Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙНЕР» В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Работа №104695

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мониторинга профессионально-значимых качеств студентов специальности «Дизайнер» 11
1.1 Профессионально-значимые качества студентов специальности «Дизайнер» как основа формирования профессиональной компетентности будущего специалиста 11
1.2 Содержательная характеристика мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств студентов специальности «Дизайнер» 29
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации организационно - педагогических условий мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер» в высшем образовании 39
2.1 Критерии и показатели сформированности профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер» 39
2.2 Создание организационно-педагогических условий мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер» 57
2.3 Результаты экспериментальной проверки эффективности созданных организационно-педагогических условий мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер» 74
Выводы по второй главе 80
Заключение 82
Список используемой литературы 84
Приложения 90

Сегодня дизайн является неотъемлемой и очень важной составляющей всех передовых разработок и продуктов широкого потребления. Человека повсюду окружают продукты дизайна: предметы интерьера и экстерьера, предметы быта, мебель, одежда, рекламные носители, интернет-контент, техника и многое другое.
Дизайн позволяет повышать культурный уровень общества, способствует улучшению качества жизни и развивает духовные ценности человека. Для удовлетворения повышенных потребительских потребностей, потребностей компаний в развитии и продвижении своих продуктов необходима подготовка профессиональных, высококвалифицированных кадров в сфере дизайна.
Потребность мониторинга формирования профессионально-значимых качеств обучающихся дизайну обусловлена многими факторами, одним из которых можно считать утверждение нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», а, следовательно, ряд новых требований к подготовке и к выпускникам.
Актуальность исследования в социально-педагогическом направлении заключается в необходимости решения проблемы нехватки конкурентоспособных, креативных дизайнеров, способных не только повторять и множить современный дизайн, но и создавать абсолютно новый продукт, который способен опережать существующие тенденции и становиться трендом, отвечая социокультурным потребностям. Мониторинг в данном случае может являться инструментом для выявления положительных и отрицательных сторон учебного процесса и основанием для изменений, улучшений этого процесса.
Дизайн, являясь достаточно молодым направлением творчества и проектирования, не имеет такой научно-исследовательской базы как другие направления образования, искусства, а теоретические источники не располагают достаточными научными средствами для решения поставленной в работе актуальной задачи, отражающей вопросы мониторинга процесса обучения дизайнеров, формирования профессионально-значимых качеств студентов специальности «Дизайнер». Важно отметить, что оценка критериев является вопросом сложным для систематизации, т. к. оценка творчества - процесс многогранный и тонкий.
Научно-теоретическая значимость исследования заключается в расширении исследования данной темы, раскрытии важности и потенциала для будущих научных работ. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью теории и методики создания организационно-педагогических условий мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств студентов обучающихся дизайну.
Практическая значимость приобретает особую актуальность, т. к. от компетентности специалистов в области дизайна зависит эстетическая составляющая окружающей среды, успешность внедрения проектов разного уровня во все сферы жизни, а также конкурентоспособность российских дизайнеров на международных выставках, биеннале и прочих культурных мероприятиях. Исследование данной темы актуально для использования в процессе работы образовательного учреждения. Изучение может быть полезным как в общих, ознакомительных целях, так и при решении определенных управленческих, организационных вопросов, задач, касающихся работы с коллективом, составления учебного плана, проведения мероприятий для обучающихся. Исследование может рассматриваться как теоретическая основа для разработки новых диагностик, систем мониторинга, методик изучения формирования профессионально-значимых качеств студентов специальности «Дизайнер».
Проведенный анализ дает возможность выявить следующие недостатки:
• тема мониторинга качества обучения студентов специальности «Дизайнер» изучена мало;
• недостаточен набор инструментария и методик для диагностики процесса обучения дизайнеров;
• в обучении дизайнеров продолжают использоваться неэффективные методики и несовременные технологии;
• отсутствуют четкие критерии и показатели оценки формирования профессионально-значимых качеств.
Подтверждает актуальность исследования и ряд противоречий между:
• академическим уклоном в обучении дизайнеров, зачастую не обеспечивающим в полной мере формирование уровня их подготовки и требованиями работодателей, ожидающих от дизайнеров владения в совершенстве современными графическими редакторами, применения в работе актуальных визуальных тенденций, владения знаниями маркетинга;
• требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее ФГОС ВО) о формировании определенных профессиональных компетенций у обучающихся и отсутствием четко прописанных критериев и показателей, по которым следует оценивать формирование данных компетенций.
Исходя из выдвинутых выше предположений и сформированной актуальности, можно выявить проблему: какими должны быть организационно-педагогические условия мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер» в высшем образовании?
Данная проблема обусловила выбор темы исследования - «Организационно-педагогические условия мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер» в высшем образовании».
Цель исследования - повышение качества образования дизайнеров с помощью создания организационно-педагогических условий мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств.
Объект исследования - мониторинг результативности формирования профессионально-значимых качеств студентов дизайнеров.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств студентов специальности «Дизайнер».
