РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи посредством рисования песком 7
1.1 Психолого - педагогические аспекты развития мелкой моторики рук
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 7
1.2 Потенциальные возможности рисования песком в развитии мелкой
моторики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 11
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством рисования песком 15
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей 5- 6 лет с
общим недоразвитие речи 15
2.2 Содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6
лет с общим недоразвитием речи посредством рисования песком 24
2.3 Динамика развития мелкой моторики рук у детей 5 - 6 лет с общим
недоразвитием речи 29
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение 49
Глава 1 Теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи посредством рисования песком 7
1.1 Психолого - педагогические аспекты развития мелкой моторики рук
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 7
1.2 Потенциальные возможности рисования песком в развитии мелкой
моторики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 11
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством рисования песком 15
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей 5- 6 лет с
общим недоразвитие речи 15
2.2 Содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6
лет с общим недоразвитием речи посредством рисования песком 24
2.3 Динамика развития мелкой моторики рук у детей 5 - 6 лет с общим
недоразвитием речи 29
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение 49
Актуальность темы рассматриваемой бакалаврской работы заключается в том, что развитие мелкой моторики рук, для всестороннего развития ребенка имеет огромное значение.
Развитие мелкой моторики рук, является одним из показателей готовности детей к поступлению в школу. У таких детей очень хорошо развита связная речь, память, внимание. Многие педагоги утверждают, что при поступлении в первый класс, у большинства детей имеются трудности при письме. Письмо это сложный навык, включающий в себя, сложные координации движения рук. Техника письма требует работу всех мышц кисти руки и также полностью всей руки. Техника письма требует большого внимания и сформированного зрительского восприятия. Негативное отношение к учебному процессу, возникает из-за неготовности и недостаточного развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия. Задолго до поступления в школу с ребенком надо развивать мелкую моторику рук.
В.И. Волынкина, А.В. Запорожец, В.И. Ядэшко, И.А. Лыкова занимались проблемой развития мелкой моторики рук детей.
Т.Г. Казакова, Е.А. Дубровская, Т.С. Комарова, С.А. Козлова разработали методику и условия формирования графических умений детей.
Представители юнгианской школы, такие как Дора Калфф занимались формированием концепции терапии песочной терапии. Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева внесли большой вклад в развитие «песочной терапии», а также они являются авторами книг «Чудеса на песке», «Песочная игротерапия».
Выбор темы исследования «Развитие мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи посредством рисования песком», обусловила актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая значимость.
Анализ психолого - педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием возможности рисования песком в данном процессе.
Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности рисования песком в развитии мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Таким образом, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность рисования песком как средства развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования - рисование песком как средство развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи посредством рисования песком возможно, если:
— обогащена развивающая предметно - пространственная среда оборудованием для рисования песком;
— включена техника рисования песком в совместную деятельность педагога с детьми;
— разработаны упражнения в технике рисования песком для развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого - педагогических исследований охарактеризовать и раскрыть процесс развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Экспериментально проверить эффективность рисования песком в развитии мелкой моторики рук у детей 5-6лет с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: эмпирические методы исследования - беседа с детьми, психолого - педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этап, наблюдения; теоретические - анализ психолого - педагогической литературы; интерпретация и анализ эмпирических данных и анализ.
Теоретической основой явились: положения о типологии ошибок при выполнении графических работ (Н.Ш. Корашвили); положения по формированию двигательного навыка письма (Н. Спантиной и О.А. Карабановой).
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования рисования песком в развитии мелкой моторики рук у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи; определены показатели и уровни развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: состоит в том, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством рисования песком. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (47 наименований источников), 1 приложение, 18 таблиц. Работу иллюстрируют 7 рисунков.
Развитие мелкой моторики рук, является одним из показателей готовности детей к поступлению в школу. У таких детей очень хорошо развита связная речь, память, внимание. Многие педагоги утверждают, что при поступлении в первый класс, у большинства детей имеются трудности при письме. Письмо это сложный навык, включающий в себя, сложные координации движения рук. Техника письма требует работу всех мышц кисти руки и также полностью всей руки. Техника письма требует большого внимания и сформированного зрительского восприятия. Негативное отношение к учебному процессу, возникает из-за неготовности и недостаточного развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия. Задолго до поступления в школу с ребенком надо развивать мелкую моторику рук.
