, направленных на лечение сколиоза, в том числе и сколиотической осанки являются занятия оздоровительной аэробикой и специальными (корригирующими) комплексами упражнений, которые направлены на укрепление мышечного корсета спины, гибкости позвоночного столба [Гришин, Т.В., 2000; Тарасова М.В., 2010].
Оздоровительная аэробика позволяет исключить монотонность исполнения движений, что особенно крайне важно учитывать на занятиях с детьми младшего школьного возраста. В процессе занятий развиваются физические качества, и улучшается физическое и психическое здоровь е занимающихся. Благодаря занятиям оздоровительной аэробикой дети становятся более координированными, улучшают осанку, укрепляют мышцы туловища, рук и ног, осваивают различные виды физических упражнений. А также использование на занятиях музыки способствует формированию музыкального вкуса, чувства ритма и культуры движения. Кроме того, использование музыкального сопровождения, различных танцевальных схем и новых физических упражнений, позволяет детям легче входить в контакт с инструктором. В этом случае дети быстрее поддаются исправлению сколиоза позвоночника, но и получают удовольствие от физических упражнений и проделанной ими работы. Упражнения для них становятся не как ежедневный труд, а как средство отдыха, поднятие настроения, отвлечение от школьных уроков и сидения за компьютером [Давыдов, В.Ю., Коваленко, Т.Г., Краснова, Г.О., 2004; Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В., 2002].
Несмотря на явные достоинства оздоровительной аэробики как средства физического воспитания в младших классах, практических исследований, посвященной этой теме не много. Такое положение дел требует особого подхода к вопросу об увеличении экспериментальных исследований в этой области.
Всё выше сказанное позволяет судить о необходимости коррекции сколиотической осанки, чтобы предотвратить развитие более сложных нарушений, связанных с позвоночником у детей младшего школьного возраста. Поэтому разработка методики занятий по оздоровительной аэробике является актуальной проблемой в настоящее время.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс с элементами оздоровительной аэробики, направленный на двигательную реабилитацию детей имеющих сколиотическую осанку.
Предмет исследования - средства оздоровительной аэробики, направленные на улучшение двигательных способностей и коррекцию сколиотической осанки учащихся младших классов.
Цель исследования - улучшение двигательных способностей и коррекция сколиотической осанки у учащихся младших классов средствами оздоровительной аэробики.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить уровень развития двигательных способностей и скелетно-мышечной системы у девочек младшего школьного возраста, имеющих сколиотическую осанку.
2. Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие двигательных способностей и коррекцию сколиотической осанки для девочек 7-9 лет.
3. Определить эффективность используемых средств оздоровительной аэробики для девочек младшего школьного возраста, имеющих сколиотическую осанку.
Гипотезой исследования. Предполагается, что применение средств оздоровительной аэробики в младших классах обеспечит значительное улучшение двигательных способностей и коррекцию сколиотической осанки у девочек 7-9 лет со сколиотической осанкой по сравнению с традиционными средствами физического воспитания.
Практическая значимость. Разработанный комплекс упражнений оздоровительной аэробики для детей младшего школьного возраста, направленный на улучшение двигательных способностей и коррекцию сколиотической осанки может быть использован в практической работе с детьми, имеющими нарушения осанки методистами, инструкторами и тренерами в залах ЛФК, в спортивных клубах и т.п.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Перед проведением педагогического эксперимента среди девочек 7-9 лет со сколиотической осанкой экспериментальной и контрольной группы по показателям, характеризующими наличие асимметрии развития скелетно - мышечной системы и уровню развития двигательных способностей, достоверного различия Р <0,05 не выявили.
2. Были использованы средства оздоровительной аэробики на занятиях, направленных на развитие двигательных способностей и коррекцию сколиотической осанки, для девочек младшего школьного возраста.
3. Определили эффективность использования средств
оздоровительной аэробики на занятиях, направленных на развитие двигательных способностей и коррекцию сколиотической осанки , для девочек младшего школьного возраста.
Рекомендуем использование средств оздоровительной аэробики на занятиях, направленных на развитие двигательных способностей и коррекцию сколиотической осанки, для девочек младшего школьного возраста.
Предлагаем включать в учебно-тренировочные занятия следующие части: подготовительную часть (разминку), основную часть, заключительную часть (заминку), а также изолированную работу
В методике обращаем большое внимание на использование упражнений, направленных на развитие силы мышц туловища и гибкости.
Занятия важно проводить четыре раза в неделю по 50 мин. Каждая тренировка должна быть направлена на проработку различных мышечных групп и развитие определённых двигательных способностей.
В учебно-тренировочных занятиях следует использовать следующие методы построения занятия: линейный; модификация шага или движения; вариация рук на базовых движениях; вариация комбинаций; пирамида прогрессии и скелетный метод.
При проведении учебно -тренировочных занятий следует руководствоваться принципами оздоровительной тренировки: доступности; "не вреди"; биологической целесообразности; биоритмической структуры; программно-целевой; интеграции; взаимосвязь и взаимодействие психических и физических сил человека; индивидуализации.