ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ
ЗАДАЧ НА КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
§ 1. Из истории развития классического определения вероятности
§ 2. Цели обучения задачам на классическое определение вероятности, их место в курсе математики основной школы
§ 3. Анализ содержания теоретического материала «Классическое определение вероятности»
§ 4. Анализ задачного материала по теме «Классическое определение вероятности»
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ
ЗАДАЧ НА КЛАССИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
§5. Из опыта обучения решению задач на классическое определение вероятности в курсе математики основной школы
§6. Методические рекомендации по обучению решению задач на классическое определение вероятности в курсе математики
§7. Система упражнений на применение классического определения вероятности
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В XVII веке начало создаваться ясное представление о проблематике теории вероятностей и возникли первые математические методы решения вероятностных задач. Не смотря на долгую историю развития теории вероятностей, в обязательную программу школьного курса математики она вошла лишь в 90-е года прошлого века.
В настоящий момент задачи на определение вероятности включены в программу ОГЭ. Однако статистика, предоставленная Министерством образования РФ за 2017 год, утверждает, что лишь 43 процента всех выпускников справляются с данными заданиями [38].
Теория вероятностей имеет большое прикладное значение, в том числе и на бытовом уровне, а также представляет очевидную ценность для общего образования. При изучении теории вероятностей «ученики овладевают умениями анализировать рассматриваемый вопрос, обобщать, находить пути решения установленной задачи. Все это формирует мышление учащихся и способствует их развитию, особенно таких качеств выражения мысли, как порядок, ясность, обоснованность» [35, С. 60]
Кроме того, согласно ФГОС: «изучение учащимися алгебры должно отражать: формирование представлений о простейших вероятностных моделях в реальном мире и о различных способах их изучения; развитие умений использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений» [37].
Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования.
Проблема исследования: выявление методических особенностей обучения решению задач на классическое определение вероятности.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: методические особенности обучения решению задач на классическое определение вероятности.
Цель бакалаврской работы: выявить методические особенности обучения решению задач на классическое определение вероятности в курсе математики основной школы и разработать систему упражнений по теме исследования.
Задачи исследования:
1. Определить исторические аспекты возникновения и развития классического определения вероятности.
2. Выявить основные цели обучения задачам на классическое определение вероятности в курсе математики основной школы.
3. Выполнить анализ теоретического материала по теме исследования в учебниках математики основной школы.
4. Выполнить анализ задачного материала по теме исследования.
5. Выделить типы задач по теме «Классическое определение вероятности» в учебниках математики 5-9 классов.
6. Рассмотреть опыт работы учителей по теме исследования.
7. Выявить методические рекомендации по обучению решению задач на классическое определение вероятности.
8. Составить систему упражнений на применение классического определения вероятности.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ учебно -методической литературы, работ по истории математики, школьных программ, методических пособий, учебников и учебных пособий, изучение опыта работы отечественной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены методические рекомендации обучению учащихся решению задач на классическое определение вероятности в курсе математики основной школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены типология задач и система упражнений по обучению учащихся решению задач на классическое определение вероятности, которые могут быть использованы учителями математики и студентами в период педагогической практики в общеобразовательной школе.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по обучению решению задач на классическое определение вероятности в курсе математики основной школы.
2. Система упражнений на применение классического определения вероятности.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и
методы исследования.
Глава I бакалаврской работы посвящена теоретическим аспектам обучения решению задач на классическое определение вероятности в курсе математики основной школы. Изучены исторические аспекты возникновения и развития понятия функции. Выявлены основные цели и задачи обучения задачам на классическое определение вероятности в курсе математики основной школы. Выполнен анализ содержания теоретического и задачного материалов по теме «Классическое определение вероятности» в учебниках математики основной школы.
Во II Главе представлены методические рекомендации по обучению решению задач на классическое определение вероятности в курсе математики основной школы. Описаны методические особенности обучения решению задач по теме исследования из опыта преподавания учителей общеобразовательной школы. Разработана система упражнений по теме исследования.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 45 наименований.
В приложении представлена таблица с типологией задач в школьных учебниках и проект разработки онлайн-тестирования по теме «Решение задач на классическое определение вероятности».
В завершении работы, хочется отметить, что в современном мире классическая теория вероятностей имеет широкое применение не только в математике, но и физике, геометрии, информатике и статистике, что объясняет ее изучение в школьном курсе математики основной школы.
Проведенный анализ задач материалов ОГЭ [40] по теории вероятностей привел к выводу о том, что классическое определение вероятности можно применить для решения примерно трети заданий Открытого банка ОГЭ. При решении задачи важно правильно и четко определить, о каком испытании идет речь, выявить в соответствии с классическим определением вероятности количество равновозможных элементарных исходов, определить число благоприятствующих исходов.
