Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Понятие гражданско-правового положения индивидуального предпринимателя и источники правового регулирования его деятельности 9
1.1 Понятие гражданско-правового положения индивидуального предпринимателя 9
1.2 Источники правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя 14
1.3 Особенности правового положения индивидуального предпринимателя 19
Глава 2.Государственная регистрация индивидуального предпринимателя и особенности его деятельности 22
2.1 Государственная регистрация индивидуального предпринимателя 22
2.2Правовые формы поддержки индивидуального предпринимателя 32
2.3 Проблемы правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя 38
Заключение 47
Список используемой литературы 50
В экономически развитых странах малое предпринимательство, индивидуальные предприниматели являются движущей силой материального благополучия государства и его граждан. В рыночной экономике проблематично найти замену малому бизнесу в сравнении с вносимым им вкладом в решение важнейших экономических и социальных задач. Индивидуальные предприниматели вносят существенную долю в налоговые отчисления бюджетов всех уровней. На их счету создание конкурентной среды, без которой сложно представить развитие любого современного государства. Индивидуальные предприниматели участвуют и в социальной сфере путем создания рабочих мест.
Некоторые полагают, что малое предпринимательство как вид деятельности совсем молодое, но это неверно, поскольку уже в восьмидесятые годы прошлого века стали появляться первые кооперативы, бизнес союзы и даже образовался Союз менеджеров СССР [1].
Как раз такие объединения и заложили фундамент современного российского предпринимательства. Активное участие индивидуальные предприниматели принимали также в процессе приватизации, который послужил катализатором к развитию малого предпринимательства как вида деятельности. Во время общего спада в экономике России в начале девяностых годов именно индивидуальные предприниматели спасали экономику от полного разорения и предоставило возможность перестроиться на новые рыночные отношения. А многие неприватизированные на тот момент предприятия не справились с конкурентами, не проявили мастерства управления и обанкротились [2]. Отсюда можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели для рыночной экономики - необходимый и незаменимый компонент в силу своей динамичности.
На данный момент в России работает более 850000 малых предприятий, в которых задействовано свыше 6000000 человек, официально зарегистрированными являются более 3500000 частных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Здесь не учтены лица, работающие по совместительству, а также бизнесмены, работающие без образования юридического лица.
Важнейшей функцией индивидуальных предпринимателей является создание трудовой занятости населения и сокращение безработицы, создание среднего класса - основы государства. Считается, что в отличие от крупного бизнеса, на малых предприятиях персонал является более сплоченным, что в итоге приводит к росту производительности труда. Именно индивидуальный предприниматель принимает на работу проблемные, в социальном плане, слои населения - молодых людей без опыта работы, пенсионеров, мигрантов и т.д. Но есть и негативные моменты. Например, уровень зарплат работников у индивидуального предпринимателя, как правило, значительно уступает уровню зарплат на крупных предприятиях, несмотря на производительность. Причиной этого является меньшая норма прибыли в малом предпринимательстве и экономия со стороны руководителей. Также, среди недостатков малого предпринимательства необходимо отметить небольшое количество оборотных средств и относительная сложность кредитования [3].
В современных условиях индивидуальным предпринимателям необходимо отлично ориентироваться в законодательстве, чтобы максимально рационально использовать ресурсы, пользоваться поддержкой со стороны государства, оказываемой малым предприятиям, знать, как происходит процедура регистрации индивидуального предпринимателя, какие необходимы документы. С учетом вышеперечисленных факторов тема исследования актуальна.
Цель исследования: проведение комплексного правового анализа правового положения индивидуального предпринимателя, а также особенностей его правового статуса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие правового положения индивидуального предпринимателя;
• провести анализ источников правового регулирование деятельности индивидуального предпринимателя;
• ознакомиться с мерами государственной поддержки индивидуальных предпринимателей;
• проанализировать проблемы правового регулирования положения индивидуального предпринимателя.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе создания и деятельности индивидуального предпринимателя.
Предмет исследования: нормы, регламентирующие отношения создания, деятельности индивидуального предпринимателя, а также нормы, регламентирующие меры государственной поддержки.