В.И. Волынкина, А.В. Запорожец, В.И. Ядэшко, И.А. Лыкова занимались проблемой развития мелкой моторики рук детей.
Т.Г. Казакова, Е.А. Дубровская, Т.С. Комарова, С.А. Козлова разработали методику и условия формирования графических умений детей.
Представители юнгианской школы, такие как Дора Калфф занимались формированием концепции терапии песочной терапии. Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева внесли большой вклад в развитие «песочной терапии», а также они являются авторами книг «Чудеса на песке», «Песочная игротерапия».
Выбор темы исследования «Развитие мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи посредством рисования песком», обусловила актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая значимость.
Анализ психолого - педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточным использованием возможности рисования песком в данном процессе.
Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности рисования песком в развитии мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Таким образом, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность рисования песком как средства развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования - рисование песком как средство развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи посредством рисования песком возможно, если:
— обогащена развивающая предметно - пространственная среда оборудованием для рисования песком;
— включена техника рисования песком в совместную деятельность педагога с детьми;
— разработаны упражнения в технике рисования песком для развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого - педагогических исследований охарактеризовать и раскрыть процесс развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Экспериментально проверить эффективность рисования песком в развитии мелкой моторики рук у детей 5-6лет с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: эмпирические методы исследования - беседа с детьми, психолого - педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этап, наблюдения; теоретические - анализ психолого - педагогической литературы; интерпретация и анализ эмпирических данных и анализ.
Теоретической основой явились: положения о типологии ошибок при выполнении графических работ (Н.Ш. Корашвили); положения по формированию двигательного навыка письма (Н. Спантиной и О.А. Карабановой).
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования рисования песком в развитии мелкой моторики рук у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи; определены показатели и уровни развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: состоит в том, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством рисования песком. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями в работе с детьми.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (47 наименований источников), 1 приложение, 18 таблиц. Работу иллюстрируют 7 рисунков.
Проведенное нами исследование доказала выдвинутую гипотезу и позволило нам сделать следующие выводы:
Нами были рассмотрены теоретически е основы исследования развития м елкой моторики рук у дет ей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и определена роль рисования песком в данном процессе.
На констатирующем этапе м ы выявили уровень развития м елкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Проанализировав полученные данные в ходе проведенных диагностических методик, мы пришли к выводу: низкий уровень развития мелкой моторики рук сформирован у 9 детей (70%), средний уровень развития мелкой моторики рук сформирован у 5 детей (30%), высокий уровень не был выявлен.
Опираясь на данные констатирующего эксперимента, была определена цель формирующего этапа работы: в ходе эксперимента проверить эффективность рисования песком в развитии мелкой моторики рук у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи. На контрольном этапе мы выявили положительную динамику уровня развития мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи, о чем свидетельствуют следующие результаты: показатель низкого уровня развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи снизился на 37%, средний уровень повысился на 37%, высокий уровень так же не был выявлен.
После проведения формирующей работы, полученные данные позволяют утверждать, что уровень развития мелкой моторики рук возрос.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что цель работы достигнута, главные задачи работы удалось реализовать, наша гипотеза подтверждена.
Можно считать проблему развития мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи безусловно актуальной в наше время. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений с целью решения задач по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.
Нами были рассмотрены теоретически е основы исследования развития м елкой моторики рук у дет ей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и определена роль рисования песком в данном процессе.
На констатирующем этапе м ы выявили уровень развития м елкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Проанализировав полученные данные в ходе проведенных диагностических методик, мы пришли к выводу: низкий уровень развития мелкой моторики рук сформирован у 9 детей (70%), средний уровень развития мелкой моторики рук сформирован у 5 детей (30%), высокий уровень не был выявлен.
Опираясь на данные констатирующего эксперимента, была определена цель формирующего этапа работы: в ходе эксперимента проверить эффективность рисования песком в развитии мелкой моторики рук у детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи. На контрольном этапе мы выявили положительную динамику уровня развития мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи, о чем свидетельствуют следующие результаты: показатель низкого уровня развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи снизился на 37%, средний уровень повысился на 37%, высокий уровень так же не был выявлен.
После проведения формирующей работы, полученные данные позволяют утверждать, что уровень развития мелкой моторики рук возрос.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что цель работы достигнута, главные задачи работы удалось реализовать, наша гипотеза подтверждена.
Можно считать проблему развития мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет с общим недоразвитием речи безусловно актуальной в наше время. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений с целью решения задач по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.