Гипотеза исследования: повысить качество образования дизайнеров возможно при разработке следующих организационно-педагогических условий:
• выявить профессионально-значимые качества студента специальности «Дизайнер», являющиеся основой для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста;
• определить критерии и показатели сформированности профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер» и предложить систему оценки показателей этих качеств;
• подобрать диагностический инструментарий, картотеку методик, позволяющих измерить и оценить результативность формирования профессионально-значимых качеств студентов специальности «Дизайнер»;
• разработать этапы проведения мониторинга.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа выявить профессионально-значимые качества студента специальности «Дизайнер», являющиеся основой для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста.
2. Определить содержательную характеристику мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств студента специальности «Дизайнер».
3. Определить критерии и показатели сформированности профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер», предложить систему оценки критериев.
4. Создать организационно-педагогические условия мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер».
5. Раскрыть и проанализировать результаты экспериментальной проверки эффективности созданных организационно-педагогических условий мониторинга.
Теоретическая основа исследования:
• теория профессионального образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Ю.А. Кустов, В.А. Сластенин и др.);
• концепция профессиональной компетентности специалиста (Дж. Равен, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков);
• концепция компетентностного подхода к образовательному процессу (Э.Ф. Зеер, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков, С.Е. Шишов и др.).
• методология педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский и др.);
• закономерности развития личности (А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев);
• критерии и методы оценивания подготовленности будущих дизайнеров, требования, предъявляемые к выпускникам (О.Л. Салихов);
• теории профессионального становления дизайнеров (Т.Ю. Быстрова, И.С. Искра, М.И. Капунова, Л.Ю. Королева, Ю.П. Куприна, Э.Р. Хайруллина, Т.А. Новикова, М.Д. Полтавская, Е.С. Шелестова и др.).
Методы исследования:
• теоретические методы: изучение и анализ литературных источников, описание и моделирование процессов, сравнение результатов ;
• эмпирические методы: наблюдение за изменениями компетенций в процессе обучения, опросные методы, методы контроля и измерения (срезы, тесты), метод экспертных оценок.
Исследование состояло из трех этапов.
Первый этап - декабрь 2016 - декабрь 2017 гг.
На данном этапе происходило выявление проблемы и постановка задач, определение вектора исследования, анализ научных трудов с тематикой, соответствующей теме работы.
Определены критерии профессиональных компетенций, отвечающие за формирование профессионально-значимых качеств, выявлены показатели сформированности каждого критерия, подобраны методики, направленные на оценку уровня сформированности профессионально-значимых качеств, создана система для обработки и анализа полученных в ходе эксперимента данных.
Второй этап - декабрь 2017 - май 2018 гг.
Формирующий этап эксперимента содержал ряд задач, необходимых для достижения поставленных целей. Определен уровень сформированности критериев, отвечающих за формирование профессионально-значимых качеств в рамках нового пройденного семестра; выявлена динамика результативности формирования профессионально-значимых качеств за семестр, созданы организационно-педагогические условия мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств на основе анализа полученных в ходе диагностики данных.
Третий этап - июнь 2018 - апрель 2019 гг.
Проведение заключительного этапа мониторинга после внедрения рекомендаций, полученных на формирующем этапе эксперимента. Определены уровни сформированности критериев, отвечающих за формирование профессионально-значимых качеств в рамках нового пройденного семестра и после внедрения предложенных организационно-педагогических условий. Теоретическое осмысление результатов исследования, формулировка выводов. Оформление диссертационных материалов .
Научная новизна исследования:
• выявлены профессионально-значимые качества студента специальности «Дизайнер», являющиеся основой для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста;
• определены критерии и показатели сформированности профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер», апробирована система оценки критериев;
• разработаны этапы проведения мониторинга;
• созданы организационно-педагогические условия мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств на основе анализа полученных в ходе диагностики данных;
• доказана эффективность созданных организационно-педагогических условий мониторинга.
Теоретическая значимость исследования:
• осуществлен теоретический анализ исследуемой проблемы: создание организационно-педагогических условий мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер»;
• определены критерии и показатели сформированности профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер»;
• разработаны этапы мониторинга.
Практическая значимость исследования. В практику работы высшего учебного заведения могут быть внедрены критерии и показатели сформированности профессиональных профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер», а также организационно-педагогические условия мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер» для проверки эффективности учебного процесса.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивается проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях, использованием разнообразных методик количественной и качественной оценки результатов, качественным анализом экспериментальных данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе Архитектурно - строительного института ФГБОУ «Тольяттинский государственный университет», направление 54.03.01 «Дизайн». В исследовании участвовала группа студентов направленности «Графический дизайн» в количестве 12 человек.
Апробация и внедрение результатов исследования. Обсуждение тематики исследования, основных положений, этапов экспериментальной работы проходило на педагогических совещаниях, а именно на заседаниях кафедры ТГУ, на встречах с научным руководителем, семинарах, днях науки и научных конференциях университета. По теме исследования опубликовано три научных статьи.