Методология исследования основывается на общенаучных методах, таких как диалектический, исторический, а также частно-научных методах: сравнительно-правовом, формально-юридическом.
Теоретической основой исследования стала современная законодательная база, научная литература и материалы периодических изданий. Нормативную базу составили действующие официальные документы и законодательные акты.
Индивидуальные предприниматели представляют собой многочисленный слой мелких собственников, которые в значительной мере определяют уровень социально-экономического развития страны, способствуют совершенствованию рыночных механизмов и конкуренции, насыщению рынка товарами, занятости населения, формированию среднего класса.
Понятие и критерии индивидуального предпринимателя как субъекта малого предпринимательства содержатся в ГК РФ, федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Можно дать следующее определение гражданско-правового положения индивидуального предпринимателя как субъекта малого предпринимательства: индивидуальный предприниматель, численность работников которых и размер полученных доходов за учетный период не превышает установленных законодательством нормативов.
Индивидуальному предпринимателю еще до момента государственной регистрации необходимо решить вопрос о системе налогообложения. Когда вопросы о системе налогообложения решены, можно приступать к процедуре государственной регистрации. С моментом государственной регистрации связывается возникновение правовых последствий, присущих регистрируемому юридическому факту: физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя.
Проблема развития деятельности индивидуального предпринимателя неотделима от проблемы повышения качества его правового регулирования. Например, меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства проработаны достаточно детально на всех уровнях власти, но не каждый индивидуальный предприниматель, изъявивший желание, может получить поддержку, а лишь незначительная часть. В то же время налоговая политика государства в отношении индивидуальных предпринимателей достаточно жесткая и при выплате всех налогов существенно снижается рентабельность малого предприятия - это служит основной причиной теневой экономической активности в сфере малого предпринимательства. И, несмотря на введение ряда изменений, благотворно влияющих на развитие малого предпринимательства и способствующих его легализации, система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании [57].
Также значительной проблемой для индивидуальных предпринимателей является проблема доступа к источникам финансирования. В этой сфере обязательны меры правовой поддержки небанковских институтов и разработка такого механизма государственных гарантий, при котором риски справедливо разделялись бы между государством, кредитными организациями и индивидуальными предпринимателями.
Подводя итоги, можно отметить, что на данный момент, несмотря на количество нормативно-правовых актов, регламентирующих гражданско- правовое положение индивидуального предпринимателя между ними много противоречий, остается достаточно много нерешенных вопросов. Не все меры правовой поддержки индивидуальных предпринимателей реально работают. И большее количество усилий индивидуальных предпринимателей уходит не на производственную и коммерческую деятельность, а на преодоление препятствий на пути своего развития.
Чтобы увеличить потенциал гражданско-правового положения индивидуального предпринимателя, а как следствие и потенциал развития самого государства необходим пересмотр, конкретизация и упорядочение законодательства, регулирующего деятельность малых предприятий и оказания им поддержки. Если государство все же не может реально, а не только на бумаге, помочь индивидуальным предпринимателям, то оно должно устранить все обозначенные препятствия, чтобы хотя бы не мешать существованию и развитию малого бизнеса.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, № 30, ст. 3012.
3. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, № 5, ст. 410.
4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.06.2018) // "Собрание законодательства РФ", № 31, 03.08.1998, ст. 3824; "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
5. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2017) // Российская газета", № 256, 31.12.2001.
6. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197- ФЗ (ред. от 05.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета", № 256, 31.12.2001.
7. Федеральный закон № 129 от 08.08. 2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ. -2001.- № 33 (часть I).- ст. 3431.
8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, № 31, ст. 4006.
9. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О бухгалтерском учете" // "Парламентская газета", № 54, 09-15.12.2011.
10. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
11. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // "Парламентская газета", № 90, 31.12.2008.
12. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018) "О защите конкуренции" // "Российская газета", № 162, 27.07.2006.
13. Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // "Собрание законодательства РФ", 04.07.2016, № 27 (часть II), ст. 4249.
14. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Российская газета", № 158, 25.07.2008.
15. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, № 31, ст. 3813.
...