Выявленная в бакалаврской работе типология задач на классическое определение вероятности хорошо подходит для учителей математики основной школы, так как является основой построения задач по этой теме. Все задачи из школьных учебников основной школы подходят под один из выделенных типов, и затем решаются путем применения формулы классического определения вероятности. Поиск решения задачи определенного типа будет легко понятен школьникам, так как это поможет им более ясно видеть условие, находить неизвестные величины и более рационально решать задачи. Составленная система упражнений с выделенными типами задач послужит полезным методическим дополнением при обучении решению задач на классическое определение вероятности.
При выполнении данной бакалаврской работы были решены поставленные задачи и выполнено следующее:
1. Выделены исторические аспекты возникновения и развития классического определения вероятности;
2. Выявлены основные цели обучения задачам на классическое определение вероятности в курсе математики основной школы;
3. Выделены основные понятия и свойства, используемые в работе;
4. Выполнен анализ теоретического материала по теме «Классическое определение вероятности» в курсе математике основной школы;
5. Выполнен анализ задачного материала по теме исследования;
6. Выделены основные типы задач по теме «Классическое определение вероятности» в учебниках математики основной школы;
7. Выявлены методические рекомендации по обучению решению задач на классическое определение вероятности;
8. Составлена система упражнений на применение классического определения вероятности.
Поставленная цель бакалаврской работы достигнута.
1. Баландина, И. Стохастическая линия в средней школе: Начнем с анализа / И. Баландина // Математика. -2009. - №14. - 34 с.
2. Блох, А.Я. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика [Текст]: учебное пособие для студентов пед. институтов по физ-мат.спец. / А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др.; Сост.. В.И. Мишин. - М.: Просвещение, 2016. - 416 с.
3. Бобровская, А.В. Классическое определение вероятности в материалах итоговой аттестации в школе [Электронный ресурс] / А.В Бобровская, А.А. Кораблев // Экспериментальный журнал международного образования.- 2016. № 3-2. - С.170-173. - Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id= 25776848.-Последнее обновление:15.05.2018г.
4. Бунимович, Е.А. Вероятность и статистика. 5-9 классы [Текст]: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений / Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. — М.: Дрофа. - 2014. — 160 с.
5. Бунимович, Е.А. О теории вероятностей и статистики в школьном курсе [Электронный ресурс] / Е.А. Бунимович, В.А. Булычев, Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко // Математика в школе. - 2015. - №7. - С. 3 - 14. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25043080. - Последнее обновление: 12.05.2018г.
6. Васильев, Н. Комбинаторика - вероятность [Электронный ресурс ] / Н. Васильев // Квант- 1986. - № 1. - С. 19 - 23. - Режим доступа: http://kvant.mccme.ru/pdf/1986/01.pdf. - Последнее обновление:19.05.2018г.
7. Виленкин, Н.Я. Алгебра. 8 класс [Текст]: учебник для
общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.
Чесноков, С.И. Шварцбурд. - 31-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2016. - 280 с.
8. Виленкин, Н.Я. Алгебра. 9 класс [Текст]: учебник для
общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.
Чесноков, С. И. Шварцбург. - 30-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. - 288 с.
9. Высоцкий, И.Р. Типичные ошибки в преподавании теории вероятностей и статистики [Электронный ресурс] / И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко // Математика в школе. - 2014г. - №4. - С. 32-43. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29170960. - Последнее обновление: 14.05.2018г.
10. Гаваза, Т.А «Трудные задачи по теории вероятности в средней
школе». Методический аспект [Электронный ресурс] / Т.А. Гаваза // Вестник Псковского государственного университета. Естественные и физико - математические науки, 2015. -№ 6. - С. 61-68. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25664054.- Последнее обновление: 21.05.2018г.
11. Гнеденко Б.В. очерк по истории теории вероятностей [Текст]: учебное пособие / Б.В. Гнеденко - М.: Эдиториал УРСС. - 2015. - 88 с.
12. Горлач, Б.А. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст]: учебное пособие / Б.А. Горлач. - СПб.: Лань, 2014. - 320 c.
13. Делюкова, Я.В. Аспекты изучения теории вероятностей в школьном курсе математики [Электронный ресурс] / Я.В. Делюкова // методическое пособие. 2016. - №2. - С. 31-33. Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=27444060 .- Последнее обновление: 20.05.2018г.
14. Дорофеев, Г.В. Математика. 5 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.В. Дорофеев, И.В. Шарыгин. - М.: Дрофа, 2013. - 288 с.
15. Дорофеев, Г.В. Математика. 6 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева. - М.: Дрофа, 2014. - 264 с...