Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №104679

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста эмпатии средствами театрализованной игры 8
1.1 Сущность и развитие эмпатии в дошкольном возрасте 8
1.2 Организация театрализованной игры как педагогическое условие развития эмпатии у детей 5-6 лет 19
Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий развития эмпатии у детей 5-6 лет 27
2.1 Выявление уровня развития эмпатии у детей 5-6 лет 27
2.2 Экспериментальная работа по реализации педагогических условий развития эмпатии у детей 5-6 лет средствами театрализованной игры 34
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности умения осуществлять взаимопомощь 46
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение 56

На сегодняшний день, когда происходит интеллектуализация педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях, особо остро встают вопросы нравственного воспитания и формирования гуманистического мировоззрения, развития эмоционально-волевой сферы.
В исследованиях по проблеме нравственного воспитания издавна не было единого подхода. Так, Дж. Дьюи, сторонник прагматизма в педагогике, раскрывает биологизаторскую концепцию [29]. Представители идеи возможности воспитания личности лишь одними внешними воздействиями, A. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский раскрывают социологизаторский взгляд на нравственное воспитание [21, 33]. Гуманисты К. Роджерс, К.Г. Юнг создали свое гуманистическое направление в нравственном воспитании [33, 42]. В современной теории нравственного воспитания, которая строится на сочетании концепций, значительное место отводится воспитанию гуманных чувств и качеств личности: эмоциональной отзывчивости, дружбе, взаимопомощи, уважению к другим людям. Но чувства относятся к эмоционально-волевой сфере и являются объектом исследований в психологии.
Эмпатия давно считалась одним из таинственных явлений человеческой психики. В российской психологии изучением проблем эмпатии занимались многие ученые. Ее сущность исследовали К. Роджерс, К.Г. Юнг, А. Адлер [33, 42]. Истоки развития эмпатии исследовали B. И. Лысенко, Т.А. Репина. Уровни развития эмпатии явились объектом исследований для А.В. Запорожца, В.А. Петровского, Т.Г. Гавриловой [5, 12, 27]. Импульс к содействию и реальное содействие как высшую степень эмпатии изучали С.Ю. Мещерякова, В.А. Петровский [24, 27]. Большую практическую работу по исследованию эмоциональной отзывчивости провел и Е.Б. Субботский [35].
В воспитании чувств выделяются разные средства воспитания (например, художественные или природа), но наиболее эффективным, на наш взгляд, является собственно деятельность детей. Так как сущностью эмпатии является понимание чувств другого человека, то практический опыт эмпатии лучше всего получить в театрализованной игре. Для развития эмпатии у дошкольников мы выбрали наиболее оптимальную форму с учетом ведущей деятельности данного возраста - театрализованную игру.
Исследованием проблем игры как наиболее значимой деятельности для детей дошкольного возраста занимались Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.П. Усова [17, 21, 38]. Они рассматривали игру как способ организации жизнедеятельности дошкольников. О взаимосвязях искусства и эмпатии говорили Б.М. Теплов, В.А. Сухомлинский [36, 37]. Непосредственно изучением игр-драматизаций занимались Р.И. Жуковская, Н. Сорокина, М. Маханева, Л.В. Артемова. Р.И. Жуковская раскрывает возможности всестороннего развития личности через театрализованную игру. Л.В. Артемова раскрывает механизм нравственного воспитания через игру- драматизацию [1]. Н. Сорокина разработала этапы ознакомления детей с театром посредством игр в разных возрастных группах, раскрыла разницу в педагогическом значении игр с кукольным театром и такими играми, где дети сами являются актерами [34]. М. Маханева исследовала возможность обучения выразительным движениям через театрализованные игры [22].
На основе анализа психолого-педагогических исследований было выявлено наличие противоречия между необходимостью развития эмпатии у детей 5-6 лет и недостаточной разработкой педагогических условий, которые являются основой эффективного осуществления данной работы с детьми в условиях дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие развитию эмпатии у детей 5-6 лет?
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Объект исследования - процесс развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - педагогические условия развития эмпатии у детей 5-6 лет в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования - процесс развития эмпатии у детей 5-6 лет будет протекать эффективно, если в условиях дошкольной образовательной организации реализовать следующие педагогические условия:
• организация серии занятий, направленных на развитие у детей восприятия, способности понимать чувства другого;
• использование на занятиях театрализованных игр, в основе сюжета которых лежат художественные произведения;
• структурирование занятий с позиции подчинения единому сюжету и особенностям построения и проведения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмпатии и театрализованных игр.
2. Выявить уровень развития эмпатии у детей 5-6 лет.
3. Апробировать педагогические условия развития эмпатии у детей 5-6 лет.
4. Выявить динамику в уровне развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Методы исследования:
• теоретический анализ по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный; наблюдение за поведением детей; беседа с детьми;
• методы качественного и количественного анализа полученных результатов.
Теоретическая основа исследования:
- концептуальные положения о развитии эмоциональной сферы А.В. Запорожца;
- теоретические положения А.Д. Кошелевой, направленные на изучение социально обусловленной природы развития эмпатии в дошкольном возрасте;
- теоретические положения, раскрывающие возможности всестороннего развития личности через театрализованную игру Р.И. Жуковской, Н. Сорокиной, М. Маханевой, Л.В. Артемовой.
Новизна исследования: выявлена степень изученности проблемы в современных исследованиях, доказана возможность развития эмпатии у детей 5-6 лет в условиях дошкольной образовательной организации при создании соответствующих педагогических условий.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможностей театрализованной игры как педагогического условия развития эмпатии у детей 5-6 лет.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные об условиях, обеспечивающих развитие эмпатии детей 5-6 лет, могут использоваться воспитателями и педагогами- психологами дошкольных образовательных организаций на этапе развития и коррекции эмоциональной сферы детей старших дошкольников.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 «Золотой улей» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 11 детей 5-6 лет.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (42 наименования) и приложения. Текст иллюстрирован 9 рисунками, 3 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития эмпатии является очень актуальной на сегодняшний день. Развивая эмпатию, педагог осуществляет воспитание гуманных чувств, которой является важным в современной науке.
Мы рассмотрели разные точки зрения на сущность эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в трудах таких ученых как К. Роджерс, К.Г. Юнг, А.В. Запорожец, Т.А. Репина, Т.П. Гаврилова, В.А. Петровский. О развитии эмпатии посредством искусства говорили такие педагоги ка Б.М. Теплов, В.А. Сухомлинский. Нами также была изучена психолого-педагогические исследования М. Маханевой, Н. Сорокиной, Р.И. Жуковской, Л.В. Артемовой по проблеме развития театрализованных игр дошкольников.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей 5-6 лет имеют средний и низкий уровни развития эмпатии.
Мы предположили, что процесс развития эмпатии у детей 5-6 лет будет протекать эффективно, если в условиях дошкольной образовательной организации реализовать следующие педагогические условия: организация серии занятий, направленных на развитие у детей восприятия, способности понимать чувства другого; использование на занятиях театрализованных игр, в основе сюжета которых лежат художественные произведения; структурирование занятий с позиции подчинения единому сюжету и особенностям построения и проведения.
Нами была разработана серия занятий по развитию эмпатии у детей 5-6 лет посредством театрализованной игры. На занятиях детей обучали эмоциональной выразительности в движениях и словах. При обучении использовались приемы положительного примера более успешных детей и воспитателя, а также обращение к ребенку с просьбой представить себя на месте героя. Таким образом, дети упражнялись в понимании чувств героя, у них развивалась эмпатия.
Результаты контрольного среза подтвердили, что театрализованная игра является эффективным средством развития эмпатии у детей 5-6 лет: у 4 детей 5-6 лет (36%) после занятий с театрализованными играми повысился уровень развития эмпатии; разработанная серия занятий действительно способствует развитию эмпатии у детей 5-6 лет; использовать театрализованную игру как средство развития эмпатии детей 5-6 лет эффективно и результативно.
Результаты контрольного эксперимента показали, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.