Личное участие автора состоит в определении проблемы и изучении её теоретического и практического состояния; определении критериев и показателей оценки уровня формирования профессионально-значимых качеств студента специальности «Дизайнер», а также в создании организационно-педагогических условий для проведения мониторинга.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Повышение качества образования дизайнеров возможно при разработке следующих организационно-педагогических условий:
• профессионально-значимые качества студента специальности «Дизайнер» являются основой для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста;
• определение уровня сформированности профессионально-значимых качеств у студентов специальности ««Дизайнер» возможно через определение критериев и показателей профессиональных компетенций;
• подбор диагностического инструментария, картотеки методик позволяет измерить и оценить результативность формирования профессионально-значимых качеств студентов специальности «Дизайнер».
2. Проведение мониторинга результативности профессионально - значимых качеств способствует выявлению сильных и слабых сторон образовательного процесса.
Структура и объем диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (58 наименований), трех приложений. Текст иллюстрируют шесть рисунков и восемь таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность формирования профессионально-значимых качеств студента дизайнера обусловлена наличием выявленных противоречий между академическим уклоном образования и требованиями работодателей знаний последних трендов, инновационных методов проектирования, требованиями ФГОС ВО о формировании определенных компетенций у обучающихся и отсутствием критериев, по которым можно отследить формирование компетенций.
Сегодня существует высокая потребность рынка и работодателей в конкурентоспособных, креативных специалистах, решающих проектные задачи и создающих уникальные продукты, опережающие существующие тренды, отвечающие ожиданиям и запросам потребителя.
Современное образование дизайнера, усложнение его функций и требований обостряет необходимость внедрения мониторинга как инструмента для отслеживая и оценки качества образования.
В ходе теоретико-методологического анализа состояния проблемы, какими же должны быть организационно-педагогические условия мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств у студентов специальности «Дизайнер» в высшем образовании, уточнены определения таких явлений, как «компетенция», «особенность компетентности как результата образования», «организационно-педагогические условия», определены составляющие организационно-педагогических условий. Раскрыта сущность мониторинга, определены его принципы. Раскрыта важность формирования профессионально-значимых качеств студента дизайнера, выявлены составляющие критерии данных качеств. На основе методик разработана система оценки уровня сформированности изучаемых качеств. Профессионально-значимые качества определяют профессиональную компетентность будущего специалиста, являются основанием для оценки результата образования, выражающегося в овладении обучающимися определенным набором инструментов творческой, проектной и прочей профессиональной деятельности, по отношению к определенному проекту, задаче, проблеме.
Выявлено, что непрерывная диагностика и объективная оценка педагогического явления, изменяющегося из-за множества факторов, таких как: мотивация и квалификация преподавателей, возможности учащихся, возможности образовательного учреждения, может осуществляться с помощью мониторинга. Следует отметить, что сама диагностика не является конечной целью. Цель мониторинга - данные, необходимые для педагогического прогнозирования, внедрения и корректировки организационно-педагогических условий и принятий управленческих решений.
Методы эмпирического исследования способствовали раскрытию специфики получения образования студентами-дизайнерами, помогли выявить взаимосвязь между педагогическими условиями и формируемыми качествами.
Теоретически разработана и апробирована в ходе образовательного процесса система организационно-педагогических условий мониторинга результативности формирования профессионально-значимых качеств студента специальности «Дизайнер».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно раскрывает возможности мониторинга качества образования в рамках обучения студентов специальности «Дизайнер», дополняет возможности повышения качества образования.


1. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.01. дизайн (уровень бакалавриат) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/540301.pdf (дата обращения: 17.11.2017).
2. Алмазова, Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] : автореф. дисс. ... д-р пед. наук : 13.00.01 / Н.И. Алмазова. - Санкт-Петербург
3. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] : учеб.пособие / А.Г. Асмолов. - Москва : Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
4. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [Текст] : метод. пособие / В.И. Байденко. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
5. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А. Г. Бермус // Эйдос: интернет-журнал. - 2005. [web-сайт]. - URL :
www.eidos.ru/journal/2005/ 0910-12.htm (Дата обращения 12.10.2017).
6. Бос, Э. Как развить креативность [Текст] / Э. Бос; [пер. с нем. Петросян, К.А.] - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 189 с.
7. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 29-36.
8. Бордовский, Г.Л. Управление качеством образовательного процесса [Текст] / Г.Л. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
9. Быстрова, Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль...: Введение в философию дизайна [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т.Ю. Быстрова. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2015. - 286 с.
10. Введенский, В.Н. Профессиональная компетентность педагога [Текст] : пособие для учителя / В.Н. Введенский. - Спб. : Просвещение, 2004. - 158 с.
11. Востриков, В.А. Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе. Авторская модель. Монография [Текст] : учеб. пособие / В.А. Востриков. - Томск : Продуктивная педагогика, 2006. - 218 с.
12. Виппер, Б.Р. Статьи об искусстве [Текст] : учеб. пособие / Б.Р. Виппер. - Москва : Искусство, 1970. - 135 с.
13. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] : метод. пособие / С.М. Вишнякова. - Москва : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
14. Гейвин, Х. Когнитивная психология [Текст] / Х. Гейвин. - Спб. : Питер, 2003. - 272 с.
15. Глазычев В.Л. О дизайне [Текст] ; учеб. пособие / В.Л. Глазычев. - Москва : Искусство, 1970. - 113 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