1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В Артемова. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.
2. Бех, И.Д. Сопереживание как детерминанта нравственного поведения личности [Текст] / И.Д. Бех. // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Всесоюзный симпозиум. - М. : Педагогика, 2009. • С. 12-16.
3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав. - М. : Педагогика, 2010. - 186 с.
4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 2006. - 224 с
5. Гаврилова, Т.П. Сопереживание и сочувствие [Текст] / Т.П. Гаврилова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С. 26-35.
6. Ежкова, Н.С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимовлияния [Текст] /Н.С. Ежкова. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. - 156 с.
7. Ежкова, Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика [Текст] /Н.С.Ежкова. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006. - 119 с.
8. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст] / Р.И. Жуковская. • М. : Педагогика, 2007. - 263 с.
9. Запорожец, А. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. Запорожец. • М: Просвещение,1976. - 96с.
10. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [Текст] /А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - СПб. : Питер, 2013. - 214 с.
11. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. - М., 1974. - 240 с.
12. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец [и др.]. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.
13. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребёнка в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : учебное пособие / Н.В. Иванова. - Череповец : ЧГУ, 2008. - 178 с.
14. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка. Теория и практика [Текст] / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М. : Академия, 2004. - 172 с.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А Козлова, Т.А. Куликова, - М. : Академия, 2012. - 416 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